Б. «Золотое слово» Святослава
В. «Песнь Бояна»
А. Стала обида в войсках Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Трояню…
Б. Князьям слава и дружине! Аминь…
19. В чем выразилась гуманистическая позиция автора «Слова о полку Игореве»?
А. В прославлении силы и гордости русского оружия
Б. В утверждении общечеловеческих ценностей
В. В прямом высказывании автора против войны
Б. «Хождение за три моря»
В. «Севастопольские рассказы»
А. Конец XII в.
Б. Середина XIX в.
В. Конец XVII в
А. Н.М. Карамзину
Б. М.Е.Салтыкову-Щедрину
В. А.И.Мусину-Пушкину
А. Неудачный поход князя Игоря новгородсеверского против половцев
Б. Удачный поход князя Игоря новгородсеверского против татар
5.Можно ли сказать что «слово о полку Игореве» представляет собой литературную мистификацию и дискуссию об авторстве нужно считать законченной?
А. Да
Б. Нет
События, описанные в «Слове о полку Игореве, перенесены из ____________ летописи начала____ века, названной по имени _________ монастыря.
7. Какие причины послужили предположению, что автор «Слова о полку Игореве» был непосредственным участником описываемых событий?
А. Страстная речь о случившимся
Б. Большое количество подробностей, упоминаемых в тексте
В. И то, и другое
Б. «Екатерининская копия»
В. «Пушкинская копия»
…Склоните тяги свои, положите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на земля Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобицы пошло ведь насилие от земли половецкой!
Светлое и пресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждой им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?
А. Святославу
Б. Бояну.
В. Ярославне
А. В сопереживании автором происходящих событий
Б. В музыкальности и ритмичности произведения
12. Чьей позиции придерживается автор в «Слове о полку Игореве»
А. Игоря
Б. Владимира
В. Святослава
А. Игорь
Б. Всеволод
В. Святослав
Г. Владимир
На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синии молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого! … Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке, на Калке, у Дона Великого.
16. Можно ли однозначно определить жанр «Слова о полку Игореве»?
А. Да
Б. Нет
А. «Золотое слово Святослава
Б. Плач Ярославны
В. Песнь Бояна
А. Встала обида в войсках Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Трояню…
Б. Князьям слава и дружине! Аминь…
А. Да
Б. Нет
В. Может быть
А. Сентиментализм
Б. Классицизм
А. Классицизму
Б. Сентиментализму
А. Классицизма
Б. Сентиментализма
А. Ода
Б. Поэма
В. Песня
Г. Былина
А. К лирике
Б. К драме
В. К эпосу
А. Народ
Б. Буржуазная верхушка
В. Средний класс
А. Разговор с Анакреонтом
Б.«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.»
В. «К статуе Петра Великого»
А. Портрет возлюбленной девушки
Б. Возлюбленной Родины
А. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Б. Один из видов комического, сочетающий насмешку и сочувствие к предмету смеха.
В. Художественный прием, намеренное искажение чего-либо или кого-либо, нарушение пропорций изображаемого мира или его части, причудливое соединение фантастики с реальностью.
А. Трагедия
Б. Комедия
В. Драма
А. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и составляющих его основу
Б. Главная мысль литературного произведения
По пяти рублей на год и по пяти пощечин на день.
А. Скотинину
Б. Простаковой
В. Тришке
А. Радищева
Б. Фонфизина
В. Ломоносова
16. Речь ярко характеризует героев литературного произведения. Соотнести приведенные слова и понятия, которым они соответствуют. Кому из героев комедии Фонвизина принадлежат эти слова? «Просвещенье возвышает одну добродетельную душу»
А. Стародуму
Б. Милону
В. Софье
А. К сентименталистам
Б. К классицистам
В. Его художественные принципы имеют переходный характер
18. Выбрать определение сентиментализма:
А. Непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, в котором вместо классического культа разума утверждается культ чувства, исходящий из положения об изначальной доброте человека и призывающий развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.
Б. Продуктивный творческий метод, в основу которого был положен принцип «подражания природе», которая представлена рационалистически гармоничной и совершенной как идеальное творение Бога
В. Продуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире
№
| Тема урока
| Кол.
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
образования
| Требования к
уровню подготовки обучающихся
| Вид
контроля
| Используемые ЦОРы
| |
|
Введение (1 час)
|
|
| «Чтением человек переживает века…» (Историческое развитие русской литературы)
|
| Уроки усвоения новых знаний
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
| Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс.
Понимать значение литературы в жизни человека
| Аналит.
чтение
|
|
|
Раздел I. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» (4 часа)
|
|
| Литература Древней Руси. «Печальная повесть о походе Игоревом».
|
| Уроки усвоения новых знаний
| Общая характеристика древнерусской литературы. историческая основа «Слова», история открытия памятника, культурой Руси XII века, жанр «Слова», проблема авторства Открытие «Слова», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.
| Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения, понимать жанровые особенности произведения.
| Составление плана «Слова», сопоставление с летописными источниками.
| Иллюстрации В.Васнецова, В.Фаворского, И.Блинова, И.Глазунова, С.Кобуладзе, Д.Бисти.
|
|
| Идейный смысл «Слова...».
|
| Комбинир.
урок
| Знать авторское отношение к происходящему в «Слове», знать роль изобразительно-выразительных средств Знать о художественном своеобразии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве
| Знать нравственно-патриотическую идею «Слова», уметь выделять смысловые части, формулировать идею произведения.Уметьнайти нужную информацию
об отношении автора к происходящему в произведении
Уметь найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве
| Ответить на вопрос: отношение автора к происходящему в произведении
(создать связный устный текст)
| Спасо-Ярославский монастырь
А. И. Мусин-Пушкин
Пожар в городе Москве в сентябре 1812 г.
иллюстрации
|
|
| Поэтический мир и герои «Слова».
|
| Комбинир.
урок
| Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
| Знать приемы создания характеров героев, художественные средства выразительности, понимать особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения.
| Сопоставление характеристик героев
| Ария князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» аудиофрагмент
«Плач Ярославны» аудиофрагмент
|
|
| Родина – основной художественный образ «Слова» Тест.
|
| Комбинир.
урок
| Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова».
| Знать об отношении русских князей к своей земле, о желании Святослава объединиться
| Выразительно читать наизусть
| «Князь Святослав с боярами»
аудиофрагмент
Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс.
|
|
Раздел II. Литература VIII века.
|
|
| Литература 18 века. Общая характеристика. Понятие классицизма, сентиментализма
|
| Урок-
лекция
| Классицизм, символизм как литературное направление.
Формирование обобщенных представлений о литературном процессе.
| Знать основные черты классицизма, символизма как литературного направления.
| Составление таблицы
| Презентация
«Классицизм и символизм как литературные направления»
Памятник Петру I, Вид Красной площади в Москве
иллюстрации
|
|
| Значение литературной деятельности М.В. Ломоносова.
|
| Урок усвоения новых знаний
| «Ода на день восшествия Елизаветы на престол».
Образ России в похвальной оде и в ответе Ломоносова на переведенную им 28 оду Анакреона, традиция, заложенная поэтом, рисовать Россию в образе женщины, утверждение пользы наук.
| Знать биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. «Ода на день восшествия...», «Разговор с Анакреоном».
| Сопоставит, анализ стихотворений, отрывок наизусть
| Портрет М.В.
Ломоносова, презентация по биографии поэта
|
|
| Д.И. Фонвизин. Обличение невежества в комедии «Недоросль»
|
| Урок усвоения новых знаний
| Факты жизни и творчества Д.И.Фонвизина, сатирическая направленность комедии
| Знать определение комедии, приемы создания героев, уметь выявлять авторскую позицию
| Характеристика героев, аналитическое чтение и ответы на вопросы
| Портрет Д.И.Фонвизина
«Д. И. Фонвизин» из цикла «Биографии писателей XVIII века» видеофрагмент
|
|
| Идеалы человеческого достоинства в комедии «Недоросль»
|
| Комб.
урок
| Роль «говорящих» фамилий в комедии, показать идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина
| Уметь находить реалистические черты характеров в комедии, давать характеристики героям. Знать авторское отношение к теме воспитания в комедии
| Сочинение «Уроки Митрофана».
|
|
|
| Подвиг Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»
|
| Урок-
лекция
| Жизненный подвиг А.Н.Радищева, история создания книги «Путешествие из Петербурга в Москву», замысел и жанр произведения, образ путешественника-рассказчика и его близость автору
| Знать особенности сентиментализма и одного из жанров этого направления – путешествия, понимать авторский замысел
| Отметить черты сентиментализма в произведении. Теория литературы: жанр путешествия.
Ответы на вопросы
|
Портрет Радищева
|
|
| Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Заслуги поэта перед русской литературой:
|
| Урок усвоения новых знаний
| Сведения о жизни и творчестве. Заслуги поэта перед русской литературой: основные темы его лирики, новаторство. «Памятник»
(Введение в высокую лирику разговорной речи)
| Знать новаторство Державина, жанр «Гневная ода», особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.
Уметьанализировать стихотворения с точки зрения классицизма
| Сравнительный анализ стихотворных текстов.
| Портрет Державина
|
|
| Сочетание элементов оды, сатиры в стихотворениях Державина.
|
| Комб.
урок
| Знакомство со стихотворениями «Властителям и судьям», «Памятник», «Русские девушки» Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
| Уметьанализировать стихотворения
|
| Г. И. Державин «Властителям и судиям» аудиофрагмент
|
|
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».Сентиментализм
|
| Урок усвоения новых знаний
| Понятие о сентиментализме. Язык повести, конфликт между любовным чувством и нравственными традициями
| Знать основные черты сентиментализма как литературного направления. Уметь находить черты сентиментализма в повести.
|
| Портрет Карамзина
«Н. М. Карамзин» из цикла «Биографии писателей XVIII века» видеофрагмент
|
|
| Внимание к внутреннему миру человека в повести
«Бедная Лиза».
|
| Комб.
урок
|
| Знать приемы создания характеров героев, уметь определять авторскую позицию
|
| Вид Симонова монастыря
иллюстрация
|
|
| Внеклассное чтение
А. Алексин. “Безумная Евдокия”.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Нравственные проблемы повести. А.Алексина “Безумная Евдокия”.
| Знать содержание повести «Безумная Евдокия»
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета
| Сочинение – миниатюра: «подростки на страницах книг», «Ты пойми меня» (письмо матери)
|
|
|
Раздел III. Литература первой половины 19 века.
|
|
| Литература первой половины 19 века.
Романтизм и реализм.
|
| Урок-
лекция
| Понятие о литературном процессе первой половины 19 века. Романтизм и реализм как литературные направления.
| Знать понятие «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе. Знать основные черты романтизма и реализма как литературного направления.
| Составление таблицы
| Презентация «Романтизм и реализм в русской литературе 19 века»
|
|
| В.А.Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений.
|
| Комб.
урок
| Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
| Знать основные признаки ж анра баллады. Уметь определять особенности сюжета и приемов поэта (фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
| Подготовить устное сообщение: «Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам».
| Портрет В.А.Жуковского
«В. А. Жуковский» из цикла «Биографии писателей XVIII века» видеофрагмент
|
|
| А. С. Грибоедов Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума»
|
| Урок-
лекция
| Жизненный путь и судьба писателя, глубокие нравственные поиски писателя. Комедия «Горе от ума» как творческое воплощение его личности и судьбы
| Знать этапы жизненного пути Грибоедова, ощутить глубокую внутреннюю жизнь творца комедии
|
| Портреты писателя работы Крамского, Заболоцкого, Уткина, фонограмма с вальсами Грибоедова
|
|
| «К вам Александр Андреич Чацкий»
|
| Комб.
Урок
| «Человек в противоречии с обществом, его окружающим…» - зерно замысла комедии, основной конфликт комедии,
особенности жанра, стихотворная форма, персонажи,
основные особенности композиции
| Знать определение комедии, уметь определять основной конфликт, выявить особенности жанра, познакомиться с особенностями композиции
| Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы. Выявить внешний конфликт, черты классицизма и реализма.
| Д. Н. Кардовский. Фамусов застает Молчалина у комнаты Софьи иллюстрация
|
|
| «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»
|
| Комб.
Урок
| Развитие конфликтов, проблематика пьесы, жанр; систее персонажей, противоборство двух лагерей; Чацкий и фамусовская Москва
| Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, системе образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
| Составить речевую характеристику Фамусова, Молчалина, Скалозуба
| М. С. Башилов. Фамусов встречает Скалозуба
иллюстрация
«Скалозуб и Фамусов»
видеофрагмент
|
|
| «Вот о себе задумал он высоко…» (Софья о Чацком).
|
| Комб.
Урок
| Чацкий и Софья в комедии. История их отношений, мотивы отъезда Чацкого из Москвы и возвращения в дом Фамусовых.
| Уяснить реалистическую логику развития характеров и тесно связанную с ней логику развития основного конфликта, осмыслить духовный мир главного героя
| Ответить на вопрос: Молчалин: что привлекает в нем героиню и что отталкивает Чацкого?
| Софья
(А. О. Степанова) иллюстрация
Молчалин
(В. Я. Станицын)
иллюстрация
Фамусов и Чацкий
иллюстрация
|
|
| Поражение и победа Чацкого.
|
| Комб.
Урок
| Идейно-композиционноя роль бала в комедии; смысл финальной сцены; познакомить с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о Чацком
| Уметь презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять историю «Горе от ума» в форме компьютерной
презентации
| Составление конспекта статьи
И.А.Гончарова «Мильон терзаний»
| О. Меньшиков «Чацкий и Молчалин»
видеофрагмент
|
|
| Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии
|
| Комб.
урок
| Нравственно-философское звучание пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»; Взгляды героя на жизнь, отношение к общественным нравам, народу, родине, черты классицизма в построении комедии,
| Знать текст статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»,
анализ комедии в критическом этюде.
| Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
|
|
|
| Развитие речи.Подготовка к сочинению по пьесе «Горе от ума».
|
| Урок развития речи
| Формирование умения писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно его оформлять
| Уметьсоставить план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно расположить материал, подобрать цитаты.
| Доработать сочинение в черновике
|
|
|
| Развитие речи.Сочинение по пьесе «Горе от ума».
|
| Урок развития речи
| Формирование умения писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно его оформлять
| Уметь логически выстраивать подобранный материал, превращая в связный текст.
|
|
|
|
| А.С.Пушкин. Вся жизнь – один чудесный миг»
|
| Урок-
лекция
| Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина
| Знать основные этапы жизненного пути А.С.Пушкина, понимать значение Пушкина для русской культуры
| Выборочный пересказ статьи учебника, сопоставление летописи жизни и творчества поэта
| Портреты поэта кисти Тропинина, Кипренского, Линева, гравюры Райта картины Н.Ге, Репина
|
|
| Дружба и друзья в лирике Пушкина
|
| Урок усвоения новых знаний
| Дружба и друзья в лирике Пушкина разных лет. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Образно – стилистическое богатство поэзии Пушкина
| Знать, как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина, адресатов дружеской лирики, уметь воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать стихотворения
|
| Портреты Дельвига, Пущина, Кюхельбекера, фильм «18-14»
Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
аудиофрагмент
|
|
| Развитие темы свободы в лирике А.С.Пушкина
|
| Комб.
урок
| Воплощение темы свободы на разных этапах творчества. Образно – стилистическое богатство стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю», «Во глубине сибирских руд»
| Знать, какое воплощение в стихах А.С.Пушкина нашла тема свободы, понимать
идейно – художественное своеобразие вольнолюбивой лирики поэта
| Подготовить презентации - сообщения учащихся об адресатах пушкинской лирики
| Картины И.Репина, Айвазовского
Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»
аудиофрагмент
|
|
29-30
| Тема любви в творчестве поэта.
|
| Комб.
урок
| Одухотворенность, чистота, чувство любви в стихотворениях «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил». Образно-стилистическое богатство
| Знать адресатов любовной лирики, уметь выразительно читать стихи, строить письменные высказывания
|
| Работа художника А.А.Иванова, миниатюра Керн.
Романс на стихи А. С. Пушкина. «К ***» аудиофрагмент
А. П. Брюллов
«Н. Н. Гончарова»
иллюстрация
|
|
| Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
|
| Комб.
урок
| Чтение и анализ стихотворения «Пророк», «Я памятник...» Гармония мысли и образа в стихах Пушкина
| Понимать идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно- светский смысл, особенности жанра
| Сделать сравнительный анализ стихотворных текстов. «Памятник» Пушкина и Державина
| Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» аудиофрагмент
Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» аудиофрагмент
|
|
| Развитие речи.Анализ стихотворения.
|
| Урок развития речи
| Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина
| Уметь строить письменное высказывание по заданной теме
| Доработать сочинение
|
|
|
| «Евгений Онегин». История создания романа в стихах.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знакомство с историей создания романа, отзывами критиков о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями
| Знать теоретико-литературные
определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»
| Найти в тексте романа лирические отступления.
| Обложка первой главы романа «Евгений Онегин», напечатанной отдельной книгой иллюстрация
Татьяна иллюстрация
|
|
34-35
| Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет
|
| Комб.
урок
| Знакомство с системой образов романа, особенностями сюжета
| Уметь выделять смысловые части текста. Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.
| Устное сообщение
«Мое представление о Ленском, Татьяне, Онегине»
| Монолог-размышление Онегина «Мой дядя самых честных правил…
аудиофрагмент
|
|
| Формирование характера Онегина. Онегин и Ленский
|
| Комб.
урок
| Герой в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский.
| Знать причины жизненной драмы главного героя. Типичность образа Евгения Онегина
| Составить цитатную характеристику Онегина и Ленского
| Ария Ленского «Куда, куда вы удалились…» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» аудиофрагмент
Дуэль Онегина и Ленского
иллюстрация
|
|
| Образ Татьяны
|
| Комб.
урок
| Нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений
| Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.
| Наизусть письмо Татьяны
| Татьяна Ларина
иллюстрация
|
|
| Татьяна и Онегин
|
| Комб.
урок
| Показать Онегина и Татьяну как героев основной сюжетной линии
| Уметь давать сравнительную характеристику Татьяны и Онегина.
| Наизусть письмо Онегина
| Татьяна пишет письмо Онегину
иллюстрация
Татьяна и Онегин (сцена свидания в саду) иллюстрация
|
|
| Автор н его герой
|
| Комб.
урок
| Поведение героя в 1 -й и
8-й главах в сходных ситуациях. Понять причины хандры героя
| Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.
| Ответить на вопрос: Что отличает автора от героя?
| Автопортрет во фраке с тростью
Иллюстрация
Пушкин и Онегин на набережной Невы
иллюстрация
|
|
40-41
| «Евгений Онегин» – первый реалистический роман. Оценка романа в русской критике.
|
|
| Показать обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни»
| Знать текст статьи В. Г. Белинского,
анализ романа в критическом этюде.
| Самостоятельно формулировать тему сочинения
|
|
|
| Развитие речи.Подготовка к сочинению по роману А. С. «Евгений Онегин».
|
| Урок развития речи
| Выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы.
| Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст
| Самостоятельно редактировать сочинение.
|
|
|
| Развитие речи.Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
|
| Урок развития речи
| Развитие письменной речи, обогащение словаря.
| Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
|
|
|
|
| «Моцарт и Сальери» Проблема таланта, гения. Злая сила зависти.
|
| Урок-
лекция
| Проблема таланта, гения, труда, вдохновения, злая сила зависти.
| Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение
| Подготовить устное рассуждение по поднятым в произведении проблемам.
| Requiem. И.-В. Моцарта
аудиофрагмент
Моцарт в доме у Сальери
иллюстрация
|
|
| «Пиковая дама»
А.С.Пушкин
|
| Урок-
лекция
| Жажда денег и власти над людьми.
Пагубное влияние богатства на человека
| Знатьсодержание рассказа, уметь определять тему, идею рассказа, авторское отношение к поставленной проблеме
| Подготовить устное рассуждение по поднятым в произведении проблемам.
| Ария Германа из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»
аудиофрагмент Герман
иллюстрация
|
|
| Внеклассное чтение
Л. Петрушевская «Глюк»
|
| Урок усвоения новых знаний
| Пагубное влияние наркотиков психическое развитие и духовное становление подростка
| Знатьсодержание рассказа, уметь определять тему, идею рассказа, Знать авторское отношение к поставленной проблеме
| Сочинение – отзыв о прочитанном произведении
|
|
|
| Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова
|
| Урок-
лекция
| Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Смерть Поэта» как гражданский подвиг Лермонтова.
| Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики, понимать идейный смысл стихотворения «Смерть Поэта»
| Сделать сравнительный анализ стихотворных текстов.
«Пророк» Пушкина и Лермонтова.
| Автопортрет Лермонтова
Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова»
|
|
| Мотив одиночества и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
| Комб.
урок
| Тема одиночества лирики М. Ю Лермонтова
| Понимать идейно-художественное своеобразие стихотворений
Уметь анализировать текст на фонетическом уровне.Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.
| Наизусть отрывок «Смерть поэта»
| Фрагмент видеофильма
«М. Ю. Лермонтов»: «Поэт и общество в период создания стихотворения «Смерть поэта»
|
|
49-50
| Мотивы любви в поэзии М.Ю. Лермонтова.
|
| Комб.
урок
| Особенности раскрытия темы любви в творчестве М.Ю. Лермонтова.
| Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (пэтизмы, архаизмы, историзмы)
| Выразительное чтение стихотворного текста
| Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» аудиофрагмент
В. А. Лопухина
иллюстрация
|
|
| Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова.
|
| Комб.
урок
| Особенности раскрытия темы Родины в лирике М. Ю. Лермонтова
Формирование умения анализировать стихотворный текст: «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»
| Уметь формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне.
Знать морфологические выразительные средства, уметь находить их в тексте.
| Наизусть стихотворение «Родина»
| Романс М. А. Балакирева на стихи М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
аудиофрагмент
|
|
| Философская лирика Лермонтова.
|
| Комб.
урок
| Возвышенное и трагическое в лирике Лермонтова: «Пророк», «Поэт», «Дума»
формировать умения анализировать стихотворный текст
| Знать художественную особенность стихотворений, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк», понимать идейный смысл стихотворений, отличие пушкинского взгляда на проблему от взгляда Лермонтова
| Наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу»
| Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Поэт»
аудиофрагмент
|
|
| Развитие речи.Анализ стихотворения. «Пророк». Подготовка к сочинению
|
| Урок развития речи
| Формирование умения анализировать стихотворный текст
| Уметь подбирать цитаты, правильно оформлять их., составить план сочинения, самостоятельно написать вступление
| Самостоятельная редакция сочинения
| Стихотворение
М. Ю. Лермонтова «Пророк»
аудиофрагмент
|
|
| Развитие речи.Сравнительный анализ стихотворений Лермонтова и Пушкина.
|
| Урок развития речи
| Формирование умения анализировать стихотворения двух авторов, объединенных одной темой.«Порок» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.
| Самостоятельный анализ стихотворений
| Правильно оформить текст сочинения.
|
|
|
| «Герой нашего времени». История души человека не нашедшего высокой цели в жизни
|
| Урок усвоения новых знаний
| Понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке
| Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования), выявлять
смысл названия
художественного
произведения.
| Ответить на вопросы:
Почему портрет Печорина дает Максим Максимыч? Почему?
Анализ сцены встречи друзей.
| М. Ю. Лермонтов. Военно-грузинская дорога близ Мцхета
иллюстрация
|
|
| Противоречивость характера Печорина
|
| Комб.
урок
| Почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами
| Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника, излагать события в форме дневниковых записей
| Подготовить аналитический пересказ главы «Тамань»
| В. А. Серов. Бэла
иллюстрация
М. А. Врубель.
Казбич и Азамат
иллюстрация
Н. Н. Дубовской «Коляска была уже далеко»
иллюстрация
|
|
| Развитие речи.«Тамань» Анализ эпизода.
|
| Урок развития речи
| Определение границы эпизода, темы, роли эпизода в раскрытии идеи произведения
| Уметьсоздавать письменный текст – анализ эпизода (самостоятельно выбранного)
| Выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова» по главе «Княжна Мери»
| «Тамань. Домик над обрывом»
иллюстрация
|
|
| Век Лермонтова в романе
|
| Комб.
урок
| Конфликт Печорина и водяного общества
| Уметь владеть различными видами пересказа,
видеть причины конфликта главного героя.
| Дать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.
| Фрагмент повести «Княжна Мери» в художественном чтении
аудиофрагмент
Ф. Константинов. Печорин
иллюстрация
Фрагмент повести «Герой нашего времени»: сцена дуэли Печорина с Грушницким
аудиофрагмент
|
|
| Особенности композиции романа.
|
| Комб.
урок
| Особенности композиции романа:
Тема судьбы и случая является центральной в повести «Фаталист»
| Знать об особенностях композиции романа: нарушение последовательности повествования.
| Привести аналогичные примеры из других произведений
| К. А. Савицкий. Фаталист
|
|
60-61
| Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике
|
| Урок усвоения новых знаний
| Белинский о романе
| Уметьдавать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды
| Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»?
|
|
|
| Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени».
|
| Урок развития речи
| Формирование умения высказывать свою точку зрения по предложенной теме
| Уметь логически излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения
| Самостоятельная редакция сочинения
|
|
|
| Внеклассное чтение
А. Лиханов
«Никто»
|
| Урок-
лекция
| Рассуждение по поднятым в романе нравственным проблема
| Уметь определять основную тему, идею произведения. Знать содержание, героев. Умение писать сочинение рассуждение по поднятым в романе нравственным проблема
| Подготовить презентацию по биографии
Н. В. Гоголя
|
|
|
| Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество
|
| Урок-
лекция
| Понятие о творческом пути Гоголя, его
писательской самобытности и неповторимости
| Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное
| Подготовить сообщение «Интересно о Гоголе»
| Портреты Гоголя художников Венецианова и Иванова
Фрагменты видеофильма «Н. В. Гоголь в Петербурге»
|
|
| «Мертвые души». Своеобразие жанра,
|
| Урок усвоения новых знаний
| Особенности жанра, композиции, роли авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей
| Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие
| Анализ первой главы.
|
|
|
| Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.
|
| Комб.
урок
| Способы и приемы типизации при создании характеров; раскрытие сатирических приемов в поэме Образы помещиков. Манилов и Коробочка
| Образы помещиков. Манилов и Коробочка.Уметь характеризовать персонажей поэмы
| Мини-сочинение «Манилов и маниловщина»
| Диалог Чичикова и Коробочки. Исполняют А. Зуева, В. Топорков
|
|
| Русь помещичья
|
| Комб.
урок
| Способы и приемы типизации при создании характеров; раскрытие сатирических приемов в поэме Образы помещиков: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
| Уметь находить типичные черты у представителей помещичьей России
Уметь характеризовать персонажей поэмы
| Дать сравнительную характеристику героям -помещикам
| Художник П. Боклевский. 1895 г. Ноздрев
|
|
| Чичиков - новый «герой» эпохи.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Типичность характера Чичикова и способы его обрисовки, историческое значение персонажа.
| Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций
| Пересказ текста в форме
повествования
| Фрагмент «Мертвые души»: «Чичиков в трактире»
В роли Чичикова – А. Колягин; режиссер В. Швейцер, 1984 г.
|
|
| Идейно-композиционное значение образа Чичикова.
|
| Комб.
урок
| Понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; мастерство и новаторство Гоголя
| Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова
| Мини-сочинение
«Есть ли Чичиковы в наше время?»
|
|
|
| Образ автора. «Мертвые души» в оценке русской критики.
|
| Комб.
урок
| Русские критики о поэме «Мертвые души»
| Уметь высказывать свою точку зрения о поэме Знать позицию русских критиков о поэме «Мертвые души»
| Подготовка к сочинению
|
|
|
| Развитие речи.Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
|
| Урок развития речи
| Осмысление темы и полноты ее раскрытия; выявить правильность речевого оформления
| Уметь составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.
| Самостоятельно выбрать тему, составить план.
|
|
|
| Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
|
| Комб.
урок
| Тема «маленького человека»в повести
| Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем
| Высказывать свою точку зрения о содержании повести.
| " Сцена у генерала", фрагмент фильма " Шинель"
|
|
| Роль фантастики в повестиН.В.Гоголя «Шинель».
|
| Комб.
урок
| Фантастика в повестив повести Н.В.Гоголя «Шинель».
| Знать содержание изученного произведения, уметь определять тему и основную идею повести
| Выявить особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
| Худ. Кукрыниксы. (Башмачкин после ограбления)
|
|
| Внеклассное чтение Н.В.Гоголь «Портрет».
|
| Урок-
лекция
| Историю создания произведения. Сборник «Петербургские повести».
Проблематика, художественные особенности произведения.
| Знать содержание изученного произведения, уметь определять тему и основную идею повести
| Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.
|
|
|
Раздел IV. Литература второй половины 19 века.
|
|
| А.Н. Островский Пьеса «Свои люди – сочтемся!»
|
| Урок-
лекция
| Слово о писателе. «Свои люди – сочтемся!». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии.
| Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы «Свои люди – сочтемся!», значение Островского для русского театра, понимать конфликт пьесы
| Подготовить рассказы о героях пьесы
| Фрагмент документального фильма «А. Н. Островский»: «Как у нас за Москвой-рекой»
видеофрагмент
|
|
| Основной конфликт и герои пьесы «Свои люди – сочтемся!»
|
| Комб.
урок
| Беседа об особенностях комедии, выяснение конфликта и расстановки действующих сил в пьесе.
Рассказы о героях пьесы, разъяснение сути высказываний критиков и литературоведов о характерах героев.
| Знать особенности драматического произведения, понимать конфликт и расстановку действующих лиц в комедии. Знать текст пьесы, уметь характеризовать персонажей драматического произведения.
| Мини-сочинение
«Мне поручена роль….\»(как вы себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?)
| Репродукции картин Б.М. Кустодиева, посвященных жизни купечеств,
П.А. Федотова
«Сватовство майора»
А. Н. Островский в роли Подхалюзина
иллюстрация
|
|
| Н.А.Некрасов. Петербург в
жизни поэта.
|
| Урок-
лекция
| Урбанистические стихотворения Некрасова «Вор», «Ванька», «До сумерек», «Сумерки». Сравнение Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя и Некрасова.
| Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения
| Подготовить анализ понравившегося лирического произведения
| Портрет Некрасова
|
|
| Любовная лирика Н.А.
Некрасова
|
| Комб.
урок
| Стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…». Любовь как трагическое чувство, связанное с разлуками, размолвками, душевными утратами и обретениями. «Зине», «Письма», «Горящие письма».
| Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики, понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства.
| анализ понравившегося лирического произведения
| Стихотворение Н. А. Некрасова «Горящие письма» аудиофрагмент
|
|
| Тема народа и Родины в творчестве Н.А.Некрасова
|
| Комб.
урок
| «Тройка», «Вчерашний день часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда».Трагическая судьба крестьянки, всего народа.
| Понимать идейно – художественное своеобразие стихотворений, уметь интерпретировать стихотворение в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний.
| Наизусть
| Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»
аудиофрагмент
И. Глазунов «Что ты жадно глядишь на дорогу…» иллюстрация
Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
аудиофрагмент
|
|
| Ф. М. Достоевский как писатель -психолог. “Белые ночи”.
|
| Урок-
лекция
| Традиции сентиментализма в повести
| Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства.
Уметь определять элементы сентиментализма в повести
| Подготовить сообщение: «Мое представление о главном герое повести»
| И. Глазунов. Портрет Ф. М. Достоевского
|
|
| Утверждение идеи чистой бескорыстной любви в повести “Белые ночи”.
|
| Комб.
урок
| Отчуждение героя от реальной действительности. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского
| Уметь выявлять особенности пейзажа Достоевского, психологизм его произведений
| Мини-сочинение «Нужна ли чистая бескорыстная любовь»
| И. Глазунов. Настенька уходит. Илл. к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
И. Глазунов. Одиночество. Илл. к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
М. Добужинский. Мечтатель у окна
иллюстрация
|
|
| Л.Н.Толстой «Юность».
|
| Урок-
лекция
| Нравственная проблематика повести.
Сведения, связанные с замыслом и историей создания трилогии в целом и повести «Юность»
| Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний.
| Подготовиться к дискуссии, дать сопоставитель- ную характеристику
героям
| Презентация «биография Л.Н.Толстого»
Фрагмент дневника Л. Н. Толстого от 2 января 1852 г. аудиофрагмент
|
|
| Главный герой повести Л.Н.Толстого «Юность».
|
| Комб.
урок
| Чувства, поступки, духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Юность».
| Знать нравственную проблематику повести, уметь оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера.
| Ответить на вопрос: Подлинные и мнимые ценности жизни Николая Иртеньева
| К. Клементьева. Николенька Иртеньевиллюстрация
Фрагмент дневника Л. Н. Толстого от 1 января 1900 г. аудиофрагмент
|
|
| Внеклассное
чтение
Повести В.Якименко «Сочинение, С.Иванова «Его среди нас нет», Ю.Вяземского «Шут»
|
| Урок усвоения новых знаний
| Проблемы формирования личности подростка в современной литературе.
Проблемы становления личности подростка в коллективе сверстников.
| Знать содержание 1-2х произведений, уметь определять тему, идею, основные проблемы произведений.
| Сочинение
«Легко ли быть молодым» (по прочитанным произведениям
|
|
|
Раздел V. Литература 20 века
|
|
| Литература великих и трагических лет.А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве
|
| Урок-
лекция
| Многообразие жанров и направлений в литературе XX века, раскрытие понятие «поэзия серебряного века»; знакомство с творческой биографией поэта
| Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века
| Работа со статьей учебника (составить конспект)
| Фрагмент видеофильма «Александр Блок». «Блок в период революций»
|
|
| Трагедия поэта в «страшном мире»
|
| Урок усвоения новых знаний
| Сравнение произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова о Родине со стихотворением Блока «Россия». Сопоставление двух редакций стихотворения «Россия».
| Знать особенности лирики Блока; о его отношении к своей Родине. Уметь сопоставлять стихотворения разных поэтов на одну тему, анализировать поэтические произведения, выразительно их читать.
| Анализировать стихотворное произведение, выявляя особенности жанра.
| Стихотворение А. Блока «Россия»
аудиофрагмент
|
|
| Любовная лирика А.А.Блока
|
| Комб.
урок
| Переплетение двух мотивов: высокого, почти неземного чувства и любви – страсти, накрепко привязывающей человека к земле. Своеобразие композиции стихотворения. Аллитерации и ассонансы, придающие особенную музыкальность стиху.
| Знать адресатов любовной лирики; понимать стилистическое богатство любовной лирики Блока, уметь выразительно читать стихотворения, строить устные высказывания, участвовать в диалоге.
| наизусть
| Портрет артистки Любови
Александровны Дельмас
Стихотворение А. Блока «Сольвейг» аудиофрагмент
|
|
| Лирика В.В. Маяковского
|
| Урок-
лекция
| Краткие биографические сведения о поэте. Особенности поэтической системы Маяковского: своеобразие ритмов, ступенчатая строка, значение пауз, приблизительные (неточные) рифмы, смешение высокой лексики и просторечия.
| Понимать идейный смысл стихотворения, стихотворения и анализировать уметь выразительно читать их
| Чтение и разбор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
| Фрагмент документального фильма «В. В. Маяковский» «Время революций»
видеофрагмент
Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
аудиофрагмент
Москва. Кузнецкий мост иллюстрация
|
|
| В.В. Маяковский
«Необычайное приключение…»
|
| Комб.
урок
| Два плана стихотворения: «земной», событийный и обобщающее – философский. Отношение Маяковского к поэтическому творчеству, его взгляды на поэзию
| Знать особенности сатирических произведений Маяковского, анализировать их, создавать культурный и исторический комментарий произведений
| Подготовка к диспуту: В стихах Маяковского больше публицистики или лирики?
| Фрагмент стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение…» аудиофрагмент
|
|
| Маяковский - сатирик
|
| Комб.
урок
| Особенности сатиры Маяковского.
| Знать особенности сатирических произведений Маяковского, анализировать их, создавать культурный и исторический комментарий произведений
| наизусть
| Стихотворение В. Маяковского «Гимн обеду»
аудиофрагмент
|
|
| Личность С.А.Есенина, общая характеристика его творчества.
|
| Урок-
лекция
| Краткий очерк жизни и творчества поэта. Противоречивость его натуры. Особенности творческого метода поэта; идейный смысл стихотворений;
| Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.
| Работа со статьей учебника (составить конспект)
| Презентация «Жизнь и творчество Сергея Есенина»
|
|
92-93
| Родина и родная природа как источник лирических переживаний
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образность в поэзии Есенина. Основные изобразительно – выразительные средства – олицетворения и метафоры. Значение цветописи в его лирике: «Клен ты мой опавший», «С добрым утром!»
«Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая», «Низкий дом с голубыми ставнями»
| Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. Знать особенности творческого метода поэта; понимать идейный смысл стихотворения;
| Выразительно читать стихи наизусть.
| Песня «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина аудиофрагмент
Отрывок из моноспектакля «Сергей Есенин»аудиофрагмент
|
|
| «Братья меньшие» в лирике Есенина.
|
| Комб.
урок
| Человек и природа в стихах Есенина. Чтение и разбор
стихотворений «Отговорила роща золотая», «Листья падают, листья падают…», «Собаке Качалова»
| Знать особенности творческого метода поэта; понимать идейный смысл стихотворения;
| Выполнение письменного анализа стихотворения «Собаке Качалова».
| Стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова» аудиофрагмент
|
|
| Развитие речи
Сочинение – анализ любимого стихотворения поэта 20 века.
|
| Урок
развития
речи
| Образ России в поэзии 20 века. Философская глубина лирики, стихотворения о любви, о поэте и поэзии
| Знать художественные
особенности стихотворений разных авторов 20 века; понимать идейный смысл произведений; уметь высказывать собственную точку зрения
| Правильно оформить текст сочинения.
|
|
|
| Слово о
М.А. Булгакове. Повесть «Собачье сердце».
|
| Урок-
лекция
| Знакомство с личностью и писательской деятельностью М.А.Булгакова. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов произведения.
| Знать основные факты биографии писателя |