Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая книга Псалтири. Псалмы 41 – 71 4 страница






 

[23] Слово благо = благую песнь, т.е. песнь отрадного и радостного содержания.

 

[24] Дела моя = π ο ι η μ α τ α - отдельные части, строфы, стихи песни (потому множ.); некоторые думают, певец хочет сказать: все его действия, вся его сила должна быть посвящена этому высокому Царю.

 

[25] Язык мой и проч. можно принимать как желание; скорость писца служит знаком его ловкости; смысл: да будет язык мой достаточно способным, всегда находить соответственное (адекватное) выражение.

 

[26] Красен добротою = ω ρ α ί ο ς κ ά λ λ ε ί = прекрасный красотою, т.е. вполне прекрасен. - Паче сынов человеческих - больше чем сыны человеческие; Мессия, конечно, есть Сын Человеческий, но не только Сын Человеческий; личное соединение в Нем Божеств, природы с человеческою украсило последнюю преимуществами, каких не имеет никакая другая человеческая природа. - Благодать во устнех большинство принимает, как дар приятной речи, ссылаясь на 3Цар.10: 8 и Лк.4: 22 и т.д. Но уста не только орган речи, но κ ά τ 'ε ξ ο χ η ν (т.е. - по преимуществу) место красоты, которая, так сказать, сосредоточивается в жизненно свежем румянце губ, в приятности их движений и т.д.; поэтому под благодатью во устнех мы можем понимать всю красоту человеческой природы Христа, все преимущества, именно преимущества добродетели, которые Ему свойственны. Поелику (сего ради) человеческая природа Христа под влиянием Божественной имеет столь высокие преимущества, именно вследствие спасительных действий страдания и смерти по свободному избранию Его воли, то вследствие этого она столь высоко превознесена в Вознесении, принята к участию в божественном мироуправлении и к столь неизреченной славе; δ ό ξ α прославленной человеческой природы Христа есть вечное благословение Отца Богочеловеку (ср. Ин.17: 1 и д.). Некоторые вторую половину третьего стиха толкуют: Ты так прекрасен, почему и Бог благословил Тебя; но δ ί α τ ο υ τ ο по LXX не допускает такого значения; можно объяснять: Ты прекрасен и д., потому что (δ ί α τ ο υ τ ο) Бог благословил Тебя; т.е. из того, что Ты так прекрасен, следует, что Бог благословил Тебя, Твоя красота есть действие Его благословения. По этому толкованию под красотою и красотою Твоею нужно разуметь всю славу, в которую Христос облечен при вознесении.

 

[27] Ст.4 с евр.: " препояшь Себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею". Поэтому слава и красота предикаты к мечу, который является псалмопевцу символом царской силы и власти, поэтому он и созерцает их в мече. Совершенно подобно Златоуст: ρ ο μ φ ά ί α ν - τ ο ν ε π α ί ν ο ν σ ο υ κ α ί τ ο α ξ ί ω μ α σ ο υ LXX также - красотою и добротою относят к 4 стиху.

 

[28] Наляцы, т.е. лук и пусти стрелу. И успевай = будь победителем, проникай счастливо. И царствуй с евр. " возсядь на колесницу"; евр. цари на колеснице вступали битву; ехать на колеснице на войну значило поэтому = быть царем, явиться таким. К ст.4-5 ср. Апок.19: 11-16.

 

[29] Ради истины и пр. нужно соединять с наляцы; для того (ради) Он должен явить себя героем, ниспровергнуть врагов, чтобы исполнить, представить истинным (ради истины) данные отцам обетования о будущем мирном царстве и т.д.; затем для того, чтобы доставить успокоение столь давно угнетенному, спокойно терпящему праведнику (кротости), показать ценность в мире правды (ср. Пс.71: 12-14; 84: 11, 14; Ис.11: 4, 5).

 

[30] Стрелы твоя нужно дополнить словом суть, или могут быть. " Людие под тобою падут" нужно считать вводным предложением, в котором показывается действие таких стрел; враги падают толпами, и царь переезжает чрез них; в сердцы враг = краткословие: проникнут в сердце, т.е. глубоко вонзятся.

 

[31] Боже - зват. падеж и в послании к Евр.1: 8, след. Царь этот есть и Бог; такого понимания нельзя устранить никакими искусственными толкованиями: " Твой престол Божий", т.е. Твой Богом основанный или Тебе дарованный престол: далее: " Твой престол есть престол Божий" и т.д. Все такие изъяснения натянуты и против правил языка. Жезл правости есть жезл правды.

 

[32] Помаза Тя, Боже, Бог... Человеческая природа Христа в Вознесении была помазана, сделалась участницею высочайшей радости и блаженства (елей радости); но эта человеческая природа соединена была с божественною; не человек, но Богочеловек был помазан Тот, Кто был личный Бог. Известно, при радостных пиршествах обыкновенно помазывали гостей (Пс.22: 5; Ам.6: 6; Лк.7: 38), или они сами помазывались; поэтому помазание маслом служит знаком радости (Мф.6: 17). Помазать мессию здесь - ввести Его на пир вечной жизни, сделать Его участником этой радости паче причастник, больше чем Его братья; и мы некогда, как братья Христа (Евр.2: 10 и д.), будем прославлены подобно Ему, но не одинаково, ибо мы не Богочеловеки, а люди обожествленные; поэтому Христос помазан паче причастник. Поелику излияние елея на голову царей было символом передачи им божественной власти, то помазание здесь, кроме допущения к радостям и наслаждениям вечной жизни, может означать также облечение царскою властию над небом и землею (Евр.1: 2-3).

 

[33] Благоухание одежд Христа есть слава Его человеческой природы. От храмов слоновых, т.е. украшенных слоновою костью. Благовоние распространяется 1) от одежд (человеч. природы) Жениха, 2) от дворцов (δ α ρ ε ί ς), в которых живут невесты, составляющие радость Жениха. Благовоние из дворцов хотя происходит от невест, но оно сообщено им от Жениха (прославленная их жизнь проистекает от Христа), ибо они являются в Его украшении (в чести твоей). Под дворцом, в который вводятся невесты, с точки зрения исполнения, разумеется земная церковь. Она есть небо на земле, дворец Христов, но не совершенный; из него невеста и ее подруги, украшенные богатым, пестрым убранством благодати Христовой, приведены будут на небо. У преосв. Порфирия ст.9 переводится: " смирну и алой и кассию от одежд твоих (ощутили мы). Сквозь решетки из слоновой кости, сквозь них радостно приветствовали Тебя". В объяснение этого Преосвященный прибавляет: " в Палестине на плоских крышах домов ставятся деревянные решетки с круглыми отверстиями. Сквозь них смотрят женщины и из-за них приветствуют речами, кого должно, и восклицают: лю, лю, лю, лю"

 

[34] Одесную - почетное место (ср. 3Цар.2: 19) для первой супруги. Мысль, что синагога в мессианском царстве займет особенное отличительное место, и что язычники только чрез нее получат вход (ст.13), нередко встречается у пророков. Богородица Мария, Прекрасный Цветок синагоги, ближе всех брачных душ стоит к прославленному Спасителю (как Матерь); она имеет наибольшее участие в Богочеловеческой Его власти (одесную). Апостолы, которые будут сидеть со Христом на престолах и производить суд (Лк.22: 30), принадлежат также к иудеохристианской церкви (Рим.11).

 

[35] Забуди люди; к сожалению, только немногие удовлетворили этому требованию: с одной стороны, привязанность к иуд. обособленности, превозношение плотским происхождением от Авраама, национальное самолюбие были главными причинами, почему синагога не отдалась Христу. И возжелает - если увидит, что ты вполне любишь Его. Зане в ст.12 мотивирует высказанное в ст.11 требование всецелой преданности, а не - возжелает.

 

[36] Дщи Тирова, т.е. город Тир; он всегда держался независимо от Израиля, гордясь своим богатством и силою, не хотел иметь дело с теократическим народом; поэтому он употреблен здесь как представитель гордых языческих народов. - Богатии людстии может значить: все богатые из народа, т.е. из народов: богатейшие, могущественнейшие народы.

 

[37] Вся слава - внутрь, по евр. тексту - в ее покоях, в ее дворце (в земной церкви, где она украшена благодатию и всякого рода добродетелями). Π ά σ α δ ό ξ α LXX может иметь смысл: все ее величие развивает она внутри своего дворца, где она стоит в золотом шитье и т.д.

 

[38] Царю - к Царю в его дворце. По евр.: " в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы" и т.д. Искренние - ближе всех находящиеся к главной невесте, подруги (языческие народы). Тебе - снова. обращается к Царю с речью.

 

[39] Новообрученным желали обыкновенно многочисленного потомства (Руф.4: 11, 12); наш псалмист видит многих сыновей, которые родятся Царю вместо умерших Его предков (вместо отец: Авраама, Давида и т.д.), уже существующими (быша = родились); они будут владыками земли. Из союза, который Христос заключил с синагогою и языческими народами, вырастут Ему миллионы духовных сыновей (все оправданные), которые будут иметь с ним участие в Его царской власти, в Его господстве над миром (2Тим.2: 12, Апок.20: 4). Из союза с синагогою произошли особенно Апостолы, как князи мира.

 

[40] Написан одним из сынов Корея; евр. надпись ал аламот большею частию переводят: " голосом дев", т.е. петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). Отцы Церкви указывали в этом псалме предсказание об освобождении от всех ее врагов; для ветхозаветного псалмопевца это было Делом будущим, а потому тайным; некоторые толковники относят этот псалом к обстоятельствам, рассказанным в 2Пар.20: 1-29.

 

[41] Обретших = нечаянно постигших, заставших нас врасплох; зело можно соединять с помощник с еврейского: " Он - помощь в бедствиях; Он легко обретаем! "

 

[42] Ст.3-4 с евр.: " поэтому мы не боимся, когда колеблется земля, когда горы сдвигаются в сердце (в глубь) морей; пусть шумят, кипят воды его (моря), трясутся от величия" (дополни: мы не боимся). Смысл: мы не боимся и величайших потрясений и опасностей. Понятие " величайших" потрясений в политическом мире он делает наглядным и конкретным, заимствуя образы из внешней природы; произошел бы величайший переворот в природе, если бы земля снова обратилась в хаос, горы опрокинулись бы в море и т.п. Крепостию его с еврейск.: " от величия его" (т.е. моря); у LXX - α υ τ ο υ, т.е. Бога.

 

[43] Речная устремления и пр.; в противоположность волнующемуся морю, тихо текущая, но обильно изливающаяся река служит символом мирно подаваемой, богатой благодати Божией, которой радуется город Божий, как получивший спасение; вторая половина ст.5 указывает, кажется, основание спасения; Бог спас город, потому что избрал Своим жилищем и этим освятил его (храм на Сионе). Устремления (множ.числ.) - ο ρ μ ή μ α τ α - волна вздымается на волну; это преизобилующая благодать Божия. Утро за утра = с раннего утра - Бог не оставляет долго в нужде народ свой; " и встали поутру, и вот, все тела мертвые" (Ис.37: 36). Уклонишася царствия - ассириане угрожали поражением не только небольшому царству иудейскому, но и великим монархиям; но одно слово Господа (глас - гром - наказание), и всемирная ассирийская монархия (земля) сокрушена в одну ночь.

 

[44] Отъемля - прекращая брани; параллельно с лук сокруши. Вознесуся покажу Свою власть и между язычниками и только что показал ее в поражении Сеннахерима.

 

[45] Восплещите руками; рукоплескание - выражение радости (Наум.3: 19; Пс.97: 8); следовательно = радуйтеся.

 

[46] Избра нам достояние свое. У LXX κ λ η ρ ο ν ο μ ί α ν α υ τ ο υ, во многих кодексах ε α υ τ ω; с евр. " Он избрал для нас наследие наше", под которым конечно нужно разуметь Палестину, которую Господь избрал израильтянам как наследие и разделил еще при Иисусе Навине; язычники хотели отнять у них это наследие, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным; поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает наследие Израиля в его пользу (нам) и отдал оное ему, т.е. утвердил Израиля в обладании оным. В этом смысле можно толковать и славянский текст; свое может значить, что это наследие есть собственность Божия. Обладанием этой земли Израиль отличен от всех других народов: поэтому земля эта есть доброта (краса) Иакова, особенно благословенная, есть та земля, которую Бог особенно любит.

