![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционный урок (типы, структура, методика)Стр 1 из 10Следующая ⇒
Введение География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной. Ведь география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Поэтому географические знания, географическая культура должны быть частью общей культуры каждого человека [28]. Но у многих учащихся отсутствует должный интерес к школьному курсу географии. Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми, - задача каждого учителя географии.
Традиционный урок (типы, структура, методика) Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения: 1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); 4. Каждый урок посвящен только одному предмету (монизм); 5. Постоянное чередование уроков (расписание); 6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление); 7. Применяются различные виды и формы познавательной, деятельности учащихся (вариативность деятельности) [24]. Типы традиционного урока. Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя. 1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний). Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д. Основные этапы урока: Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Постановка задания на дом. Подведение итогов урока [21]. 2. Урок закрепления изученного. Основная дидактическая цель – формирование определенных умений. Структура: Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. 3. Урок применения знаний и умений. В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока: Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания [22]. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Функции обобщающего урока: систематизация фактических знаний на основе ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся (проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, обобщать применять закономерности теории). Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета [24]. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы: Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока [21]. Повторение и обобщение решает следующие задачи: · обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков; · приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных понятий; · помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями; · формирует навыки самостоятельной работы; · способствует умственному развитию учащихся. При проведении данных уроков не следует: - включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т. к. качество знаний зависит не от количества; - при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне [24]. 5. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса [22]. При таком подходе возможна следующая структура урока: Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. Проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. Подведение итогов (на данном и последующих уроках) [21]. 6. Комбинированный урок. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока: Ознакомление с темой урока постановка его целей и задач. Проверка домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Изложение нового материала. Первичное закрепление изученного. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания [24]. 7. Урок-лекция. Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала, распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д. Возможный вариант структуры урока-лекции: Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач урока. Ее разрешение при реализации намеченного плана лекции. Выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию». Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д. Применение полученных знаний. Обобщение и систематизация изученного. Формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника [21]. 8. Урок-семинар. Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения [22]. Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение: · семинары - развернутые беседы; · семинары-доклады; · рефераты; · творческие письменные работы; · комментированное чтение; · семинар-решение задач; · семинар-диспут; · семинар-конференция и т.д. 9. Урок-зачет. Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная его цель состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился. Практикуются различные виды зачетов: · текущий и тематический; · зачет-практикум; · дифференцированный зачет; · зачет-экстерн и т. д. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще всего предпочтение отдается зачетам открытым, с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета [21]. Разнообразить зачеты, сделать их более интересными, можно с помощью игры: лото, путешествие и т.д. 10. Урок-практикум. Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному, его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений [24]. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика. Структура уроков-практикумов: Сообщение темы, цели и задач практикума. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ознакомление учеников с инструкцией. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования. Выполнение работы учащимися под руководством учителя. Составление отчета. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы [21].
2. Современные методы и подходы, нацеленные на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса «ФГМиО» Существует много современных технологий, позволяющих избрать наиболее эффективные формы и методы обучения. В этой главе нами даётся представление о следующих методах и подходах: 2.1 Применение компьютерных технологий и мультимедиа для упрощения процесса преподавания и повышения его качества. При написании этой части мы руководствовались статьями из журнала «География в школе» Новенко Д.В. (2004) [23], Таможней Е.А. (2004) [27], Шульгиной О.В. (2003) [32] и статьёй из Интернета Галагур М.В. [7]. 2.2 Использование рисунков и опорных иллюстративно-графических конспектов для лучшего восприятия географических объектов и процессов. Информация по этому вопросу нами заимствована из работ Беньковича Т.М. (1995) [1] и Громова П.А. (1979) [9]. 2.3 Использование игр (криптограмм и ребусов) для пробуждения интереса к предмету учащихся. Здесь информация нами даётся на основе книги Крыловой О.В. (1989) [18], статей Гавриловой Г.Ф. (1997) [6], Зотова А.М. (2004) [13], Фёдоровой В.А. (2004) [29] и статьи из Интернета Тодышева Д.А. [28]. 2.4 Использование стихотворений, художественной литературы и фольклора для лучшего усвоения наиболее трудного материала. Информация предоставлена на основе анализа статей Бровко Е.В. (2004) [3], Дорохиной Е.Е. (1998) [10], Ефримова С.И. (2004) [12], Крыловой О.В. (2005) [20], Сахновой С.И. (2003) [26]. 2.5 Применение тестов для лучшего усвоения материала и контроля уровня знаний. Информацию для этой части я почерпнула из статьи Фромберга А.Э. (2002) [31], статьи из Интернета Измайлова А.В. [15] и книги Вагнера Б.Б. (1997) [5]. Но устойчивый интерес к предмету обеспечивается не только технологией, но и личностью учителя, характером его общения с учащимися, умение сделать преподавание своего предмета живым и доступным, с использованием интересной, хорошо иллюстрируемой литературы, которая издаётся в последнее время [4, 8, 14, 16, 25].
|