Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенная часть
XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Общие черты правового режима природных объектов Под правовым режимом природных объектов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны. Рассмотренные в общей части курса экологического права вопросы дают достаточно полное представление о правовом регулировании отношений собственности на природные богатства, а также об общих правовых мерах обеспечения их рационального использования и охраны. Они проанализированы в рамках основных правовых институтов формируемого в России экологического права. Такие институты по своему характеру являются комплексными, так как регулируются нормами, содержащимися не только в законодательстве об окружающей среде, но и в актах иных отраслей российского законодательства — административного, гражданского, предпринимательского и иного. Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию таких отношений, в качестве объекта которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся: • основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специального, с учетом целей природопользования и др.), юридически значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования; XVIII. Особенности правового режима природных объектов • информационного обеспечения природопользования и охраны природных объектов относительно прав на информацию о состоянии природных объектов, источников правовой информации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.; • экологического нормирования, в части нормирования качества почв, водных объектов, атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий на природные объекты, нормирования предельно допустимого изъятия (использования) природных ресурсов; • оценки воздействия намечаемой деятельности на почву, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Другими словами, обеспечения выполнения экологических требований при подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных решений; • лицензирования и заключения договоров на природопользование и осуществление иной экологически значимой деятельности; • экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг; • экологического аудита; • осуществления экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое страхование, меры экономического стимулирования; • экологического государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного контроля в области рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды; • применения мер дисциплинарной, административной, уголовной, конституционной и гражданско-правовой ответственности за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды. Некоторые специфические меры регламентации использования и охраны отдельных природных ресурсов были рассмотрены при характеристике того или другого института экологического права. Например, применительно к экологическому нормирова- 2. Особенности правового режима земель нию или к регулированию лицензирования и заключения договоров на право пользования или аренды природных ресурсов. Другие специфические правовые меры будут рассмотрены в этом разделе с учетом того, что природные ресурсы -- земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животного мира — каждый занимает свое особое место в природе, свою экологическую нишу. Они же выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопределяет необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию использования того или иного природного ресурса и его охране, с учетом их специфики. К особенностям относится также характеристика юридического понятия того или другого природного ресурса. При оценке правовой регламентации использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира важно знать как общие требования, так и некоторые специфические особенности. При рассмотрении особенностей правового режима природных эъектов важно иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Консти-ции РФ земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах является предметом совместного веде-1Я Российской Федерации и ее субъектов. Такой же статус имеет аконодательство об охране атмосферного воздуха и о животном шре. Одна из существенных задач при формировании природо-есурсного законодательства субъектов РФ состоит в обеспечении 1ета региональных экологических, природно-климатических, экономических, культурных и иных особенностей при регулировании использования и охраны природных ресурсов. Такие осо-енности необходимо учитывать при изучении вопросов данной эмы.
|