Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И территориального моря 1 страница






В соответствии со ст. 67 Конституции РФ внутренние воды и территориальное море входят в территорию Российской Федера­ции. Соответственно они находятся под суверенитетом российско­го государства.

Правовой режим этих территорий определяется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1.

Далее в настояшем параграфе — Закон.

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов.

Закон устанавливает границы и структуру внутренних морских вод и территориального моря, что важно для экологического права, так как с его учетом определяется режим использования и охраны их природных ресурсов. В Законе содержатся некоторые положения, касающиеся прилежащей зоны Российской Федера­ции1, и определяются права России в этой зоне.

В частности, к внутренним морским водам Закон относит воды:

• портов Российской Федерации, ограниченные линией, про­ходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидро­технических и других постоянных сооружений портов;

• заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, прове­денной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со сто­роны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

• заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации и перечень которых уста­навливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море РФ -- примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс ши­риной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указан­ных в Законе2. Внешняя граница территориального моря являет­ся Государственной границей Российской Федерации. Внутрен­ней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На тер­риториальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется сувере­нитет Российской Федерации с признанием, однако, права мир­ного прохода иностранных судов через территориальное море.

В ст. 20 Закона определяются некоторые общие и специфичес­кие требования, касающиеся исследования, разведки, разработки

Прилежащая зона РФ — морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых от­меряется ширина территориального моря.

Данное положение соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.): каждое государство имеет право устанавливать ширину своего террито­риального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеря­емых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией.

1. Правовой режим использования природных ресурсов внутр. морских вод 443

(добычи) и охраны водных биологических и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и терри­ториального моря. Общее требование — то, что названные виды деятельности осуществляются в соответствии с законодательст­вом РФ.

Ввиду специфичности расположения указанных территорий Закон регулирует права широкого круга иностранцев по проведе­нию разных работ, связанных с природными ресурсами. Закон, называет при этом иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, объединения юридических лиц иностранных государств, не имеющие статуса юридического лица, а также международные организации. Конкретизированы экологически значимые виды деятельности, которые могут ими осуществляться, — проведение исследований, разведка и разра­ботка (добыча) водных биологических ресурсов и других природ­ных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другая деятельность, в том числе с борта летательного аппарата. Подчеркивается, что такая деятельность может осу­ществляться лишь в порядке, предусмотренном данным Законом, другими федеральными законами и международными договора­ми РФ, подлежащими ратификации.

В связи со спецификой рассматриваемых территорий порядок и формы осуществления установленных законодательством РФ полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, тер­ритория которых примыкает к внутренним морским водам и тер­риториальному морю, по вопросам исследования, разведки, раз­работки (добычи) и охраны водных биологических и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных тер­риториях, а также охраны памятников истории и культуры, па­мятников природы определяются по соглашению между феде­ральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, территория ко­торых примыкает к внутренним морским водам и территориаль­ному морю.

Экономические отношения по эксплуатации природных ре­сурсов внутренних морских вод и территориального моря строят­ся на основе принципов:

платности пользования;

• ответственности за нарушения условий хозяйственной дея­тельности;

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов.

• возмещения ущерба, нанесенного внутренним морским водам и территориальному морю, их природным ресурсам, окру­жающей среде, памятникам истории и культуры;

• финансового обеспечения мероприятий, связанных с вос­становлением и охраной природных ресурсов внутренних мор­ских вод и территориального моря, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры.

Последний принцип является новым для отечественного зако­нодательства и весьма важным в экономико-правовом механизме природопользования и охраны окружающей среды.

Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за поль­зование неживыми ресурсами внутренних морских вод и терри­ториального моря, размеры платы и платежей, порядок их взи­мания и поступления в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации, территория которого примыкает к внутренним мор­ским водам и территориальному морю, определяются законами РФ. При этом порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами и нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительст­вом РФ. Кроме того, пользователи уплачивают другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством РФ в области налого­обложения.

Осуществление экологически значимой деятельности в преде­лах внутренних морских вод и территориального моря допускает­ся с учетом прав коренных малочисленных народов. В местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности корен­ных малочисленных народов, этнических общностей и других жителей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, порядок и способы пользования природными ре­сурсами внутренних морских вод и территориального моря, обес­печивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни, определяются и устанавливаются в соответствии с Фе­деральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»1 и другими законодательными актами РФ.

С учетом значимости научных исследований в эколого-пра-вовом механизме в Законе большое внимание уделяется регули­рованию морских научных исследований во внутренних мор-

1 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

1. Правовой режим использования природных ресурсов внутр. морских вод 445

ских водах и в территориальном море. Под морскими научны­ми исследованиями во внутренних морских водах и в террито­риальном море понимаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспери­ментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на мор­ском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. Это оп­ределение не распространяется на исследования водных биоло­гических и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Такие исследования могут проводиться федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, гражданами Российской Федерации и российски­ми юридическими лицами в соответствии с ежегодным планом, составленным специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти по науке и технологиям. Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных ис­следований, подают запрос в специально уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения таких ис­следований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностран­ные юридические лица, международные организации, членом которых не является Российская Федерация, также могут про­водить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летатель­ных аппаратов и с воздушных зондов. Для получения разреше­ния на проведение этих исследований названные субъекты на­правляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала их проведения запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по науке и технологиям. Содержание запроса определяется Законом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполни­тельной власти: по природным ресурсам, по вопросам рыболовст- '• ва, по охране окружающей среды, по обороне, по пограничной службе, по таможенному делу, по безопасности, а в случаях, если часть морских научных исследований планируется осуществлять на берегу или с использованием береговой инфраструктуры, и с

 

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов.

соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, где предполагается проводить морские научные исследования.

В Законе определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в разрешении на проведение морских научных исследова­ний. В частности, в разрешении может быть отказано, если мор­ское научное исследование:

• создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;

• направлено на исследование, воспроизводство, акклимати­зацию водных биологических ресурсов, поиск, разведку или раз­работку (добычу) водных биологических и других природных ре­сурсов;

• несовместимо с требованиями защиты окружающей среды и природных ресурсов;

• включает буровые работы на морском дне внутренних мор­ских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;

• включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, пре­пятствующих судоходству или усложняющих его;

• включает использование имеющихся искусственных остро­вов, эстакад, установок и сооружений, о которых не было упомя­нуто в запросе.

Все данные, полученные в результате морских научных иссле­дований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, долж­ны быть переданы в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешении на прове­дение морских научных исследований.

Российские и иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и выполнившие перед Российской Федера­цией обязательства, могут предоставить доступ к результатам ис­следований третьей стороне с согласия специально уполномочен­ного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, которое запрашивается по дипломатическим ка­налам.

Закрепив общий принцип об осуществлении защиты и сохра­нения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря в соответствии с законодательством

1. Правовой режим использования природных ресурсов внутр. морских вод 447

РФ и международными договорами Российской Федерации, Закон устанавливает специфические требования, касающиеся:

• нормирования качества морской среды внутренних мор­ских вод и территориального моря;

• государственной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территори­альном море;

• государственного экологического контроля во внутренних морских водах и в территориальном море;

• государственного экологического мониторинга состояния внутренних морских вод и территориального моря;

• захоронения отходов и других материалов и сброса вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море;

• морских аварий.

Нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря производится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на морскую среду и при­родные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающих и гарантирующих экологическую без­опасность населения и сохранение генетического фонда, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов, а также обес­печивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Очевидной новизной обладает требование Закона о задачах нормирования качества морской среды по обеспечению рацио­нального использования и воспроизводства природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Специфично и то, что для достижения целей такого нормирования Правитель­ство РФ утверждает особый порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря.

Действующие правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и норма­тивов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территори­ального моря Российской Федерации утверждены постановлени­ем Правительства РФ от 10 марта 2000 г. Правительство уточняет органы, ответственные за разработку и утверждение нормативов 1чества морской среды с учетом целевого назначения водного

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов.

объекта. Нормативы предельно допустимых концентраций вред­ных веществ разрабатываются и утверждаются специально упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта:

• для водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, - - специально уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти в области са­нитарно-эпидемиологического надзора1;

• для водных объектов рыбохозяйственного значения — спе­циально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использова­ния водных биологических ресурсов и среды их обитания по со­гласованию со специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей

среды.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ устанавливаются в целях регулирова­ния таких воздействий при осуществлении хозяйственной или иной деятельности для ограниченных частей акваторий внутрен­них морских вод и территориального моря, в пределах которых в определенном порядке реализуется эта деятельность. В соответст­вии с постановлением Правительства РФ эти нормативы разраба­тываются и утверждаются специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию со специально уполномочен­ными федеральными органами исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, охраны, контроля и ре-

Поручение разрабатывать и утверждать нормативы качества вод для вод­ных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабже­ния, только специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора едва ли обоснованно. Эту работу целесообразно осуществлять специально уполномоченному федераль­ному органу исполнительной власти в области охраны окружающей среды (или специально уполномоченному государственному органу в области охраны вод) со­вместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора. При разработке таких нормативов, как предусмотрено в ст. 33 Закона, должна быть обеспечена и гаран­тирована не только экологическая безопасность населения, но и сохранение гене­тического фонда, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов. Фе­деральный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологичес­кого надзора вопросами сохранения генетического фонда, защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов не ведает.

1. Правовой режим использования природных ресурсов внутр. морских вод 449

гулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Обратим внимание на то, что согласно постановлению Прави­тельства РФ от 19 декабря 1996 г. «О порядке разработки и ут­верждения нормативов предельно допустимых вредных воздейст­вий на водные объекты»1 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются во­допользователями на основании расчетных материалов по норма­тивам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ, а также исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концент­раций вредных веществ в водных объектах, определенных с уче­том целевого использования этих объектов. Подход, в соответст­вии с которым проекты нормативов вредных воздействий на водные объекты разрабатываются водопользователем, а утверж­даются специально уполномоченными государственными органа­ми, представляется более оправданным. Зачем же обременять государственные органы работой, в которой прежде всего заинте­ресован природопользователь?! Иное дело, что природопользова-тель должен знать правила, по которым проекты таких нормати­вов должны разрабатываться.

В нормативах предельно допустимых вредных воздействий ус­танавливаются:

• количественные и качественные ограничения вредных воз­действий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ при осуществлении хо­зяйственной или иной деятельности, которые связаны с поступ­лением в морскую среду химических веществ и/или их смесей, биологических веществ, радиоактивных веществ и излучений, взвешенных минеральных веществ, тепла, шума и вибрации, рас­тений, животных и микроорганизмов, не свойственных данной экосистеме, и изъятием из морской среды водных биологических ресурсов и ресурсов недр;

• зоны влияния вредного воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ по каждому виду воздействия и по совокупности всех его источников (исходя из гидрологических условий и восстанови-

СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

.Afl

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

тельных особенностей морских экосистем). За пределами этих зон обеспечивается соблюдение нормативов состояния морской среды1.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря публикуются в «Извещениях морепла­вателям».

Обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря слу­жит государственная экологическая экспертиза. Согласно ст. 34 Закона государственная экологическая экспертиза хозяйствен­ной и иной деятельности во внутренних морских водах и в терри­ториальном море организуется и проводится специально уполно­моченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием соответствующего органа исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с за­конодательством РФ.

Не устанавливая специфических требований по данному виду экспертизы, Закон допускает две неточности, которые носят сущ­ностный характер и потому на них следует обратить внимание. Первая ошибка касается того, что в качестве объекта государст­венной экологической экспертизы законодатель называет хозяй­ственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. В ч. 2 ст. 34 уточняется: государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомст­венной принадлежности и форм собственности. По сути экологи­ческой экспертизы и в соответствии с Законами об охране окру-

1 Положение Закона о том, что за пределами зоны влияния вредного воздей­ствия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и террито­риального моря обеспечивается соблюдение нормативов состояния морской среды, представляется противоречащим правилам разработки нормативов пре­дельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и логике. В прин­ципе нормативы предельно допустимых вредных воздействий должны устанавли­ваться на уровне, не превышающем соответствующий норматив качества окру­жающей среды (морской среды), т.е. не должны превышать нормативы качества морской среды и в пределах зоны влияния. Такое правило предусмотрено, в част­ности, в постановлении Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. «О порядке разра­ботки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»: нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются исходя из недопустимости превышения пре­дельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

1. Правовой режим использования природных ресурсов внутр. морских вод 451

жающей среды (ст. 33) и об экологической экспертизе (ст. 1) объ­ектом экспертизы является намечаемая деятельность.

В ч. 3 ст. 34 Закона дополнительно предусматривается: «Предметом государственной экологической экспертизы должны быть также (выделено мной. — М.Б.) проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению, разведке, разработке (промыслу) природных ресурсов внутренних морских вод и тер­риториального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубо­проводов».

Однако задача государственного экологического контроля во внутренних морских водах и в территориальном море — осущест­вление системы мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства РФ или применимых международных норм и стандартов по защите мор­ской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и тер­риториального моря. Проводится государственный экологичес­кий контроль специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти по охране окружающей среды с учас­тием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов исполнитель­ной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательст­вом РФ.

Государственный экологический мониторинг состояния внут­ренних морских вод и территориального моря, являющийся со­ставной частью единой государственной системы экологического мониторинга РФ, представляет собой систему регулярных наблю­дений за состоянием морской среды и донных отложений по фи­зическим, химическим, гидробиологическим и микробиологичес­ким показателям, а также оценку и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти по охране окружающей среды с учас­тием специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти: по природным ресурсам, по вопросам рыболов­ства и соответствующих органов исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством РФ.

Так как внутренние морские воды и территориальное море ин­тенсивно эксплуатируются, важное значение в Законе придается регулированию захоронения отходов и других материалов и сбро­су вредных веществ. Закон запрещает захоронение отходов и дру-

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 453

гих материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.

В ст. 37 Закон для этих целей дает определение названных поня­тий. Под захоронением отходов и других материалов понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Закон оговаривает, что захоро­нением не считается удаление отходов или других материалов, при­сущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концент­раций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вред­ных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме от­ходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подво­зимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным ост­ровам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, которые яв­ляются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не про­тиворечит целям настоящего Закона и международным договорам Российской Федерации.

Вредное вещество определяется как вещество, которое при по­падании в морскую среду способно создать опасность для здо­ровья людей,.нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежа­щее контролю в соответствии с международными договорами Рос­сийской Федерации.

Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие веще­ства, — любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее -суда), летательных аппаратов, искусственных островов, устано­вок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, вы­деление или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вслед­ствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обра­ботки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и

территориального моря, а также сброс вредных веществ для про­ведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

В ст. 38 Закона предусмотрены некоторые экологические тре­бования в связи с морскими авариями. Если столкновение судов, посадка судна на мель либо иная морская авария, произошедшие во внутренних морских водах или в территориальном море, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правитель­ство РФ в соответствии с Законом, другими федеральными зако­нами и международными договорами РФ вправе принять необхо­димые меры, в том числе к пострадавшему судну и виновнику аварии, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угро­зы загрязнения.

2. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа

Согласно ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обла­дает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на кон­тинентальном шельфе в порядке, определяемом федеральным за­коном и нормами международного права. Соответственно правовой режим континентального шельфа определяется Феде­ральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шель­фе Российской Федерации» (с изм. и доп.)1.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении есте­ственного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка2. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территори­ального моря.,

Далее — Закон о континентальном шельфе РФ.

В соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) внеш­няя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на рас­стоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России со­впадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соот­ветствии с нормами международного права.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал