Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И территориального моря 2 страница
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... В соответствии с современным международным правом континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона, в состав территории государства не входят. Это означает, что государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах1. Российская Федерация обладает значительными правами на континентальном шельфе. В частности, она осуществляет: • суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия; • исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; • исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности; • юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Это означает, что, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, призна- ' См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997. С. 400. 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 455 ваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Важное место в Законе о континентальном шельфе занимают нормы, касающиеся изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа. Согласно ст. 7 Закона участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам РФ и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции. Участки предоставляются в пользование для: • регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазонос-ности крупных регионов континентального шельфа (региональные геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно-геологические изыскания, ресурсные исследования); • поиска минеральных ресурсов; • разведки и разработки минеральных ресурсов; • одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов; • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов; • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. При этом в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики Российской Федерации на основании представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участ-•ков. Кроме того, может предусматриваться проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских пользователей. Порядок и условия проведения конкурсов (аукционов) на право пользования участками, основания для отказа в участии в конкурсе (аукционе), содержание лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, сроки, на которые предоставляются указанные лицензии, права и обязанности XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... пользователей участков, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения права на пользование участками регулируются Законами о недрах и о соглашениях о разделе продукции. Законом о континентальном шельфе РФ предусмотрены некоторые особенности регулирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов. В частности, они касаются того, что лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральных органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В лицензию дополнительно должны включаться следующие сведения: • об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам; • о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций; • о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ. Пользователи участков обязаны: • осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, а также соблюдать применимые международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов; • регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации. 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 457 Иностранные пользователи участков обязаны также: • осуществлять региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его контролем; • обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов охраны к месту проведения работ и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны наравне с собственным командным (руководящим) составом. Контроль за соблюдением условий пользования участками осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр совместно со специально уполномоченным на то федеральным органом по государственному горному надзору, органами охраны в пределах их компетенции. Владелец лицензии по запросу органов охраны обязан представлять им необходимую документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию этих органов, обеспечивать условия для проведения проверки выполнения лицензии. Некоторые особенности касаются и производства буровых работ на континентальном шельфе. Специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии и использованию недр рассматривает заявки на проведение буровых работ и выдает разрешение на их производство по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по науке и технической политике, по рыболовству, по пограничной службе и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Законом о континентальном шельфе РФ определяются виды и порядок использования живых ресурсов континентального шельфа. Видами использования живых ресурсов являются: • вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова; • вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации; • вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях; • разведка и промысел живых ресурсов; XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 459 • товарное выращивание живых ресурсов; • искусственное воспроизводство живых ресурсов; • любительский и спортивный вылов живых ресурсов. Правила промысла и других видов использования живых ресурсов и общие допустимые уловы живых ресурсов утверждаются специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству совместно со специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ре--сурсов. Специально уполномоченный на то федеральный орган по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне и по пограничной службе определяет районы и сроки промысла на континентальном шельфе для иностранных судов. Право на использование живых ресурсов предоставляется: • физическим и юридическим лицам Российской Федерации; • физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Одновременно Закон называет круг лиц, обладающих преимущественным правом на использование живых ресурсов на континентальном шельфе. Это: • представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов; • население Севера и Дальнего Востока РФ в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации; • российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов. Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров РФ с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований Закона о континентальном шельфе РФ и международных договоров РФ. Пользование живыми ресурсами континентального шельфа осуществляется по лицензии. В предоставлении лицензии может быть отказано по основаниям, указанным в названном Законе. Такими основаниями могут быть: • отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов; • несоответствие содержания заявки на получение лицензий на промысел требованиям Закона о континентальном шельфе РФ; • представление заявителем неверных сведений; • непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для проведения промысла; • нарушения Закона о континентальном шельфе РФ и международных договоров РФ, допущенные заявителем в предыдущий сезон; • неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее органами охраны. Особенности касаются также порядка и условий выдачи лицензий на промысел живых ресурсов на континентальном шельфе РФ. Лицензии российским и иностранным заявителям выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Но и при этом направляется уведомление специально уполномоченным на то федеральным органам: по охране окружающей среды и природных ресурсов, по пограничной службе, по таможенному делу и по обороне. Специфичен и срок действия лицензии. Лицензии на промысел живых ресурсов действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен находиться подлинник лицензии. Закон регулирует права и обязанности российских и иностранных заявителей, ведущих промысел. Они имеют право на осуществление промысла в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии. Обладатели лицензии на промысел живых ресурсов обязаны: • соблюдать установленные правила и лимиты вылова живых ресурсов и выполнять условия лицензии на промысел; • своевременно вносить установленные платежи; • не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; • не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима; • обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны; • обеспечивать за счет заявителя оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны; XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 461 • представлять бесплатно отчетные материалы по видам и районам промысла специально уполномоченным на то федеральным органам по рыболовству и по охране окружающей среды и природных ресурсов по их требованию; • регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации; • вести промысловый журнал; • иметь специальные опознавательные знаки; • маркировать ставные орудия лова с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна — страны-судовладельца), номера лицензии и порядкового номера орудия лова. Дополнительные обязанности возложены на иностранные суда, ведущие промысел в соответствии с лицензией. Они касаются: • представления специально уполномоченному на то федеральному органу по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточной информации о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе; • ежедневного информирования органов охраны о местонахождении судов при проведении промысла; • осуществления промысла только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; обеспечения бесплатно доставки должностных лиц органов охраны к месту проведения промысла и обратно и использования средств радиосвязи, а также несения всех расходов на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом; • представления специально уполномоченному на то федеральному органу по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточной, ежедекадной и ежемесячной информации о результатах промысла. Законом уточнены основания для прекращения промысла. Это: • добровольный отказ заявителя от промысла; • выбор заявителем установленной квоты; • истечение срока действия лицензии на промысел; • нарушение правил промысла повторно в течение календарного года или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов; • нарушение Закона о континентальном шельфе РФ и международных договоров Российской Федерации; • невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба; • непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова и районам промысла; • снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод, покрывающих континентальный шельф, по вине пользователя. Закон конкретизирует сроки добровольного отказа от промысла. Он должен быть заявлен пользователем: до начала промысла — уведомлением в письменной форме специально уполномоченного на то федерального органа по рыболовству не позднее чем за один месяц; во время промысла — немедленно, с прекращением промысла. При несоблюдении положений Закона об обязанностях природопользования на континентальном шельфе природопользователь оповещается по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел и о прекращении промысла. Об аннулировании лицензии уведомляются специально уполномоченные на то федеральные органы по пограничной службе, по таможенному делу, по охране окружающей среды и природных ресурсов и по обороне. На территории континентального шельфа РФ могут проводиться морские научные исследования на основании запроса: • федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, физическими и юридическими лицами Российской Федерации; • иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, компетентными международными организациями. Правовыми инструментами защиты и сохранения минеральных и живых ресурсов континентального шельфа и захоронения отходов и других материалов на нем являются: • государственная экологическая экспертиза; • государственный экологический контроль; • государственный мониторинг; • лицензирование захоронения отходов и других материалов; • требования, касающиеся морских аварий.
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... Что касается государственной экологической экспертизы, контроля и мониторинга, то Закон о континентальном шельфе РФ не предусматривает особых требований, отличных от тех, о которых говорилось выше применительно к территориальному морю. В том числе в не*м повторены ошибки по регулированию государственной экологической экспертизы, о которых говорилось выше. Особенности регулирования касаются захоронения отходов и других материалов. Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, должен публиковаться в «Извещениях мореплавателям». Захоронение допускается только в соответствии с Законом о континентальном шельфе РФ и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Особые требования установлены по лицензированию захоронения отходов. Разрешение на захоронение выдается специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами: по обороне, по рыболовству, по геологии и использованию недр; с органами государственного горного надзора с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов: по пограничной службе, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, физические и юридические лица Российской Федерации, заинтересованные в захоронении отходов и других материалов на континентальном шельфе, направляют запрос для получения разрешения на захоронение в специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов не позднее чем за три месяца до начала года, в котором намечается захоронение. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством. Иностранные заявители направляют по дипломатическим каналам в специально уполномоченный на 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 463 то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года, в котором намечается захоронение. В течение десяти дней со дня получения запроса специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов направляет российским и иностранным заявителям уведомление о получении запроса и принятии его к рассмотрению. С учетом экологической значимости вопроса о захоронении Закон о континетальном шельфе РФ детально определяет содержание запроса. Запрос должен содержать: • наименование (название) заявителя и его официальный адрес; • информацию о лице, ответственном за захоронение отходов и других материалов; • наименование отходов и других материалов; • характеристику и состав отходов и других материалов: общее количество предполагаемых к захоронению отходов и других материалов в тоннах (других единицах измерения) и средние показатели количества захороненных отходов и других материалов (например, за один год); состояние (твердое, жидкое, газообразное или в виде шлама); свойства (физические, химические, биохимические и биологические); токсичность; устойчивость (физическая, химическая и биологическая); накопление и биотрансформацию в биологических материалах и осадках; склонность к физическим, химическим и биологическим изменениям, а также к взаимодействиям в водной среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами; вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества продуктов моря (ракообразных, рыб, растений); • характеристику места и метода захоронения: географические координаты места захоронения; глубину и расстояние от берега; положение по отношению к зонам отдыха, выращивания и лова рыбы и других живых ресурсов, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... количество отходов и других материалов, предназначенных к захоронению ежедневно, ежедекадно, ежемесячно; методы упаковки и контейнеризации; первоначальную концентрацию, созданную с помощью предложенного метода захоронения; характеристику рассеивания (влияние течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение и вертикальное смешивание); характеристику воды (температуру, плотность, соленость; кислородные показатели загрязнения; содержание органического и минерального азота, в том числе аммиака, взвесей, других питательных веществ; продуктивность); характеристику дна (топографию, геохимическую и геологическую характеристику осадков, биологическую продуктивность); наличие и эффекты других захоронений, которые были сделаны в районе нового захоронения (данные о тяжелых металлах и содержание органического углерода); • общие условия: возможное влияние на зоны отдыха (наличие плавающих или занесенных течением материалов, мутность, неприятный запах, обесцвечивание и вспенивание); возможное влияние на морскую фауну и флору, рыбные запасы и рыбный промысел, сбор водорослей; возможное влияние на другие виды использования моря (ухудшение качества воды для промышленного применения, морская коррозия сооружений, помехи судоходству из-за плавающих или занесенных течением материалов, помехи судоходству или рыболовству вследствие накопления отходов и других материалов на морском дне и проблема защиты участков, имеющих особое значение для научных целей или для целей сохранения); • обоснование невозможности либо нецелесообразности утилизации или захоронения отходов и других материалов на суше; • период времени, в течение которого желательно осуществить захоронение; • вид (тип) транспортных средств, которые предполагается использовать для доставки отходов и других материалов в район их захоронения, способ захоронения. От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация об отходах и о других 2. Правовой режим использования природных ресурсов континент, шельфа 465 материалах, на захоронение которых запрашивается разрешение. В течение шести месяцев со дня получения запроса специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов направляет российским и иностранным заявителям разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, указанных в запросе, или уведомление об отказе в их захоронении. Одновременно Закон о континентальном шельфе РФ конкретизирует основания для отказа в выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. В выдаче разрешения может быть отказано, если: • захоронение создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации; • захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных или живых ресурсов; • запрос на получение разрешения на захоронение отходов и других материалов подан с нарушением установленных Законом о континентальном шельфе РФ требований или содержит недостоверные сведения; • российский или иностранный заявитель не представил и не может представить доказательства или гарантии того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, а также необходимыми финансовыми средствами для экологически безопасного захоронения отходов и других материалов; • российским или иностранным заявителем ранее были допущены нарушения Закона о континентальном шельфе РФ или международных договоров РФ; • российский или иностранный заявитель имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство по произведенному ранее захоронению отходов и других материалов. В выдаче разрешений на захоронение может быть отказано и по иным основаниям, предусмотренным другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить их захоронение в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов. XIX. Особенности правового режима природных ресурсов... Российские и иностранные заявители обязаны: • соблюдать условия разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе; • принимать на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения официальных должностных лиц, уполномоченных федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов, и обеспечивать размещение и осуществлять полное обеспечение указанных лиц наравне с собственным командным (руководящим) составом на все время захоронения отходов и других материалов; • обеспечивать доступ должностным лицам органов охраны на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения и представлять указанном лицам для проверки документы, помещения, а также отходы и другие материалы, предназначенные для захоронения; • регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, осуществляемое с нарушением Закона о континентальном шельфе РФ и международных договоров РФ, может быть приостановлено или прекращено по решению специально уполномоченного на то федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов или органов охраны. Возобновление приостановленного захоронения отходов и других материалов может быть разрешено только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут. Если устранить нарушения невозможно, захоронение отходов и других материалов должно быть немедленно прекращено. Специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов в кратчайшие сроки уведомляет российских и иностранных заявителей о приостановлении или прекращении захоронения отходов и других материалов (иностранных заявителей -- через специально уполномоченный на то федеральный орган по иностранным делам) с изложением причин, вызвавших такое приостановление или прекращение.
|