Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Война в литературе 40-х годов
Период войны как особое состояние мира. Общие черты литературы военных лет. II. Поэзия в годы войны и послевоенного времени. 1) Монументальный стиль в поэзии: а) образ человека-воина, родины-матери, национально-государственного мира; б) жанры воззвания, клятвы, плаката; в) возрождение ораторского слова; г) человек как носитель национального мироощущения, этика самоотречения, мужества; д) панорамное пространство, «прорастание» войны и мира. 2) Лирика индивидуального переживания: а) психологизм и полнота в изображении человека; б) автор и герой в лирике; в) жанры диалога и внутреннего монолога, плача, исповеди, письма; адресаты лирики; г) отражение эпического конфликта, мотивы жизни и смерти, значение фольклорных и библейских образов. ' 3) Лирика поэтов «фронтового поколения» (С. Гудзенко, А: Межиров, П. Коган, М. Дудин, С. Орлов): а) конкретный взгляд на фронтовые обстоятельства, уродливый лик войны; б) чувство избранничества своего поколения, аскетизм (отрешенность от жизни во имя исполнения своей судьбы); в) психологическая сложность и откровенность лирического героя, поэтика «потока сознания», 4) Эволюция поэзии в 1946 – 1947 годах: усложнение образности, тема «жестокой памяти». Общие мотивы поэзии: героизма и предательства, женской верности, детства ивойны, мести и ненависти, отказа от индивидуального счастья, воинского братства, мужской дружбы и жертвенности во имя нее. III. Проза военных и послевоенных лет. 1. Онтологическая миссия человека на войне в рассказах А. Платонова («Одухотворенные люди», «Неодушевленный враг»): а) изображение открытого противостояния двух миров, символизация сюжета и образов, авторское слово в рассказах; б) трагедия войны в рассказах «Мать» и «Афродита», тема памяти о погибших и ответственности за их гибель, женские образы в рассказах. 2. Трудность «возвращения» человека-воина к мирной жизни в повести «Возвращение». Тема детства у Платонова.
Литература: Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М., 1981. Гл. «Эпос Великой Отечественной». История русской советской поэзии: 1941 —1980. Л., 1984, Гл. 1—2. «Идет война народная…». Литература Великой Отечественной войны (1941 – 1945). М.: ИМЛИ РАН, 2005. История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М., 2006. (Раздел: «Литература социалистического выбора: мифотворчество советской эпохи». С. 217 – 260). Поэтический пантеон победной войны. М., 2005. Пьяных М. Эпос и лирика воюющей России (Ал. Твардовский и О. Берггольц) // Звезда. 1995. № 5. С. 166 – 174. Синявская Е. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101 – 109. Лейдерман Н.Л. От мифов о войне к правде о человеке // Урал. 1995. № 10 – 11. Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1990. (Глава о стихах военных лет). Васильев В. В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М., 1990. Гл. «Бессмертие». Страна философов А. Платонова: Проблемы творчества. М., 2000. Выл. 4. (Ст. о военной прозе С. Семеновой, И. Спиридоновой). Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки. Очерк становления и эволюция стиля. СПб., 2004. С. 392 – 412. Есаулов И. Сатаниские звезды и священная война.//Новый мир. 1994. № 4. Сухих И. О смерти, войне, судьбе и родине – русской и советской (1941 – 1945 «Василий Теркин» А. Твардовского) // Звезда. 2000. №.8. С. 221 – 230.
|