 

[47] Разумно - σ υ ν ε τ ω ς - можно относить к выражению, разумно, понятно, вследствие ясного произношения; или же к содержанию, умно, содержательно, поучительно (маскил). С евр. ст.10 переводится: " князья народов собираются - (как) народ Бога Авраамова; ибо Божий суть щиты (= защитники = князья) земли; Он весьма возвышен"; т.е. языческие князья (как представители своих народов, поелику сделались верующими, собираются для прославления Бога, или чтобы присоединиться к народу Божию (Мих.4: 1 и д.); они вполне находятся под властию Бога, Который внезапно может обратить их в ничто. LXX вместо не собственного выражения " щиты" поставили собственное - κ ρ α τ α ί ο ί: " как Божии державцы земли, вельми превознесены они" - (преосв. Порфирий).

 

[48] Песнь - шир. - заключает в себе понятие хвалебной песни. Вторые субботы нет в еврейском; неизвестно, когда это надписание вошло в текст LXX; в греческих синагогах этот псалом мог быть воспеваем во второй день седмицы.

 

[49] Благокоренным - ε υ ρ ί ζ ω ν; у преосв. Порфирия: " доброкоренаст". Этим выражением, по мнению его, " означена и густота прочных зданий, подобная густому лесу с хорошими корнями, обширность города и гористая высота его в роде высокого леса". Гора Сион хорошо укоренена, и сохранится в своем твердом основании, в своей крепости; гора Сион, здесь называется, как главная часть Иерусалима (верхний город). Второю главною частию являются ребра северова; (следует дополнять: благоукоренены), под которыми нужно разуметь на северо-восток от Сиона лежащую гору Мориаг, на которой лежал храм; та и другая часть вместе, гора Сион, в которой находилась крепость Давидова, и Мориаг, на которой лежал храм, составляли город Божий; следовательно, сначала поименованы твердо и непоколебимо оставшиеся части, а потом целое; благодарность воссылается за спасение всего города. С евр. " прекрасная возвышенность, восхищение всей земли - гора Сион! ". Радованием всея земли, α γ α λ λ ι ά μ α τ ι π ά σ η ς τ η ς γ η ς - на радость всей земли. В Псалтири 862 г. читается α γ α λ λ ι ά μ α τ ι π α σ η ς и пр. и преосв. Порфирий переводит: " некая утеха всей земли". Всея земли может быть относится только к Палестине; если же гору Сион принимать в ее духовном, всемирно-историческом значении (Ис.2: 2 и д.), то можно относить и ко всей земли. - Бог в тяжестех - ε ν τ α ι ς β ά ρ ε σ ι ν - в храмах (домах, Вульгата in domibus); обитатели домов знают Бога, признают, что Он спас город (заступает). Преосв. Порфирий переводит: " Бог с решетчатых кровель его дает Себя знать после защищения его", и замечает: " разумей прославление Бога людьми, стоящими на плоских крышах домов за решетчатыми баллюстрадами".

 

[50] Тако = то и то. - Смятошася = восстали друг против друга (2Пар.20: 23). Сокрушиши - здесь речь обращена к Богу, приведшему врагов в трепет и сокрушившему их силу. - Корабли фарсийские, т.е. самые большие и крепкие корабли означают здесь крепкую трудно разрушаемую власть; ср.Ис.2: 16.

 

[51] По имени Твоему тако и хвала Твоя - по мере распространения Твоего имени распространяется и слава Твоя.

 

[52] Обыдите и обымите = вокруг обойдите. Поведите - δ ι η γ η σ α σ θ ε = рассказывайте об этом чуде, и именно в столпех - ε ν τ ο ι ς π ύ ρ γ ο ι ς, т.е. когда вы стоите на башнях города и смотрите на него оттуда (часто значит на); с евр. " сосчитайте башни его" - Положите сердца = утвердите сердца; силою = тем, что делает город сильным, крепостию; может быть разумеется вся городская стена; она стоит неповрежденною. Разделите домы - или: стоя на башнях смотрите на дома не только общим взглядом, но для обозрения его разделяйте по частям, улицам и т.д. и смотрите на каждый в отдельности, чтобы убедиться, что каждый из них в целости; или: разделите себе домы для перечисления, переходя с одной улицы на другую.

 

[53] Земнородные в евр. (бене адам) в противоположность сынам человеческим (в евр. бене иш) означает простой народ; сыны человечестии - знатные, хвалящиеся своим происхождением, своею силою и т.д. (ср. Пс.4: 3). Псалмопевец хочет сказать: все должны внимать, как знатные, так и простые. Поучение - _ μ ε λ ε τ η = происходящая в сердце созерцательная деятельность, плодом коей является разум (σ ύ ν ε σ ι ς), ведение, мудрая речь. Преклоню в притчу и пр. открою свое ухо к принятию сообщаемого мне Богом, чрез вдохновение познания об отношении угнетаемых и угнетающих; следовательно от Бога происходит притча, которую предлагает псалмопевец. Π α ρ α β ο λ η евр. машал, значит, здесь вообще сравнение, именно угнетенного и угнетающего. Ганание - π ρ ό β λ η μ α - с трудом разрешаемая задача и потому загадка; здесь темный вопрос о том, как Бог допускает, что праведник страдает на земле, а нечестивцы благоденствуют. Не отвлеченною прозою, но в одушевленной песни, с аккомпанементом гуслей он представит разрешение загадки.

 

[54] Беззаконие пяты = преступление, злоба, которая преследует меня по пятам. Ст.6 у пр. Порфирия переведен: " для чего бояться мне в день лютый, когда преступление по следам пяты моей окружит меня". В ст.7 характеризуется беззаконие помянутых в ст.6 преследователей; у пр. Порфирия ст.7 выражен в форме звательного падежа.

 

[55] Брат - даже брат, от которого прежде всего можно бы было ожидать этого, не может выкупить нечестивого богача из-под власти смерти; избавит ли человек - может ли это сделать какой-либо человек? Нет; и он сам, нечестивец, не даст Богу очищения за себя, цены искупления, чтобы навеки выкупить себе жизнь свою.

 

[56] Утрудися - ε κ ζ π ί α σ ε ν - следует понимать в значении тяжелых мучений богача по смерти во аде. Нельзя отрицать, что евреи в самые древние времена имели понятие о мздовоздаянии в будущей жизни; в позднейшее время представления о награде и наказании за гробом значительно развились (ср. Прем. гл.5). Мнение псалмопевца не ограничивается только тем, как думают многие, что нечестивый умрет прежде праведника и что в этом одном будет состоять его наказание. Даже рационалистические толковники соглашаются, что в этом псалме содержится учение о награждении праведников в будущей жизни; почему же и не наказание нечестивцев? - И жив будет до конца - проще всего относить к вечному мучению во аде (утрудися во век). У пр. Порфирия: " и трудился ли кто вечно? Будет ли жить в конце веков? не увидит ли тление, когда видел, что умирают праведные" и проч. По масоретскому тексту ст.8-11 можно передать: " человек брата своего не искупает, не дает Богу (суду?) выкупа за него; весьма дорог выкуп души для них, и не состоится никогда. И еще бы жил кто до века, не увидев могилы!.. А ведь видят они, что и мудрые умирают" и т.д.

 

[57] Нарекоша имена своя на землях - своими именами назвали свои земли, чтобы увековечить их; - но несмотря на все это, у них ничего не останется кроме тесного гробового жилища.

 

[58] Не разум - ο υ σ υ ν η κ ε; у пр. Порфирия - " не кончался ли? " По масоретскому тексту: " а человек не в чести пребывающий похож (для них) на скот закалываемый! ".. Или " но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают".

 

[59] И по сих - μ ε τ α τ α υ τ α во устех своих благоволят; после того, т.е. когда путь их к погибели, они сами своими устами одобрят его, будут даже во аде хвалиться своими безумными речами. Или: хотя безумцы погибают, однако многие и после их погибели находят удовольствие в их нечестивых речах, которые они произносили при жизни; но во устех нельзя принимать в значении во устех их. С евр. " но этот путь их безумен, и потомки их - устами своими подтвердят".

 

[60] Находящиеся в преисподней нечестивцы сравниваются с стадом овец, пастырем коих смерть. Праведники же, которых нечестивцы притесняли на земле, в рассвета-ющее для них утро (день суда), после долгой ночи страданий, явятся судиями и владыками (κ α τ α κ υ ρ ι ε ύ ο υ σ ί), между тем как нечестивцы остаются беспомощными и должны лишиться всякой славы, которую они имели на земле. Помощь их обетшает, т.е. там устанут и думать о какой-либо помощи себе.

