Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения






Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические право­нарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окру­жающей среды, правоохранительных органов, иными уполномо­ченными субъектами и совершившим экологическое правонару­шение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущ­ность юридической ответственности заключается в неблагоприят­ных последствиях, наступающих для нарушителя.

Посредством применения юридической ответственности реа­лизуется государственное принуждение к исполнению экологи­ческих требований. При этом важно иметь в виду, что юридичес­кая ответственность не является единственным инструментом принуждения к их исполнению в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, эколо­гическое лицензирование, экологическая сертификация, эколо­гический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипоте­зы, диспозиции и санкции. Санкция -- это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного дис­позицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонаруше­ние. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая

354 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологические правонарушения выполня­ет ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью че­ловека;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновно­го в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рас­сматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершае­мое праводееспособным субъектом, причиняющее экологичес­кий вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъ­ектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические пра­вонарушения подразделяются на проступки и преступления. Пер­вые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вто­рыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонару­шения наступает дисциплинарная, административная, граждан­ско-правовая и уголовная ответственность. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалась также материальная ответственность за экологические правона­рушения. Однако новым Законом об охране окружающей среды она была обоснованно исключена.

В соответствии с общей теорией права экологическое правона­рушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объек­тивной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общест­венные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее от­дельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами

2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений 355

права. Эти отношения по своему содержанию касаются собствен­ности на природные ресурсы, природопользования, охраны окру­жающей среды от вредных воздействий, экологических прав и за­конных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологическо­го вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъ­ектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и на­несенным экологическим вредом или реальной угрозой причине­ния такого вреда либо нарушением иных законных прав и инте­ресов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юри­дические, должностные и физические лица, в том числе ино­странные юридические лица и граждане, совершившие правона­рушения, связанные с природопользованием или охраной окру­жающей среды на территории России или территории, находя­щейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологи­ческого правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной от­ветственности являются должностные лица и работники предпри­ятий, уголовной — должностные лица и граждане, администра­тивной — юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством админи­стративная и уголовная ответственность физических лиц за эко­логические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут огра­ниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Тру­довое законодательство не устанавливает возрастных ограниче­ний относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических пра­вонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения ха­рактеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявлять­ся в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.

356 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Умышленным является экологическое правонарушение, при ко­тором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допуска­ет их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеян­ность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общест­венно вредные последствия своей деятельности, но легкомыслен­но рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность про­является в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Граждан­ский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содей­ствовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитыва­ется при определении размера возмещения вреда правонарушите­лем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже от­мечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответст­венность — за вред, причиненный источником повышенной опас­ности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГКРФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последст­виями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие — только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи — по неосторожности (напри­мер, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность за экологические правона­рушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного на­казания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на ви­новного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной ок­ружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заклю-

3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения 357

чаться в неисполнении главным инженером предприятия требо­ваний должностной инструкции относительно эксплуатации про­мышленного оборудования. В отличие от уголовного и админи­стративного законодательства более или менее систематизирован­ный перечень экологических дисциплинарных проступков отсут­ствует1.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического про­ступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть Предусмотрены также и другие дисциплинарные взыс кания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дис­циплинарного взыскания работодатель должен затребовать от ра­ботника объяснение в письменной форме. В случае отказа работ­ника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнару­жения проступка, не считая времени болезни работника, пребы­вания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мне­ния представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисцип­линарного взыскания объявляется работнику под расписку в те­чение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государствен­ные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуаль­ных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинар­ное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыс­кания. Работодатель до истечения года со дня применения дис­циплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по хода­тайству его непосредственного руководителя или представитель­ного органа работников.

См.: Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2001. С. 152.

358 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

По требованию представительного органа работников к дис­циплинарной ответственности может быть привлечен руководи­тель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмот­реть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями зако­нов и иных нормативных правовых актов о труде, условий кол­лективного договора, соглашения и сообщить о результатах рас­смотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан приме­нить к руководителю организации, его заместителям дисципли­нарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при на­личии правовых оснований возможности применения к виновно­му работнику более строгих видов ответственности -- админи­стративной, уголовной, гражданской.

4. Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в примене­нии компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягаю­щее на экологический правопорядок, экологические права и сво­боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по­рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при­чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность1.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законо­дательными актами субъектов РФ об административных правона­рушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собствен­ности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природо­пользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелио­рации земель (гл. 10).

В области охраны собственности административная ответст­венность за экологические правонарушения установлена за само-

См.: Дубовик О.Л. Указ. соч. С. 137.

4. Административная ответственность за экологические правонарушения 359

вольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение спе­циальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разре­шением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или поль­зование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гид­ротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооруже­ния, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объек­та, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) сани­тарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях исто­рико-культурного назначения (ст. 7.16).

В области охраны окружающей природной среды и природо­пользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, тех­нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуата­цию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объек­тов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемио­логических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нару­шение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспер­тизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информа­ции (ст. 8.5).

Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов:

• ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния земель предусмотрена за порчу земель (ст. 8.6), невыполне­ние обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использова­ние земель не по целевому назначению, невыполнение обязатель­ных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

360 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

• ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

• ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния вод предусмотрена за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объ­ектов (ст. 8.12), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (ст. 8.14), наруше­ние правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

• ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания ресурсов природных комплексов предусмотрена за нару­шение регламентирующих деятельность во внутренних мор­ских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ пра­вил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нару­шение правил проведения ресурсных или морских научных ис­следований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение правил захороне­ния отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19), не­законную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономи­ческой зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил охраны и исполь­зования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);

• ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в экс­плуатацию механических транспортных средств с превышени­ем нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. (8.22), эксплуатацию меха­нических транспортных средств с превышением нормативов со­держания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);

4. Административная ответственность за экологические правонарушения 361

• ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесополь­зования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), неза­конную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кус­тарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст, 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

• ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), на­рушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничто­жение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселе­ния, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами жи­вотного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных за­пасов (ст. 8.38);

• ответственность за нарушение требований при осуществле­нии работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязне­ния окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

Экологическими характеристиками обладают также админи­стративные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйст-е, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение пра­вил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вре­дителями растений, возбудителями болезней растений, растения-ш-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза юдкарантинной продукции (подкарантинного материала, подка-эантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, за-этовки, перевозки, хранения, переработки, использования и ре-шзации подкарантинной продукции (подкарантинного материа-та, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил каран­тина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновре-

362 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

менных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов живот­новодства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта (ст' 10.9), нарушение правил эксплуатации мелио­ративных систем или отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений (ст. 10.10).

К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также неко­торые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и за­конами субъектов РФ.

За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает ад­министративный штраф. Штраф является основным наказа­нием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объек­тов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - - ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как допол­нительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответствен­ности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер адми­нистративного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на долж­ностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минималь­ных размеров оплаты труда.

По своим объективным признакам административное право­нарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административ­ной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные призна­ки, которые дают возможность разграничить экологическое пре­ступление и административный проступок, приводятся, как пра­вило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных право-

4. Административная ответственность за экологические правонарушения 363

нарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и ок­ругов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферно­го воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о ра­диационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный эко­логический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных террито­рий, а также знаков, устанавливаемых пользователями живот­ным миром или специально уполномоченными государственны­ми органами по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания, зданий и дру­гих сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требо­ваний при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, со­оружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными ве­ществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

Возбуждение и рассмотрение дел об административном эколо­гическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за эколо­гические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возме-

364 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

щением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на воз­мещение вреда, а направляются в соответствии с законода­тельством в бюджет или на специальные счета экологических

фондов.

*

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и обществен­ного порядка является охрана окружающей среды.

От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной сте­пени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соот­ветствии с Конституцией РФ высшей ценностью. Между тем дег­радация природы служит одним из существенных факторов сокращения продолжительности жизни мужчин в России в по­следние 25 лет с 71 года до 58 лет. На основании данных об уров­нях загрязнения атмосферного воздуха в более чем 100 городах России выявлено, что наиболее многочисленная часть населения (15, 4 млн человек) подвергается воздействию взвешенных ве­ществ. По результатам расчетов риска смерти, проводимых Минздравом РФ, только от загрязнения атмосферного воздуха этими веществами число смертей равняется 21 000, что составля­ет 7% ежегодных случаев смерти среди жителей этих городов1. Кто понес уголовную ответственность за это? Начиная с 1961 г. Уголовным кодексом предусматривалась ответственность за эко­логические преступления, в частности за загрязнение атмосферы.

Экологическое преступление — это предусмотренное уго­ловным законом и запрещенное им под угрозой наказания ви­новное общественно опасное деяние (действие или бездейст­вие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую без­опасность населения и территорий, состоящее в непосредствен­ном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социаль­ной ценности, что приводит к негативным изменениям состоя-

См.: Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 13.

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

ния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объ­ектов1.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящих­ся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические соста­вы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в от­дельной гл. 26 «Экологические преступления». Уголовная ответ­ственность наступает, в частности, за:

• нарушение правил охраны окружающей среды при произ­водстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов (ст. 247);

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

• загрязнение морской среды (ст. 252);

• порчу земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконную охоту (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);

• другие преступления.

К специальным экологическим составам относится ряд соста­вов, сформулированных в статьях, содержащихся в других гла­вах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объ­ектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); эко­цид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользо­вания и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при опреде­ленных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предо­ставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация неза­конных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или

1 См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002. С. 156.

