Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуаций
Что понимается под экологически опасной ситуацией? Прежде всего она характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества. Для признания ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими последствиями. Как экологически опасная может быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая природные, как правило, сопровождающегося социальными и экономическими потерями. Памятуя о принципе, согласно которому болезнь легче, а часто и экономичнее предупредить, чем лечить, необходимо разобраться в факторах, создающих экологически опасные ситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека, и природные, не зависящие от воли человека. Оба фактора значимы с точки зрения экологического права и потому нуждаются в детальном рассмотрении. Едва ли есть смысл указывать на то, что тот или иной фактор является преобладающим в неблагоприятном воздействии на природу. Хотя критическое состояние природной среды, которое мы имеем, является в основном рукотворным. Но имеет ли значение такое признание для пострадавших от землетрясения, т.е. стихийного фактора, в г. Нефтегорске на Сахалине? Известно также, что не по вине человека происходили природные катастрофы древности, в результате которых погибли многие виды животных, например мамонты. 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций Зная об этих факторах, оценивая их, мы заинтересованы в том, чтобы регулировать их, управлять ими. В известной мере это вполне возможно с помощью права. При анализе антропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать, являются ли они следствием регулярной и обычной человеческой, но экологически необоснованной деятельности, т.е. выполняемой с нарушением законов развития природы, или техногенной аварии. Так, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае, в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение относительно длительного времени эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты, транспортные средства, испытывал атомное оружие, развивал сельское хозяйство, игнорируя экологические требования. Иное дело — катастрофические экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в ночь на 26 апреля 1986 г., или аварии на нефтепроводах. То, что мы называем «антропогенный фактор создания неблагоприятных экологических ситуаций», имеет ряд важнейших составляющих, которые нельзя не учитывать при создании правового механизма предупреждения таких ситуаций. Речь идет о состоянии машин, оборудования, технологий, применяемых в народном хозяйстве, с точки зрения их безопасности для окружающей среды, о профессиональной подготовке, сознании, дисциплине и культуре людей, управляющих машинами, оборудованием и технологиями, о наличии правового механизма предупреждения аварий и действиях при авариях и др. Состояние промышленности, транспорта, энергетики и других частей техносферы в России характеризуется значительной степенью не только физического, но и морального износа, поскольку многие эксплуатируемые предприятия и другие объекты построены десятки лет назад. По имеющимся данным, износ производственных фондов в промышленности и на транспорте составляет от 50 до 70%. Износ порождает аварии, а это значит, что неблагоприятные экологические последствия не могут не сопровождать их. При оценке состояния промышленных и других объектов в России с точки зрения их безопасности необходимо также иметь в виду, что изначально, во времена проектирования и строительства, уровень их безопасности был недостаточно высок. Как следствие, состояние технической безопасности на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях, производ- 558 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций ствах и объектах в настоящее время является неудовлетворительным1. По данным, содержащимся в Государственном докладе, на подконтрольных ему промышленных производствах и объектах в 1995 г. произошло 337 аварий, в которых погибло 609 человек, имели место значительные экологические последствия. При этом, в частности, на 14% увеличилось количество аварий на предприятиях химической, нефтехимической, агрохимической, микробиологической и нефтеперерабатывающей промышленности. В России функционируют 3653 объекта, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (аммиака -более 50%, хлора —35%). Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает примерно 1 млн т, что составляет около 1012 смертельных токсических доз. Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс. км2 с населением около 54 млн человек. При транспортировке нефти и нефтепродуктов произошло 17 аварий, в том числе 10 с тяжелыми экологическими последствиями. Так, в результате аварии на насосной станции нефтепровода Самара — Лисичанск вылилось более 2000 т; на нефтепроводе Туймазы — Омск — Новосибирск в реку Белую попало около 460 т. Основные причины — нарушения норм технических условий и проектных решений при строительстве и изготовлении деталей трубопроводов, повреждение трубопроводов наружной коррозией, внешние воздействия на трубопровод. Особенно экологически значимы аварии на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов. Таких аварий в 1995 г. было 12. Так, на Забайкальской железной дороге при столкновении грузового поезда с экскаватором произошел сход с рельсов 10 вагонов-цистерн с сырой нефтью, возник пожар и взрыв. В результате погибли 3 человека и в окружающую среду попало 1300 т нефти. В целом ущерб, причиненный авариями на железнодорожном транспорте, составил в 1995 г. более 2 млрд руб. Многие аварии приводят к экстремально высоким уровням загрязнения окружающей среды. Так, в результате