Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральная служба исполнения наказаний
«Искусство законодателя состоит в том, чтобы выгода, извлекаемая злодеем из преступления, была совершенно несоразмерна тому страданию, которое ему за это угрожает» Клод Адриан Гельвеций
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314. ФСИН России подведомственна Минюсту России. Деятельность ФСИН России частично регламентируется также Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основными задачами ФСИН России являются: — исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; — контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; — контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; — обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; — обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; — охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; — создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; — организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации и др. ФСИН России осуществляет следующие основные полномочия: 1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ: — правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; — безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции РФ; — точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; — установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; — исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; — правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; — защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; — условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; — подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти; — функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; — привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда и др.; 2) осуществляет: — направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством РФ; — меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством РФ; — медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения; — подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России; — контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; — охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей; — организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования; — меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей и др.; 3) принимает участие: — в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; — в разработке и проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; — в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы; — в порядке, установленном законодательством РФ, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание; 4) организует: — общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; — осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ; — проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; — взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; — исполнение актов об амнистии и помиловании и др. ФСИН России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор имеет первого заместителя и шесть заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Аттестованным сотрудникам ФСИН России присваиваются специальные звания внутренней службы. В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в каждом субъекте РФ образованы общественные наблюдательные комиссии. Члены комиссии назначаются Советом Общественной палаты РФ из числа кандидатов, предложенных общероссийскими, межрегиональными или региональными общественными правозащитными объединениями, имеющими государственную регистрацию и действующими не менее пяти лет. Члены комиссии вправе посещать места отбывания административного задержания и административного ареста, места отбывания дисциплинарного ареста, следственные изоляторы (СИЗО), изоляторы временного содержания (ИВС), тюрьмы, дисциплинарные воинские части[133], гауптвахты [134] при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка. Что касается содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, то его могут оказывать также общественные объединения. Основными формами такого содействия являются участие (в том числе материальное) в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания, социального обеспечения, обеспечения свободы совести и вероисповедания, получения образования и профессиональной подготовки, помощи по организации досуга, правового просвещения, улучшения библиотечного обслуживания, пропаганды законопослушного поведения, здорового образа жизни и иные формы. В структуре центрального аппарата ФСИН России образованы 19 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе: — Управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов; — Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества; — Управление исполнения приговоров и специального учета; — Управление режима и надзора; — Управление охраны и конвоирования; — Управление трудовой адаптации осужденных; — Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и др. Территориальными органами[135] ФСИН России являются главные управления, управления и отделы по субъектам РФ. Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540) направлена на приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством РФ для дальнейшего перехода к международным стандартам. Задачами Программы являются реконструкция и строительство следственных изоляторов и исправительных учреждений с условиями содержания, соответствующими законодательству РФ, и строительство 26 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных будут соответствовать международным стандартам.
|