 

[61] В противоположность печальной участи нечестивых в будущей жизни (ст.15), псалмопевец ожидает себе и всем праведникам вечного блаженства у Бога. Егда приемлет мя, т.е. когда Бог возьмет меня к Себе, как Еноха. Быт.5: 24. Пс.72: 24.

 

[62] С евр. ст.19 переводят: " хотя при жизни он ублажает душу свою и прославляет тебя, что ты удовлетворяешь себе, но пойдет к роду отцов своих" и т.д. Душа его в жизни благословится: он прославляется и будет прославляем в своей жизни другими за свое счастие; или: он сам считает себя счастливым, подобно евангельскому богачу (Лк.16: 25). Исповестся Тебе едва можно относить к Богу, - правильнее - к людям; богач тогда только хвалил их, когда они удовлетворяли ему; следовательно стремление к удовольствиям составляло для него все.

 

[63] От восток солнца и пр. нет достаточного основания сопоставлять с от Сиона.

 

[64] Нынешний масоретский текст переводят: " С Сиона, который есть совершенство красоты, является Бог; грядет Бог наш и не умолчит".

 

[65] С евр. ст 5: сверите Мне Моих праведников и т.д. По LXX говорит не сам Бог, но высший ангел к низшим исполнителям суда. Преподобными (святыми) называются и нечестивые израильтяне, как принадлежащие к языку святому (Исх.19: 6). Завещавающие = осуществляющие завет. Весь Ветхий Завет основывался на жертвах (Исх.24: 5 и д.); если жертва переносилась в истинном духе, с отвращением от греха, то тем самым исполнялся закон, завет. Всякий израильтянин, приносящий надлежащим образом жертву, продолжал как бы заключение завета; всякая истинная жертва была как бы заключением завета. Обвиняемые думали, что и они своими жертвами заключают завет; но этого не было.

 

[66] Скоти - стада, пасущиеся в горах, в отличие от домашнего скота, назначавшегося для ежедневного употребления (волове); с евр. " скот на горах тысяч", т.е. где тысячи пасутся. Красота сельная = полевые плоды, из которых приносилась бескровная жертва; по другим - дичь. Со мною есть = Я знаю их и всегда могу пользоваться ими.

 

[67] Жертва хвалы - здесь не благодарственная жертва, в противоположность жертве всесожжения, о грехе, преступлении, но внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую истинную жертву, будет ли это жертва умилостивительная, или благодарственная.

 

[68] Грешник - здесь все недостойно приносящие жертвы; же означает резкую противоположность между ними и истинными жертвоприносителями (ст.14-15); грехи (ст.17-20) суть следствия нерадивого внутреннего жертвоприношения. Поведать = передавать, точно знать наизусть. Седя, т.е. на совете нечестивых.

 

[69] И тамо - в жертве хвалы, в преданности Богу и Его заповедям. Путь, по которому Бог посылает спасение.

 

[70] Наипаче - ε π ί π λ ε ί ο ν - еще (ε π ί) больше, именно чем другие, которые не так тяжело согрешили, поэтому не нуждаются в столь великом прощении.

 

[71] Тебе единому = против Тебя одного; грех с Вирсавией и убийство Урии в сущности - оскорбление Бога; что он преступал и против ближнего, - это он оставляет, как меньшее зло, без внимания; только как на оскорбление величия Божия, след, во всей его ужасности, он смотрит здесь на свой грех. - лукавое пред Тобою, т.е. что составляет зло пред очима Твоими. - Да оправдишися: " я говорю это -исповедую себя грешником против Тебя одного, чтобы никто не нашел слишком строгим Твоего приговора (словесех; 2Цар.12: 10-12, 14), чтобы Ты в Своем осуждающем меня приговоре явился правым, и победил, если будешь судим людьми за свой приговор. Считающие наказание слишком строгим, установляют суд против Бога, осуждают Его; но если сам Давид признает великость своего греха, то этим он помогает Богу в победе над такими слепыми судьями.

 

[72] Классическое место учения о первородном грехе.

