Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение и правовой режим зеленых зон
Зеленые зоны, образуемые как вокруг городов и других поселений, так и внутри них, с учетом их экологического значения целесообразно относить к особо охраняемым природным территориям1. Но так как они не названы таковыми в Законе об особо Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» городской лес отнесен к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве наряду с национальным парком; природным парком; природно-историческим парком; экологическим парком; водоохранными зонами и др. (ст. 2). Городской лес — особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской 1. Назначение и правовой режим зеленых зон охраняемых природных территориях, то правовой режим зеленых зон рассматривается в данной главе. Под зелеными зонами понимаются выделенные в установленном порядке покрытые зелеными насаждениями пригородные земли, образующие защитный лесной пояс и выполняющие сре-доулучшающие, санитарно-гигиенические, рекреационные и хозяйственные функции. Началом выделения пригородных лесов для загородного отдыха людей считается принятое Совнаркомом СССР в 1932 г. решение о выделении лесной зеленой зоны вокруг Ленинграда. Затем постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы» зеленый лесной пояс был выделен вокруг Москвы, а в 1969 г. к зеленой зоне были отнесены все леса Московской области. С принятием постановления СНК СССР от 23 апреля 1943 г. «О делении лесов на группы» началось массовое выделение зеленых зон1. Лесной кодекс РФ также относит леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов к лесам первой группы (ст. 56). В советский период размеры зеленых зон определялись численностью и перспективами роста населения городов: в городах с населением менее 10 тыс. человек на 1000 жителей выделялось 50 га, в городах с населением более 500 тыс. человек — 130 га и более. В то время общая площадь зеленых зон вокруг городов, промышленных центров и других населенных пунктов составляла около 16 млн га. На каждого городского жителя приходилось в среднем 0, 13 га площади зеленой зоны. В современный период выделение зеленых зон было предусмотрено Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 67 вокруг городов и промышленных поселков выделялись пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Границы зеленых зон определялись для столиц республик в составе Российской Федерации, краевых и областных центров Советами Министров соответствующих республик, краевыми и областными Советами на- черте и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке // Вестник Мэрии Москвы. 2001. Нояб.; Ведомости Московской городской думы. 2002. № 1. Справочник по охране природы. М., 1980. С. 230—231. 504 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий родных депутатов. В зеленых зонах запрещалась хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Закон об охрлне окружающей среды не предусматривает выделение зеленых зон. В нем, однако, устанавливается, что природ-но-заповедный фонд образуют государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58). В этом Законе определяются общие требования по охране зеленого фонда городских и сельских поселений. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Основными элементами правового режима зеленых зон являются: • запрет на соответствующих территориях хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие и препятствующей осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; • в лесах зеленых зон поселений и хозяйственных объектов как лесах первой группы могут быть в соответствии с Лесным кодексом РФ выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования. Основные положения по выделению особо защитных участков леса утверждены приказом Рослес-хоза от 30 декабря 1993 г.1 На особо защитных участках лесов См.: Лесная газета. 1994. 1 февр. 2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о таком запрещении принимаются органами государственной власти субъектов РФ по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Перевод лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством. 2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей среды. Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Создание санитарно-защитных зон относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов. Создание таких зон предусмотрено Законом об охране окру- |жающей среды (ст. 52), Градостроительным кодексом РФ (ст. 37), Законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 12), об охране атмосферного воздуха (ст. 16), об использовании атомной энергии (ст. 31). Конкретные требования по созданию санитарно-защитных зон и их режиму регулируются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.
506 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий В соответствии с этими Правилами предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-за-щитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и указанными нормами и правилами. Предоставление земельных участков в границах СЗЗ производится при наличии заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил. Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защит-ных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией. Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон: • предприятия первого класса — 1000 м; • предприятия второго класса — 500 м; 2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон • предприятия третьего класса — 300 м; • предприятия четвертого класса — 100 м; • предприятия пятого класса — 50 м. К примеру, к предприятиям первого класса относятся предприятия, производящие связанный азот (аммиак, азотную кислоту, азотно-туковые и другие удобрения); второго — синтетические моющие средства; третьего — цветные металлы в количестве от 100 до 2000 т/год; четвертого — предприятия по добыче мрамора, песка, глины открытой разработкой; пятого — предприятия по производству бумаги из макулатуры. Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов — по решению Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя, для предприятий III и IV классов — по решению Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя. Размеры санитарно-защитных зон могут быть увеличены. В перечень причин, обусловливающих необходимость увеличения их размера или создания индивидуальных зон для отдельных предприятий и промышленных комплексов сверх установленных по санитарной классификации производств входит: • превышение допустимых уровней воздействия по любому фактору за пределами требуемой СЗЗ по материалам лабораторного контроля при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами; • наличие новых, недостаточно изученных, не имеющих аналогов в стране и за рубежом технологий. Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при: • объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды; • подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов; • уменьшении мощности, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности. Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны на основании данных, полученных только расчетным путем. Законом об использовании атомной энергии предусмотрено образование санитарно-защитной зоны ядерных объектов и зоны
508 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий наблюдения. Такие зоны устанавливаются в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарна-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, которые согласовываются с органами Госсанэпиднадзора и утверждаются органами местного самоуправления. Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности. Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами Госсанэпиднадзора. В зоне наблюдения этими органами могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию. Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов сани-тарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения. 3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов 509 3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Земли водоохранных зон согласно ст. 97 ЗК РФ относятся к землям природоохранного назначения. Общие требования о создании этих зон и их правовом режиме предусмотрены ст. 111 ВК РФ. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами сан-эпиднадзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их полномочиями. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей — от максимального уровня прилива; для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).
510 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км -- 100 м; от 50 до 100 км -- 200 м; от 100 до 200 км — 300 м; от 200 до 500 км — 400 м; от 500 км и более -500 м. Для истоков рек водоохранная зона устанавливается радиусом не менее 50 м. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. В пределах водоохранных зон запрещаются, в частности: • размещение складов горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, накопителей сточных вод; • заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; • размещение стоянок транспортных средств; • проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ. В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, складирование отвалов размываемых грунтов, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения, а также некоторая иная деятельность. 3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов 511 Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их полномочиями. Согласно ст. 108 ВК РФ ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Согласно приказу Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 25 марта 1997 г. № ЗЗ1 выделенные в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах водоохранные зоны в лесах второй и третьей Справочная правовая программа «Гарант». 512 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий групп, а также в категориях защитности лесов первой группы, где допускается проведение рубок главного пользования, относятся к особо защитным (берегозащитным) участкам леса с запрещением в них рубок главного пользования. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одна из серьезных экологических проблем России — высыхание малых рек. Это явление связано с нарушением правил эксплуатации прибрежных территорий, выражающимся прежде всего в вырубке кустарников, распашке до уреза воды, необоснованной, волюнтаристской мелиорации земель. Задача исполнительных органов власти — доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий. Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 4. Назначение и правовой режим зон сан. охраны источников водоснабжения... 513 4. Назначение и правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Создание таких зон предусмотрено Градостроительным кодексом РФ (ст. 37), Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 18), Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 10 апреля 1995 г., которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и ювреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабже-ния. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений. В пределах первого пояса ЗСО санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию; в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Санитарными правилами и нормами установлен перечень мероприятий, которые должны быть осуществлены для обеспечения 514 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий благоприятного состояния ЗСО, а также предусмотрены запреты на осуществление многих видов деятельности. В частности, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Запрещается посадка высокоствольных деревьев. На ней запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, а также применение ядохимикатов и удобрений; спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.3.1.2). Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. На территории второго пояса ЗСО запрещаются: ' рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Разрешаются только рубки ухода и санитарные рубки леса; • расположение стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения. На территориях второго и третьего поясов бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами и учреждениями экологического и геологического контроля. Добыча песка, гравия и проведение дноуглубительных работ в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с органом санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе на 1 км выше (в сторону) от водозабора. 5. Назначение и правовой режим территорий градостроительной деятельности... 515 Здесь запрещены: • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработки недр земли; • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промышленных стоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами и учреждениями государственного экологического и геологического контроля. В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод. Запрещается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий. 5. Назначение и правовой режим территорий и объектов градостроительной деятельности особого регулирования Требования к территориям и объектам градостроительной деятельности особого регулирования установлены Градостроительным кодексом РФ. В соответствии со ст. 6 Кодекса особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут относиться территории объектов историко-культурного наследия; особо охраняемые природные территории; территории традиционного проживания коренных малочисленных народов; территории свободных экономических зон; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия; территории депрессивных районов и иные территории. 516 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий Объекты градостроительной деятельности, подлежащие особому регулированию, могут быть федерального значения, значения субъектов РФ и местного значения. Отнесение указанных объектов к объектам федерального значения, значения субъектов РФ и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации. К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством: • введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил; • введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации; • выдачи специальных разрешений на строительство. В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ требования безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, а также нормативно-техническими документами федеральных органов архитектуры и градостроительства, федеральных органов по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому надзору, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, земельным ресурсам и землеустройству, охране недр, вод, атмосферного воздуха, почв, нормативно-техническими документами других федеральных органов государственного контроля и надзора, нормативными правовыми актами субъектов Федерации (п. 2). Для территорий и поселений, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываются специальные схемы и проекты защиты территорий и поселений от указанных воздействий в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 2 ст. 9. Статья 10 Кодекса регулирует обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны 5. Назначение и правовой режим территорий градостроительной деятельности... 517 окружающей природной среды и санитарных правил. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила. Территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, в случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством РФ об охране окружающей природной среды. Соответствующие требования установлены Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение. В случаях, если государственные или общественные интересы требуют осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией. Градостроительный кодекс РФ предусматривает зонирование территорий для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуа-1Й природного и техногенного характера; предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения экружающей природной среды; охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий. Согласно ст. 37 Кодекса при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития терри- 518 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий торий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности. Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются: • в зонах охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; • в зонах особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны; • в санитарных, защитных и санитарно-защитных зонах; • в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах; • в зонах санитарной охраны источников водоснабжения; • в зонах залегания полезных ископаемых; • на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; • в зонах с экстремальными природно-климатическими условиями; • в иных зонах, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации. В соответствии со ст. 40 Кодекса на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться рекреационные зоны. Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. 6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования Территории традиционного природопользования -- новая в природоохранной практике РФ разновидность особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в 90-е гг. как проявление демократизации государственной власти и в контексте правового государства. 6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования 519 Положения о традиционном природопользовании являются формой юридического опосредования обычаев как регуляторов отношений по охране природы и рационального природопользования, сформировавшихся в обществе задолго до появления современных писаных правил. Обычаи малочисленных народов до сих пор остаются регуляторами общественных отношений, если такие обычаи не противоречат законодательству РФ и законодательству субъектов Федерации. Положения о территориях традиционного природопользования предусмотрены многими законами — Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом о животном мире и др. Система общих положений в данной сфере установлена Федеральным законом от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Территории традиционного природопользования • особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Традиционное природопользование представляет собой исторически сложившиеся и обеспечивающие не-истощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Территории традиционного природопользования с учетом особенностей их правового режима относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения. Законом урегулирован порядок образования территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения. Образование территорий традиционного природопользования федерального значения осуществляется решениями Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образо-
520 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий вание территорий традиционного природопользования регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляется решениями органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование территорий традиционного природопользования местного значения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований, осуществляется решениями органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления информируют население об образовании территорий традиционного природопользования. На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: • поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотнцчьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений 6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования 521 предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую» религиозную ценность; • иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ и законодател*> ст~ вом субъектов Федерации. Правовой режим территорий традиционного природопол!»30" вания устанавливается положениями о территориях традицйОН" ного природопользования, утвержденными соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления с участием лйЦ, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находяпцие-ся в пределах границ территорий традиционного природополь-зо-вания, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездно6 пользование. В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах гра0ип, территорий традиционного природопользования, для государст" венных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов преД°~ ставляются равноценные земельные участки и другие природ0ые объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким и: зъ-ятием. Закон устанавливает требования об использовании природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного прирс»ДР~ пользования, и к охране окружающей среды. Так, использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционно* го природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к мало^ис-ленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочислен" ных народов. Лица, не относящиеся к малочисленным народам> но постоянно проживающие на территориях традиционного пРи" родопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий т" Ра" диционного природопользования. Пользование природными ресурсами, находящимися на -территориях традиционного природопользования, гражданам^ и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нэ-РУ" шает правовой режим территорий традиционного природопо»ль-
522 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий зования. На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и'трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством РФ, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.
|