![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихотворные произведения
Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из художественной литературы. Это не только создаёт положительный и эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку. Стихи используются учителем на всех этапах урока: - при изучении нового материала; - при проверке домашнего задания; - в качестве эпиграфа к уроку; - для нравственного воспитания школьников. Усвоение материалов и представление каких-либо процессов детям лучше предлагать в стихотворной форме. Например, изучая тему «Природные зоны Африки», формируя представление о влажном экваториальном лесе: Африка, Африка – материк чудес, В Африке, в Африке есть чудо – лес. В этом лесу невиданном – красота, Днём и ночью там темнота, И зимой и летом в нём теплота, И мартышкам здесь лепота. Крупный хищник там есть леопард, И похож на него очень гепард. А гориллы уж так вопят, Что не будешь бананам рад. И хотя в том лесу красота, Не хотела бы в нём жить никогда [3]. Давая представление об Австралии можно использовать эти два стихотворения в качестве эпиграфа: «Сон» Дмитрий Хмельницкий Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не ездили туда? А со мною так случилось: мне Австралия приснилась. Вы послушайте сейчас мой коротенький рассказ: «Я летел на вертолёте, а быть может самолёте, Вдруг увидел из окна: подо мной лежит страна. С парашютом я спустился и на суше очутился. Осмотрелся – ни души, все дороги хороши. Чтобы не замёрзнуть вдруг, я отправился на юг. Только странно: чем южней – холодней и холодней. Я увидел дивный лес: там деревья до небес, И бутылки там растут, и лианы там и тут. Очень странная страна – любит пошутить она: Эти звери, погляди, носят сумки впереди. Ну а этот, ради шутки, нос свой одолжил у утки. Ну а это кто такой появился предо мной? Это местный житель, страны сей долгожитель. От него же я узнал, что в Австралию попал, Что её Тасман открыл, Кук открытье закрепил» [20]. «Австралия» Геннадий Усов Австралия – страна наоборот, Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами; Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары. Столица не имеет населенья. Австралия – страна наоборот. Её исток – на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия – страна наоборот [26]. Можно задать детям в качестве домашнего задания написать стихотворение: «Австралия» О. Баранова Австралия, Австралия, прекрасный материк, Он многим очень нравится, хотя и невелик. Растения, животные там редкие живут: Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру. Акация зонтичная, коала, лирохвост, А также страус эму и даже утконос. Австралия прекрасна, прекрасен материк. Он всем, кто его видел, Любить его велит [10]. После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми. Художественная литература Также для содержательного и интересного проведения урока играет большую роль использование в преподавании дополнительной литературы. Причём трудно найти другой такой учебный предмет, при изучении которого необходима дополнительная литература больше, чем при изучении географии, потому что география как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать. В художественной литературе есть множество ярких образных описаний природы, но отбираемое описание должно быть «географично», то есть раскрывать географическую специфику объекта. В 7 классе, изучая течения в океане, можно привести пример того, как знание капитаном судна направления течений помогло решить важную задачу: «Однажды из Гвинейского залива долго не могло выйти парусное судно – мешало встречное течение. Капитан корабля, зная, что в заливе существует глубинное течение обратного направления, приказал выбросить в море на канате большой нагруженный ящик. Ящик опустился до невидимой подводной реки и, увлекаемый её течением, вывел судно из залива» [12]. В итоге надо сказать, что использование дополнительной литературы на уроке успешным будет лишь в том случае, если станет чётко продуманным звеном в общей системе работы учителя, если оно органично вливается в канву урока, если оно пробуждает у школьников потребность в чтении.
|