 

[73] Ст.8 толкуется различно; во всяком случае здесь дается основание (се бо), почему Бог должен простить. Истинно - то, что соответствует идее Бога (α λ η θ ί ν ο ν у Иоанна). Дабы отпадший от своей идеи человек, который теперь стал ложь, снова возвысился к своей идее (истина), Бог дал чрез Моисея положительное откровение, открыв в законе, дотоле сокровенные для человека (ужасное потемнение в язычестве) или таинственные глубины Своей Божественной мудрости. В том, что Бог хочет иметь идеального человека (истину возлюбил еси), для достижения чего Он и открыл Себя, заключается конечно для кающегося, к идеалу стремящегося грешника, твердое основание надежды на просвещение. Другие под истиною разумеют истинность, откровенность, честность, с какою Давид исповедует свой грех; безвестная и тайная суть в таком случае особенные пророческие откровения Давиду: " Ты меня удостоил таких откровений; прости же мой грех! " С евр. " вот Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость", т.е. даруй мне истинную, глубоко - внутреннюю мудрость.

 

[74] Сердце чисто созижди - доказательство, что уже в В.Завете оправдание понимали не как покрытие только греха, но как установление новой жизни. - Дух прав, с евр. твердый дух, который твердо противостоит всем обольщениям плоти; который всегда стоит прямо, непоколебимо. - Не отыми или: не удерживай его от меня, дай мне его; или: не удали его совсем от меня; ибо и после греха оставались еще в Давиде добрые остатки, зародыш лучшего ν ο υ ς, π ν ε υ μ α α γ ί ο ν. - Воздаждь ми радость спасения = спасительную; живя в благодати Божией (спасение), Давид получал сладкую радость в Господе; грех похитил у него эту, от благодати Божией происходящую, радость; отсюда молитва о восстановлении ее. - Дух владычный - π ν ε υ μ α η γ ε μ ο ν ί κ ο ν, дух, который может в человеке иметь начальствование, гегемонию, господствовать над низшими побуждениями.

 

[75] В ст.18 не отвергаются внешние жертвы, но указывается, что они без участия сердца не имеют значения; покаянный дух - душа всякой жертвы.

 

[76] Впрочем, многие и эти стихи не без основания приписывают Давиду. Грехом его как бы поколебались самые стены города; потому он и молится о восстановлении их.

 

[77] С евр. ст.3 переводят: " что ты хвалишься злодейством, о витязь? Милость Божия (спасающая меня) продолжается всякий день".

 

[78] Бритва изощренна - образ клеветливого языка. Благостыня - доброе расположение, в котором, вместо того, чтобы заподозрить, стараются оправдать, защитить право, - здесь правое дело Давида.

 

[79] Разрушит тя - лишит тебя того влиятельного положения, в каком ты находишься; восторгнет тя - исторгнет тебя из твоего владения, в котором ты твердо укоренился, изгонит тебя из твоей кущи в чужбину (преселит) и лишит тебя жизни. Возможе суетою своею толкуют: он считал себя крепким суетою своею; но он был долгое время сильнее Давида, и именно вследствие лжи и клеветы (суета) пред Саулом.

 

[80] Маслина плодовита, с евр. " зеленеющая маслина" - образ счастия и благоденствия (ср. Пс.1: 3, 91: 13) в противоположность вырванному дереву (ст.7). В дому Божию - псалмопевец всякое счастие представляет исходящим из скинии, в которой укореняются праведники; когда он освободится от своих врагов, то спокойно будет служить в скинии и вследствие этого сделается участником божественного благословения.

 

[81] См. Пс.13, с коим он почти буквально сходен. Ст.6 с евр. " ибо Бог рассеял кости обложивших тебя; ты посрамишь их, потому что Бог отверг их".

 

[82] Во имя - имя Божие = откровение того, что Он есть; милостивым откровением Своего существа, Своей силы, спаси меня. Суди в отношении к праведникам - воздаждь правду.

 

[83] Чуждии - зифиты, так злобно и жестокосердно поступившие с Давидом, как обыкновенно поступают с израильтянином только чужеземцы, язычники. Следов, в слове чуждии нет основания к возражению против подлинности надписания. Крепцыи - Саул и его приверженцы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал