Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия профессиональных склонностей юношей и девушек в подростковом возрасте






В любом из существовавших до сих пор человеческих обществ обнаруживаются разделения труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями, а реальное поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с гендерными стереотипами, не осознавая этого в большинстве случаев. Чаще всего мы выбираем куклу или набор для вышивания в подарок девочке, а машинку или конструктор – мальчику. Поступая именно таким образом, люди основываются на гендерных стереотипах. Гендерные стереотипы представляют собой укоренившееся упрощение, касающееся мужчин и женщин. Такие представления универсальны в пределах данного общества и усваиваются в процессе социализации. Соответствовать определенному социально-культурному стереотипу – значит играть определяемую им социальную роль.

Самая простая модель половых ролей, считают отечественные ученые В.Е. Каган и И.С. Кон, построена по альтернативному принципу «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудочностью, а женская – со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбивостью, эмоциональностью. [Шевандрин, 1999, с.25]

Гендерный стереотип – это упрощенный, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Гендерные стереотипы очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых.

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщин наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. В немецком языке существует поговорка о четырех «K», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии c традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа. [Френкин, 2003, с.654]

Американская исследовательница СьюзанБэзоу рассмотрела огромное множество работ, посвященных половым и гендерным различиям. Стоит отметить, что вывод каждый раз один и тот же: почти все половые различия – это лишь гендерные различия, т.е. различия, являющиеся продуктом социализации. Дети в любой культуре непроизвольно усваивают эти роли и соответствующее поведение. Они узнают, что ребенок, студент, мужчина должен делать [Лукин, 2010, с.231]

Л.В. Попова полагает, что в последнее время социальная ситуация меняется — девушки (в том числе высоко одаренные) стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Она считает: причинами изменений в ценностных ориентациях могут являться: тяжелый опыт матерей, связанный с двойной нагрузкой, изменения в образе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации, высказывания политических лидеров о традиционной женской миссии. Девушки имеют право выбора карьеры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий.

Традиционно считается, что женщины обладают эксклюзивной способностью воспитания (или выращивания, вскармливания — англ. nurturance). Такое представление обычно обосновывают тем, что только женщины могут рожать и вскармливать детей. На основе этого делается вывод о том, что женщины «от природы» больше подходят для заботы и помощи другим людям. Однако, во-первых, не было найдено подтверждения материнского инстинкта. Во-вторых, нет свидетельств того, что женщины более заботливы, чем мужчины. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ «женские» работы, т.е. работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем «мужские».[Смирнова, 2011, с.62].

Профессиональная сегрегация – это неравномерное распределение мужчин и женщин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания гендера; с другой стороны профессиональная сегрегация формируется под воздействием гендерной системы, существующей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами. Оба пола физически способны научиться готовить пищу или печатать на машинке, однако в большинстве обществ считается, что эти занятия должны выполнять женщины [Гончарова, 2010, с.36].

Таким образом, гендерные роли и гендерные стереотипы воздействуя, определяют друг друга. Стереотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной, а ежедневное наблюдение за выполнением этих задач мужчинами и женщинами подтверждает действительное существование этих стереотипов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал