Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роман Л. Леонова «Вор» как метароман ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
1. Интеллектуальная поэтика романа Л. Леонова «Вор»: а) система персонажей как распавшееся человечество (судьбы братьев и сестер, отцов и сыновей). Образы персонажей как психологические характеры и культурные архетипы; б) моделирование сюжета: проблема поиска путей человечества к будущему; в) вставные новеллы-притчи; г) функции орнаментального стиля и иронии. 2. Концепция человека в романе. Сюжетная линия Дмитрия Векшина: смысл ретроспективных глав в соотношении с настоящим; система героев-двойников Векшина. Проблема выхода из кризиса. Концепция культуры в романе. Значение 3-х встреч с Пчховым. Пути воссоединения с нацией и человечеством: спор с концепцией «сверхчеловека», «гордого» человека Горького, неприятие коллективности и уравнительности. 3. «Вечные сюжеты» и образы культуры в романе: Прометея, короля Лира, Гамлета, возвращения блудного сына. Мотивы и образы Достоевского в романе: роковой женщины, вора и блудницы, мотив очищения через страдание, проблема права на насилие (Раскольников) и т.д. 4. Историософская концепция: история как спор человека с Богом; христианская и марксистская модели истории. 5. «Вор» как роман о создании романа. Роль Фирсова в решении проблемы познаваемости бытия и возможности его совершенствования. История жизни Фирсова, Фирсов и персонажи, эволюция писателя в процессе создания романа. Смысл введения критики о повести Фирсова в финале романа «Вор».
Литература История русской литературы ХХ века (29-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 262 – 274. Грознова Л.А. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л, 1982. С. 191 – 238.(Достоевский и Леонов). Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. М, 1987. С. 64 – 82. Семенова С. Парадокс человека в романах Л. Леонова 20—30.x г. // Вопросы литературы. 1999. № 5. С. 35 – 74. Или: Семенова С. Русская поэзия и проза 1920 – 1930-х годов. М., 2001. С. 361 – 428. Вахитова Т.М. Художественная картина мира в прозе Л. Леонова (структура, поэтика, эволюция). СПб., 2007.
Примерные вопросы для экзаменов
1. Проблема периодизации литературы XX века и место в ней изучаемого периода. 2. Внутренняя динамика литературы. Этапы развития литературы 1917—30-х годов: эволюция социокультурной ситуации, проблематика и эстетика. 3. Проблема исторического самоопределения в поэзии Есенина и в поэме «Страна негодяев». 4. Единство мироощущения лирического героя (мифологическая картина мира) и эволюция поэтического сознания в поэзии С. Есенина. 5. Русская космическая философия и литературный процесс 1920—1950-х годов. 6. Традиционные гуманистические ценности и идеалы нового времени в романе К. Федина «Города и годы». 7. Исследование противоречий социальной действительности и человеческого сознания романе Ю. Олеши «Зависть». 8. Формирование интеллектуального романа в прозе Л. Леонова 20-х годов. («Барсуки», «Вор»). 10. Проблематика и поэтика прозы рубежа 1920-х годов: «Голый год» Б. Пильняка. 11. Роман «Вор» как метароман. 12. Мифологическое народное сознание и социальные преобразования в романе А. Платонова «Чевенгур». 13. Эволюция прозы А. Платонова в 30-е годы. 14. Национальная жизнь и «государственные прожекты» в прозе А. Платонова: конца 20-х – начала 30-х годов («Епифанские шлюзы», «Котлован»). 15. Проблема насилия и милосердия в литературе 20-х годов. 16. Экспериментальное искусство конца 20-х годов. Группа Обериу (ранний П. Заболоцкий, Д. Хармс). 17. Натурфилософская проблематика в поэзии Н. Заболоцкого 30—40-х годов. 18. Эволюция поэтического мира Н. Заболоцкого в 40– 50-е годы. 19. Закон природной эволюции и поиски человеком своего места на земле в повести М. Пришвина «Женьшень». 20. Реалистические тенденции в прозе 1920-х годов. 21. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Национальный мир и его судьба в эпоху исторических катаклизмов. 22. Трагедия Григория Мелехова: истоки, причины и сущность. 23. Особенности неороматпческого мира М. Цветаевой. 24. Тема поэтического творчества в лирике М. Цветаевой. 25. Эволюция поэтического мира А. Ахматовой в 20—30-е годы. 26. Зрелая лирика Ахматовой: проблематика и поэтика «Седьмой книги». 27. Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия. 28. Драматургия послевоенного десятилетия («Золотая карета» Л. Леонова). 29. Личность и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия». 30. Особенности драматургии М. Булгакова 1920-х годов (пьеса «Бег»). 31. Эволюция драмы Булгакова в 1930-е годы. 32. Народ и интеллигенция в прозе Булгакова 1920-х годов. 33. Концепция художника в романе «Мастер и Маргарита». 34. Человек, Бог и дьявол в романе «Мастер и Маргарита». 35. Литература Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия: эволюция социокультурной ситуации, эстетика, тематические пласты литературного процесса. 36. Проза Д. Хармса: проблематика и поэтика литературы абсурда. 37. Основные стилевые тенденции поэзии военных лет. Лирика индивидуального переживания. 38. Повествовательные жанры поэзии Великой Отечественной войны. Поэзия фронтового поколения. 39. Поэзия А. Твардовского второй половины 1940—1960-х годов. 40. Тема возвращения в литературе 40-х годов. 41. «Русский лес» Л. Леонова как социалъно-философский роман. 42. Творческая личность и проблема ее самоопределения в истории в романе «Русский лес». 43. Философская драма Е. Шварца «Дракон»: структура конфликта и проблематика. 44. Реалистические тенденции в прозе о войне в литературе второй половины 40-х годов. («Спутники» В. Пановой). 45. Проблематика и поэтика прозы Великой Отечественной войны. 46. Поэтический мир Б. Пастернака 20—30-х годов: книги «Сестра моя – жизнь» и «Второе рождение». 47. Эволюция поэтической системы Б. Пастернака в 40 —50-е годы. 48. Философия истории и история России в XX веке в романе «Доктор Живаго». 49. Христианская проблематика в романе «Доктор Живаго». 50. Концепция поэта в творчестве Б. Пастернака.
|