 

366 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрыво­опасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологичес­кими, при определенных обстоятельствах также могут быть ис­пользованы в целях охраны окружающей среды. К дополнитель­ным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными пол­номочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут приме­няться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ преду­сматривает следующие виды наказаний:

штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характе­ра совершенного Преступления. Минимальный размер штрафа -100 минимальных размеров оплаты труда, максимальный — до 700 минимальных размеров оплаты труда;

лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью. Такое наказание преду­смотрено за многие экологические преступления. Иногда уста­новлен и срок действия данного наказания;

обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бес­платных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания преду­смотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);

исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за за­грязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за на­рушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

ограничение свободы. Оно заключается в содержании осуж­денного, достигшего к моменту вынесения судом приговора во-

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

семнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изо­ляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); унич­тожение критических местообитаний для организмов, занесен­ных в Красную книгу РФ (до 3 лет);

арест. Он заключается в содержании осужденного в усло­виях строгой изоляции от общества. Предусматривается за за­грязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

лишение свободы на определенный срок. Данный вид нака­зания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил без­опасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); загряз­нение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 3 лет); порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет); уничто­жение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уго­ловная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступ­ление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предви­дит возможность наступления негативных для состояния окру­жающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окру­жающей среды, нарушением правил обращения с опасными ве­ществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране пре­ступлений сократилось в 2000 г. на 1, 6%, но экологических -возросло на 19, 4%. В результате их удельный вес в общей струк­туре преступности увеличился с 0, 3% в 1999 г. до 0, 5% в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50, 7%), незаконная добыча водных животных и растений (42, 7%), неза-

368 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

конная охота (4, 9%), которые в совокупности составляют 98, 3% от числа всех экологических преступлений (в 1999 г. — 97, 7%)1.

Экологические правонарушения относятся в России к катего­рии наиболее распространенных. Но при этом латентность эколо­гических преступлений достигает 95—99%2.

По оценкам специалистов НИИ проблем укрепления закон­ности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в Рос­сии сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании эколо­гического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа право­нарушений и злоупотреблений просматривается линия на затуха­ние судебно-правового реагирования»3.

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения

Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экологические пра­вонарушения, которую можно назвать конституционной. Уста­новление этого вида ответственности связано с потребностями решения важнейшей задачи обеспечения единообразного законо­дательного регулирования общественных экологических отноше­ний в пределах всего государства, что служит фактором укрепле­ния российской федеративной государственности. Особенно акту­альна эта задача для федеративного государства на его стадии формирования нового законодательства и становления основ фе­деративной государственности. Значение конституционной ответ­ственности подтверждается практикой нормотворческой деятель­ности на федеральном, региональном и местном уровнях, харак­теризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов Конституции РФ, законам и другим нормативным право­вым актам. Такая практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного российского госу­дарства. Требование о соответствии установлено Конституцией РФ и другими актами.

См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. С. 160.

См.: Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступ­лениями. Автореф. дисс.... докт. юрид. наук М., 1994. С. 5.

Сухарев АЛ. Экологическая преступность: ее социальные корни и общест­венная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения эко­логической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 369

Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1, а также Законом об общих принципах организации местного само­управления в РФ.

Так, согласно ст. З1 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ органы государст­венной власти субъектов Федерации несут ответственность за на­рушение Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответст­вие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конститу­ций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъек­тов Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и фе­деральным законам и повлекших за собой массовые и грубые на­рушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономи­ческого пространства РФ, органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и названным Федеральным законом.

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководителя высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ, выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоре­чащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (ус­таву) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответ­ствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Согласно названному Закону обязанности по обеспечению со­блюдения Конституции РФ и федеральных законов на уровне

Далее — Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

 

370 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

субъектов РФ возложены на законодательный орган государст­венной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении ими своих полномочий.

При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государст­венной власти субъекта РФ федеральному законодательству, кон­ституции (уставу) субъекта РФ до принятия мер конституцион­ной ответственности Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральны­ми законами, конституциями (уставами). В случае возникнове­ния разногласий при реализации этого права Президент России использует согласительные процедуры для их разрешения. Если не удается достичь согласованного решения, Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствую­щего суда.

Законы субъекта РФ, правовые акты законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта РФ, пра­вовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и право­вые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и ор­ганов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судеб­ном порядке.

Что касается акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), актов органов исполнительной власти субъ­екта РФ, то ст. 29 Закона об общих принципах организации орга­нов государственной власти субъектов РФ предоставила Прези­денту России право приостановить своим Указом их действие в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения данного вопроса соответствующим судом.

В период действия Указа Президента России о приостановле­нии действия соответствующих актов высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта РФ) и (или) орган исполнительной власти субъекта РФ не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт,

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 371

действие которого приостановлено Президентом России, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ) вправе об­ратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответ­ствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам, международ­ным обязательствам Российской Федерации.

В определенных указанным Федеральным законом случаях Президент России выносит предупреждение высшему должност­ному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Эти случаи касаются:

• издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руко­водителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) нормативного правового акта, противореча­щего Конституции РФ, федеральным законам, если такие проти­воречия установлены соответствующим судом, а высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пре­делах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

• уклонения высшего должностного лица субъекта РФ (руко­водителя высшего исполнительного органа государственной влас­ти субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня издания Указа Президента ( России о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руково­дителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо нормативного правового акта органа исполни­тельной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного норматив­ного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент России выносит предуп­реждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководи­телю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может превышать шести месяцев со дня вступ­ления в силу решения суда или со дня официального опубликова­ния Указа Президента России о приостановлении действия нор-

372 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

мативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ) либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, если высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом России предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ (ру­ководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основани­ем для вынесения ему предупреждения, Президент России отре­шает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности.

Президент России в порядке, установленном уголовно-процес­суальным законодательством РФ, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстра­нить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от исполнения обязанностей в случае предъявления указан­ному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение Президента России о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ) или об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ (руководи­теля высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности принимается в форме указа. Такой указ вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), полномочия которого были прекращены Указом Президента Рос­сии об отрешении указанного лица от должности, вправе обжало­вать данный Указ в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования Указа. Верховный Суд РФ дол­жен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

Согласно ст. 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 373

и должностные лица местного самоуправления несут ответствен­ность перед населением муниципального образования, государст­вом, физическими и юридическими лицами в соответствии с за­коном. В частности, ответственность органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления перед насе­лением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия такой ответственности определяются устава­ми муниципальных образований.

Ответственность органов местного самоуправления и долж-' ностных лиц местного самоуправления перед государством насту­пает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, ус­тава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования.

Конституционная ответственность наступает в случае приня­тия нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному за­кону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муници­пального образования.

Представительный орган местного самоуправления, глава му­ниципального образования, принявший (издавший) норматив­ный правовой акт, который признан судом противоречащим Кон­ституции РФ, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, ус­таву муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информа­цию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления ре­шения суда в силу.

В случае, если представительным органом местного самоуп­равления, главой муниципального образования не отменены нор­мативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ, федераль­ному конституционному закону, федеральному закону, конститу­ции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образо­вания и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправле­ния может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуп­равления, главой муниципального образования не отменены

 

 

374 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

нормативный правовой акт или отдельные его положения в со­ответствии с решением суда, вступившим в силу, законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъек­та РФ по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта РФ (ру­ководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) письменно предупреждает главу муници­пального образования о возможности принятия мер в соответ­ствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

Если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вы­несения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муни­ципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального об­разования от должности.

Представительный орган местного самоуправления распуска­ется законом субъекта РФ либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (ру­ководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), за исключением глав муниципальных обра­зований — столиц и административных центров субъектов РФ, либо Указом Президента России.

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуп­равления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не приняты предусмотрен­ные указанным Законом меры, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу реше­ния суда главой муниципального образования не отменены нор­мативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 375

должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ) не приняты предусмотренные Законом меры, Президент России вправе отрешить главу муниципального образования от долж­ности.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются ука­зом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо Указом Президента России.

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) либо Президент России назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муници­пального образования.

Предложения об отрешении Президентом России главы муни­ципального образования от должности могут быть внесены зако­нодательным (представительным) органом государственной влас­ти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ), Правительством РФ, Генеральным про­курором РФ.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправ­ления, отрешением главы муниципального образования от долж­ности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального об­разования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд го­рода федерального значения, суд автономной области, суд авто­номного округа, Верховный Суд РФ должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

 

376 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и пр'ироды заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный или моральный вред, причиненный в резуль­тате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с при­менением мер дисциплинарного, административного и уголовно­го воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного эко­логическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого поло­жений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред 377

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окру-

 

 

378 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

жающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре­делены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), при­чинная связь между действием (бездействием) и наступившим ре­зультатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причи­нителя вреда — в частности, если вред причинен источником по­вышенной опасности.

7.2. Возмещение вреда природной среде

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается ре­ального возмещения вреда в натуре, то при различных видах эко­логических правонарушений встает вопрос о пределах возмож­ностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано по­средством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — учас­ток покрыт траншеями, котлованами и т.п. *•- восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановле­ние лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред 379

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкрет­ном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъ­явлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъект­ности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается во­прос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных зако­нодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом об охране окружающей среды возмещение причиненного окру­жающей среде вреда в результате экологического правонаруше­ния производится: в соответствии с утвержденными в установлен­ном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на вос­становление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной вы­годы.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы, представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказа­ния виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен­ный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Как инструмент исчисления вреда таксы применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам — также по от­дельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными госу­дарственными органами.

 

380 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмеще­ния вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного возду­ха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсут­ствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В част­ности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невы­полнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для оп­ределения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал