Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быть арийцами!






 

Откуда у современных русских националистов и расистов такое ненасытное желание отождествить предков славян с арийцами и поместить прародину индоевропейцев («арийцев») в районы Крайнего Севера? Почему они с благодарностью подхватывают «нордическую идею», популярную в нацистской Германии? [cxc]

В наше время все эти фантазии нужны современным русским националистам по трем причинам. Первая из них – символическая. Исследователи уже неоднократно отмечали особое место Севера в русском самосознании, которое связывает его с сохранением русской культуры в первозданной чистоте, чудом избежавшей разрушительных последствий внешних влияний. Русские националисты давно видели именно в Сибири и Севере «спасение России» как в природном, так и в культурном отношении[cxci]. Новые стимулы для этого прибавились после распада СССР.

Преодоление кризиса идентичности видится ряду русских националистов в наделении русских новой «гиперборейской» или, что для них одно и то же, «арийской» идентичностью, прочно связывающей русских с северными просторами[cxcii]. В этом можно усматривать определенный архетип – стремление к абсолютному началу в пространстве и во времени: к абсолютному центру мира (Северный Полюс подходит для этого как нельзя лучше) и к абсолютному началу времени (отсюда стремление отождествить предков с палеолитическим первонародом).

Данный образ весьма противоречив. Ведь, с одной стороны, он включает идею изоляционизма, издавна присущую русскому национализму (вплоть до уникального происхождения своих предков едва ли не от каких-то космических пришельцев), а с другой, русский мессианизм (русские как первопредки всего человечества или только «белой расы», а также как творцы культуры и всех ранних цивилизаций). Эту идентичность наделяют привлекательными качествами: северные люди выносливы, отважны, верны, правдивы, обладают глубокими познаниями о мире и т. д. Мало того, арктический миф имеет и расовую составляющую. Ведь он утверждает, что еще в ледниковый период «белые люди» приспособились к меняющимся природным условиям, и это якобы дало им преимущество перед более специализированными «желтыми» и «черными» людьми. А следовательно, «русский, славянский народ имеет великое прошлое, он был частью великой арийской общности, он является наследником этой общности, и он никогда не примирится с жалкой ролью просителя на задворках цивилизации»[cxciii].

Второй причиной растущей популярности арийского мифа являются тревоги по поводу территориального единства страны, которому якобы угрожают «инородцы». Как настаивают русские националисты, «в целом про свою сегодняшнюю Россию мы должны знать, что мы ее ни у кого не отбирали, а жили здесь всегда», и Курильские острова – «это наша исконная русская славянская территория». Если же такие построения вызывают у кого-либо недоумение, то лишь потому, что «всю эту отдаленную историю от нас тщательно скрывают силы зла», – так пишет главный редактор петербургской неоязыческой газеты «За русское дело» О. М. Гусев[cxciv]. Под «отдаленной историей» здесь понимается все древнейшее индоевропейское прошлое, которое объявляется «арийским» и приписывается «славяно-русам». Следуя той же логике и упоминая о древних походах «русских» в Переднюю Азию и Западную Европу (достоверность этих утверждений остается на совести автора), В. Н. Демин заключает, что русские «вновь заселили и освоили Север Евразии и Сибирь. Русские всегда и вновь возвращаются на родину предков»[cxcv]. В свою очередь фантазии о древнем «русско-арийском» царстве в Сибири позволяют его однофамильцу, омичу В. М. Демину отрицать факт завоевания Сибири; ведь для того это представляется «возвращением русских людей и казаков в Сибирь как прямых потомков ариев»[cxcvi].

Наконец, руководствуясь той же логикой, А. Асов объявляет прародиной индоевропейцев, включая славян, среднеазиатское Семиречье. Чтобы его правильно поняли, он уточняет, что прямыми предками славян были скифы, сарматы, саки и массагеты. Это позволяет ему включать в древнеславянский ареал не только Среднюю Азию, но и Северный Кавказ[cxcvii]. По сути, тем самым оживляются взгляды столетней давности, отстаивавшиеся археологом-дилетантом В. М. Флоринским: тот когда-то утверждал о превосходстве славянской культуры над тюркской, финской и монгольской и настаивал на том, что прародина арийцев (так он называл праиндоевропейцев) располагалась в Туркестане. Флоринский причислял к древним славянам кочевых скотоводов Средней Азии, родственных скифам ираноязычных саков и массагетов, обитавших там в раннем железном веке[cxcviii]. Иными словами, он пытался представить российскую колониальную экспансию в Средней Азии как возвращение на прародину. К аналогичным аргументам, как мы видим, вполне осознанно прибегают и современные русские националисты[cxcix].

Наконец, третья причина необычайной привлекательности «арийского наследия» заключается в том, что это помогает с легкостью обнаружить внешнего врага, на плечи которого можно переложить всю ответственность за беды современной России. В этом смысле особый интерес привлекает реабилитация свастики, которую многие русские националисты склонны рассматривать как неотъемлемый атрибут традиционной русской культуры[cc]. На самом деле это является сознательным стремлением пересмотреть ее чудовищную роль в истории XX в. как символа борьбы за расовую чистоту со всеми ее трагическими последствиями[cci]; именно так ее и воспринимают современные расисты[ccii]. Нелишне напомнить, что в нацистской пропаганде свастика являлась символом воинственности, направленной не только против евреев, но и против славянских народов, – чехи, например, поняли это еще в начале 1920-х гг.[cciii] Что же касается истинного смысла свастики для современных русских неонацистов, то об этом прямо пишет газета «Националист», орган Национально-республиканской партии России: арийская свастика направлена прежде всего против звезды Давида[cciv]. Напомню, что для Гитлера свастика была символом «борьбы за победу арийца и одновременно... победу идеи созидательного труда, которая как таковая всегда была и будет направлена против семитов»[ccv]. Печально, что в современной России имеются силы, готовые снова подхватить этот лозунг.

 

При перепечатке ссылка на МБПЧ обязательна

 


 

[i] Малыгина И. В. Национальное самосознание российской провинции // О. В. Ромах (ред.). Социология молодежной культуры. Духовность провинции. Вып. 3. Тамбов: Издательство МИНЦ, 1995. С. 39.

 

[ii] Четвертков С. Разорванный народ – не нация! // За русское дело, 1996, № 1 (33). С. 3. См. также Демин В. М. От ариев к русичам: концептуальный очерк языческой истории до Рюрика, которая у нас никогда не преподавалась. Омск, 1998. С. 25; Молева С. В. Единородное слово. Псков: Б. и., 2000. С. 7. Подробно об этих настроениях и их основах см. Арутюнян Ю. В. (ред.) 1992. Русские: этно-социологические очерки. М.: Наука, 1992; Shnirelman V. A., Komarova G. A. Majority as a minority: the Russian ethno-nationalism and its ideology in the 1970–1990s // H.-R. Wicker (ed.). Rethinking nationalism and ethnicity: the struggle for meaning and order in Europe, p. 211-224. Oxford: Berg, 1997.

 

[iii] Малыгина И. В. Указ. соч. С. 40.

 

[iv] Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М.: Терра, 1991. С. 14-17, 78, 100, 102-104.

 

[v] Laitin D. D. Identity in formation. The Russian-speaking populations in the Near Abroad. Ithaca and London: Cornell University Press, 1998. P. 69, 308.

 

[vi] Carlisle D. S. Uzbekistan and the Uzbeks // Problems of Communism, September-October, 1991, vol. 40, N 5. P. 38.

 

[vii] Dunlop J. B. The faces of contemporary Russian nationalism. Princeton, N. J.: Princeton Univ. Press, 1983; Yanov A. The Russian challenge and the year 2000. Oxford: Basil Blackwell, 1987.

 

[viii] Смолин М. Б. Имперское мышление и имперский национализм М. О. Меньшикова // М. О. Меньшиков. Письма к русской нации. М.: Москва, 1999. С. 12. Об этом см. Зверева Г. И. «Присвоение прошлого» в постсоветской историософии России // Новое литературное обозрение, 2003, № 59. С. 540-556.

 

[ix] См., напр., Крылов Е. Троянское наследство // Россиянин, 1993, № 4. С. 2; Гусев О. М. Возвращение бога // За русское дело, 1996, № 4. С. 3-6. Любопытно, что недавно этим вопросом озаботился и президент Российской Федерации. См. Уткин А. Переписать историю // Версия, 8-14 января 2002. С. 9.

 

[x] Shnirelman V. A. Alternative prehistory // Journal of European Archaeology, 1995, vol. 3, N 2; Shnirelman V. A., Komarova G. A. Op. cit.

 

[xi] Об этом см. Творогов О. В. «Влесова книга» // Труды Отдела Древнерусской Литературы. T. 43. Л.: Наука, 1990. С. 170-254; Данилевский И. Н. «Откуда есть пошла Русская земля…» // Знание-Сила, 1994, № 8. С. 16-25; Алексеев А. А. Опять о «Велесовой книге» // Русская литература, 1995, № 2. С. 248-254; Козлов В. П. Дощечки Изенбека // Родина, 1998, № 4. С. 32-36; Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М.: Муравей, 1998. С. 198-222; Shnirelman V. A. Russian Neo-pagan Myths and Antisemitism. Jerusalem: The Hebrew University, 1998. P. 4-6.

 

[xii] Горнунг Б. В. К вопросу об образовании индоевропейской языковой общности (Протоиндоевропейские компоненты или иноязычные субстраты?). М.: Наука, 1964.

 

[xiii] Дьяконов И. М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // Вестник древней истории, 1982, № 3. С. 3-30; он же. Языковые контакты на Кавказе и Ближнем Востоке // Дьяконов И. М. (ред.). Кавказ и цивилизации Древнего Востока. Орджоникидзе: Ир, 1989. См. также Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 1991. С. 34-35, 65; он же. Взгляд на проблему прародины славян // Держава, 1997, № 1 (8). С. 26-31.

 

[xiv] Gimbutas M. The first wave of Euroasian steppe pastoralists into Copper Age Europe // The Journal of Indo-European Studies, 1977, vol. 5, N 4. P. 277-338; idem. Primary and secondary homeland of the Indo-Europeans // The Journal of Indo-European Studies, 1985, vol. 13, N 1-2. P. 185-202.

 

[xv] Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 1–2. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.

 

[xvi] Mallory J. P. In search of the Indo-Europans. Language, archaeology and myth. London: Thames and Hudson, 1989; idem. The homelands of the Indo-Europans // R. Blench, M. Spriggs (eds.). Archaeology and language I. Theoretical and methodological orientations. London: Routledge, 1997. P. 93-121.

 

[xvii] См., напр., Крылов Е. Указ. соч.; Гусев О. М. Указ. соч. Об этих сюжетах см. Шнирельман В. А. Второе пришествие арийского мифа // Восток, 1998, № 1. С. 89-107; Shnirelman V. A. Russian Neo-pagan Myths and Antisemitism. Jerusalem: The Hebrew University, 1998; idem. The 'Aryans' and the 'Khazars': some peculiarities of anti-Semitic propaganda in contemporary Russia // M. Levy (ed.). Remembering for the Future. The Holocaust in an Age of Genocide. Vol. 1. London: Palgrave, 2001. P. 884-896.

 

[xviii] См., напр., Жукова Л. «О свежий дух березы!» // А. Кузнецов, В. Шкирятов (ред.). Фантастика-80. М.: Молодая Гвардия, 1981. С. 288; она же. Прошу тебя, припомни... // И. Черных (ред.). Фантастика-82. М.: Молодая Гвардия, 1982. С. 226-239; Никитин Ю. А. Ахилл // Никитин Ю. А. Далекий светлый терем. М.: Молодая Гвардия, 1985. С. 95-113. Об этом см. Kaganskaya M. The Book of Vlas: the saga of forgery // Jews and Jewish Topics in Soviet and East European Publications (Jerusalem), 1986, vol. 4: 3-27; Shnirelman V. A., Komarova G. A. Op. cit.

 

[xix] Никитин Ю. А. Указ. соч.; он же. Гиперборей. М.: Равлик, 1995. С. 289.

 

[xx] См., напр., Кобзев И. Витязи. М.: Советская Россия, 1971; Медведев Ю. Чаша терпения // Медведев Ю. Колесница времени. М.: Молодая Гвардия, 1983. С. 7-165.

 

[xxi] О разгромной рецензии Гумилева на это произведение см. Гумилев Л. Н. В защиту своей идеи // Слово, 1993, № 3-4. С. 46-51.

 

[xxii] Одним из главных источников для Чивилихина служила расовая теория Г. Е. Грумм-Гржимайло, пытавшегося всеми силами найти следы «белокурых и голубоглазых арийцев» на Дальнем Востоке. См. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. Л.: Издание Ученого комитета Монгольской Народной Республики, 1926.

 

[xxiii] Чивилихин В. А. Память. М.: Современник, 1982. С. 171-179, 181, 187, 427, 448, 466-471. Сейчас известно, что Чивилихин опирался и на фантазии русского эмигранта Ю. Миролюбова, которому приписывают фабрикацию «Влесовой книги». Об этом см. Асов А. И. Атланты, арии, славяне. М.: Алетейя, 1999. С. 199.

 

[xxiv] Пичета В. И. Введение в русскую историю. М.-Пгр.: Госиздат, 1923. С. 118-119.

 

[xxv] Об этом см. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1994. С. 280-301.

 

[xxvi] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981; он же. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.

 

[xxvii] Рыбаков Б. А. Исторический взгляд на русские былины // История СССР, 1961, № 5. С. 141-166; N 6. С. 80-96; он же. Русский эпос и исторический нигилизм // Русская литература, 1985, № 1. С. 155-160.

 

[xxviii] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 129-131; он же. Я писал о том, что мне интересно // Весьма важное лицо, 1997, № 32-33: 25-26.

 

[xxix] Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978. С. 141. Подробно об осторожной критике методов советской исторической школы см. там же, с. 123-169.

 

[xxx] Об этом см. Клейн Л.С. Языческий подход к лингвистике // Советское славяноведение, 1991, № 4. С. 88-92; Савельева Л. В. Языковая экология. Русское слово в культурно-историческом освещении. Петрозаводск: КГПУ, 1997. С. 81, 83.

 

[xxxi] Соколова Л. А. Об учебниках истории и обществознания издательства «Просвещение» // Преподавание истории в школе, 1999, № 6. С. 55. Подробно см. Шнирельман В. А. В поисках престижных предков: этнонационализм и школьные учебики // К. Пелленс и др. (ред.). Ответственность историка: преподавание истории в глобализирующемся обществе. М.: ИВИ РАН, 2000. С. 160-161.

 

[xxxii] Рыбаков Б. А. Древние славяне и античный мир // Держава, 1997, № 1 (8). С. 19-25.

 

[xxxiii] Кстати, эта гипотеза не оправдалась. См. Гуляев В.И., Ольховский В.С. Международная конференция «Скифы Северного Причерноморья в VII–IV вв. до н. э.: проблемы палеоэкологии, антропологии и археологии» // Российская археология, 2000, № 3. С. 216.

 

[xxxiv] Рыбаков Б. А. Глубокие корни – могучая крона // Российская провинция, 1994, № 2. С. 14-18.

 

[xxxv] См., напр., воспроизведение идей Рыбакова о происхождении славян от скифов-пахарей и приписывание им скифских легенд и поверий в кн. Гудзь-Марков А. В. История славян. М.: Б. и., 1997. С. 10-12; Демин В. М. Указ. соч. С. 112-135; Шамбаров В. Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают легенды. М.: Алетейя, 1999. С. 147-196; Асов А. И. Указ. соч. С. 82-84. В память Рыбакова московские неоязычники выпустили прочувствованную брошюру, посвященную «возрождению исконного русско-славянского родноверия». См. Велеслав. Тризна по Борису Александровичу Рыбакову. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

 

[xxxvi] См., напр., Арсеньев Б. Наедине со временем // Якиманка, июнь (№ 5) 1999. С. 7.

 

[xxxvii] Трубачев О. Н. О синдах и их языке // Вопросы языкознания, 1976, № 4. С. 39-63; он же. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индо-арийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания, 1977, № 6. С. 13-29; он же. «Старая Скифия» Геродота и славяне. Лингвистический аспект // Вопросы языкознания, 1979, № 4. С. 29-45; он же. Indoarica в Скифии и Дакии // Л. А. Гиндин и др. (ред.). Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984. С. 148-152; он же. Этногенез… С. 46-47, 68; он же. Indoarica в Северном Причерноморье. Реконструкция реликтов языка: этимологический словарь. М.: Наука, 1999.

 

[xxxviii] Трубачев О. Н. В поисках единства. М.: Наука, 1992. С. 72.

 

[xxxix] Ни о каких славянах в Приазовье до X в. говорить не приходится. См. Монгайт А. Л. О границах Тмутараканского княжества в XI в. // В. И. Шунков (ред.). Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М.: Изд=во Восточной литературы, 1963. С. 54-61; Гадло А. В. Проблема Приазовской Руси и современные археологические данные о Южном Приазовье VIII–X вв. // Вестник ЛГУ, сер. ист., яз. и лит., 1968. Т. 14, вып. 3. С. 55-65.

 

[xl] Савельев Е. П. Древняя история казачества (Историческое исследование). Часть 1, вып. 2. Новочеркасск, 1915. С. 65.

 

[xli] Скурлатов В. И. Этнический вулкан // А. Смирнов (ред.). Дорогами тысячелетий. Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1987. С. 214-215.

 

[xlii] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 81-85; он же. Взгляд на проблему прародины славян // Держава, 1997, № 1 (8). С. 26-31.

 

[xliii] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 35; он же. Взгляд…

 

[xliv] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 167.

 

[xlv] Трубачев О. Н. «Старая Скифия»… С. 33; он же. Свидетельствует лингвистика // Правда, 13 декабря 1984. С. 6; он же. Взгляд… С. 28.

 

[xlvi] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 86.

 

[xlvii] Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. С. 122-124.

 

[xlviii] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 35, 104.

 

[xlix] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 63.

 

[l] Трубачев О. Н. Этногенез… С. 108-118.

 

[li] Доманский Р. А. Таинственный эпицентр в России // Держава, 1997, № 1 (8). С. 74; Шамбаров В. Е. Указ. соч. С. 127.

 

[lii] Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Л. А. Гиндин и др. (ред.). Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М.: Наука, 1984. С. 47-66; Клейн Л.С. Индоарии и скифский мир: общие истоки идеологии // Народы Азии и Африки, 1987, N 5. С. 63-82.

 

[liii] Кстати, даже патриарх современного русского национализма А. М. Иванов (Скуратов) критиковал эту идею Трубачева и связывал ее с рассуждениями германского лингвиста П. Кречмера времен нацизма. См. Иванов (Скуратов) А. М. История венетов // Национальная демократия, 1995, № 1: 19. Правда, Трубачев с досадой открещивался от такой генеалогии своих идей. См. Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. С. 5.

 

[liv] Трубачев О. Н. Свидетельствует лингвистика; он же. Взгляд… С. 31.

 

[lv] Гриневич Г. С. Праславянская письменность: результаты дешифровки. T. 1. М.: Общественная Польза, 1993. С. 257.

 

[lvi] Гусева Н. Р. Индуизм. М.: Наука, 1977. С. 26.

 

[lvii] Там же. С. 29-32; Ахуджа А., Гусева Н. Р. Тайные истоки видимых рек // Техника-Молодежи, 1982, № 8. С. 52.

 

[lviii] Гусева Н. Р. К постановке вопроса об этногенезе раджпутов // Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии. 1988. Вып. 13. С. 47.

 

[lix] Фактически Гусева следовала примеру нацистских индологов, которые в 1930-х гг. с неменьшим энтузиазмом пытались доказывать прямую преемственность между германцами и индоариями, легитимизируя введенный нацистами порядок отсылками к ведическим нравам и обычаям. См. об этом Pollock S. Deep Orientalism? Notes on Sanskrit and power beyond the Raj // C. A. Breckenridge, P. van der Veer (eds.). Orientalism and the postcolonial predicament: perspectives on South Asia. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1993. P. 76-133.

 

[lx] Williams S. Fantastic archaeology. The wild side of North American prehistory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. P. 140-144; Godwin J. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993. P. 56-61.

 

[lxi] О нем см. Godwin J. Arktos. P. 11-13.

 

[lxii] Гусева Н. Р. Глубокие корни // В. П. Янков (ред.). Дорогами тысячелетий. Кн.4. М.: Молодая Гвардия, 1991. С. 3-27; она же. Прародина языка // Слово, 1991, № 1. С. 25-29; она же. Индия в зеркале веков. Религия, быт, культура. М.: ИЭА, 1994. С. 17 сл.; она же. Арктическая родина в Ведах // Гусева Н. Р. (ред.). Древность: арьи, славяне. Вып. 1. М.: Витязь, 1994. С. 6-20; она же. Индуизм. Арьи. Славяне. М.: ИЭА, 1995. С. 20-29; она же. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. С. 29 сл.; она же. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 4-6. На самом деле взятое из ведической литературы сказание о приходе ариев, или «борейской расы», с севера было введено в европейскую литературу французским философом и эзотериком Фабром д'Оливе в 1824 г. Он первым и представил это как приход гипербореев с вымышленного полярного материка Арктиды или Арктогеи. См. Godwin J. Arktos. P. 44, 186-187; Стефанов Ю. Великая триада Фабра д'Оливе // Волшебная гора, 1995, № 3. С. 177-184.

 

[lxiii] Ахуджа А., Гусева Н. Р. Указ. соч. С. 51-53; Гусева Н. Р. Где искать следы // Слово, 1992, № 10. С. 10-11; она же. Индия в зеркале веков. С. 38-40; она же. Арьи, славяне: соседство или родство? // Гусева Н. Р. (ред.). Древность: арьи, славяне. Вып. 1. М.: Витязь, 1994. С. 26-40.

 

[lxiv] Гусева Н. Р. Прародина языка. С. 28; она же. Где искать следы. С. 10; она же. Индия в зеркале веков. С. 20-21, 32; она же. Арктическая родина в Ведах // Гусева Н. Р. (ред.). Древность: арьи, славяне. Вып. 1. М.: Витязь, 1994. С. 6-20; она же. Индуизм. Арьи. Славяне. С. 22-23, 30; она же. Об арийстве мнимом и реальном // Наследие предков, 1997, № 4. С. 31-32; она же. Русские сквозь тысячелетия. С. 29 сл.

 

[lxv] О научной критике «полярной гипотезы» и ее мифологической основе см. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1983. С. 7-9; Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л.: Наука, 1985. С. 162-175, 180-185.

 

[lxvi] Шнирельман В. А. Освоение Севера: исконные земли или объект колонизации // Актуальные проблемы древней и средневековой истории Сибири. Томск: Томский государственный университет, 1997. С.72-77; Shnirelman V. A. Archaeology of North Eurasian hunters and gatherers // Richard B. Lee, Richard H. Daly (eds). The Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 127-131. На удивление, все же нашелся один российский археолог, благожелательно воспринявший идею об «Арктической прародине». См. Ashikhmina L. Ancient migrations in the northern sub-Urals: archaeology, linguistics and folklore // R. Blench, M. Spriggs (eds.). Archaeology and language I. Theoretical and methodological orientations. London: Routledge, 1997. P. 283-307.

 

[lxvii] Куклина И. В. Указ. соч. С. 185; Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии? М.: МГП “Калина”, 1994; Матвеев А. В. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск: Наука, 1998.

 

[lxviii] Гусева Н. Р. Прародина языка. С. 27; она же. Индия в зеркале веков. С. 12-13.

 

[lxix] Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. Указ. соч. С. 22-25.

 

[lxx] Гусева Н. Р. Индуизм. Арьи. Славяне. С. 41.

 

[lxxi] Гусева Н. Р. (ред.). Древность: арьи, славяне. Вып. 1-2. М.: Витязь, 1994.

 

[lxxii] Гусева Н. Р. (ред.). Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М.: Институт этнологии и антропологии, 1998.

 

[lxxiii] Недавно после многолетних тщетных усилий Гусевой наконец удалось выпустить перевод книги Тилака в Москве. См. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Гранд, 2002.

 

[lxxiv] Жуков Д. Из глубин тысячелетий // Новый мир, 1979, № 4. С. 278-281; Скурлатов В. И. Этнический вулкан. С. 214; Авдеев В. Б. Преодоление христианства. М.: Капь, 1994. С. 49; Елисеев А. Бесценное наследство расы // За русское дело, 1994, № 7. С. 3; Тороп В. Дыхание Борея // Чудеса и приключения, 1996, № 11. С. 36.

 

[lxxv] См., напр., Белов А. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М.: Здоровье народа, 1992. С. 11, 47; Асов А. И. Времена Святогора // Наука и религия, 1994, № 9. С. 27-28; он же. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. С. 174-183; он же. Атланты, арии, славяне. М.: Алетейя, 1999; Антоненко С. Г. Русь арийская (непривычная правда). М.: Паллада, 1994. С. 19, 24-25, 31-37, 78; Константиновский А. Златые крылья прародины // Наука и религия, 1994, № 9. С 29; Критов А. Древнейшая история и мифология индоевропейцев в свете теософского эзотерического учения // А. Платов (ред.). Мифы и магия индоевропейцев. Вып.1. М.: Менеджер, 1995. С. 212-228; Демин В. Н. Откуда ты, русское племя? М.: Народный фонд «Русь возрожденная», 1996; он же. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997; он же. Гиперборея – утро цивилизации. М.: Б. и., 1997; он же. Загадки Русского Севера. М.: Вече, 1999; он же. Загадки Урала и Сибири. От библейских времен до Екатерины Великой. М.: Вече, 2000; Алексеенко С. А. От Руси к Славянии // Свет. Природа и человек, 1997, № 1. С. 70-74; он же. Индия... близ Плисецка // Свет. Природа и человек, 1997, № 3. С. 26-28; Кандыба В. М. История русской империи. СПб.: Эфко, 1997; Демин В. М. От ариев к русичам. С. 34, 68; он же. От ариев к русичам (от Древней Арии до России). Древняя история Русского Народа. Третье издание, переработанное и дополненное. М.-Омск.: Русская Правда, 2003; Речкин М. Сибирский Китеж-град // Наука и религия, 1998, № 10. С. 15; Глоба П. П. Возрождение Гипербореи // Президент. Парламент. Правительство (политико-правовой журнал), 1999, № 5. С. 60-64; № 6. С. 62-64; Гиперборейская вера русов. М.: ФАИР-Пресс, 1999; Шамбаров В. Е. Указ. соч.; Калашников В. Л. Славянская цивилизация. М.: Московский институт национальных и региональных отношений, 2000. С. 6; Ларионов В. Е. Расовые и генетические аспекты этнической истории русского народа // В. Б. Авдеев и др. (ред.). Расовый смысл русской идеи. Вып. 1. М.: Белые альвы, 2000. С. 22-23; Гук Ю. П. Расовые корни славян // В. Б. Авдеев и др. (ред.). Расовый смысл русской идеи. Вып. 1. М.: Белые альвы, 2000. С. 144-147; Морозов Е. Ф. Бунт неприкасаемых // В. Б. Авдеев и др. (ред.). Расовый смысл русской идеи. Вып. 1: 153-162. М.: Белые альвы, 2000. С. 153-162; Новгородов Н. Третья Русь – Томское Лукоморье – Таймыр – Гиперборея // Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. От библейских времен до Екатерины Великой. М.: Вече, 2000. С. 480-534.

 

[lxxvi] Шамбаров В. Е. Указ. соч. С. 143.

 

[lxxvii] Жарникова С. В. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии. 1986. Вып. 11. С. 31-44; она же. Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Автореф. канд. дисс. М.: ИЭ АН СССР, 1988; она же. Где же вы, горы Меру // Вокруг света, 1989, № 3. С. 38-41; она же. Древние тайны русского Севера // Гусева Н. Р. (ред.). Древность: арьи, славяне. Вып. 2. М.: Витязь, 1994. С. 66-73; она же. Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003.

 

[lxxviii] Жарникова С. В. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древних орнаментах населения Евроазийских степей // Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии. 1985. Вып. 8. С. 13-31; она же. Золотая нить. С. 226-233. Эти ее идеи разделяет и Гусева. См. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. С. 34-35, 43.

 

[lxxix] Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается // Известия, 18 апреля 1996.

 

[lxxx] Жарникова С. В. Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение, 2000, № 2. С. 128-139.

 

[lxxxi] Гусева Н. Р. Арктическая колыбель? // Родина, 1997, № 8. С. 81-83.

 

[lxxxii] См., напр., Трошин Е. Магия древних рун // Родина, 1997, № 12. С. 24-26; Святополк-Четвертынский И. «... У кого разум в изобилии имеется» // Родина, 1998, № 4. С. 28-31. Правда, с тех пор линия журнала резко изменилась.

 

[lxxxiii] Личн. сообщ. И. В. Власовой 29.06.2000.

 

[lxxxiv] Рыбаков Б. А. Предисловие // Н. И. Кекишев. Воззвание к славянам. М.: Международная ассоциация писателей баталистов и маринистов, 1998. С. 3-4.

 

[lxxxv] Шилов Ю. А. Победа. Киев: Б. и., 2000. С. 105.

 

[lxxxvi] Чмыхов М. Истоки язычества Руси. Киев: Лыбидь, 1990. С. 19, 32, 35, 51. О научном подходе к «неолитической революции» см. Шнирельман В. А. Возникновение производящего хозяйства. М.: Наука, 1989.

 

[lxxxvii] Чмыхов М. Указ. соч. С. 354-355.

 

[lxxxviii] Там же. С. 81-103; он же. Вiсiм тисячолiть археологiчноi космологii в Украiнi // В. Довгич (ред.). Космос древньоi Украiни. Киiв: Iндо-Европа, 1992. С. 89, 95; он же. Споконвiчнi державотворцi // В. Довгич (ред.). Онуки Дажбожi. Походження украiнського народу. Кн.1–2. Киiв: Iндо-Европа, Такi справи, 1996-1997. С. 10-11.

 

[lxxxix] Чмыхов М. Истоки… С. 60.

 

[xc] Шилов Ю. А. Актуальнейшие задачи истории и родственных наук // Русская мысль, 1994, № 1-6. С. 3.

 

[xci] Шилов Ю. А. Доскитськi цивiлiзацii Поднiпров'я // В. Довгич (ред.). Космос древньоi Украiни. Киiв: Iндо-Европа, 1992. С. 110; он же. Схiд i Захiд Украiни й Iндо-Европи // Украiнський свiт, 1996, № 4-6. С. 8-9.

 

[xcii] Васильев Я. В., Гуров Н. В. Страна Аратта по древним письменным источникам // Вестник Восточного института (СПб.), 1995, т.1, № 1. С. 12-66.

 

[xciii] Шилов Ю. А. Доскитськi цивiлiзацii, с. 112-113; он же. Схiд i Захiд.

 

[xciv] Шилов Ю. А. Аратта // Наследие предков, 1997, № 3. С. 6-8; он же. Троя-Илион и этногенез славян // Наследие предков, 1997, № 4. С. 16-18.

 

[xcv] Кифишин А. Г. Жрецi з Чатал-Гуюка на Кам'янiй Могилi 6200 р. до н. э. // Украiнський свiт, 1996, № 4-6. С. 6-7; Нечипоренко Ю. Самый древний текст на земле // Независимая газета, 14 мая 1996.

 

[xcvi] Силенко Л. Мага вiра. Spring Glen, N. Y., 1979. Об этом см. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. М.: ИЭА, 1998. С. 12-13; он же. Мифы диаспоры // Диаспоры, 1999, № 2-3. С. 18-22; он же. Назад к язычеству? Триумфальное шествие неоязычества по просторам Евразии // Шнирельман В. А. (ред.). Неоязычество на просторах Евразии. М.: Библейско-Богословский Институт, 2001. С. 130-132.

 

[xcvii] Шилов Ю. А. Орiйська вiйськова доктрина // Украiнський свiт, 1996, № 1-3. С. 8-14.

 

[xcviii] См., напр., Шилов Ю. А. Шляхами Дива, Аполлона, Одина... // Украiнський Свiт, 1993, № 1-2. С. 30-35; он же. Аратта – держава трипiльцев // Русь Киiвська. 1994, № 1 (1). С. 13; он же. Iндоевропейсько-семiтсько-картвельскi зв'язки Надднипрянщини // Украiнський Свiт, 1994, № 3–4. С. 14-17; он же. Аратта // Наследие предков, 1997, № 3. С. 6-8; он же. Троя-Илион и этногенез славян // Наследие предков, 1997, № 4. С. 16-18.

 

[xcix] Чмыхов М. Споконвiчнi державотворцi.

 

[c] Телегин Д. Хто ж наши прапредки? // В. Довгич (ред.). Онуки Дажбожi. Походження украiнського народу. Кн.1–2. Киiв: Iндо-Европа, Такi справи, 1996-1997. С. 54-58.

 

[ci] Пономарьов А. Украiнська етнографiя. Курс лекцiй. Киiв: Либiдь, 1994. С. 101-102.

 

[cii] Шилов Ю. А. Прародина ариев. Киев: СИНТО, 1995.

 

[ciii] Пономарьов В. Славлення Агнi // Генеза. Киiв, 1995, № 1 (3). С. 182.

 

[civ] Прародина и мифы древних ариев. Интервью П. В. Тулаева с Ю. А. Шиловым по случаю презентации его книги «Прародина ариев» // Наследие предков, 1995, № 1. С. 11-15.

 

[cv] Асов А. И. Атланты… С. 74, 95.

 

[cvi] Антоненко С. Г. Нежить. Размышления о современном язычестве // Москва, 1996, № 9. С. 160.

 

[cvii] О драматических обстоятельствах этого разрыва см. Шилов Ю. А. Актуальнейшие задачи… С. 8-9.

 

[cviii] Даниленко В. Н. Космогония первобытного общества. М.: РОД, 1997. С. 4.

 

[cix] Шилов Ю. А. Троя-Илион; он же. Победа.

 

[cx] Чмыхов М. Истоки язычества. С. 338.

 

[cxi] Даже такой мифотворец как А. Асов не верит всем этим домыслам. См. Асов А. И. Атланты. С. 12.

 

[cxii] Гусева Н. Р. Об арийстве…

 

[cxiii] Наследие предков, 1997, № 4. С. 47.

 

[cxiv] См., напр., Кириллин С. Расовая история и «украинский вопрос» // В. Б. Авдеев и др. (ред.). Расовый смысл русской идеи. Вып. 1. М.: Белые альвы, 2000. С. 86-105.

 

[cxv] Гудзь-Марков А. В. История славян. С. 6.

 

[cxvi] Зданович Г. За две тысячи лет до Трои // Вокруг света, 1989, № 3. С. 40.

 

[cxvii] Об этом см. Shnirelman V. A. Passions about Arkaim: Russian Nationalism, the Aryans, and the Politics of Archaeology // Inner Asia, 1999, vol. 1, N 2. P. 267-282; Шнирельман В. А. Страсти по Аркаиму: арийская идея и национализм // М. Б. Олкотт, И. Семенов (ред.). Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001. С. 58-85.

 

[cxviii] См., напр., Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 48, 70-71.

