![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аттачмены (замки и шарниры) Телескопические системы 8 страница
зубов, у которых после стачивания создан контакт в одной точке. Недопустимо также выключение зубов из окклюзионных контактов. Правильность создания скользящей окклюзии определяют визуально и пальпаторно по устранению подвижности зуба при окклюзионных движениях. Терапевтический эффект при стачивании режущих поверхностей передней груп-пы зубов обеспечивают укорочение экстраальвеолярной части зубов и уменьшение резцового пути (переднего и бокового). Уменьшение резцового пути приводит к уменьшению продолжительности периода сжатия сосудов в момент отку-сывания пищи и при боковых смещениях челюсти, т. е. создаются условия для нормализации сосудистой реакции на действие нагрузки. Ортодонтическое лечение заболеваний пародонта. При пародонтите из-за изменений в связочном аппарате и дистрофических процессов в костной ткани, происходящих под влиянием функциональных нагрузок как при окклюзионных контактах, так и через пищевой комок, т. е. при опосредованной окклюзии, возникают вторичные деформации зубных рядов. Они являются доказательством ведущей роли функции жевания в перестройке зубочелюстной системы. СильГжевательного давления, а также давления языка сдвигают зубы в одном или нескольких направлениях. Так, передние зубы чаще смещаются в вестибулярном направлении. Смещение зубов кпереди лишает их возможности контактировать друг с другом, обусловливает попадание пищи в межзубные промежутки и расхождение зубов или наложение их друг на друга. Внедрение пищевого комка между зубами происходит и вследствие подвижности зубов. При этом к травме межзубного сосочка присоединяются смещение зубов по отношению друг к другу, разворот их или наклон в сторону дефекта. Вторичные деформации развиваются как при интактных зубных рядах, так и, чаще, при дефектах в них. В последних случаях клиническая картина резко ухудшается, появляется еще ряд нарушений в топографоанатомических взаимоотношениях элементов зубочелюстной системы. Например, при потере группы жевательных зубов на одной или обеих челюстях происходит снижение окклюзионной высоты, нижняя челюсть смещается дистально, увеличивается степень перекрытия в группе передних зубов, изменяются взаимоотношения элементов височно-челюстного сустава. В дальнейшем, при вестибулярном смещении передних зубов, исчезает режущебугорковый контакт, еще больше снижается окклюзионная высота, передние зубы нижней челюсти травмируют слизистую оболочку альвеолярного отростка верхней челюсти. При пародонтите, возникающем на фоне аномалий развития челюстей и зубных рядов, вторичные деформации отмечаются чаще и протекают значительно тяжелее. Известно, что сила, направленная под углом к длинной оси зуба, особенно при его наклоне, вызывает более выраженную деформацию тканей, чем вертикально действующая сила. Изменение оси наклона зуба в сочетании с увеличенной экстраальвеолярной частью за счет атрофии приводит к увеличению выраженности деформации тканей и усилению деструктивных процессов. Не исправив положение зубов, не восстановив нормальную окклюзионную высоту и правильное взаимоотношение элементов зубочелюстной системы, нельзя устранить перегрузку тканей пародонта. Возникновение вторичных деформаций и нарушений взаимоотношения зубных рядов следует расценивать как осложнение генерализованного или очагового пародонтита. Осложнение приводит к ухудшению течения основного заболевания, и при игнорировании этого факта снижается эффективность лечения. В начале лечения подвижность перемещаемых зубов несколько возрастает, но со временем уменьшается. Анализ рентгенограмм и реопародонтограмм позволяет констатировать, что Ортодонтическое лечение не усиливает дистрофические процессы в пародонте. Перемещение зубов и восстановление нормальных артикуляционных взаимоотношений зубных рядов в комплексе с другими лечебными мероприятиями позволяют добиться прекращения обострении процесса и уменьшения степени выраженности воспалительных явлений. Показаниями к ортодонтическому лечению при очаговом и генерализован-ном пародонтите I и II степени являются вторичные деформации: тремы и диастемы, обусловленные смещением зубов, снижение окклюзионной высоты, осложненное глубоким резцовым перекрытием и дистальным смещением нижней челюсти; зубочелюстные аномалии: глубокий прикус, прогения, сочетающаяся со снижением окклюзионной высоты, глубокий прикус и прогения, осложненные вторичной деформацией зубных рядов. При вестибулярном смещении зубов, тремах и диастемах с успехом применяют пластинку с вестибулярной дугой (диаметр проволоки 0, 4—0, 6 мм). При наложении одного зуба на другой в конструкцию данного аппарата вводят пальцевидные отростки из проволоки диаметром 0, 4 мм, а при наличии супра-окклюзионного зуба — плоскую зацепную петлю. Если имеется также вторичная частичная адентия, то аппарат изготавливают по типу съемного пластиночного протеза. В этом случае с помощью аппарата удается устранить деформацию и дефект зубного ряда, что в большинстве случаев равносильно устранению этиологического или патогенетического фактора (функциональной перегрузки). При применении этого лечебного аппарата следует помнить, что после его припасовки базисная пластинка в области перемещаемых зубов не должна доходить до них с оральной стороны на такое расстояние, на которое необходимо переместить зубы. Вестибулярная дуга должна располагаться на расстоянии 1, 5—2 мм от режущего края зубов. При слабом активировании дуги путем сближения краев петель эффект от лечения наступает в первые 2—3 нед. Достоинство данного аппарата состоит в том, что после окончания ортодонти-ческого лечения до момента фиксации постоянной шины он является ретенцион-ным (удерживающим) аппаратом. При снижении окклюзионной высоты и связанном с ним изменении топографических взаимоотношений зубных рядов верхней и нижней челюстей требуется предварительно провести ортодонтическое лечение для перестройки мышечной системы (миотатического рефлюкса). Снижение окклюзионной высоты развивается при: 1) потере группы жевательных зубов с двух сторон на одной или обеих челюстях при перекрестных дефектах; 2) патологической стираемости жевательных зубов; 3) частичной вторичной адентии, сопровождающейся конвергенцией премоляров и моляров, ограничивающих дефект зубного ряда. Возможно снижение окклюзионной высоты в случаях неправильного изготовления мостовидных протезов в области жевательных зубов или ста-чивания окклюзионных поверхностей, выполненных из пластмассы. Все лечебные аппараты и протезы необходимо изготавливать с учетом восстановления исходной центральной окклюзии. С целью восстановления правильных окклюзионных соотношений, ликвидации развившегося глубокого резцового перекрытия и одновременного перемещения зубов применяют съемную пластинку на верхнюю челюсть с вестибулярной дугой и наклонной плоскостью. При наличии дефектов зубных рядов следует применять съемный протез с вестибулярной дугой и наклонной плоскостью. Для того чтобы предупредить перегрузку передних зубов нижней челюсти наклонной плоскостью, можно применить шины на эти зубы. При дефектах зубного ряда нижней челюсти применяют каппу-протез, замещающий дефект и позволяющий восстановить правильные окклюзионные соотношения. Метод временного шинирования. Шина — приспособление для иммобилизации (полная неподвижность или значительное уменьшение подвижности) группы или всех зубов зубного ряда. Метод временного шинирования применяют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического пародонти-та, в период обострения, в течении всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное шиниро-вание позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания — один из патогенетических механизмов, поддерживающий гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение сил жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетически обоснованной и симптоматической терапии. Исходя из сосудистр-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление — нарушен- ное кровоснабжение—дистрофия—функция жевания; способствует улучшению трофики тканей пародонта, ликвидации воспалительного процесса. Воспаление пародонта приводит к увеличению патологической подвижности, которая в свою очередь способствует усилению застойных явлений в тканях при жевании. Недопустимо проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины. Временные шины должны соответствовать следующим требованиям: 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов; 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов; 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать проведению лекарственной терапии и хирургического лечения; 4) не травмировать слизистую оболочку десны; 5) отличаться простотой изготовления. При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины зависит от локализации поражения и взаимоотношения его с зубами^ у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом. Временные шины изготавливают из пластмассы, которую можно армировать металлической проволокой для повышения прочности. Различают капповые шины, оральные и вестибулооральные. Капповые шины охватывают окклюзион-ную часть коронок зубов, их применение связано с увеличением окклюзионной высоты. Шину фиксируют на зубной ряд с помощью репина, дентола, дентина. В тех случаях, когда по клиническим показаниям увеличение окклюзионной высоты нежелательно, предлагаем пользоваться разработанным нами методом шинирования с применением оральной многозвеньевой шины, фиксируемой с помощью медицинского цианакрилатного клея марки МК-6 или МК-9. Шину изготавливают на гипсовой модели из самотвердеющей пластмассы. Она должна располагаться между режущим краем или зоной перехода жевательной поверхности в оральную и десневым краем, не доходя до него 2—3 мм. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШИНИРУЮЩИХ ЛЕЧЕБНЫХ АППАРАТОВ ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Проведенный комплекс лечебных мероприятий позволяет ликвидировать воспалительный процесс в тканях пародонта, устранить местно-действующие этиологические факторы и остановить развитие заболевания. Однако в зависимости от стадии патологического процесса в пародонте уже произошли необратимые изменения: частичная резорбция тканей пародонта, органические изменения в сосудистой системе в сочетании с не полностью восстановленным кровотоком (отток крови от пародонта затруднен). Вследствие этого снижаются адаптационные возможности зубочелюстной системы и сохраняются условия для развития рецидива—повторного проявления болезни. С тем чтобы предупредить развитие рецидива и на длительный период сохранить состояние ремиссии в случаях лечения развившейся стадии хронического пародонтита, необходимо применить шинирующие лечебные аппараты и протезы постоянного пользования. Современные принципы ортопедического лечения пародонтитов с применением аппаратов и протезов постоянного пользования заключаются в следующем. 1. Привести в функциональное соответствие силу жевательных мышц и функциональную выносливость пародонта к нагрузкам. 2. Провести иммобилизацию группы или всех зубов зубного ряда с целью ликвидации патологической подвижности и приближения подвижности к физиологическим нормам. 3. Равномерно распределить жевательное давление между зубами при всех циклах жевания, что позволит разгрузить зубы с наиболее пораженным паро-донтом и использовать компенсаторные возможности каждого зуба и зубного ряда в целом. 4. Восстановить единство в системе зубного ряда, устранить дефекты; восстановить функцию жевания. 5. Предупредить перегрузку зубов. 6. Устранить действие на зубы с поражением пародонта I и II степени горизонтального компонента жевательного давления, а при наличии функциональной недостаточности — поражения II—III степени — и вертикального компонента. Различают следующие виды шинирующих аппаратов постоянного пользования: несъемные (спаянные между собой коронки, цельнолитые экватор-ные и колпачковые коронки, штифтовые конструкции, варианты мостовидных протезов), съемные (составляются из элементов бюгельного протеза и сочетания многих вариантов кламмерной системы), сочетание несъемных и съемных видов шин. Клиническая картина пародонтитов настолько разнообразна, что не укладывается в рамки ни одной классификации. Болезнь связана не только со специфическими особенностями организма, но и с функциональными особенностями зубочелюстной системы (вид прикуса, топография дефектов зубных рядов, наличие зубочелюстных аномалий и т. п.). Следовательно, чтобы добиться успеха в лечении не болезни вообще, а болезни у данного индивидуума, необходимо учесть особенности течения заболевания, наметить и выполнить строго индивидуальный план лечения, применяя сочетания различных лечебных средств. Вопрос о том, какой метод эффективнее при лечении болезней пародонта — съемное или несъемное шинирование, может быть решен только следующим образом: показан тот вид шинирования, который с учетом всех индивидуальных особенностей течения заболевания позволит провести современное ортопедическое лечение пародонтита в полном объеме, и надежно иммобилизовать зубы с пораженным пародонтом. Для того чтобы обоснованно определять в соответствии с клинической картиной конструктивные особенности лечебных аппаратов, коротко остановимся на биомеханических основах шинирования, влиянии различных элементов несъемных и съемных шин на структурно-функциональные взаимоотношения зубов и окружающих тканей, на распространенное смещение зубов. Шинирование двух зубов с различной степенью сохранности костной ткани и подвижности обусловливает перераспределение давления по пародонту этих зубов (рис. 88). Данный вид шинирования вызывает субпороговую реакцию пародонта объединенного, но ненагруженного зуба с непораженным пародонтом, т. е. смещение пораженного зуба обусловливает смещение здорового зуба и развитие деформации как тканей пародонта, так и костной ткани. Если учесть, что в процессе приема пищи зуб с непораженным пародонтом подвергается непосредственному воздействию жевательного давления, то становится ясно: объединение шиной двух зубов приведет к двойному воздействию жевательных сил — непосредственного и опосредованного. При этом степень опосредованного воздействия выше: пространственное смещение корня непораженного зуба больше, чем смещение его при прямом воздействии. Шинирование попарно двух зубов, у которых отмечается убыль костной ткани стенок альвеол, равная ' 1ч длины стенки, не приводит к нормализации пространственного смещения корней. Верхушка нагружаемого зуба смещается вертикально в тех же пределах, что и до шинирования. Каждая точка на поверх-
ности корня на уровне образовавшегося края как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости смещается в 2 раза меньше, чем до шинирования, но по сравнению с нормой остается на весьма высоких показателях. Следовательно, не нужно применять часто практикуемое шинирование двух рядом стоящих зубов, ограничивающих дефект зубного ряда, с последующей фиксацией на дистальном зубе кламмера съемного протеза. В этих случаях область опоры и фиксации съемного протеза должна быть перенесена с пораженного зуба на здоровые и лабильно соединена с седловидной частью протеза.
С изменением расстояния между двумя зубами, объединяемыми несъемной конструкцией протезов, изменяются их пространственное смещение, взаимовлияние и характер перераспределения давления. По показателям смещения поверхностей корня установлено, что объединение в единый блок (шинирование) мостовидными протезами зуба с пораженным пародонтом и здорового зуба приводит к уменьшению смещения пораженного зуба, но не восстанавливает до нормы степень и характер этого смещения. Во всех случаях смещение остается больше смещения в норме у верхушки корня и края альвеолы на стороне действия силы, которое увеличивается по мере увеличения расстояния между точками опоры. Одновременно пародонт здорового зуба без непосредственного влияния на него жевательного давления подвергается значительному воздействию этой силы, при этом степень смещения корня приближается, а в некоторых зонах превышает показатели при непосредственном нагружении. Следовательно, объединение мосто-видным протезом двух зубов, у одного из которых имеются изменения в пародон-те, обусловливает дополнительное пространственное смещение корня здорового зуба, поэтому не может считаться лечебным фактором, регулирующим жевательное давление. Вполне очевидно, что с помощью таких шин невозможно добиться стабилизации процесса. Кроме того, при этом создаются все условия для развития деструктивных процессов в пародонте здорового зуба за счет его перегрузки. Деформация тканей зуба, пародонт которого дистрофически изменен, после фиксации мостовидного протеза снижается в 2 раза по сравнению с наблюдавшейся до включения зуба в протез. Деформация тканей непораженного зуба резко возрастает в момент действия нагрузки на зуб с пораженным пародонтом. При применении мостовидного протеза на ткани здорового зуба действует дополнительная нагрузка, вследствие чего возникающая деформация превышает наблюдавшуюся до включения этого зуба в протез и находится в прямой зависимости от величины замещаемого дефекта: чем больше расстояние между опорными зубами, тем выраженное деформация в пародонте здорового зуба. Силы, действующие на тело протеза под углом, вызывают более выраженную деформацию в пародонте здорового зуба. При этом деформация тканей пародонта этого зуба возрастает по мере удаления от него пищевого комка и достигает максимума, когда нагрузка падает на зуб с пораженным пародонтом. Включение в шину дополнительных опор эффективно, если они находятся рядом с пораженным зубом. Если же такой клинической ситуации нет, то целесообразность увеличения количества опорных зубов в шине определяется следующим положением: плечо из опорных зубов с непораженным пародонтом должно быть длиннее, чем тело протеза и подвижный зуб. Эти данные свидетельствуют о том, что при выборе конструктивных особенностей лечебного аппарата необходимо руководствоваться таким правилом: применять следует такую конструкцию шины, которая уменьшала бы смещение зубов в горизонтальном направлении. Этому могут способствовать шинирующие аппараты, сдерживающие смещение любой группы зубов в горизонтальной плоскости, — бюгельные протезы с системой кламмеров, обеспечивающих различные по топографии виды иммобилизации. С учетом основных направлений смещения функционально-ориентированных групп зубов в различные фазы жевания—откусывания и разжевывания пищи—такими видами иммобилизации считают для передних зубов — фронтосагиттальную или по дуге, для боковых — парасагиттальную или по дуге (рис. 89, см. вклейку). Съемные шины благодаря системе кламмеров уменьшают деформацию тканей пародонта нагружаемого зуба за счет перераспределения давления на зубы, включенные с помощью кламмеров в шинирующую систему. По сравнению с мостовидным протезом наиболее выраженное уменьшение пространственного смещения, а следовательно, и деформации тканей, а также нормализация кровообращения отмечены при воздействии угловых компонентов сил жевательного давления. Давление через дугу протеза передается на зубы противоположной стороны, а через систему многозвеньевого кламмера — и на другие зубы. Бюгельные шинирующие аппараты в зависимости от конструктивных особенностей кламмерной системы обеспечивают трансверсальное, парасагиттальное распределение нагрузок или по всей зубной дуге. Этими качествами не обладает больше ни один вид шинирующих протезов. Элементами бюгельных протезов, обеспечивающими разгрузку и перераспределение горизонтального компонента жевательного давления на большую группу зубов, являются плечи опорно-удерживающих кламмеров и сам бюгель. Кламмер следует рассматривать не только как элемент протеза или шины, способствующий удержанию протеза, но и как приспособление, обеспечивающее перераспределение вертикального и горизонтального компонентов жевательного давления. В зависимости от конструкции кламмер нагружает зуб, перераспределяет жевательную нагрузку или обеспечивает иммобилизацию. Для того чтобы установить функциональную значимость различных видов кламмеров, необходимо изучить действие отдельных элементов опорно-удержи-вающего кламмера Аккера. В плече кламмера различают стабилизирующую и ретенционную части. Стабилизирующая часть составляет ^з длины плеча и за счет большого поперечного сечения обладает жесткостью, вследствие чего не деформируется и не пружинит под влиянием внешних сил. Таким же свойством должна обладать окклюзионная накладка. Ретенционная часть плеча кламмера характеризуется пружинящими, упругими свойствами. Окклюзионная накладка и стабилизирующая часть плеча нагружают зуб в вертикальном и горизонталь- ном направлениях, если кламмер соединен с седловидной частью протеза, и, наоборот, если имеется система этих элементов, то перераспределяют между зубами вертикальную и горизонтальную нагрузки. Ретенционная часть служит для предотвращения смещения шины (протеза) в вертикальной плоскости, одновременно нагружает зуб и частично перераспределяет горизонтальный компонент жевательного давления. Располагаясь под экватором зуба (для нижней челюсти) или над экватором (для верхней челюсти), она частично трансформирует вертикальный компонент нагрузки на зуб. Меняя расположение и количество окклюзионных накладок, можно регулировать направление нагрузки на опорный зуб, передающейся на него с седло-видной части протеза. Если окклюзионная накладка находится со стороны дефекта зубного ряда, то нагрузка, приходящаяся на седловидную часть протеза, оказывает наклонное действие на опорный зуб. Эта нагрузка тем значительнее, чем более податлива слизистая оболочка подбазисом протеза. Располагая окклюзионную накладку с противоположной стороны (так называемый кламмер обратного, заднего действия), снимают вывихивающий момент. При ослаблении резервных сил пародонта опорно-удерживающий кламмер соединяют с седловидной частью протеза лабильно через пружинящее приспособление. Место пружинящего соединения выбирают, исходя из состояния зубов, граничащих с дефектом. Чем дальше от седловидной части отнесено место соединения пружины с дугой, тем меньше нагрузка на опорные зубы и больше давление на беззубую часть альвеолярного отростка при нагружении седловидной части протеза. Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то седло-видная часть должна иметь двустороннюю опору в виде различных вариантов опорно-удерживающего кламмера. В том случае, если окклюзионная накладка полностью закрывает жевательную поверхность или режущие края группы зубов, то это позволяет устранить действие вертикального компонента жевательного давления на зубы, у которых поражен пародонт, и перераспределить вертикальную нагрузку на всю группу зубов, включенных в блок, аналогично несъемной каппе. Объединение литой каппы с другими видами кламмеров в сочетании с бюгелем позволяет добиться надежной стабилизации, не прибегая к препарированию зубов. Если при смыкании зубных рядов недостаточно места для размещения накладки, то проводят аккуратное стачивание бугров зубов-антагонистов. Стабилизирущую часть плеча располагают с вестибулярной и оральной сторон зуба над общей экваторной линией. Их функциональное назначение — препятствовать смещению зуба под действием сил, направленных под углом или горизонтально. Продление этой части на соседний зуб или изготовление перекидного кламмера позволяет объединить в единый блок два зуба. Если стабилизирующую часть продлить на все имеющиеся зубы с вестибулярной и оральной сторон, то тем самым можно добиться максимальной разгрузки всех зубов, устранив влияние сил, действующих под углом. Этот вид кламмера называют непрерывным или многозвеньевым. Он обеспечивает фронтально-сагиттальную, парасагиттальную стабилизацию и стабилизацию по дуге. Подобной стабилизации можно достигнуть, изготовив многозвеньевой оральный кламмер с вестибулярными отростками. Вестибулярные отростки — это значительно уменьшенная по протяженности стабилизирующая часть плеча опорно-удерживающего кламмера. При функциональных нагрузках зубы верхней челюсти, так же как и нижние передние, при отрывании пищи выталкиваются кпереди. Этому смещению и противостоят вестибулярные отростки, но этот вид кламмеров не устраняет вертикального давления на пародонт. При генерализованном или локализованном пародонтите недопустимо применение многозвеньевого орального кламмера без вестибулярных отростков или окклюзионных накладок, закрывающих всю жевательную поверхность или режущий край, поскольку такие кламмеры не предотвращают смещения зубов в вестибулярном направлении. Ретенционную часть плеча располагают у зубов нижней челюсти под экватором, а у зубов верхней — над экватором. Она обладает пружинящими свойствами, которые неодинаково проявляются по отношению к длинной оси плеча кламмера: ретенционная часть легко пружинит в горизонтальной плоскости и плохо — в вертикальной. Функциональное назначение данной части кламмера — препятствовать смещению шины в вертикальной плоскости и удерживать зуб от смещения при действии на него нагрузки в вертикальном направлении. Для того чтобы удержать шины, и особенно шины-протезы от смещения в вертикальной плоскости, в ее конструкцию достаточно ввести три — четыре кламмера, имеющих ретенционную часть. С целью уменьшения побочного действия плеча применяют кламмер Роуча с одним или двумя Т-образными плечами. Регулируя длину плеча, уменьшают нагрузку при наложении шины на зубные ряды, но при этом снижается и стабилизирующее действие кламмера. Т-образное плечо способствует уменьшению действия на зуб вертикального и горизонтального компонентов жевательной силы, так как располагается с вестибулярной стороны под экватором зуба (для нижней челюсти). Вариантов опорно-удерживающих кламмеров очень много, и их применение должно быть подчинено лечебным целям. Увеличивая количество опорно-удерживающих кламмеров, меняя их конструктивные особенности, топографию расположения на зубах, добиваются объединения в единый блок зубов как с сохранившимися резервными силами, так и с функциональной недостаточностью пародонта. При этом важно знать функциональную ценность каждого зуба и то, от каких вредных компонентов жевательного давления его необходимо разгрузить. При включении в шину всех передних зубов деформация их имеет различный характер и наиболее выражена у крайних зубов этой группы. Степень деформации остальных зубов снижается от точки приложения силы до зоны смены знака напряжений и после этого приобретает другой знак, и чем дальше зуб находится от области действия силы, тем выраженное деформация. В зоне смены знака деформация стенок альвеол наименьшая, характер же деформации наиболее неблагоприятный для тканей периодонта, так как в этой зоне при действии нагрузок под углом отмечается ротационное смещение зубов, именно у этих зубов наблюдается наибольшие изменения пародонта. На характер и степень смещения отдельных участков системы влияет также то, что: 1) зубы расположены по сегменту окружности и центр крайних зубов смещен в оральную сторону от центральных резцов; 2) сила, действующая по центру дуги с вестибулярной стороны, приводит к прогибу системы; 3) сила, действующая с оральной стороны по центру дуги, смещает всю систему кпереди. Чем значительнее степень резорбции, тем больше смещение этих зубов кпереди и выраженное деформация тканей пародонта. Результаты изучения влияния различных по величине и напряжению нагрузок на характер деформаций тканей пародонта свидетельствуют о том, что при деструкции пародонта на '/2 объединение только передних зубов не позволяет добиться стойкого лечебного эффекта. Для того чтобы устранить эти дополнительные деформации у всех передних зубов, необходимо применить такую систему, которая перераспределяет давление на группы жевательных зубов. В отсутствие последних нормализовать подвижность зубов и как следствие кровообращения и трофику тканей можно, осуществив: 1) объединение зубов шинами; 2) перераспределение части давления на ткани протезного ложа; 3) как вариант — укорочение экстраальвеолярной части зубов и применение системы Румпеля. В экспериментальных исследованиях установлено, что применение шини- рующих аппаратов типа шин Эльбрехта с вестибулярными отростками позволяет снизить деформацию пораженных тканей на 30%, применение шин нашей конструкции с системой кламмеров Роуча — на 44%, а с замкнутой системой (вестибулооральный кламмер) — на 54%, укорочение экстраальвеолярной части и применение спаянных капп—на 54%. С целью повышения лечебного эффекта, т. е. уменьшения пространственного смещения передних зубов, при хорошо выраженном своде неба дугу бюгельного протеза нужно заменить на литую небную пластинку, названную нами стабилизирующей. Механизм снижения деформации (дополнительно к указанным выше в 1, 4 раза) состоит в следующем: при нагружении и смещении передних зубов они увлекают за собой весь лечебный аппарат, что и позволяет сдержать это смещение за счет распределения давления на ткани твердого неба.
|