Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, функции и цели государственного регулирования макроэкономических процессов в условиях рыночной экономики
Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование экономики имеет объективную основу: • обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе; • развитие НТР, требующее громадных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели; • неспособность рынка решать экологические, социальные проблемы; • неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах. Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны. Субъектами государственного регулирования экономики являются: носители; выразители; исполнители хозяйственных интересов. К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д. К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие три ветви власти и центральный национальный банк. Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем. Целями государственного регулирования экономики выступают: • экономическая и социальная стабильность — главная цель; • опосредствующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) – конкретные цели. Первичные цели ГРЭ: высокий (близкий к уровню занятости) уровень объема производства, низкий уровень безработицы, стабильный уровень цен и обменный курс национальной валюты, положительный платежный баланс. Функции государственного регулирования макроэкономических процессов: Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, атакже контроль за их исполнением. Создание законодательной базы –это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, наоснове антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегаяк разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики – это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Размещение ресурсов. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Деятельность государства как субъекта имущественных отношений. Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
|