Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безработица как объект макроэкономического анализаСтр 1 из 52Следующая ⇒
Вопросы к экзамену
1. Антиинфляционная политика, ее варианты. 2. Безработица как объект макроэкономического анализа. 3.Бюджетная политика и ее концепции. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и его причины и последствия. Государственный долг. 4.Государственные займы. 5.Валовой национальный доход (ВНД) и методы его исчисления. 6.Государство как субъект экономической системы. Сущность, функции и цели государственного регулирования макроэкономических процессов в условиях рыночной экономики. 7.Государство как субъект эффективного спроса. Объекты государственного потребления и факторы его определяющие. 8.Границы государственного вмешательства в рыночную экономику. 9.Денежный рынок, специфика его определения и структура. 10.Издержки экономического роста и его пределы. 11.Инфляция и безработица. Кривая Филлипса и ее современные интерпретации. 12.Концепции государственного регулирования рыночной экономики: классическая, кейнсианская, монетаристская. 13.Концепции общественного производства. 14.Кредитная политика и ее необходимость в системе госрегулирования. 15.Механизм взаимодействия совокупного спроса и предложения. 16.Простейшая модель макроэкономического равновесия (AS-AD). 17.Налоговая политика государства и ее роль в стабилизации экономики. 18.Основные принципы налогового регулирования. 19.Народнохозяйственный кругооборот как система экономических взаимосвязей субъектов макроэкономики. 20.Номинальный и реальный ВНД. Дефлятор ВНД. 21.Обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. 22.Обобщающие показатели функционирования национальной экономики. 23.Основные теоретические подходы к анализу денег. 24.Основные этапы становления системы национального счетоводства. 25.Особенности формирования равновесия на рынке труда. 26.Показатели расчета темпов инфляции. 27.Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. 28.Понятие совокупного спроса и его отличие от индивидуального спроса. Ценовые и неценовые детерминанты величины совокупного спроса. 29.Понятие экономического роста. Внутренние и внешние факторы экономического роста. 30.Последствия безработицы. Методы борьбы с безработицей. Государственное регулирование занятости в современной России. 31. Предложение денег. Денежная масса и ее структура. Законы денежного обращения. 32.Проблема неравенства распределения доходов: причины и следствия. 33.Оптимум Парето. «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини». 34.Роль макроэкономических показателей. 35.Рынок ценных бумаг и механизм его функционирования. 36.Рынок ценных бумаг. Предложение и спрос на финансовые ресурсы. 37.Система национального счетоводства и ее особенности. 38.Склонность к сбережению. Функция сбережения. Проблема оптимизации сбережений. 39.Совокупное предложение и его детерминанты. Модель совокупного предложения и ее использование в макроэкономическом анализе. 40.Состав и структура безработицы. Теория естественной безработицы. 41.Рациональные и адаптивные ожидания. Конъюнктурная безработица. Закон Оукена. 42.Социальная политика государства. Основные направления социальной политики. Социальные программы. 43.Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на распределение и перераспределение доходов и объем национального продукта. 44.Способы измерения экономического роста. Типы экономического роста. 45.Спрос домашних хозяйств и факторы его определяющие. Функции потребления и их эволюция. 46.Условия формирования рыночного равновесия с учетом динамики эффектного спроса (кейнсианская модель). 47.Финансовая система и финансовая политика. Финансовые функции государства. Принципы построения финансовой системы государства. 48.Фискальная политика государства, как структурная составляющая финансовой политики. 49.Цикличность как закономерность развития рыночной экономики. Понятие цикла его фазы и параметры. Виды циклов. 50.Экономическое содержание категории «сбережение». Роль сбережений в рыночной экономике. 51.Эффективный спрос в системе макроэкономических моделей. Общая характеристика субъектов и элементов эффективного спроса. Антиинфляционная политика, ее варианты Антиинфляционная политика — макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты. Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, представляющей собой приспособление к условиям инфляции. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляциейи добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Антиинфляционная политика включает в себя: • регулирование совокупного спроса; • регулирование совокупного предложения. Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе — монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы. Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению Дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет. Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. Вчастности, в ряде стран существенно возрос государственный долг и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ. Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно. Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс мер борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., что и предопределяет набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов. Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить: • эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов; • одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода; • предотвращение «импорта инфляции». Домашние хозяйства и фирмы должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы и производительности труда. В антиинфляционной политике государств можно выделить два подхода. Первый подход (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, для людей со средними и невысокими доходами, которые обычно быстро используют (тратят) свои доходы. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может и усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрирования налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком (формально неподконтрольным правительству), который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику страны. Экономисты неоклассического направления считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен совокупностью монетарных и немонетарных инструментов. Монетарные инструменты антиинфляционной политики. Инфляция в большой степени зависит от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции. Для влияния на денежное предложение используются различные методы: политика процентной ставки (учетной ставки, ставки рефинансирования); изменение нормы обязательных резервов; изменение объемов рефинансирования коммерческих банков; операции на открытом рынке; контроль над денежной эмиссией. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики. На уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени помочь сократить инфляцию. Многофакторность инфляционного процесса, как правило, обусловливает необходимость применение целого комплекса стабилизационных мер. Безработица как объект макроэкономического анализа Макроэкономика - отрасль экономической науки, которая изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Предметом исследования макроэкономики является функционирование национального хозяйства как единого целого. В макроэкономике анализируются агрегированные величины, такие как расходы, совокупные доходы, располагаемы доход, потребление, уровень рыночной ставки процента, инфляции, безработицы, уровня цен в экономике. Проблема безработицы – одна из основных проблем функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не имеет возможности применить в данный момент свою рабочую силу. Безработица выражается в превышении предложения рабочей силы над спросом, то есть явление, обратное занятости. В общей численности населения выделяют категорию трудоспособного населения, к которому относят лиц старше 16 лет. Трудоспособное население подразделяется на следующие группы: − занятые (Е), выполняющие оплачиваемую работу и те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска; − безработные (U), не имеющие работу, но активно ее ищущие. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Занятые и безработные представляют рабочую силу (L): L = E + U. К категории, не включаемой в численность рабочей силы, относятся люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу: учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать. Поиск работы – главный критерий, отличающий безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. Экономическая наука в зависимости от причин выделяет следующие основные формы безработицы: − фрикционная безработица – связана с объективно необходимым движением рабочей силы. К фрикционным безработным относят тех, кто, имея требуемые на рынке труда профессиональные качества, добровольно меняет место работы или впервые ищет ее, или ищет ее вскоре после увольнения. Фрикционная безработица – естественное явление и самая легкая форма, т.к. не требует затрат на переобучение. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. − структурная безработица, обусловленная структурными изменениями в производстве и, как следствие, несоответствием спроса и предложения на рынке труда в отраслевом, квалификационном, региональном отношениях; вызвана несоответствием структуры спроса на труд и структуры рабочей силы. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе, и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Структурная безработица регулируется государством: - организуется частная система переобучения; - выплачивается пособие по безработице; - создаются условия для межрегиональной миграции рабочей силы. − циклическая безработица – это безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономического цикла.Онасвязана со спадом производства, когда число претендующих на работу превышает число рабочих мест. - сезонная безработица связана с неодновременными объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в один месяц спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается (и безработица возвращается). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство. - скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные не оплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Уровень безработицы – это выраженное в процентах отношение количества безработных к экономически активному населению (рабочей силы). Естественный уровень безработицы – это такой ее уровень, который соответствует полной занятости, обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста. Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет. Считается, что достигнута полная занятость, когда в стране имеется фрикционная и структурная безработица, соответствующий потенциальному ВНП.
|