Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И территориального моря 3 страница
3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 467 Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство РФ в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения. Законом установлены особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом. Основными принципами экономических отношений при пользовании минеральными и живыми ресурсами являются платность пользования, ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности и финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты минеральных и живых ресурсов. Система платежей за пользование минеральными и живыми ресурсами, а также за захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе включает: • сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование минеральными ресурсами; • сбор за выдачу лицензий на пользование живыми ресурсами; • плату за геологическую информацию о минеральных ресурсах; • платежи за пользование минеральными ресурсами; • плату за пользование живыми ресурсами; • штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами. 3. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федера-
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... ции»1, международными договорами РФ и нормами международного права2. Закон регулирует права Российской Федерации в исключительной экономической зоне, соответствующие правам и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, установленным в ст. 56 Конвенции ООН по морскому праву. В исключительной экономической зоне Российская Федерация, в частности, осуществляет: • суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны; • суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законами о недрах, о континентальном шельфе РФ, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней; • исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Законом о континентальном шельфе РФ; • исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной эко- Далее — Закон об исключительной экономической зоне РФ. В соответствии со ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 469 номической зоне осуществляются в соответствии с Законом о континентальном шельфе РФ; • юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Законом о континентальном шельфе РФ. С учетом того, что исключительная экономическая зона не является составной частью территории российского государства, Закон об исключительной экономической зоне РФ определяет права и обязанности других государств в этой зоне. В частности, в соответствии со ст. 5 Закона в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Названные свободы осуществляются при условии соблюдения Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны. Законом определяются виды и порядок использования живых ресурсов исключительной экономической зоны. Видами использования живых ресурсов являются: • вылов (добыча) живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова; • вылов (добыча) живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации; • вылов (добыча) живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях; • разведка и промысел живых ресурсов; • товарное выращивание живых ресурсов; • искусственное воспроизводство живых ресурсов; • любительский и спортивный вылов (добыча) живых ресурсов.
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... Пользование живыми ресурсами допускается на основании лицензий. Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Законом установлены специфические требования об определении районов промысла живых ресурсов и норм их использования (добычи). Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и других видов использования живых ресурсов. Правила и общие допустимые уловы живых ресурсов утверждаются Правительством РФ. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обороне, по пограничной службе и по охране окружающей среды определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для иностранных судов и уведомляет об этом специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, определяет в пределах общего допустимого улова живых ресурсов лимиты и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов, которые утверждаются Правительством РФ. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по пограничной службе и по рыболовству ежеквартально информируют специально уполномоченные федераль- 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 471 ные органы исполнительной власти по таможенному делу и по налогообложению о результатах промысла живых ресурсов. Право на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Законом предоставляется: • гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам; • иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Однако преимущественное право на использование живых ресурсов имеют: • представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов; • население Севера и Дальнего Востока РФ и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов; • российские заявители, осуществляющие морские научные исследования биологического характера и (или) мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов; • российские заявители, ведущие промысел живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд. Особенностью является то, что иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы. Закон детально регламентирует порядок и условия получения лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов. Заявки на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представляются российскими и иностранными заявителями в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству. Одновременно с заявкой заявители — юридические лица представляют копию свидетельства о регистрации юридического лица. XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...
Заявка должна содержать: • информацию о заявителе, его материальных и финансовых возможностях, включая количество промысловых судов, юридический адрес и гарантии, а также о лице, ответственном за промысел живых ресурсов; • информацию о наличии на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов; • основание для выдачи лицензии (разрешения) (выделенные квоты — для российских заявителей; международный договор и выделенные квоты — для иностранных заявителей); • конкретный вид промысла живых ресурсов и описание средств, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова (добычи), которые предполагается использовать при промысле живых ресурсов; • районы и сроки промысла живых ресурсов, их виды и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов каждым судном в тоннах; • другие данные, касающиеся промысла живых ресурсов. Закон дифференцирует содержание заявок в зависимости от заявителя. Так, в заявке на получение лицензий (разрешений) представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам и общностям для содержания семьи. Российские заявители указывают в заявке сведения об участии в промысле живых ресурсов иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а иностранные заявители — об участии в промысле живых ресурсов граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству в месячный срок со дня получения заявки информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов или уведомления об отказе в ее выдаче. Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов. Ими являются: • отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов; 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 473 • несоответствие содержания заявки на получение лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов Закону об исключительной экономической зоне РФ; • представление заявителем неверных сведений; • непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для промысла живых ресурсов; • нарушения названного выше Закона или международных договоров РФ, допущенные заявителем в предыдущий промысловый сезон; • неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения вреда, предъявленных ему или наложенных на него ранее; • сведения соответствующего налогового органа о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам и другим платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год; • отсутствие на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов. В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации Правительством РФ могут вводиться ограничения на выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов. Особенностью является то, что лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов в пределах выделенных лимитов и квот выдаются российским и иностранным природопользователям специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: по охране окружающей среды, по пограничной службе, по таможенному делу и по обороне. Выданные лицензии (разрешения) подлежат регистрации органом, выдавшим лицензию (разрешение). Лицензии (разрешения) действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла живых ресурсов на указанные их виды. На каждом судне, производящем промысел живых ресурсов, должен находиться подлинник лицензии (разрешения). Закон уточняет права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов. Российские и иностранные заявители, получившие указанные лицензии (разрешения), имеют право на осуществление промысла живых PI XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... ресурсов в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии (разрешении). При этом природопользователи обязаны: • соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения); • своевременно вносить установленные платежи; • не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; • не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима; • обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны; • обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;. • беспрепятственно и бесплатно представлять отчетные материалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова (добычи), о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, качестве и видах живых ресурсов, выгруженных или погруженных в иностранных портах, в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по пограничной службе, по рыболовству, по охране окружающей среды, по таможенному делу, по валютному и экспортному контролю и по налогообложению; • регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды; • вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству; • иметь специальные опознавательные знаки; • маркировать ставные орудия лова (добычи) с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна — страны- 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 475 судовладельца), номера лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова (добычи). Для иностранных судов, ведущих промысел в соответствии с лицензией (разрешением) на промысел живых ресурсов или заходящих в исключительную экономическую зону для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов, установлены дополнительные обязанности. В частности, они также обязаны: • представлять в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по рыболовству и по пограничной службе по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла живых ресурсов или для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе; • ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе о местонахождении судна при промысле живых ресурсов или при приемке выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов; • осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и под контролем указанного лица; • обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом; • представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов. Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне. Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресур- 476 XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... сов, предусмотренные в лицензии (разрешении), должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе. Закон предусматривает основания для прекращения промысла живых ресурсов. Ими являются: • добровольный отказ лицензиата от промысла живых ресурсов; • выбор лицензиатом выделенной квоты; • истечение срока действия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов; • нарушение правил промысла живых ресурсов повторно в течение календарного года или превышение выделенных лимитов на вылов (добычу) живых ресурсов; • нарушение Закона об исключительной экономической зоне РФ или международных договоров Российской Федерации; • отсутствие на судах лицензиата технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов; • нарушение иностранными судами, участвующими в промысле живых ресурсов, порядка прохождения точек контроля, указанных в п. 3 ст. 12 Закона об исключительной экономической зоне РФ; • невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда; • неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа; • непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова (добычи) и районам промысла живых ресурсов; • снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод исключительной экономической зоны по вине пользователя. Добровольный отказ от промысла живых ресурсов должен быть заявлен пользователем: • до начала промысла живых ресурсов - - уведомлением в письменной форме специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству не позднее чем за один месяц; •~ во время промысла живых ресурсов — немедленно, с прекращением промысла. 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 477 Закон предусматривает некоторые особенности рационального использования и сохранения трансзональных1 и трансграничных2 видов рыб. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне РФ и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов). Если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне РФ, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими промысел таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам. Особенные требования установлены также относительно принципов рационального использования и сохранения анадромных3, ' катадромных4, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования про- Трансзональные виды рыб — виды рыб, встречающихся в исключительной экономической зоне и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов. 2 Трансграничные виды рыб — виды рыб, моллюсков и ракообразных, за исключением живых организмов «сидячих видов», а также другие живые ресурсы, встречающихся как в исключительной экономической зоне, так и в находящемся за ее пределами и прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов. Анадромные виды рыб — виды рыб, образующихся в реках, озерах и других водоемах Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего образования. Катадромные виды рыб — виды рыб» проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах Российской Федерации, в том числе во внутренних водах и в территориальном море.
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... мысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны РФ. Российская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Промысел катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны в соответствии с Законом об исключительной экономической зоне РФ. Вопросам разведки и разработки неживых ресурсов в названном Законе уделяется намного меньшее внимание, нежели регулированию использования живых ресурсов. В соответствии с Законом разведка и разработка неживых ресурсов производятся гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Законами о континентальном шельфе РФ, о недрах, о соглашениях о разделе продукции и международными договорами Российской Федерации. Условия, предоставляемые иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам. К специфическим для российского экологического законодательства относятся требования Закона об исключительной экономической зоне РФ о производстве энергии путем использования приливов, течений и ветра. Такое производство энергии осуществляется гражданами РФ и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выда- 3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 479 ваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по рыболовству, по вопросам геологии и использованию недр, по обороне и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Важное место в Законе занимают положения о ресурсных и морских научных исследованиях. Элементами правового механизма защиты и сохранения морской среды в исключительной экономической зоне служат: • государственная экологическая экспертиза; • государственный экологический контроль; • государственный экологический мониторинг; • требования о сбросе вредных веществ; • экономические меры. Что касается государственной экологической экспертизы, контроля и мониторинга хозяйственной и иной деятельности, особых специфических требований Закон здесь не предусматривает. Уточняется, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству в соответствии с законодательством РФ. Особенностью регулирования Законом об исключительной экономической зоне РФ сброса вредных веществ является то, что нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.
|