прорыва дамбы золоотвала Владимирской ТЭЦ и сброса в р. Клязьму (февраль 1995 г.) содержание цинка в месте сброса составило 650 ПДК, меди -- 180 ПДК. При аварии (март 1995 г.) на буксире с 68 т дизельного топлива на Камском водохранилище (г. Пермь) содер- См.: Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году. М., 1996. С. 211—216. жание нефтепродуктов в 100 м ниже места аварии составляло 464 ПДК. По оценкам специалистов, территория России подвержена воздействию всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Для населения и окружающей среды России наибольшую опасность представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, смерчи, лавины, сели, цунами. Другие виды стихийных бедствий, имеющие экологические последствия, -подтопления, шквалы, ураганы, тайфуны, град, продолжительные ливни и снегопады, грозы, метели, ландшафтные пожары, подъем воды Каспийского моря. В 1995 г., по данным МЧС России, зафиксировано 445 чрезвычайных ситуаций природного характера. К наиболее опасным геологическим явлениям относится землетрясение. При этом около 20% территории России подвержено воздействию землетрясений интенсивностью выше 7 баллов; более 5% занимают чрезвычайно опасные 8-балльные зоны. За период 1992—1995 гг. произошло более 120 ощутимых землетрясений. В результате Сахалинского землетрясения (27 мая 1995 г.), в зоне которого общей площадью около 215 тыс. км2 оказалось более 55 тыс. человек, практически полностью был разрушен город Нефтегорск, погибло 1995 человек. В более чем в 700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории России существует угроза наводнений, которые по повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место среди опасных гидрологических явлений и процессов. В 1995 г. в результате 69 наводнений и прорывов плотин погибло 11 человек, пострадало 1008 человек. Общий ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. К серьезным стихийным бедствиям относятся также природные очаги опасных заболеваний — чумы, сибирской язвы и других, от которых страдают как человек, так и иные биологические виды. В южных районах Российской Федерации (в Чечне, Кабардино-Балкарии, Астраханской области и др.) в 1995 г. были выявлены очаги туляремии, бруцеллеза, лептоспироза, сибирской язвы. На территории Чечни выявлены также 276 очагов сибирской язвы. В соответствии с Государственным докладом «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 560 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 2002 году» в стране произошло 1139 чрезвычайных ситуаций, в которых пострадало 343 886 человек, из них погибло 2151 человек. Общий материальный ущерб превысил 110 млрд руб. По сравнению с 2001 г. общее количество чрезвычайных ситуаций увеличилось на 26, 4%, а общий материальный ущерб увеличился в 4 раза. Отсутствие единой методической базы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций технического, природного и биолого-социального характера не позволяет достоверно оценивать масштабы таких ситуаций и тенденции их развития. Практически по всем видам чрезвычайных ситуаций в 2002 г., кроме биолого-социальных, произошло увеличение количества бедствий: в частности природного характера — на 18%, техногенного — на 31%. Наиболее значительный ущерб экономике страны и социальную напряженность вызывают паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары, землетрясения. 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях Несмотря на то что состояние окружающей среды характеризуется как кризисное, катастрофическое, как среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных ситуаций и действиях в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея налицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьезными экологическими последствиями, в российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности. Какие же нормативные акты регулируют отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций и действиях в таких условиях? Рамочный характер носит Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Но, по оценкам специалистов, этот Закон имеет декларативный характер1. В нем сделана попытка урегулировать все, относящееся в той или иной степени к вопросам безопасности. Это и безопасность границ территории, и готовность отразить вооруженное нападение извне, и безопасность об- См.: Паленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 48—56. 2. Законодательство о предупреждении и действиях в экол. опасных ситуациях 561 щества и граждан от преступности, и госбезопасность в привычном смысле слова, и охрана окружающей среды, и предупреждение экономических бедствий, и др. Главу о зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайных ситуаций содержит Закон об охране окружающей среды. Однако в ней непосредственно не содержатся соответствующие механизмы. Она носит отсылочный характер. Имеется несколько законов и ряд подзаконных актов, имеющих целью регулирование отношений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с окружающей средой, по обеспечению безопасности в отдельных сферах или отдельных видов безопасности: • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»; • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»; • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»; • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений»; • Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.; • постановление Правительства РФ 3 августа 1996 г. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; • Положение о межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г.; • Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.; • постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. «О федеральной целевой программе»Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года»; •постановление Правительства РФ от 26 августа 1994 г. «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и 562 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте»; • постановление Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; • Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное постановлением Госгор-технадзора России от 19 мая 1993 г.; • Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 3 июля 1993 г. Особая экологическая беда в России — зоны радиоактивного заражения на Урале, образованные вследствие аварий на производственных объектах еще в 50-е гг., на Алтае, вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, и на Новой Земле, многие области, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Обратим внимание на то, что несмотря на давность этих острейших проблем, о которых стало широко известно лишь сейчас, только сейчас, главным образом под воздействием Чернобыльской катастрофы, принят ряд законов, регулирующих как режим территорий с высокими уровнями радиационного заражения, так и направленных в какой-то мере на предупреждение аварий на объектах, производящих атомную энергию. К ним относятся: • Закон РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; • Федеральный закон от 19 августа 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; • Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»; • Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»; • Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов».
3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций 563 К этой группе относится ряд подзаконных актов, включая: • постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. «Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации»; • постановление Правительства РФ от 20 августа 1992 г. «О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Принят ряд подзаконных актов, регулирующих отношения, касающиеся стихийных бедствий, включая Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, утвержденное постановлением Совета Министров РФ от 25 декабря 1993 г. Отмечая прогресс в развитии правового регулирования предупреждения экологически опасных ситуаций и действий в этих ситуациях в отдельных сферах — в промышленности, при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, обращаем внимание на то, что пока не создан правовой механизм обеспечения безопасности энергетических систем; коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой воды, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов); подземных объектов; транспортной системы. 3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций Применительно к экологически неблагоприятным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной и иной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременно оценить социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности, устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защитить население, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов, компенсировать причиненный людям вред, а также восстановить благоприятное состояние окружающей среды. В отношении стихийных бедствий задача состоит прежде всего в том, чтобы предугадать их, а также своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв и материального ущерба либо минимизировать их. 564 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий Под воздействием Чернобыльской катастрофы в России, начиная с 1991 г., реализовывалась Федеральная научно-техническая программа «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» («Безопасность»). Она была весьма полезна для решения проблем безопасности технических объектов. В ее рамках разрабатывались и осуществлялись актуальные технические, экономические, правовые и иные проекты, в том числе законодательные, подготавливались научные труды1. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. № 1098 была утверждена новая Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года». Право призвано сыграть важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулировании управления в данной сфере. Исходя из общественной заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, в праве должны быть надлежащим образом определены требования безопасности при размещении предприятий и иных объектов, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. Соответствующие решения следует принимать лишь на основе всесторонних экспертных оценок с учетом риска аварий и катастроф. В праве должны быть последовательно выражены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатации хозяйственных и других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий, регламентированы действия в чрезвычайных ситуациях государственных органов общей компетенции, местного самоуправления, специально уполномоченных органов и др. 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий Речь идет о таких авариях на технических объектах, которые имеют экологические последствия. Под аварией понимается взрыв, пожар, неконтролируемые выбросы опасных веществ, повреждение технических устройств, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатацион- См.: Право и чрезвычайные ситуации. Сборник статей. М., 1992; Обеспече ние безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). Сборник статей. М., 1994; Правовое регулирование проблем безопасности. Сборник статей. М., 2002. 3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций 565 ным причинам, а также по причинам случайных внешних воздействий, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение аварий на технических объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации: промышленных ббъектов; энергетических систем; коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов); подземных объектов; транспортных систем; иных технических объектов. Наиболее значимым актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон определяет юридически значимые критерии опасных производственных объектов. К ним относятся предприятия или цеха, участки, площадки или иные производственные объекты, если на них: • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; • используется оборудование, работающее под давлением более 0, 07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов. К опасным веществам, при обращении с которыми производственный объект причисляется к опасным, относятся воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются: • лицензирование деятельности в области промышленной безопасности; • определение требований к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте; • определение требований промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов, а также к их эксплуатации; 566 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий • определение требований по подготовленности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на производственном объекте; • экспертиза промышленной безопасности; • разработка декларации промышленной безопасности; • обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; • осуществление надзора в области промышленной безопасности; • осуществление производственного контроля на объекте; • применение мер юридической ответственности за нарушение требований промышленной безопасности. 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним В отличие от техногенных чрезвычайных ситуаций, природные явления, вызывающие стихийные бедствия, человек, как правило, не способен предотвратить. Но он заинтересован и способен, во-первых, в известной мере предугадать их и, во-вторых, принять меры к тому, чтобы минимизировать отрицательные их последствия для себя и окружающей среды. 28 июля 1976 г. в Китае произошло землетрясение, в результате которого в г. Таншань погибли сотни тысяч людей. Ученые Института геологии при государственном сейсмологическом бюро утверждают, что этой трагедии можно было в значительной мере избежать. Они предупреждали руководство страны о приближающейся катастрофе1. Человек может обезопасить не только себя, но при определенных обстоятельствах и предупредить существенный ущерб природе. Наиболее потенциально эффективной предупредительной мерой может служить учет естественных факторов (сейсмо-, ла-вино-, селеопасности, наводнений и т.п.) при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов. Обеспечение требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрено ст. 9 Градостроительного кодекса РФ. Кодекс устанавливает общее правило о том, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением тре- См.: Зеленый мир. 1997. № 3. С. 2. 3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций 567 бований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разделы о защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включаются в градостроительную документацию всех видов. В ней определяются также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Для территорий и поселений, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываются специальные схемы и проекты защиты территорий и поселений от таких воздействий. Хотя люди и природа достаточно страдали и продолжают страдать от стихийных бедствий, правовое регулирование в данной сфере мало развито. Фрагментарные правовые меры предусмотрены отдельными правительственными постановлениями и нормативными актами субъектов РФ. Наиболее значимым актом можно считать Положение о Федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, утвержденное постановлением Совета Министров РФ от 25 декабря 1993 г. Эта система как подсистема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях создана в целях координации деятельности органов государственного управления РФ по обеспечению защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений. В основу функционирования Федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений положены деятельность ведомственных служб министерств, ведомств, Российской академии наук и их взаимодействие на основе комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных служб наблюдений и охранных сетей, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сейсмической обстановкой и обеспечить органы государственного управления РФ и заинтересованные организации информацией о возможных землетрясениях с оценкой их последствий. На Федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений возложена обязанность решения следующих основных задач: • составление прогнозов землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к возникновению цунами) на основе проведения и анализа результатов сейсмологических наблюдений; • оперативное определение места, времени и параметров происшедших землетрясений; • оперативное обеспечение центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти респуб- 568 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий лик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, территории которых расположены в сейсмоопасных районах, информацией о землетрясениях и их возможных последствиях; • организация центрального банка данных федеральной системы и обеспечение межрегионального и международного обмена геофизической информацией; • информационное обеспечение работ по сейсмическому районированию территории РФ, оценке потенциальной сейсмической опасности, сейсмостойкому строительству, а также фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблемы прогноза землетрясений; • разработка карт сейсмического районирования территории России, нормативных актов по защите населения, объектов и территорий Российской Федерации от воздействия землетрясений, функционированию и развитию федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений. Для выполнения стоящих перед Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений основных задач в Положении определяются конкретные функции государственных органов, входящих в нее: • МЧС России, • геофизической службы Российской академии наук, • сейсмической службы Минобороны России, • службы мониторинга геологической среды МПР России,, • службы сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений Минатома России, • службы геодинамических наблюдений Минтопэнерго России, • службы инженерно-сейсмометрических наблюдений Гос-комстроя России, • • службы контроля деформации земной поверхности Роскар-тографии. Координация работ по функционированию и развитию Федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений осуществляется межведомственной комиссией по сейсмическому мониторингу, создаваемой совместным решением МЧС России, министерств, ведомств и Российской академии наук, службы которых входят в систему. Обладая данными о сейсмопасности того или другого хозяйственно освоенного района, государство имеет возможность заблаговременно принять меры по подготовке к возможным землетрясениям. Примером может служить распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. № 1236-р «О подготовке Камчатской области к 3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций 569 возможным землетрясениям». Распоряжение содержало поручения государственным органам выполнить конкретные меры. Так, Государственному комитету РФ по государственным резервам поручено выделить в 1995 г. из госрезерва в распоряжение администрации Камчатской области материальные ресурсы на определенную сумму в целях создания резерва материально-технических ресурсов для ликвидации прогнозируемых последствий чрезвычайных ситуаций в этом регионе по номенклатуре и объемам согласно приложению; администрации Камчатской области — обеспечить создание этого резерва материально-технических ресурсов, их учет, освежение, восполнение, а также организовать хранение этих материальных ресурсов на имеющихся складских площадях повышенной сейсмостойкости. МЧС России, Росгидромету, Минфину России совместно с Российской академией наук дано задание выделить определенную Правительством РФ сумму в 1995 г. на финансирование первоочередных работ по созданию Камчатского автоматизированного участка Федеральной системы сейсмологических наблюдений и усилению Камчатского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. А Минобороны России поручено завершить в 1995—1997 гг. ликвидацию склада боеприпасов в г. Петропавловске-Камчатском. В некоторых сейсмоопасных районах страны сейсмостанции были созданы около 50 лет назад, одна из них, к примеру, сейс-мостанция Шикотан (1958-г.) находится в самой сейсмической «точке» России. Однако в последние годы из-за дефицита финансовых средств эта станция несколько раз закрывалась. Последнее, как нам кажется, не самое мудрое решение об этом было принято в январе 1997 г. Опытные сейсмологи оказались не у дел. В интересах ли общества такое решение? 1 Важным направлением работы в обсуждаемой сфере является подготовленность к снежным лавинам. Регулируется соответствующая деятельность постановлением Совета Министров РФ от 11 мая 1993 г. «О создании противолавинной службы»2. Для повышения безопасности населения и уменьшения ущерба от схода снежных лавин на территории России решением Правительства РФ в системе Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды создана противолавинная служба. В ее состав См.: Не трясет, господа? // Губернские ведомости (Сахалин). 1997. 15 марта. 2 СААП РФ. 1993. №20. Ст. 1854. 570 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий входят научно-производственный центр «Антистихия», Рокский и Эльбрусский противолавинные отряды Северо-Кавказской военизированной службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Магаданский, Мурманский, Сахалинский и Северо-Кавказский региональные противолавинные центры. Основные задачи противолавинной службы: • оперативное оповещение о возможном сходе лавин органов исполнительной власти территорий, подверженных этой опасности; • разработка и проведение мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства от воздействия снежных лавин путем предупредительного их спуска; • подготовка экспертного заключения о возможности строительства объектов на территориях, подверженных опасности схода снежных лавин. С учетом природных явлений, от которых может страдать город, должны приниматься местные правовые меры по снижению последствий таких явлений. На это направлено, в частности, распоряжение премьера! Правительства Москвы от 4 ноября 1995 г. «О создании оперативной группы по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов, гололеда и других экстремальных погодных явлений». Специализированная оперативная группа создана в целях незамедлительной ликвидации последствий сильных снегопадов, гололеда и других экстремальных погодных явлений. На группу возложена задача: а) координировать действия городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов, гололеда и других экстремальных погодных явлений; б) контролировать исполнение поручений Правительства Москвы по этому вопросу; в) собирать информацию, анализировать обстановку и подготавливать предложения для принятия решений Правительством Москвы. На предупреждение и борьбу с эпидемиями и эпизоотиями направлена деятельность санитарных, ветеринарных и других органов. В этих целях проводятся противоэпидемические и противоэ-пизоотические мероприятия. / В связи со слабостью правового регулирования отношений по поводу стихийных бедствий в Федеральном законе «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» актуальной является задача принятия специального Федерального закона «О стихийных бедствиях», который должен всесторонне регулировать отношения по предупреждению стихийных бедствий, их ликвидации 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий 571 и Возмещению причиненного вреда. Проект такого закона был подготовлен по заказу МЧС России в 2000 г. автором данного учебника совместно с профессором Б.Н. Порфирьевым1. Однако до сих пор он не был представлен в Правительство РФ. 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий Экологически опасные ситуации существуют на некой ограниченной территории. По оценкам Минприроды РФ, на весьма значительной части территории страны, в северных районах страны, хозяйственно мало освоенных, занимающей до 40%, окружающая среда является вполне благоприятной. Работой по экологической оценке и картографированию территории России активно занимается Институт географии РАН. С учетом загрязнения атмосферы, истощения и загрязнения вод суши, загрязнения морей, деградации лесов, эрозии и других форм деградации почв, истощения рыбных ресурсов и других экологически значимых факторов, характеризующих качественное и количественное состояние природной среды и ее отдельных объектов, исходя из этих критериев, на основе проведенных обследований территории России Институт составил в начале 90-х гг. экологическую карту. По степени остроты Институт разделяет экологические ситуации на две категории — острые и очень острые. Очень острые экологические ситуации существуют там, где состояние природной среды начинает прямо угрожать условиям жизни населения. При этом наиболее неблагоприятные экологические ситуации (острые и очень острые) в начале 90-х гг. наблюдались на 15% территории России (площадь в 2, 5 млн км2). С учетом деградированных пастбищ эта величина достигала 18—20%. По состоянию на 1991 г. было выделено 13 регионов с очень острой экологической ситуацией, включая: • Кольский полуостров, • Московский регион (загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, утрата продуктивности земель, загрязнение почв, деградация лесных массивов), • Северный Прикаспий, 1 См.: Бринчук ММ. Правовое регулирование отношений по поводу стихийных бедствий // Правовое регулирование проблем безопасности. Сборник статей. М., 2002. С. 7—29. 572 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий • Среднее Поволжье и Прикамье, • промышленная зона Урала, • нефтегазопромысловые районы Западной Сибири, • Кузбасс, • районы озера Байкал, • Норильский промышленный район, • Калмыкия, • Новая Земля, • зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, • рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей. По результатам исследований экологической ситуации Европейской части России, включающей 12 административных областей, выполненных этим же Институтом в середине 90-х гг., установлено, что в центре Европейской части России территории с относительно удовлетворительными ситуациями занимают 15% от общей площади региона, с конфликтными и напряженными ситуациями — по 30%, с кризисными ситуациями — 23%, с катастрофической экологической ситуацией — 2%. Констатируется, что в северной части исследуемого региона еще сохранилась здоровая окружающая среда1. Очевидно, что самое важное для оценки остроты как отдельных экологических проблем, связанных, к примеру, с состоянием почв, так и экологических ситуаций, — наличие общепринятых критериев. Институт географии РАН предлагает определять степень остроты экологических проблем и ситуаций исходя из показателей, характеризующих изменения природных компонентов и условий, которые: • влияют на санитарно-гигиеническую обстановку, т.е. на состояние здоровья людей; • ведут к истощению и утрате природных ресурсов; • нарушают и видоизменяют естественные ландшафты. Основываясь на собственных критериях, ученые выделили названные выше 13 экологически неблагополучных регионов. Но чтобы придать им официальный статус таковых, необходимы юридические, а не только научные основания. Соответствующие критерии должны устанавливаться в законодательстве. В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и См.: Зеленый мир. 1995. № 27. С. 5. 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий определены критерии их выделения. Статья 5 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 в качестве инструмента решения задач предусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как по смыслу Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0, 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. Отношения по созданию экологически неблагополучных территорий регулируются также Законом РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации Далее — Закон о защите от чрезвычайных ситуаций. 574 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им установлены четыре вида зон: • зона отчуждения; • зона отселения; • зона проживания с правом на отселение; • зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Закон устанавливает достаточно определенные критерии для выделения той или иной зоны. Эти критерии -- проведение в 1986 г. эвакуации и последующего отселения граждан; начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0, 1 бэр); начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-13 7 превышает 1 Ки/км2 (ст. 7). Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986—1987 гг. 30-километровой зоной. В соответствии с проектом Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предлагалась как заповедная зона) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также части территории РФ, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 г. и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено. Зона отселения -- часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км2, или стронцием-90 свыше 3 Ки/км2, или плутонием-239 — свыше 0, 1 Ки/км2. Зона проживания с правом на отселение — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2. С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством РФ к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения. Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории (кроме цезия-13 7) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ. 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения не должна превышать 1 мЗв (0, 1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-13 7) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось два вида " экологически неблагополучных территорий — зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. В соответствии со ст. 58 зонами чрезвычайной экологической ситуации объявлялись участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59). Как видим, принципиального различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бед-> ствия Закон не установил. В том и другом случае речь шла об участках территории с деградированной окружающей средой. Но применительно к зонам чрезвычайной экологической ситуации говорилось, что это участки, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде. А в отношении зоны экологического бедствия сказано, что это участки, где произошли глубокие необратимые изменения природной среды. На практике же трудно определить характер изменений: являются ли они устойчивыми или глубокими, произошли или продолжают происходить. И потому при всей серьезности экологической.ситуации во многих регионах страны институт экологически неблагополучных территорий на практике в России не действовал. Правда, другой причиной этого, очевидно, был дефицит финансовых средств, которые требовались бы на экологическую реабилитацию деградированной территории. 576 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий В сравнении с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в новом Законе об охране окружающей среды обоснованно предусмотрен лишь один вид зон — экологического бедствия. Ранее, в учебнике «Экологическое право (право окружающей среды)» автор ставил под сомнение целесообразность выделения двух видов зон: «Есть ли в этом правовой смысл? Вопрос может быть поставлен и по-другому: нельзя ли решить проблемы реабилитации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия?»1. Ответ на поставленные вопросы был положительным. Главное решение проблемы — в программе реабилитации территории. Новый Закон, однако, не определяет понятие зоны экологического бедствия. Его определение дается в проекте Федерального закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». Зона экологического бедствия — территория, на которой состояние окружающей среды и показатели здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия или превышают их. Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды. 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории Бринчук ММ. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 1998. С. 607—608. Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом — разный. Что касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это решение презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны1. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Он также решается по-разному. Сфера действия Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128), определяется фактом проживания граждан в 1949—1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Гарантии социальной защиты установлены также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей. 578 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная' деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством РФ. На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км2, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5, 0 мЗв (0, 5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных названным Законом. В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой н применением контрмер. Наряду с мерами по физической и социальной защите человека Законсом (ст. 12) установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других, мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воз- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории действия на нее экологически опасных факторов, приведение ра-диационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ. На практике ликвидация последствий чернобыльской катастрофы и защита людей осуществлялась непоследовательно, вяло. Верховный Совет РСФСР в 1990 г.1 констатировал, что: - принимаемые Правительством и региональными Советами меры недостаточны; - упущено невосполнимое время, неоправданно затягивается решение многих проблем и, в первую очередь, отселение людей из местностей, где их проживание небезопасно (только в Брянской области — 110 тыс. чел.); - медленно разворачивается строительство жилья для переселенцев; - жители пострадавших районов не обеспечиваются в полном объеме чистыми продуктами питания, медицинским и бытовым обслуживанием; - в основу республиканской программы ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, переселения жителей населенных пунктов, расположенных на территории с плотностью загрязнения свыше 15 Ки/км2 заложена ложная концепция, Действовавшая с 1986 г. Это сделано с целью задержать в зоне как можно больше людей, для чего засекречивалась информация о Действительных масштабах радиоактивного загрязнения, степени опасности проживания, всячески поддерживался вид благополучия; ~ на загрязненных сельхозугодьях работы ведутся без полного учета ситуации, и эта деятельность не регламентируется зако-н°Дательными актами, в результате чего производится радиационно загрязненная продукция, которая потребляется как на месте, так и отправляется в другие регионы. Ведомости РСФСР. 1990. № 20. Ст. 220.
580 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий Единая государственная программа по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992—1995 годы и на период до 2000 года была утверждена Верховным Советом РФ лишь 14 июля 1993 г. Позже постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1112 утверждена Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 г.1 В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г.2 В ее структуре осуществляются подпрограммы «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Преодоление последствий аварий на производственном объединении «Маяк», «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, — ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ор- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 4300. 2 СЗРФ. 2001. №39. Ст. 3769. ганизациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Порядок такой подготовки определен постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства РФ (ст. 24 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций Закон предусматривает создание и использование резервов финансовых и материаль-, ных ресурсов (ст. 25). Такие резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Что касается зон экологического бедствия, то порядок их объявления, как и их правовой режим в целом, не урегулирован Законом об охране окружающей среды. В связи с этим обратимся к проекту Федерального закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». Проектом предусмотрены основания для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия (ст. 10). Такое инициирование может осуществляться в случае возникновения негативных изменений в окружающей среде на значительной территории. Для инициирования решения учитываются определенные последствия негативных изменений в состоянии окружающей среды. К ним относятся: • возникновение реальной угрозы здоровью людей, проявившееся в значительном увеличении уровня заболеваемости населения; • деградация экологических систем; • резкое ухудшение природных условий хозяйственной и иной деятельности на соответствующей территории. 582 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории При этом инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится лишь при невозможности устранить негативные изменения без применения чрезвычайных мер со стороны государства. С целью обоснованности принятия решения о придании территории статуса зоны экологического бедствия состояние окружающей среды оценивается на основе определенных критериев. Критерии экологического бедствия разрабатываются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. После согласования со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения критерии утверждаются Правительством РФ. Законопроектом предусмотрены требования о границах зоны экологического бедствия. Ее административные границы устанавливаются по границе наименьшей административно-территориальной единицы или установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, в пределах которых характеристики состояния окружающей среды и здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия территорий. В случае, если зона экологического бедствия расположена на территории нескольких смежных административно-территориальных единиц, границей зоны экологического бедствия является внешняя граница этих административно-территориальных образований. Законопроект устанавливает круг субъектов, которые могут инициировать придание территории статуса зоны экологического бедствия. Ими являются: • органы местного самоуправления; • органы государственной власти Российской Федерации; • органы государственной власти субъектов РФ; • федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения на местах. Граждане, общественные объединения, организации и политические партии также вправе участвовать в принятии решений по приданию статуса зоны экологического бедствия, осуществлению хозяйственной и иной деятельности на ее территории и снятию статуса зоны экологического бедствия. По вопросам зон экологического бедствия названные субъекты обладают широкими правами: • выступать инициаторами придания и снятия статуса зоны экологического бедствия территории, на которой они проживают; • запрашивать и получать в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и Дирекции федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия необходимую информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения на территории зоны экологического бедствия; • принимать участие в обсуждении вопросов об установлении административных границ зон экологического бедствия, разработке проекта федеральной целевой программы мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия и реализации этих мероприятий; • инициировать введение ограничений и прекращение хозяйственной и иной деятельности, запрет на использование природных ресурсов; • принимать участие в обсуждении вопросов об установлении ограничений и о прекращении хозяйственной и иной деятельности, запрете на использование п
|