Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Игра в согласие ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Игра начинается вечером седьмого дня после игры в присоединение. Флавий[30] в этот день ложится рано. Норма также поднимается к себе уже в девятом часу. Оба они — он на севере, она на востоке города — принимаются думать друг о друге: о голосе другого, о его жестах, о том, как мало им об этом другом известно. Они истощены теми усилиями, которых потребовала от них игра в присоединение; в их комнатах темно, окна распахнуты; их грезы заполнены пляской лунного света и теней. В этих играх каждый открывает для себя затуманенный светлой печалью образ другого; когда же уставшая Норма закрывает глаза, Флавий ложится внутрь нее — так саркофаги фараонов входили один в другой, — и они засыпают глубоким сном друг в друге. В краткие мгновения этого завороженного полусна они осознают, сколь велико их согласие — такая гармония порой объединяет матерей с их еще не рожденными детьми. Рано утром Норма находит Флавия в своем теле. Они вместе открывают глаза. Норма встает, Флавий тоже; они расстаются. Флавий “возвращается” к себе. День, напоенный колдовством минувшей ночи, остается легким и светлым, а неделя, отделяющая их от начала следующей игры, проносится в спокойном и светлом дыхании, будто летний бриз. “Жасминовый человек”, 1971 г. Перевод с французского С. Дубина ї Сергей Дубин, 2003 [1] Полная библиография по этому вопросу заняла бы около десятка страниц; среди самых заметных работ общего порядка, опубликованных за последние десять лет, отметим (помимо упомянутых далее): Caws M.A., Kuenzli R., Raaberg G., eds. Surrealism and Women. Cambridge, Mass., & London, MIT Press, 1991; Convulsive Beauty: the Image of Women in Surrealism. Williams College of Art Museum, 1995; Conley K. Automatic Woman: The Representation of Women in Surrealism. Lincoln & London, University of Nebraska Press, 1996; Rosemont P. Surrealist Women: An International Anthology. Austin, University of Texas Press, 1998. [2] Bеnayoun R. Erotique du surrеalisme. P., Pauvert, 1965. [3] Chadwick W. Women Artists and the Surrealist Movement. Boston, Little, Brown and Co, 1985. [4] См. разбор этой тенденции в кн.: Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., НЛО, 2002. [5] Gauthier X. Surrеalisme et sexualitе. P., Gallimard, 1971. [6] Самки богомола известны тем, что пожирают своего партнера после совокупления, и сам образ стал во французском (mante religieuse) и английском (praying mantis) языках расхожим обозначением “пожирательницы” мужчин. [7] М. Лейрис Возраст мужчины. СПб., Наука, 2002. [8] Colville G. Scandaleusement d’elles: 34 femmes-surrеalistes. P., Place, 1999. [9]См. обэтомвкаталогевыставки: Mirror Images/ Women, Surrealism and Self-representation. Cambridge, Mass. & London, MIT Press, 1998 имонографии Riese-Hubert R. Magnifying Mirrors/ Women, Surrealism and Partnership. Lincoln & London, University of Nebraska Press, 1994. [10] См. о ней, в частности: Bona D. Gala. P., Flammarion, 1995. [11] См. об этой классификации: Chеnieux-Gendron J. De l’еcriture au fеminin dans le surrеalisme// La femme s’entкte: la part du fеminin dans le surrеalisme (Colloque de Cеrisy-la-Salle). Textes rеunis par G.Colville et K.Conley. P., Lachenal et Ritter, 1998. [12] Sawelson-Gorse N., ed. Women in Dada: Essays on Sex Gender, and Identity. Cambridge, MA, MIT Press, 2001. [13] Cottenet-Hage M. Gisеle Prassinos ou le dеsir du lieu intime. P., J.-M. Place, 1998; Richard A. Le Monde suspendu de Gisеle Prassinos. P., HB, 1997. [14] Chadwick W. Leonora Carrington: La realidad de la imaginacion. Mexico, Era, 1994. [15] Paz O., Caillois R., Gonzales J. Remedios Varo. Mexico, Era, 1966; Kaplan J. Unexpected Journeys: The Art and Life of Remedios Varo. NY, Abbeville Press, 1988. [16] Bonnefoy Y. Leonor Fini ou la profondeur dеlivrеe. Montpellier, Lеo, 1965; Godard J. Leonor Fini. P., Le Sеmaphore, 1996. [17] Bosquet J. La peinture de Dorothea Tanning. P., 1966; Bailly J.Ch. Dorothea Tanning. NY, 1995. [18] Ivsic R. Toyen. P., Filipacchi, 1974. [19] De Margerie A. Valentine Hugo, 1887-1968. P., Jacques Damase, 1983; Bernheim C. Valentine Hugo. P., Renaissance, 1991. [20]См. о “мексиканском” бытованииженскогоискусства (Каррингтон, Варо, Кало, МарухаМальо, МариаИскьердо, ТинаМодотти): La Mujer en Mexico/ Women in Mexico. NY, National Academy of Design, 1990; Franco J. Plotting Women/ Gernder & Representation in Mexico. NY, Columbia University Press, 1989 [21] Curiger B. Meret Oppenheim. Zurich, Frankfurt, NY, Parkett, 1989. [22] Leperlier F. Claude Cahun, l’еcart et la mеtamorphose. P., J.-M. Place, 1992. [23] Buisson F. Portrait d’Unica Zьrn. P., Le Nouveau Commerce, 1977; Approche d’Unica Zьrn. P., Le Nouveau Commerce, 1981. [24] Matthews J.H. Joyce Mansour. Amsterdam, Rodopi, 1985. [25] Irigary L. Ce sexe qui n’en est pas un. P., Editions de Minuit, 1977. [26] Herrera H. Frida: A Biography of Frida Kahlo. NY, Harper & Row, 1983; Zamora M. Frida, el Pincel de la angustia. Mexico, La Herradura, 1987; Grimberg S. Frida Kahlo. NY, Brompton Books, CT/ Barnes & Noble, 1997. [27] Vieuille C. Kay Sage ou le surrйalisme amеricain. Puget-sur-Durance, Complicitеs, 1995; Suther J.D. A House of her Own: Kay Sage, Solitary Surrealist. London & Omaha, University of Nebraska Press, 1997. [28] Plaza M. Littйrature et la folie. P., PUF, 1986. [29] Suleiman S.R. Subversive Intent/ Gender, Politics and the Avant-garde. Cambridge, Harvard University Press, 1990. Этот пересмотр ведется и под влиянием гендерных исследований: см., например, работы о женщинах сюрреализма в кн.: Suleiman S.R., ed. The Female Body in Western Culture. Cambridge, Harvard University Press, 1986; The Other Perspective of Gender and Culture: Re-writing Women and the Symbolic. NY-Oxford, Columbia Press, 1990; Gambrell А. Women, Intellectuals, Modernism and Difference: Transatlantic Culture, 1919—1945. Cambridge, 1997. С. Дубин. Перевод, 2003 [30] В лечебницу, где находилась тогда Цюрн, Беллмер прислал ей альбом-партитуру оперы Беллини “Норма”. Цюрн покрыла его поля рисунками персонажей и там же начала наброски “Игр” (хотя в опере Норма любит друга Флавия, Поллиона, и Флавий является второстепенным персонажем). (Прим.перев.)
|