 

[cxix] Скурлатов В. И., Николаев Н. Таинственная летопись. «Влесова книга» – подделка или бесценный памятник мировой культуры // Неделя, 3-9 мая 1976; Жуков Д. Тысячелетие русской культуры // Огонек, 1977, № 3. С. 29; Нудьга Г. Промiнь у таемницю // Жовтень, 1979, № 10. С. 124-135; Скурлатова О. Загадки «Влесовой книги» // Техника-молодежи, 1979, № 12. С. 56; Саратов И. Е. Строки каменной летописи // Памятники отечества, 1988, № 1. С. 63, 71; Щербаков В. И. Тропой Трояновой // А. Смирнов (ред.). Дорогами тысячелетий. Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1987. С. 198-199; он же. Асгард – город богов. М.: Молодая Гвардия, 1991. С. 237; Василенко Г. Таемниче тисячолiття // Киiв, 1988, № 4. С. 161; Жукова Л. Писали «чертами и резами» // А. Ф. Смирнов (ред.). Дорогами тысячелетий. Кн. 3. М.: Молодая Гвардия, 1989. С. 159-166; Белякова Г. С. Пути – дороги славянской письменности // Волхв, 1991, № 1. С. 3-8; Дмитрук М. Русские – 37 веков назад // Начало, 1993, № 36. С. 10; Авдеев В. Б. Указ. соч. С. 163; Белякова Н. Е. Уроки древнерусского. Всеясветная грамота: 1000 лет забвения // За русское дело, 1994, № 2. С. 2-3; № 3. С. 3; № 4. С. 3; № 5. С. 2; Платов А. В. Руническая магия. М.: Менеджер, 1995. С. 82-83; Тороп В. Русские письмена, откуда они? // Чудеса и приключения, 1995, № 3. С. 40-41; Молева С. В. «Слово об ариях». Памятник русской письменности X–IX вв. до Р.Х. // С. В. Молева, М. Е. Устинов (ред.). Речь. Псков: Отчина, 1996. С. 5-36; Молева С. В. Единородное слово; Трехлебов А. В. Тайна праславянской цивилизации. Археологические и письменные памятники Древней Руси и результаты их дешифровки. М.: Вехи истории, 1998; Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 71; Шамбаров В. Е. Указ. соч. С. 135-136, 141-142; Асов А. И. Атланты… С. 194; он же. Славянские руны и «Боянов гимн». М.: Вече, 2000; Рыжков Л. Н. О древностях Русского языка. М.: Древнее и современное, 2002; Лучин А. А. Славяне: свет и потемки истории. М.: Белые альвы, 2003.

 

[cxx] Медынцева А. А. Надписи на амфорной керамике X – начала XI в. и проблема происхождения древнерусской письменности // Ю. С. Кукушкин (ред.). Культура славян и Русь. М.: Наука, 1998. С. 190-192; она же. Грамотность в Древней Руси по памятникам эпиграфики X – первой половины XIII века. М.: Наука, 2000. С. 237-253. См. также Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М.: Аспект пресс, 1998. С. 207-208; Уханова Е. В. Указ. соч. С. 102 сл.

 

[cxxi] Ваганов А. Древнейшая книга славянской цивилизации // Независимая газета, 20 декабря 2000. С. 9.

 

[cxxii] Янин В. Л. Древнейшая славянская книга // Наука и жизнь, 2001, № 2. С. 7-9; Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородская псалтырь начала XI в. – древнейшая книга Руси (Новгород, 2000 г.) // Вестник РГНФ, 2001, № 1. С. 153-164.

 

[cxxiii] Творогов О. В. Древнерусская литература // В. К. Волков (ред.). Очерки истории культуры славян. М.: Индрик, 1996. С. 372-373. См. также Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры: истоки древнерусской книжности. М.: Изд. МГУ, 1994; Уханова Е. В. Указ. соч. С. 176-177.

 

[cxxiv] Суслопаров М. Трипiльцi i ми // В. Довгич (ред.). Онуки Дажбожi. Походження украiнського народу. Кн.1–2. Киiв: Iндо-Европа, Такi справи, 1996–1997. С. 50, 53. Об этом см. Знойко А. П. Русь и этруски // С. Плеханов (сост.). Остров пурпурной ящерицы. М.: Молодая Гвардия, 1984. С. 267-285.

 

[cxxv] Белоконь И. Утро творения // Москва, 1982, № 2. С. 153; Щербаков В. И. Века Трояновы // М. Ковалев (ред.). Дорогами тысячелетий. Кн. 2. М.: Молодая Гвардия, 1988. С. 106-107; Знойко О. П. Мiфи Киiвськоi землi та подii стародавнi. Киiв: Молодь, 1989. С. 15; Белякова Г. С. Пути – дороги… С. 5; Акумулятор iсторичноï пам'ятi // Лiтературна Украï на, 1 березня 1990; Iванченко Р. П. Iсторiя без мiфiв. Бесiди з iсторii украiнськоi державностi. Киiв: Украiнський письменник, 1996. С. 9; Довгич В. Материк Iндо-Европа // В. Довгич (ред.). Онуки Дажбожi. Походження украiнського народу. Кн.1–2. Киiв: Iндо-Европа, Такi справи, 1996–1997. С. 9; Лучин А. А. Славяне и история // Молодая Гвардия, 1997, № 9. С. 299; он же. Славяне: свет и потемки истории. С. 61; Даниленко В. Н. Космогония… С. 81; Шилов Ю. А. Троя-Илион. С. 16.

 

[cxxvi] См., напр., Буганов В. И., Жуковская Л. П., Рыбаков Б. А. Мнимая «древнейшая летопись» // Вопросы истории, 1977, № 6. С. 204; Трубачев О. Н. В поисках единства. С. 45; Бандрiвський М. С. Сварожi лики. Львiв: Логос, 1992. С. 9.

 

[cxxvii] См., напр., Русинов Н. Д. О письменности у славян дохристианской поры // В. Н. Русинов (ред.). Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Нижний Новгород: Изд. Нижегородского Университета, 1995. С. 28-43.

 

[cxxviii] Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. С. 354-381; Дедюхин Б. Дорожить своими историческими корнями // Волга, 1990, № 7. С. 148.

 

[cxxix] Winn Sh. M. M. Pre-writing in Southeastern Europe: the sign system of the Vinč a culture ca. 4000 B. C. Calgary, Alta.: Western Publishers, 1982.

 

[cxxx] Перлов Б. Живые слова Тэртерии // В. Суханов (ред.). Тайны веков, Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1977. С. 171-179; Скурлатов В. И. «Увидевшие все до края мира...» // В. Суханов (ред.). Тайны веков. Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1977. С. 193; Журавский В. Азбука неолита // В. Суханов (ред.). Тайны веков. Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1988. С. 54-59; Милов В. А. Каждый из нас в ответе за свою историю // Страницы Российской Истории, 1993, № 1. С. 1; Гриневич Г. С. Сколько тысячелетий славянской письменности // Русская мысль, 1991, № 1. С. 28; он же. Праславянская письменность… С. 247-250; он же. Праславяне в Этрурии // Московский журнал, 1994, № 10. С. 53-56; Асов А. И. Атланты. С. 11-12.

