Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, функции и цели государственного регулирования макроэкономических процессов в условиях рыночной экономики






Государственное регулирование экономики — система мер законода­тельного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производ­ства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объективную ос­нову:

• обобществление производства как в границах национальной эко­номики, так и в международном масштабе;

• развитие НТР, требующее громадных трудовых и финансовых ре­сурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

• неспособность рынка решать экологические, социальные проблемы;

• неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сфе­рах, в то время как государство регулирует рынок посредством нало­гообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.

Субъектами государственного регулирования экономики являются: носители; выразители; исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные груп­пы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состо­яния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по про­фессиям, отраслевым и региональным интересам. Выразителями хозяйственных интересов являются объединения но­сителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д. К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнитель­ные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненно­сти и включающие три ветви власти и центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрас­ли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономи­ческой жизни страны, где образовались (или могут образоваться) пробле­мы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Целями государственного регулирования экономики выступают:

• экономическая и социальная стабильность — главная цель;

• опосредствующие цели для решения главной (первичные, вто­ричные, третичные и т. д.) – конкретные цели. Первичные цели ГРЭ: высокий (близкий к уровню занятости) уровень объема производства, низкий уровень безработицы, стабильный уровень цен и обменный курс национальной валюты, положительный платежный баланс.

Функции государственного регулирования макроэкономических процессов:

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, атакже контроль за их исполнением. Создание законодательной базы –это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, наоснове антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегаяк разделению больших фирм, препятствуя их слиянию.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики – это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Размещение ресурсов. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие

программ социальной защиты. Деятельность государства как субъекта имущественных отношений. Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал