![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция прозы 20-х годов
1. Роман Б. Пильняка «Голый год» и цикл рассказов «Конармия» И. Бабеля как явление ранней прозы 20-х годов. а) Покажите черты поэтики «орнаментальной» прозы на материале двух произведений: разрушение сюжетной целостности у Пильняка, фрагментарность (циклизация) у Бабеля, особенности конфликта, изменение «языковой стихии», натурализм и физиологизм в изображении человека, связь со стихами. б) Концепция революции как природно-биологического обновления бытия в романе «Голый год» (история рода Ордыниных, семья Архиповых), «скифская» идея в романе: поэтизация дохристианской России. в) Проблема насилия и традиционных общечеловеческих ценностей в «Конармии» Бабеля. Изображение мира конармейцев и людей старой культуры (Гедали, Рабби, пан Аполек). Лютов и его место среди тех и других. Авторская позиция в цикле.
2. Проза середины 20-х годов. Роман К. Федина «Города и годы». а) Покажите эволюцию прозы: развитая фабульность, новеллистичность и авантюрность сюжета, аналитизм и рационализм в построении романа, возвращение к классической традиции и модернистскую поэтику (экспрессионизм). б) Изображение человека под влиянием «силового поля истории». Проблема самоопределения личности в новой социально-исторической реальности. в) Герои-идеологи в романе: Носитель традиционных гуманистических ценностей и «новый» человек (Андрей Старцов и Курт Ван). г) Сложность и многосоставность внутреннего мира героя-интеллигента. Принципы психологического анализа (дневник, внутренние монологи, сон, письма). Драма невостребованности героя, проблема вины и ответственности за самоопределение. д) Значение побочных сюжетных линий для раскрытия концепции романа: Любовные треугольники Андрей – Мари – фон Шенау и Андрей – Рита – Голосов. Роль эпических глав: история мордовского народа и судьба Федора Лепендина. е) Смысл структуры романа: кольцевая композиция, обширные «немецкие» главы, эпиграфы, образы – лейтмотивы.
3. Проза второй половины 20-х годов. Роман Ю. Олеши «Зависть». а) Усложнение жанровой структуры романа: Гротескно-ироническая модель мира, «лиризация» повествования, эксцентричноеть сюжета, персонажи как персонификация тенденций времени, развитый психологизм. б) Противостояние «бездуховной плоти» и творческой артистической личности в ранней прозе 20-х годов. («Три толстяка», рассказы). в) Новый строй и проблема ценностных характеристик человека. Главные герои как воплощение противоположных начал эпохи: пара «отцов» (Иван и Андрей Бабичевы) и пара «детей» как их духовных наследников (Володя Макаров и Николай Кавалеров). г) Мировоззрение, философия и род занятий героев – антиподов. Прагматические идеалы нового мира (Андрей Бабичев, Володя Макаров). Защита традиционных ценностей («Заговор чувств») Ивана Бабичева. д) Николай Кавалеров как носитель поэтического мировосприятия и как воспринимающее сознание. Противоречие между планом жизни героя и процессом мышления персонажа. «Эстетизм» и проблема этики. Кавалеров и другие. е) Мотивы юности и старости, отцов и тетей, домашнего очага и семьи, романтических и машинных идеалов, «четвертака» и домашнего очага. Зеркальная поэтика романа. Особенности структуры повествования. ж) Функции мотивов и сюжетов мировой культуры (проповедника, идущего на Голгофу, короля и шута, плута, комедианта, Герострата, легенда о Каине и Авеле и др.): смена действующих лиц на арене культурно-исторических формаций.
4. Малая проза второй пол. 1920-х годов: реалистические тенденции. И. Катаев «Сердце». А. Толстой «Гадюка»: исследование внутренних противоречий человека, столкновение новых социальных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Литература: Бабель И. Конармия. (Мой первый гусь, Письмо, Смерть Долгушова, Переход через Збруч, Гедали, Пан Аполек, Прищепа, Жизнеописание Павличенко, Аргамак, Песня, Кладбище в Козине, Эскадронный Трунов). Федин К. Города и годы. Пильняк Б. Голый год. Повесть непогашенной луны. Олеша Ю. Зависть. Толстой А. Гадюка. И. Катаев Сердце. История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 173 – 180 (Олеша); 274 – 282 (Федин). Голубков М. М. Русская литература ХХ века: После раскола: Учебное пособие. М., 2002. Разделы: 11. «Социалистический реализм» («Кризис реализма»), 111. «Модернизм» («Экспрессионистические тенденции»). Беликов А. Гибель и сдача советского интеллигента. Юрий Олеша. М„ 1997. С. 5—249. Шайтанов И. Метафоры Б. Пильняка, или история в лунном свете/УПильняк Б. Повести и рассказы. 1915—1929. М., 1991. Дарьялова Л. Н. Русская литература XX века после Октября. Калининград, 1998. Гл. II, § 1, 3, 6, 7. Исаак Бабель в современном прочтении // Новое литературное обозрение. 1993. №. 4. С. 197 – 242. Сухих И. О звездах, крови, людях и лошадях (1923 – 1925. «Конармия» И. Бабеля) // Звезда. 1999.
Практическое занятие № 3 РОМАН-ЭПОПЕЯ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
1. Понятие эпопеи. Основные черты жанра. (По кн.В. Соболенко). 2. Эпическое начало в «Тихом Доне» Шолохова. а) эпическая полнота в изображении народного бытия (история семей, жизнь хутора, обычаи и уклад казачества, Россия). б) Эпический характер конфликта (судьба эпического единства общества в историческом развитии); хроникальность романа. в) характеры персонажей как воплощение народного бытия. Женские образы в романе. г) Природный мир, образ Тихого Дона и его смысл. Формы повествования и авторский голос в романе. д) Женские образы.
3. Трагедия Григория Мелехова. а) Изменение места центрального героя в структуре романа от первой к четвертой книге. б) Григорий Мелехов как национальный герой. в) Причины и сущность трагедии Мелехова. 4. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследований. Литература:
Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86. Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169. Беглов В. Эпопея в русской литературе.М.,: Изд-во МГУ, 2005. С. 200 – 207. Дырдин А. Этюды о Михаиле Шолохове: Творчество писателя – в духовной культуре России. Ульяновск, 1999. Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Чалмаев В.А. Шолохов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2004. Осипов В. Шолохов. М.: Молодая гвардия, 2005. Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200. Соболенко В. Жанр романа – эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова). М., 1986. Тамарченко Е. Идея правды; в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6. Минакова А. М. Поэтический космос М. Шолохова. О мифологизации в эпике М. Шолохова. М., 1992. Хабин В. Н. М. А. Шолохов // Очерки истории русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 1. С. 34—88. 6. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора. Вопр. литер. 1991. № 2; Макаров А. Г., Макарова С. Э. «А власть эта не от Бога» // Новый мир. 1993. № 11. Практическое занятие № 4
|