Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роман Л. Леонова «Вор» как метароман






1. Интеллектуальная поэтика романа Л. Леонова «Вор»: а) система персонажей как распавшееся человечество (судьбы братьев и сестер, отцов и сыновей). Образы персонажей как психологические характеры и культурные архетипы; б) моделирование сюжета: проблема поиска путей человечества к будущему; в) вставные новеллы-притчи; г) функции орнаментального стиля и иронии.

2. Концепция человека в романе. Сюжетная линия Дмитрия Векшина: смысл ретроспективных глав в соотношении с настоящим; система героев-двойников Векшина. Проблема выхода из кризиса. Концепция культуры в романе. Значение 3-х встреч с Пчховым. Пути воссоединения с нацией и человечеством: спор с концепцией «сверхчеловека», «гордого» человека Горького, неприятие коллективности и уравнительности.

3. «Вечные сюжеты» и образы культуры в романе: Прометея, короля Лира, Гамлета, возвращения блудного сына. Мотивы и образы Достоевского в романе: роковой женщины, вора и блудницы, мотив очищения через страдание, проблема права на насилие (Раскольников) и т.д.

4. Историософская концепция: история как спор человека с Богом; христианская и марксистская модели истории.

5. «Вор» как роман о создании романа. Роль Фирсова в решении проблемы познаваемости бытия и возможности его совершенствования. История жизни Фирсова, Фирсов и персонажи, эволюция писателя в процессе создания романа. Смысл введения критики о повести Фирсова в финале романа «Вор».

 

Литература

История русской литературы ХХ века (29-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 262 – 274.

Грознова Л.А. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л, 1982. С. 191 – 238.(Достоевский и Леонов).

Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. М, 1987. С. 64 – 82.

Семенова С. Парадокс человека в романах Л. Леонова 20—30.x г. // Вопросы литературы. 1999. № 5. С. 35 – 74. Или: Семенова С. Русская поэзия и проза 1920 – 1930-х годов. М., 2001. С. 361 – 428.

Вахитова Т.М. Художественная картина мира в прозе Л. Леонова (структура, поэтика, эволюция). СПб., 2007.

 

 

Примерные вопросы для экзаменов

 

1. Проблема периодизации литературы XX века и место в ней изучаемого периода.

2. Внутренняя динамика литературы. Этапы развития ли­тературы 1917—30-х годов: эволюция социокультурной ситуа­ции, проблематика и эстетика.

3. Проблема исторического самоопределения в поэзии Есенина и в поэме «Страна негодяев».

4. Единство мироощущения лирического героя (мифоло­гическая картина мира) и эволюция поэтического сознания в поэзии С. Есенина.

5. Русская космическая философия и литературный про­цесс 1920—1950-х годов.

6. Традиционные гуманистические ценности и идеалы но­вого времени в романе К. Федина «Города и годы».

7. Исследование противоречий социальной действительно­сти и человеческого сознания романе Ю. Олеши «Зависть».

8. Формирование интеллектуального романа в прозе Л. Леонова 20-х годов. («Барсуки», «Вор»).

10. Проблематика и поэтика прозы рубежа 1920-х годов: «Голый год» Б. Пильняка.

11. Роман «Вор» как метароман.

12. Мифологическое народное сознание и социальные пре­образования в романе А. Платонова «Чевенгур».

13. Эволюция прозы А. Платонова в 30-е годы.

14. Национальная жизнь и «государственные прожекты» в прозе А. Платонова: конца 20-х – начала 30-х годов («Епифанские шлюзы», «Котлован»).

15. Проблема насилия и милосердия в литературе 20-х годов.

16. Экспериментальное искусство конца 20-х годов. Груп­па Обериу (ранний П. Заболоцкий, Д. Хармс).

17. Натурфилософская проблематика в поэзии Н. Заболоц­кого 30—40-х годов.

18. Эволюция поэтического мира Н. Заболоцкого в 40– 50-е годы.

19. Закон природной эволюции и поиски человеком своего места на земле в повести М. Пришвина «Женьшень».

20. Реалистические тенденции в прозе 1920-х годов.

21. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Нацио­нальный мир и его судьба в эпоху исторических катаклизмов.

22. Трагедия Григория Мелехова: истоки, причины и сущ­ность.

23. Особенности неороматпческого мира М. Цветаевой.

24. Тема поэтического творчества в лирике М. Цветаевой.

25. Эволюция поэтического мира А. Ахматовой в 20—30-е годы.

26. Зрелая лирика Ахматовой: проблематика и поэтика «Седьмой книги».

27. Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия.

28. Драматургия послевоенного десятилетия («Золотая карета» Л. Леонова).

29. Личность и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

30. Особенности драматургии М. Булгакова 1920-х годов (пьеса «Бег»).

31. Эволюция драмы Булгакова в 1930-е годы.

32. Народ и интеллигенция в прозе Булгакова 1920-х годов.

33. Концепция художника в романе «Мастер и Маргарита».

34. Человек, Бог и дьявол в романе «Мастер и Марга­рита».

35. Литература Великой Отечественной войны и послево­енного десятилетия: эволюция социокультурной ситуации, эстетика, тематические пласты литературного процесса.

36. Проза Д. Хармса: проблематика и поэтика литературы абсурда.

37. Основные стилевые тенденции поэзии военных лет. Ли­рика индивидуального переживания.

38. Повествовательные жанры поэзии Великой Отечест­венной войны. Поэзия фронтового поколения.

39. Поэзия А. Твардовского второй половины 1940—1960-х годов.

40. Тема возвращения в литературе 40-х годов.

41. «Русский лес» Л. Леонова как социалъно-философский роман.

42. Творческая личность и проблема ее самоопределения в истории в романе «Русский лес».

43. Философская драма Е. Шварца «Дракон»: струк­тура конфликта и проблематика.

44. Реалистические тенденции в прозе о войне в литературе второй по­ловины 40-х годов. («Спутники» В. Пановой).

45. Проблематика и поэтика прозы Великой Отечествен­ной войны.

46. Поэтический мир Б. Пастернака 20—30-х годов: книги «Сестра моя – жизнь» и «Второе рождение».

47. Эволюция поэтической системы Б. Пастернака в 40 —50-е годы.

48. Философия истории и история России в XX веке в ро­мане «Доктор Живаго».

49. Христианская проблематика в романе «Доктор Жи­ваго».

50. Концепция поэта в творчестве Б. Пастернака.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал