Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие навыков управления стрессом






Умение управлять стрессовыми ситуациями – одно из важнейших качеств современного руководителя. В настоящее время многие не придают этому должного значения, но отсутствие этого умения может приводить к достаточно серьезным последствиям, как для самого руководителя, так и для его сотрудников и компании в целом.

Воздействие стрессов на работников разного уровня может быть очень сильным, вызывая необратимые последствия, поэтому необходимо уделять этому явлению постоянное внимание. В качестве примера крайне негативного действия давления стресса на работников приведем реальную ситуацию, рассказанную одним из работников железной дороги.

 

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА «Я работаю в депо на одной из железнодорожных станций. В тот день к нам приехала комиссия для проведения рабочего собрания в коллективе работников депо. В составе этой комиссии был руководитель очень высокого уровня. Начальник нашего депо Иванов И.И. выступал с докладом по работе за отчетный период. Комиссия его постоянно прерывала, делала постоянные замечания, причем в очень грубой форме. Было видно, как тяжело нашему начальнику. Собрание закончилось, работу нашего предприятия раскритиковали, комиссия уехала. На следующий день было плановое селекторное совещание по эксплуатационной работе, на котором присутствовали Иванов И.И., его замы, я, как исполняющий обязанности начальника, и инженер по технике безопасности. Селекторное совещание проводилось по радиосвязи. Человек, который его вел, делал это в такой форме, которая неприемлема для руководителей такого ранга. Он задавал нашему руководителю вопросы, не давая на них ответить, кричал на него, обвинял, делал это в грубой форме. Все это слышала вся наша дорога. Смотреть на Иванова И.И. было больно – весь бледный, на нем просто не было лица. Совещание закончилось и все увидели, как лицо Иванова И.И. побагровело, он захрипел, но в течение нескольких секунд все прошло и мы разошлись. Этой ночью я поехал с проверкой на станцию, которая относится к нашему предприятию. Со мной выехал брат Иванова И.И., который работал у нас мастером. Мы находились на этой станции и проводили проверку работы ночной смены, когда нам позвонили и сообщили, что начальник нашего депо Иванов И.И. скончался у себя дома от инфаркта. Представьте себе, что испытал младший брат Иванова И.И., и мое собственное состояние, когда я в течение суток должен был находиться рядом с ним, только что потерявшим родного человека. При этом нам необходимо было выполнять наши профессиональные обязанности. Я считаю, что причиной смерти Иванова И.И. послужило то, что он за короткий промежуток времени пережил два стресса в виде проверки и совещания и что руководители относятся к своим подчиненным неуважительно, позволяя себе грубое обращение с ними».

 

Руководитель, не умеющий управлять стрессом, часто принимает неправильные решения, потому что в состоянии стресса у него значительно снижается способность к поиску творческих решений, кроме того, он теряет контакт со своими подчиненными. У него повышается риск возникновения проблем со здоровьем, в том числе, риск возникновения инфарктов и инсультов.

Подчиненные такого руководителя находятся под постоянным давлением стресса и поэтому озабочены решением собственных проблем, возникающих в этой связи, а не повышением качества производственной деятельности или обслуживанием клиентов. Такие работники подвержены риску различных стрессогенных заболеваний и риску профессионального выгорания.

Предприятие, руководители которого не умеют управлять стрессовыми ситуациями, несет материальные потери от аварий, выплаты больничных листов по стрессзависимым заболеваниям, текучести кадров при снижении интереса к труду в результате профессионального выгорания, снижения компетентности, качества работы и креативности своих сотрудников. Нужно также помнить, что 60 до 80 % аварий, так или иначе, связано со стрессами.

При этом в настоящее время разработаны достаточно эффективные методы борьбы со стрессами на производстве, позволяющие исключить или свести к минимуму негативные влияния стресса на эффективность производственной деятельности, как на уровне отдельных сотрудников, так и на уровне руководителей, подразделений и компаний в целом.

Таким образом, стресс – это один из наиболее значимых факторов, ухудшающих результаты работы и сводящее на нет все усилия по организации и планированию работы предприятий. Однако, освоив некоторые приемы, можно ликвидировать его вредное действие на работающих, повысив при этом эффективность производственных процессов.

В качестве примерного ориентира, позволяющего оценить степень давления стресса на организм работников, можно использовать приведенные ниже инструменты – опросники, определяющие уровень давления стресса и степень вовлеченности в производственный процесс.

 

Тест «Уровень давления стресса»

 

  Никогда Иногда Часто
1. Я испытываю трудности со сном      
2. Я чувствую себя напряженным, раздраженным и нервным      
3. Малейший шум заставляет меня вздрагивать (иногда даже подпрыгивать)      
4. У меня предчувствие беды, которая угрожает мне      
5. Я чувствую себя отчужденным от коллег и избегаю их      
6. Моя работа больше не интересует меня, я чувствую, что у меня нет будущего      
7. Я очень устал физически и умственно      
8. У меня приступы головокружения, спазмы в горле и сильное сердцебиение, когда напоминают о травматическом событии      
9. Я чувствую себя сверхвзволнованным, я действую импульсивно и поступаю непреднамеренно      
10. Я пытаюсь снизить впечатление от травматического события в мыслях, снах или кошмарах      

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал