Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объекты государственного потребления и факторы его определяющие
Эффективный спрос – это совокупная платежеспособная потребность экономических агентов, соответствующая, при определенном уровне рыночных цен и при условии достижения полной занятости, производству максимально возможного объема ВНП (эффективного ВНП). Структура эффективного спроса включает потребительский спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предпринимателей. Анализ этих составляющих важен для выявления пропорций распределения национального дохода и ВНП, оценки действенности воспроизводственных механизмов экономического развития, для определения возможности достижения макроэкономического равновесия. Первым доминантным субъектом эффективного спроса выступают домохозяйства, чья доля потребления в российском ВВП составляет 50%2. Исследование критериев распределения их доходов в макроэкономике проводят путем: а) выявления экономического содержания категорий, входящих в структуру дохода (потребления (С) и сбережения (S)); б) субъективно-психологической оценки факторов определяющих долю потребления и сбережения в доходе и выбор в качестве приоритета текущего или будущего дохода; в) функционального анализа; г) графического анализа. Определяя экономическое содержание категорий потребления и сбережения, можно отметить, что под потреблением понимают часть национального дохода, направляемую на удовлетворение текущих потребностей или совокупность расходов на товары и услуги с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. По данным аналитиков, на потребление направляется от 2/3 до 3/4 национального дохода, остальную его часть составляют сбережения3. Сбережения - отложенный спрос на товары и услуги. Они возникают в силу субъективных факторов, например, из-за предпочтения ликвидности, из-за консерватизма потребления, обусловливающих возникновение непотребленного остатка дохода или в результате принятия рационалистических решений о формировании целевых фондов будущих потребительских или инвестиционных расходов. В последнем случае сбережения принимают форму накоплений. Исходя из характеристики потребления и сбережений, можно сделать вывод о делении дохода на две части: где Y- располагаемый доход, С - потребление; S- сбережение. Наряду с потребительскими расходами значительное место в структуре эффективного спроса занимает инвестиционный спрос, составляющий по расчетам аналитиков 20% совокупных расходов. Анализ инвестиционного спроса важен потому, что в структуре эффективного спроса он выступает самой неустойчивой величиной. Инвестиционный спрос - это спрос бизнеса на инвестиционные товары. Результатом его реализации является восстановление изношенного оборудования, его модернизация и реконструкция, затраты на капитальное строительство, на переобучение и повышение квалификации работников. Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S, где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов). Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей, т. е. определяют функции потребления и сбережений. К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д. В отличие от представителей классической школы, Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не отпроцентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход. Желание людей сберегать часть дохода обусловлено: • стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств; • стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям необходимостью содержать иждивенцев; • желанием обеспечить доходы в форме процента; • желанием наслаждаться чувством независимости; • намерением обеспечить необходимые средства для коммерции; • желанием оставить наследство; • просто скупостью. К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта». Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению. Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Термин «предельный» используется для обозначения дополнительных, добавочных величин.
Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом. Предельная склонность к потреблению (MPС) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода. Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений. Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода. Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице: МРС + МРS= 1. Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению». Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу. Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) (APS) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу. 3. АРС+АРS=1
|