![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственныйСтр 1 из 29Следующая ⇒
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. Несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, родителями, консультантами и классными руководителями не многие старшеклассники определились с выбором будущей профессии. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Актуальностью нашей темы является то, что, в любом из существующих до сих пор человеческих обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштабы индивидуального выбора. Н.С. Пряжников отмечает, что особенностью этого времени стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. И для нас важно понять, что изменилось к этому времени в самом человеке, в обществе, чем сегодня руководствуются школьники при выборе профессии. В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме.Этими области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Цель исследования – выявить профессиональные склонности подростков. Объект исследования – профессиональные склонности. Предмет исследования – особенности профессиональных склонностей. Гипотеза исследования состоит в предположении о существующих различиях в профессиональных склонностях девушек и юношей: - девушки выбирают профессии, связанные с обслуживанием и имеющие исполнительский характер; - юноши проявляют большой интерес к научно-техническим дисциплинам, делают упор на высокооплачиваемые профессии и работу, способствующую карьерному росту. В связи с этим, устанавливаются задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования 2. Изучить мотивы, влияющие на выбор профессии в подростковом возрасте 3. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по профориентации. Методологической основой исследования явились труды в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга. В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, математическая обработка данных. Экспериментальная база исследования: ученики 9-го класса в количестве 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек) МОБУ СОШ № 1 с. Красноусольский. Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика проявления профессиональных склонностей и закономерности её проявления у мальчиков и девочек учащихся в старших классах. Практическая значимость: материал курсовой работы может быть положен в основу разработки учебно-методических пособий для студентов вузов, а также при подготовке профильных педагогических семинаров на тему профессиональных склонностей подростков. Апробация результатов исследования: результаты исследования доведены до классных руководителей старших классов, педагога-психолога МОБУ СОШ №1 с. Красноусольский на заседании предметно-методического объединения, а также в рамках заседаний кафедры психолого-педагогического образования СФ БашГУ. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
|