![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аутсорсинг и специализация
Хотя мы уже обсуждали тему аутсорсинга в предыдущих главах, стоит остановиться на ней подробнее. Ведь, с одной стороны, в передаче части функций своего бизнеса на сторону заложен большой потенциал повышения эффективности. С другой - значительные риски. Замечу, что под аутсорсингом можно понимать 2 типа задач. • Вывод регулярно повторяющихся бизнес-процессов, таких как транспорт и хра Интеграция компаний может быть очень высокой, вплоть до их доступа к определенным частям вашей информационной системы. Например, чтобы «автоматически» пополнять уровень запасов клиента без заказов, выполняемых вручную. Такая практика широко применяется в мире2 и позволяет повысить эффективность работы обеих сторон. • Обращение к подрядчикам для выполнения разовых работ, таких как раз Основное преимущество аутсорсинга состоит не в экономии, как это может показаться на первый взгляд3. А в том, что вы по максимуму освобождаете себя от непрофильной деятельности. Отдавая выполнение каждого вида работ тому, кто в нем максимально профессионален. Также вы повышаете свою гибкость: гораздо проще скорректировать схему работы с подрядчиками, чем, к примеру, перестроить свой конвейер. ПРИМЕР 120. Олег Семёновых, генеральный директор и совладелец компании «Бизнес технологии», г. Челябинск: «Мы используем в своей деятельности аутсорсинг телемаркетинга, чтобы быстро проанализировать какую-то нишу на предмет интереса к внедрению CRM-программ, сделав «обзвон» быстро и эффективно с помощью сторонних профессиональных операторов. Разрабатываем алгоритм и сценарий «холодного звонка», часто совместно с исполнителем (Call-центром), и ставим им задачу. Первичный сбор информации о 500 фирмах будет готов за пару дней. В результате имеем: заполненную базу данных с ФИО, определённое количество потенциальных клиентов, с которыми нужно сразу начинать работать, аудиозаписи всех состоявшихся телефонных разговоров для дальнейшего анализа». В принципе, сторонним подрядчикам можно передать почти все работы, а самим заниматься лишь развитием бренда, а также управлять поставщиками и подрядчиками4. Сейчас многие компании, например, Nike, не имеют собственных заводов и даже распространение своей продукции отдают партнерам. Если вспомнить определение эффективности, то идеальный бизнес — тот, которого нет, но его функции выполняются. А это и есть виртуальная, «оболочечная» компания. 1 См. п. 3.3.3 «Детализируем процесс». 2 См., например, Сэм Уолтон. «Как я создал Уол-Март». 4 Рекомендую книгу Тимоти Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю...». Конечно, передача функций на сторону несет в себе риски: • снижения качества; • роста себестоимости; • правовые риски, если вы передаете на аутсорсинг ведение бухгалтерии или • потерю контроля над бизнесом, если аутсорсер начнет производить аналогичную продукцию для ваших конкурентов, или возьмет на себя ваши функции и перетянет клиентов. Все так. Однако у штатных специалистов также много недостатков. • Часто на них труднее влиять, чем на внешнюю компанию. Иногда «своих» жалко. По законодательству уволить или оштрафовать сотрудника куда как сложнее, чем сменить подрядчика, который не выполняет своих обязательств. А попробуйте-ка выгнать главного бухгалтера! Часто, зная о том, как трудно вам это сделать, они годами шантажируют владельцев бизнеса, добиваясь роста зарплаты и увеличения штата своего подразделения. • Приходится платить не только зарплату сотрудникам, но и налоги, заниматься их кадровым оформлением и т.д. Все это серьезные затраты времени и денег. • Штатных сотрудников надо воспитывать и обучать, часто с нуля1. • Да и, в конце концов, в компании СМБ всех специалистов в штат не возьмешь: слишком маленький фронт работ, к примеру, для дизайнера. Зато когда он нужен, то позарез. Получается, что в каждом конкретном случае лучше смотреть индивидуально, пользоваться аутсорсингом или нанимать специалистов в штат. Критерии для принятия решения мы обсуждали в п. 8.2.3 «Справимся сами или приглашаем специалистов». Итак, три главных вопроса аутсорсинга. • Какие работы разумно вывести из компании2? • Как подобрать оптимальных поставщиков и подрядчиков3? • Как ими управлять? В России ключевой вопрос - доверие. В принципе, подрядчик очень заинтересован, чтобы вы были довольны его работой и сотрудничали с ним долго. Однако, наш рынок еще молодой, и слишком сильна память о девяностых, когда «кидали» направо и налево. Да и сегодня случается... По мере «взросления» рынка аутсорсинг, в том числе зарубежный, будет получать все большее распространение. Сейчас многие мировые компании размещают свое производство в Китае. Обратите внимание, что в ряде случаев вы можете взять в подрядчики своего конкурента. В некоторых отраслях это распространенная практика, особенно на «зрелых» рынках. Уже сегодня вам стоит решить, к какому полюсу вы стремитесь. 1 См. п. 6.3 «Кого брать на работу». 2См. п. 8.2.3 «Справимся сами или приглашаем специалистов». 3 См. п. 4.3.7.1 «Отбор поставщиков и подрядчиков».
• Стать узкоспециализированной компанией, производящей некие ингредиенты, комплектующие, компоненты и т.д. В том числе и интеллектуальные продукты: разного рода ноу-хау, технологии. Тогда вам нужно наращивать профессионализм в выбранной сфере. Этот путь более выгоден компаниям, работающим на рынках В2В1. • Или же двигаться в сторону владения одним или несколькими брендами и их продвижения. Тогда вам нужно наращивать свои компетенции в маркетинге, а также управлении подрядчиками. То есть, по сути, стать интегратором. Этот путь пригоден как для компаний В2Сг, так и В2В. Мир движется к специализации: заниматься всем подряд становится все менее эффективно. Когда-то каждая простая семья сама строила себе дом, пахала, сеяла, собирала и обрабатывала урожай, охотилась, содержала скотину и т.д. Какова эффективность такой работы? Можно ли быть профессионалом во всем? Именно благодаря разделению труда произошло кардинальное повышение производительности каждого человека в отдельности и общества в целом3. ПРИМЕР 121. Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец 000 «РУПРОМТ»: «Путь к аутсорсингу в нашем случае. Первые полгода. Нет офиса, нет сети. Второй год. Наняли своего сисадмина. Проработал 2 года - ушел в армию. Пятый год - совмещение должностей. Сотрудник ушел через 2 года - ушел и сисадмин. Мыкались полгода без сисадмина. Ужасное состояние сети, сплошные авралы. Поменяли офис, завели сисадмина-компанию. 2 года у нас абонентское обслуживание, высочайшая компетентность, оптимизация всех расходов на IT и расходники. Стоимость обслуживания в 2 раза ниже, чем оклад студенту-сисадмину. Аутсорсинг - это недостаточно емкое слово, которым хочется назвать такое высокое качество. Это УСЛУГИ ПРИХОДЯЩЕГО, который остался с нами на дольше, чем постоянный сотрудник».
|