Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 1.1. Классификация мировоззрения
Мировоззрение носит исторический характер. Это означает, что индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности, человечества. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделения его исторических типов. На протяжении истории человеческой цивилизации сформировались такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский. Обычно эти типы мировоззрения не отделены друг от друга какой-либо четкой границей или исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении, всегда можно отыскать элементы всех его исторических форм. Тем не менее, такая классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность социального функционирования и развития мировоззрения как определенной реальности. Рассмотрим исторические типы мировоззрения детальнее. Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifos - сказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплено поэтическое богатство и мудрость разных народов. Почему же восприятие мира первобытным человеком приобрело такую странную форму, как мифология? Следует, очевидно, учесть некоторые предпосылки: а) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной; б) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. В мифах также отсутствуют представления о природных закономерностях, поскольку человек не осознавал отличия собственного образа действия от действия естественных сил. В них доминирует идея целесообразного взаимодействия разных формообразований жизни в природе и обществе, выявление отношений естественной и культурно-исторической реальностей через противоположные определения явлений: тождественность — отличие, общее — частное, постоянное — переменное, хаос — космос. Итак, неспособность провести различие между естественным сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания — эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую (знаковую) систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ (схема 1.2). Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные выделившиеся из мифа достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимость человека и природы; б) мир раздваивается на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи живут в вымышленном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и г. п.); в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия; г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва.
|