Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика. В местах лишения свободы содержится более 500 тыс
В местах лишения свободы содержится более 500 тыс. человек, склонных к различным формам деструктивного поведения, более 650 тыс., или 93% осужденных и содержащихся в следственных изоляторах состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 365 тыс. человек больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 57, 5 тыс. — психическими расстройствами, 30, 8 тыс. — активным туберкулезом, 55, 7 тыс. — ВИЧ-инфекцией, 53, 5 тыс. — наркоманией. Более 17, 1% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 87, 6 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования[136].
С учетом состояния здоровья и социальных характеристик осужденных уголовно-исполнительную систему предстоит преобразовать, по сути, в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан. В целях решения данных задач распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Основными целями Концепции являются: — повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; — сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной [137] помощи таким лицам; — гуманизация [138] условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: — совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию [139] осужденных; — изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; — осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; — изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; — разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; — модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; — повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; — расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; — внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; — совершенствование ведомственного контроля, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; — развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. На втором этапе реализации Концепции предусматривается создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на два основных вида учреждений — тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач — лечебно-исправительных и лечебно-профилактических, а также преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Планируется разработка основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил(Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы)[140]моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных. В целях реализации перехода на тюремную систему понадобится 428 тюрем. Строительство тюрем по европейским стандартам и технологиям оценивается в 120 млрд. руб., так как в каждом планируемом блоке содержания на 50 осужденных предполагаются комнаты разогрева пищи, спортивный зал, душевые кабины, комнаты проведения культурно-воспитательных мероприятий, кабинеты психолога, социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д. В ноябре 2009 г. в исправительных учреждениях и следственных изоляторах прошла восьмая в истории пенитенциарной системы России специальная перепись осужденных и лиц, содержащихся под стражей (первая проводилась в 1926 г., седьмая — в 1999 г.)[141].
|