Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прислушиваясь к земле
План поселения показывает, как его строения и другие обустроенные территории (дворы, газоны, детские площадки, огороды, сады поля, пруды, дороги, мосты, пешеходные тропы, места для парковки, и т.д.) расположены по отношению друг к другу и к особенностям естественного ландшафта - равнинам, лесам, рекам, озёрам, болотам и т.п. Один из принципов пермакультуры состоит в том, что поселение, чтобы быть устойчивым, должно быть адаптировано к потребностям и связям экосистемы, в которых оно находится. Таким образом, план местности, составленный по принципам пермакультуры, показывает также, каким образом созданные человеком объекты будут дополнять и взаимно восполнять потребности земли, живых существ и людей. Специалисты пермакультурного дизайна и опытные основатели экопоселений настоятельно советуют продумать планировку местности перед возведением каких-либо строений на земле, а не находить удобный участок для первого дома и составлять план по ходу дальнейшего освоения. А создание плана поселения по принципам пермакультуры требует обретения глубокого знания вашей земли - " прислушиваться" к ней в течение нескольких сезонов, чтобы понять её нужды. " Мне много раз случалось работать с альтернативными поселениями, - говорит дизайнер, специалист по пермакультуре Тэд Батхарт, - " и я был поражён малозаметным, но таким важным вкладом, сделанным членами общин, которые первыми пробились к реальному переживанию связи со своим конкретным кусочком земли. У них есть тонкое чувство духа этой земли, и оно движет ими в принятии решений, и ведёт к достижению экологической устойчивости". Тэд отмечает, что обыденный подход к освоению земли в нашей культуре рассматривает землю как " эксплуатируемый ресурс: чистый холст с определёнными свойствами, на котором мы можем располагать наши дома и дороги." Для того же, чтобы действительно принять более экологичный и устойчивый подход, мы должны, прежде всего, видеть землю нашей общины как долговременное место обитания как для человека, так и для других существ, живущих на ней. Во-вторых, Тэд говорит, что " мы должны открыть для себя душу нашей земли, дух этого места. Что в ней священно, неприкосновенно? Что вдохновляет и ободряет? " Он предлагает простой метод - найти самое красивое место на участке, и затем построиться где- нибудь в другом месте. Наконец, он говорит: " Проектируйте строительство объектов исходя из минимального вреда и максимального обогащения образа этого конкретного места". Как видно, основатели Этхэвен следовали этим принципам планировки. Другие поселения, о который вы прочитали в этой книге, прошли подобный путь. Основатели Дансинг Рэббит наблюдали за землёй несколько сезонов на уровне группы, изучали принципы пермакультуры, и на основе этих знаний составили план местности для своих 280 акров. Лост Вэлли, Круг Сеятелей (Sowing Circle/OAEC) и Щедрый Рассвет (Abundant Dawn), несмотря на то, что их земля уже была в некоторой мере обустроена, разработали политику использования земли и другие соглашения о том, как они будут устойчиво осваивать остальную землю и создавать новые сооружения. Все 4 экопоселения, которые мы рассмотрели, - Этхэвен, Дансинг Рэббит, Круг Сеятелей и Лост Вэлли - проводят мастер-классы и семинары по ландшафтному дизайну, принципам пермакультуры, и/или экологическому строительству. СОЗДАНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ СВОИМИ СИЛАМИ " Наш успех в продвижении нашего образа поселения новой культуры в Этхэвен определяется качеством нашей работы как общественных организаторов и пермакультурных дизайнеров, - говорит Чак Марш. - Многие ошибки экопоселений происходят от неудачной организации - как социальной, так и физической. Планирование требует времени, но вложение в хорошую проектировку себя более чем окупит в виде долгосрочного благосостояния общины и её членов". Он отмечает, что, хотя в обычной культуре проектировка и планирование обычно возлагаются на профессионалов, такой подход малопригоден для общины, т.к. ослабляет связь ее членов с землей и ставит их будущую жизнь в зависимость от решений, мотивы которых им не всегда ясны. Как и большинство пермакультурных дизайнеров, Чак предлагает общинам изучить принципы пермакультуры и, возможно, под руководством специалиста по пермакультуре, создать свой план самостоятельно. " Проектирование и планирование силами общины, хотя и довольно медленный и порой изнуряющий процесс, имеет явные преимущества в том, что результат с большей вероятностью будет отвечать реальным нуждам людей." Вот как этот процесс происходил в Святилище Горы Зуни (Zuni Mountain Sanctuary). В 1990-х годах пермакультурный дизайнер Бен Хэггард был приглашён в эту общину в северной части штата Нью-Мексико для помощи в разработке основанного на пермакультуре плана территории площадью 315 акров. Группа начала с досконального изучения пермакультуры, затем исследовала свою территорию на предмет преобладающей розы ветров, процессов эрозии почвы, свидетельств о прошлых пожарах и наводнениях; получила представление о качестве почвы, растительном и животном разнообразии. " Основатели Святилища Горы Зуни определили наиболее подходящие места для строений, садов, лесопосадок, священных мест, коридоров дикой природы, - вспоминает Бен Хэггард. - Они прислушивались к земле, позволяя её возможностям и потребностям диктовать структуру освоения". Он описывает деталь одного из черновых планов: " Одна короткая, легко обслуживаемая дорога обеспечивает доступ к плотно расположенным участкам центра поселения, окружающим поля и пруд с вливающимся в него ручьём. Эта дорога хорошо открыта солнцу, а значит, менее подвержена гололёду зимой и грязи летом. Она проходит по краю территории, за счёт этого препятствует эрозии. Она немного выше сада, и сток дождевой воды с неё может быть использован для полива. Дорога перпендикулярна доминирующему направлению ветров и, соответственно, служит идеальной защитой от пожара. Она оставляет большую часть владений свободной от вторжения автомобилей, минимизируя возможное загрязнение и увеличивая открытые пространства и участки дикой природы. Члены Святилища Зуни взялись за смелый и сложный проект, какой мало кто осуществлял и мало кто мог бы себе позволить осуществить в одиночку. Их стараниями земля станет более здоровой, чем когда они пришли на неё". КАК ИЗБЕЖАТЬ " СИНДРОМА БЕЖЕНЦЕВ ИЗ ГОРОДА" " Многие из нас настолько травмированы бешеным темпом современной жизни, что нам кажется, что для защиты от грубого и опасного мира нам необходимо иметь огромное пространство вокруг себя, - говорит Чак Марш. - Я вижу одной из главных задач Этхэвен - найти способы удовлетворить потребность людей в личном пространстве, но при этом располагая их участки компактно, не распыляя по всему ландшафту". Бен Хэггард называет эту тенденцию " Синдром беженца из города". " Люди, привыкшие жить в городах и пригородах, опасаясь возможной нехватки покоя и личного пространства в основываемых ими сельских поселениях и общинах, распыляются по территории в поисках места, где можно спрятаться, - говорит он. – И в итоге в миниатюре повторяются худшие черты планировки пригородов – бессистемная, деструктивная разрозненность. Сети коммуникаций и дорог разрастаются, требуя обслуживания, создавая очаги эрозии, вторгаясь в дикую природу. Стоимость водо- и электроснабжения, вывоза мусора растёт. Взаимодействие становится затруднённым. Часто подобные решения как бы подразумевают, что жители будут всегда оставаться молодыми и физически здоровыми". Перед тем, как члены Святилища Горы Зуни узнали о принципах пермакультуры, один из них выбрал участок для строительства дома далеко от центра общины. Как и все члены поселения, он намеревался первым делом построить себе дом, для чего требовалось обеспечить доставку строительных материалов и воды (для бетона). Бен Хэггард заметил, что удалённое расположение требует отдельной дороги, а в хрупкой экосистеме пустыни Нью-Мексико даже однократный проезд автотранспорта оставляет след очень надолго. И этот дом, как и другие дома, будет требовать обслуживания и подвоза материалов. И даже хорошо спроектированный энергосберегающий экодом требует топливо - дрова или пропан - для дополнительного отопления в особенно холодные зимы. Бен также отмечает, что проживание вдалеке от центра общины может сделать жизнь гораздо сложнее в условиях, где она и так достаточно непроста. К примеру, при забывании нужного инструмента придётся возвращаться домой, порой в суровую погоду. " Я заметил, что в распылённых поселениях люди просто приспосабливаются к отказу от того, в чём нуждаются. Ежедневные хождения от одного места до другого сковывают возможности жителей делать свою работу. Как поселенцы по отдельности, так и община в целом испытывает сумасшедшую трудовую нагрузку, в то время как общественная жизнь и содержание инфраструктуры не получают должного внимания". Бен предложил члену общины представить ситуацию, когда 20 или более домов поселения расположены как изолированные усадьбы по всей территории. " Он увидел, что такая схема сводит на нет существование того самого большого открытого природного пространства, которого так желают экопоселенцы, - говорит Бен. - Где бы ни захотелось тебе погулять - всюду будут находиться чьи-нибудь постройки". И человек согласился с планом групповой застройки, убеждённый, что этот вариант обеспечит оптимальное использование удобных для строительства земель и целостность открытых общих территорий.
|