![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика. По данным ООН, в Российской Федерации насчитывается более 5 млн
По данным ООН, в Российской Федерации насчитывается более 5 млн. наркоманов. На Россию приходится 21% мирового оборота героина, в то время как численность населения страны составляет всего 2% от общего населения планеты. Иными словами, Россия в настоящее время является первой страной в мире по героиновой зависимости.
Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков в настоящее время является глобальной проблемой человечества и одной из серьезных угроз национальной безопасности России. В связи с этим Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образован Государственный антинаркотический комитет и утверждено Положение о нем. Председателем Государственного антинаркотического комитета по должности является директор ФСКН России. Также образованы антинаркотические комиссии в субъектах РФ для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, руководителями которых по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. В июне 2010 г. в Москве проходил международный форум «Афганское наркопроизводство — вызов мировому сообществу», на котором присутствовали около 200 участников — главы антинаркотических и правоохранительных ведомств, государственные и политические деятели, известные эксперты из более 40 стран мира, а также представители ООН, ОДКБ, НАТО, ШОС и других международных организаций. На этом представительном антинаркотическом форуме обсуждались предложения по укреплению международного и регионального сотрудничества в противодействии глобальной наркоугрозе. В итоговом заявлении форума было указано, что объемы афганского наркотрафика и связь между наркотрафиком и терроризмом являются вызовом международному миру и безопасности, а выращивание и производство наркотических средств является источником финансирования террористической деятельности в Афганистане и за его пределами. По экспертным данным, за последние восемь лет из-за употребления только афганского героина мир потерял почти миллион молодых людей, которые еще не достигли 35 лет[106]. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Необходимость ее принятия обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[107] одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров. Современная наркоситуация в России характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения. Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию РФ, которая является жертвой наркоагрессии. В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения. Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Основным содержанием системы мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, при координирующей роли ФСКН России, направленные на противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа, а также их незаконному производству, транспортировке и распространению на территории страны. Главными стратегическими угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, кокаина из государств Латинской Америки, поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков, использование внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства, расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Стратегическими целями государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте являются: — создание эффективной системы защиты территории РФ от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа; — уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны; — ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории РФ; — недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот; — подрыв экономических основ наркопреступности; — пресечение преступных связей с международным наркобизнесом; — разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров; — пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления. Достижение этих целей обеспечивает развертывание эффективной системы международного антинаркотического сотрудничества Российской Федерации как механизма координации усилий всех участников борьбы с наркобизнесом. В рамках совершенствования уголовно-правового законодательства предусматривается введение норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение. В целях определения состояния наркоситуации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков; выявления, прогнозирования и оценки угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров; оценки эффективности проводимой антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации осуществляется постоянный мониторинг наркоситуации в Российской Федерации[108]. Глава 16. Федеральная таможенная служба
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» Михаил Александрович Бакунин
В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные [109] органы РФ. Вступивший в силу 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс Таможенного союза[110] (в который входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) в ст. 7 «Правоохранительная деятельность таможенных органов» определяет, что таможенные органы государств — членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде [111], об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлений в таможенной сфере. Кроме того, таможенные органы осуществляют оперативно-разыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, исполнения запросов о правовой помощи[112]. Правоохранительный характер службы в таможенных органах закреплен в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», регулирующей порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения их должностных лиц, а также право на применение физической силы, специальных средств, боевого ручного стрелкового и холодного оружия. Сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания таможенной службы. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. В систему таможенных органов входят: 1) Федеральная таможенная служба (ФТС России) — высшее звено; 2) региональные таможенные управления (РТУ) — среднее звено; 3) таможни — основное звено; 4) таможенные посты — основное звено. В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории, научно-исследовательские организации, учебные заведения — Российская таможенная академия (г. Люберцы) с Владивостокским, Ростовским и Санкт-Петербургским филиалами, вычислительные центры и другие организации, подведомственные ФТС России. Систему таможенных органов возглавляет ФТС России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809. Регламент Федеральной таможенной службы утвержден приказом ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656.
Руководство деятельностью ФТС России осуществляет непосредственно Правительство РФ (до 2006 г. ФТС России находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ). ФТС России осуществляет следующие основные полномочия: — взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимает меры по их принудительному взысканию; — таможенное оформление и таможенный контроль; — валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России; — выявляет, предупреждает, пресекает преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения; — проводит неотложные следственные действия и осуществляет предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, отнесенным законодательством РФ к компетенции таможенных органов; — осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов; — оказывает содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляет противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу РФ; — осуществляет противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также организациях, находящихся в ведении Службы; — устанавливает на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе таможенным органам; — осуществляет оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности; — содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; — обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и др. ФТС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. В структуре центрального аппарата ФТС правоохранительный блок представляют Главное управление по борьбе с контрабандой, а также Управление таможенных расследований и дознания. Региональные таможенные управления (РТУ) созданы в восьми федеральных округах и являются промежуточными звеньями таможенных органов, руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах. Кроме того, действуют специализированные РТУ: — Региональное оперативно-поисковое управление; — Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры; — Центральное информационно-техническое таможенное управление; — Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление; — РТУ организации силового обеспечения (при проведении специальных операций и мероприятий по пресечению контрабанды и иных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела). Структурно РТУ состоят из отделов и групп, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ФТС России[113]. В их составе действуют специализированные оперативные таможни. Особое место в системе таможенных органов России занимает Центральное таможенное управление (ЦТУ). Оно дает пятую часть от всех таможенных платежей и является самым крупным из восьми территориальных таможенных управлений России. Территориальная зона деятельности ЦТУ соответствует границам Центрального федерального округа. Управление осуществляет свою деятельность в 18 субъектах РФ с населением около 40 млн. человек. Площадь региона деятельности Управления — более 650 тыс. кв. км. Таможнями ЦТУ контролируется таможенная граница с Украиной протяженностью 1279 км и Республикой Беларусь — 886 км. В структуре ЦТУ действуют 15 таможен, из них — 5 пограничных и 10 внутренних, в том числе специализированная — Центральная оперативная таможня, а также 115 таможенных постов[114].
Регионы деятельности таможен определяет ФТС России. В зависимости от географического расположения различают: сухопутные (пограничные и внутренние), морские, речные и воздушные таможни. Таможнями центрального подчинения являются: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, находящиеся на территории одноименных аэропортов Москвы, Центральная акцизная таможня, Центральная базовая таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России), а также Калининградская областная, Крымская и Севастопольская таможни.
Так, например, Московская таможня состоит из 37 функциональных отделов и 7 таможенных постов, каждый из которых имеет особую специализацию и компетенцию: 1) Московский железнодорожный таможенный пост; 2) Таможенный пост Международный почтамт; 3) Выставочный таможенный пост; 4) Таможенный пост «Завод “Автофрамос”» — специализированный таможенный пост по совершению таможенных операций и таможенного контроля ввозимых комплектующих товаров, предназначенных для промышленной сборки легковых автомобилей марки «Рено»; 5) Дипломатический таможенный пост; 6) Московский таможенный пост (Центр электронного декларирования); 7) Михневский таможенный пост — осуществляет таможенные операции и контроль в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным и автомобильным видами транспорта, для обеспечения потребностей Московского региона в продуктах питания, товарах первой необходимости, его промышленного потенциала, а также экспортными отправками товаров, предприятиями и инвесторами Московского региона. В структуре Московской областной таможни функционируют 22 таможенных поста (из них два центра электронного декларирования), 10 отделов таможенного оформления и таможенного контроля. Приказом ФТС России от 12 октября 2012 г. № 2066 утвержден Перечень подразделений таможенных органов РФ и должностей сотрудников таможенных органов РФ, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-разыскной деятельности. Таможенные органы проводят такое оперативно-разыскное мероприятие, как контролируемая поставка. Согласно положениям гл. 46 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» контролируемой поставкой товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ, является оперативно-разыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, допускаются ввоз в РФ, вывоз из РФ либо перемещение по территории РФ ввезенных товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых из РФ, на основании международных договоров или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в РФ не возбуждается, и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора. При осуществлении контролируемой поставки товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством РФ, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством РФ. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р) одной из главных задач названо укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной[116] продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности. Одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов названа правоохранительная, в том числе оперативно-разыскная деятельность. Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Совершенствование правоохранительной деятельности, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела направлены на повышение уровня экономической безопасности государства. Основными задачами в этой области являются: — организация эффективного противодействия международной преступности, в том числе терроризму, нарушению правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, международной торговле контрафактной продукцией; — эффективный обмен упреждающей информацией о признаках подготавливаемых преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, путем реализации межведомственного протокола обмена данными между Пограничной службой Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной таможенной службой, доступа таможенных органов к сведениям о пересечении физическими лицами государственной границы РФ, к базам данных Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти; — укрепление взаимодействия с другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ путем заключения соглашений о предоставлении доступа к ведомственным информационным базам данных для взаимного использования, а также посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия; — внедрение электронных компонентов в систему оперативно-технического контроля товаров и транспортных средств в ходе их доставки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, создание специализированных комплексов автоматической обработки биллинговой [117] информации, а также аналитической обработки результатов оперативно-технических мероприятий; — своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными водными и воздушными судами, а также развитие инфраструктуры их базирования и ремонтной базы; — создание условий для более эффективного использования кинологической службы в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; — совершенствование структуры комплекса инженерно-технических сооружений Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России); — совершенствование методической работы по применению уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства РФ; — совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ; — повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях.
|