 

[cxxxi] Гриневич Г. С. Праславянская письменность…; Козельский А. В. Письмена античных славян. Крит. Линейное А. М.: Компания Спутник, 2003.

 

[cxxxii] См., напр., Лесной С. «Влесова книга» – языческая летопись доолеговской Руси. Winnipeg: Trident Press Ltd., 1966. С. LI; Миролюбов Ю. П. Риг-Веда и язычество. Mü nchen: O. Sagner, 1981. С. 178.

 

[cxxxiii] Миролюбов Ю. П. Риг-Веда… С. 177-183; он же. Материалы к преистории русов. Mü nchen: O. Sagner, 1983. С. 115-116; Алексеев С. Т. Слово. М.: Современник, 1986. С. 37-57; Жукова Л. Писали «чертами и резами»…; Безверхий В. Н. Философия истории // Волхв, 1993, № 1 (7). С. 49; Антоненко С. Г. Русь арийская. С. 55; Белякова Н. Е. Указ. соч.; Гусев О. М. Возвращение бога // За русское дело, 1996, № 4. С. 5; Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 5, 194; Молева С. В. Единородное слово. С. 11-13; Лучин А. А. Славяне: свет и потемки истории. С. 20-23.

 

[cxxxiv] Smith A. D. National identity and myths of ethnic descent // Research in social movements, conflict and change, 1984, v.7. P. 104.

 

[cxxxv] Белов А. Славяно-горицкая борьба.

 

[cxxxvi] Там же. С. 38; он же. Триглав // Атака, 1995, № 72. С. 32. Ср. также Серов А. Тысяча лет на... размышления // За Русь, 1992, № 3. С. 4; Гусев О. М. Возвращение бога.

 

[cxxxvii] Korey W. Russian Antisemitism, Pamyat, and the Demonology of Zionism. Chur: Harwood Academic Publishers, 1995.

 

[cxxxviii] Скурлатов В. И. «Увидевшие все…»; он же. След светоносных // В. Суханов (ред.). Тайны веков. Кн. 1. М.: Молодая Гвардия, 1977. С. 328.

 

[cxxxix] Кифишин А. Г. Ветви одного дерева // В. Суханов (ред.). Тайны веков. Кн.1. М.: Молодая Гвардия, 1977. С. 181-182.

 

[cxl] Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 141.

 

[cxli] Демин В. Н. Тайны русского народа.С. 363-365; он же. Загадки Русского Севера. С. 108, 169, 296-298.

 

[cxlii] Емельянов В. Н. Десионизация. Париж, 1979.

 

[cxliii] Моисеев Л. Свобода, а не демократия // Атака, 1995, № 72. С. 20.

 

[cxliv] Скурлатова О. Загадки «Влесовой книги» // Техника-молодежи, 1979, № 12. С. 56; Скурлатов В. И. Этнический вулкан. С. 215.

 

[cxlv] Знойко А. П. Русь и этруски. С. 288; Щербаков В. И. Тропой Трояновой. С. 178; он же. Тайны этрусков рассеиваются // Чудеса и приключения, 1995, № 8. С. 13; Никитин Ю. А. Ахилл. Справедливости ради следует отметить, что филистимляне действительно по языку относились к индоевропейской семье, но появились они в Леванте одновременно с древними израильтянами.

 

[cxlvi] Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 107-109.

 

[cxlvii] Молева С. В. «Слово об ариях»; она же. Единородное слово. С. 16, 89-106.

 

[cxlviii] Милов В. А. Каждый из нас в ответе за свою историю // Страницы Российской Истории, 1993, № 1. С. 1-2; N 2. С. 2-3.

 

[cxlix] Об этом см. Shnirelman V. A. Russian Neo-pagan Myths and Antisemitism. Jerusalem: The Hebrew University, 1998; idem. The 'Aryans' and the 'Khazars'; idem. The Myth of the Khazars and Intellectual Antisemitism in Russia, 1970s – 1990s. Jerusalem: The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, Hebrew University of Jerusalem, 2002. P. 82-97.

 

[cl] Гиперборейская вера. С. 52-67.

 

[cli] Sternhell Z. Fascist ideology // W. Laqueur (ed.). Fascism. A reader's guide. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. P. 322; idem. Neither Right nor Left. Fascist ideology in France. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1986. P. 34-36.

 

[clii] Hobsbawm E. Ethnicity and nationalism in Europe // Anthropology today, 1992, vol. 8, N 1. P. 3.

 

[cliii] Sternhell Z. Fascist ideology. P. 323-324.

 

[cliv] Дудаков С. Ю. История одного мифа: очерки русской литературы XIX–XX вв. М.: Наука, 1993. С. 140.

 

[clv] Гусева Н. Р. Об арийстве мнимом и реальном. С. 32; она же. Об арьях, Ведах и национализме // Экономическая газета, 1997, № 9-13. С. 8; она же. Славяне и арьи. С. 193-208.

 

[clvi] Она же. Об арийстве мнимом и реальном; она же. Древнее древности // Чудеса и приключения, 1997, № 6. С. 54-56.

 

[clvii] Она же. О витках спирали // Экономическая газета, 1997, № 20. С. 8.

 

[clviii] Она же. Русские сквозь тысячелетия. С. 23.

 

[clix] Гудзь-Марков А. В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. М.: Рикел, Радио и связь, 1995. С. 299.

 

[clx] Гудзь А. В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира (Предисловие к монографии) // Русская мысль, 1995, N 1-6. С. 36; он же. История славян. С. 5-6.

 

[clxi] Об этом см. Shnirelman V. A. Passions about Arkaim; Шнирельман В. А. Страсти по Аркаиму; Никулина М. «Про старинное житье и про тайную силу» // Урал, 2000, № 6. С. 172-179.

 

[clxii] Демин В. Н. Здравствуй, Гиперборея! // Наука и религия, 1997, № 11. С. 14-15; он же. Тайны русского народа. С. 481-489. См. также Лазарев Е. С. Святыня заполярных гор // Наука и религия, 1997, № 12. С. 44-45; Асов А. И. Святилище Сейдъ-зор в горах Луярва // Наука и религия, 1998, № 1. С. 36.

 

[clxiii] Лазарев Е. С. Святыня заполярных гор; он же. Святыня Ловозерских гор // Живая Арктика, 1998, № 3 (12). С. 4-7; он же. Руны Грааля над Белым морем // Наука и религия, 1998, № 10. С. 44-45; он же. Воистину есть… // Наука и религия, 2000, № 2. С. 21-22.

 

[clxiv] Лазарев Е. С. Молитва Гипербореев // Наука и религия, 1998, № 9. С. 34-35; Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. С. 48-49. На самом деле кельтское оамическое письмо существовало в IV–VII вв. н. э. в узком географическом ареале, покрывавшем часть нынешней Великобритании и Ирландии. См. Фридрих И. История письма. М.: Наука, 1979. С. 143.

 

[clxv] Валентинов А. Когда мы умели летать // Российская газета, 20 февраля 1998.

 

[clxvi] Бурлешин М. Ужас северных широт // Природно-ресурсные ведомости, ноябрь (№ 46) 2001. С. 3.

 

[clxvii] Демин В. Н. Гиперборея – утро цивилизации. М.: Б. и., 1997; он же. Тайны русского народа. С. 481-489; он же. Загадки Русского Севера; он же. Магическими путями Севера // Наука и религия, 2000, № 9. С. 44-46.

 

[clxviii] Он же. Гиперборея – утро цивилизации. Рис.14, 15; он же. Загадки Русского Севера; Лазарев Е. С. Святыня заполярных гор.

 

[clxix] Демин В. Н. Гиперборея – утро цивилизации. С. 52-55; он же. Тайны русского народа. С. 485-486; Лазарев Е. С. Святыня заполярных гор.

 

[clxx] Демин В. Н. Гиперборея – утро цивилизации. Рис. 14; он же. Тайны русского народа. С. Рис. 1.

 

[clxxi] Кочемасов Г. В сердце Луяврурта // Наука и религия, 1998, № 1. С. 34-36.

 

[clxxii] Лазарев Е. С. Святыня Ловозерских гор // Живая Арктика, 1998, № 3 (12). С. 4-7.

 

[clxxiii] Демин В. Н. Загадки Русского Севера. С. 143, 168.

 

[clxxiv] Лазарев Е. С. Молитва Гипербореев; он же. Здесь молились богине Зари и бессмертия // Наука и религия, 1999, № 2. С. 17, 64; он же. Эльфийская твердыня на Русском Севере // Наука и религия, 1999, № 8. С. 31, 35.

 

[clxxv] Лазарев Е. С. Молитва Гипербореев.

 

[clxxvi] Демин В. Н. Гиперборея – северная прародина // П. В. Тулаев (ред.). Варвары. М.: Метагалактика, 1999. С. 43-49.

 

[clxxvii] Там же. С. 55.

 

[clxxviii] Демин В. Н. Загадки Русского Севера. С. 167-169.

 

[clxxix] См., напр., Демин В. Н. Гора Меру – прообраз Вселенной // Чудеса и приключения, 1996, № 8. С. 18-22; он же. Откуда ты, русское племя? М.: Народный фонд «Русь возрожденная», 1996; он же. Страна Лебедия – тысячелетняя даль России // Наука и религия, 1997, № 6. С. 44-47; он же. Страна Лебедия. Где она? // Чудеса и приключения, 1997, № 7. С. 37-39; Громов В. «Вавилон» открыт на Севере // Российская газета, 18 октября 1996. С. 27.

 

[clxxx] Демин В. Н. Тайны русского народа. С. 14-21; он же. Загадки Русского Севера; он же. Загадки Урала и Сибири; он же. Гиперборея. Исторические корни русского народа. М.: Гранд, 2001.

 

[clxxxi] Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. С. 412.

 

[clxxxii] Новгородов Н. Третья Русь – Томское Лукоморье – Таймыр – Гиперборея // Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. От библейских времен до Екатерины Великой. М.: Вече, 2000. С. 480-534.

 

[clxxxiii] Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. С. 63.

 

[clxxxiv] Об этом см. Wiwjorra I. German archaeology and its relation to nationalism and racism // Margarita Diaz-Andreu, Timothy Champion (eds.). Nationalism and archaeology in Europe. London: UCL Press, 1996. P. 180-182; Goodrick-Clark N. Black sun. Aryan cults, esoteric Nazism and the politics of identity. N. Y.: New York University Press, 2002. P. 52-71.

 

[clxxxv] Демин В. Н. Загадки Урала и Сибири. С. 58-61, 287.

 

[clxxxvi] Глоба П. П. Возрождение Гипербореи // Президент. Парламент. Правительство (политико-правовой журнал), 1999, № 5. С. 60-64; № 6. С. 62-64.

 

[clxxxvii] См., напр., Гусев О. М. Возвращение бога; Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 68.

 

[clxxxviii] Глоба П. П. Указ. соч. № 6. С. 63.

 

[clxxxix] Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 6-7.

 

[cxc] Lutzhö ft H. J. Der Nordische Gedanke in Deutschland, 1920-1940. Stuttgart: Ernst Klett, 1971.

 

[cxci] Об этом см. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры. Архангельск: Поморский международный педагогический институт, 1993; Griffiths F. The Arctic in the Russian identity // L. W. Brigham (ed.). The Soviet maritime Arctic. London: Belhaven Press, 1991. Pp. 83-107; Slezkine Y. Arctic mirrors. Russia and the small peoples of the North. Ithaka and London: Cornell University Press, 1994.

 

[cxcii] В ответ на мою газетную публикацию об «арийской проблеме» два молодых автора поместили в той же газете свой резкий ответ под достаточно красноречивым заглавием «Кто мы, если не арийцы?» См. Ларионов В. Е., Семенов А. В. Кто мы, если не арийцы? // НГ- религии, 14 июня 2001. С. 6. См. также Молева С. В. Единородное слово. С. 8, 98.

 

[cxciii] Антоненко С. Г. Русь арийская. С. 83.

 

[cxciv] Гусев О. М. Поморы, айны и... Лев Толстой // За русское дело, 1994, № 1. С. 2-3.

 

[cxcv] Демин В. Н. Тайны русского народа. С. 261.

 

[cxcvi] Демин В. М. От ариев к русичам. Первое издание. С. 80-81.

 

[cxcvii] Асов А. И. Мифы и легенды древних славян. С. 198, 207, 211.

 

[cxcviii] Флоринский В. М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии. Т. 1. Томск, 1894. Об этом см. Shnirelman V. A. The faces of nationalist archaeology in Russia // M. Diaz-Andreu & T. C. Champion (eds.). Nationalism and archaeology in Europe. London: UCL Press, 1996. P. 223-224.

 

[cxcix] Некоторые из них не скрывают свое восхищение построениями Флоринского. См., напр., Новгородов Н. Указ. соч. С. 505; Демин В. М. От ариев к русичам. Третье издание. С. 83-84, 88.

 

[cc] См., напр., Суров М. В. Вологодчина: невостребованная древность. Вологда: б. и., 2001. С. 382-400. О том, что это не так, см. Лесман Ю. М. Миф о русской свастике // Барьер, 1999, N 1 (5). С. 104-110.

 

[cci] Wistrich R. S. Antisemitism. The longest hatred. London: Themes Methuen, 1991. P. 75.

 

[ccii] Об этом см. Quinn M. The swastika. Constructing the symbol. London and New York: Routledge, 1994. P. 2, 7-9, 138-139.

 

[cciii] Renatus Q. F. Svastika // Narodni Politika, 1922, r. 40, N 337.

 

[cciv] Болотов С. С. Против свастики – против культуры // Националист, 1993, № 4. С. 5. Ср. Мочалова И. В. Ведические знания на перекрестках геополитики. Основы антиматериальной методологии (Возвращение Крышеня). М.: Воля России, 1996. С. 110; Кандыба В. М. История русской империи. С. 90-91.

 

[ccv] Hitler A. Mein Kampf. Boston: Houghton Mifflin, 1971. P. 497. Об этом см. Quinn M. Op. cit. P. 4; Weissmann K. Schwarze Fahnen, Runenzeichen. Die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945. Dusseldorf: Droste, 1991. S. 135-137.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.099 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал