Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 1.6. Структура философского знания 2 страница
Гайденко П.П. утверждает, что Зенон и элейская школа древнегреческой философии «поставили перед наукой вопрос, который является одним из важнейших методологических вопросов и по сей день: как следует мыслить континуум — дискретным или непрерывным: состоящим из неделимых (единиц, «единств», монад) или же делимым до бесконечности?». Отрицая движение, Зенон, таким образом, выявил важнейшие понятия естествознания — понятие континуума и понятие движения. Следующим важным шагом в развитии древнегреческой философии является учение Эмпедокла. Его значение состоит в том, он предложил плюралистическую концепцию первоначала, в отличие от предшествующих попыток философов объяснить первооснову мира при помощи монистических представлений. Эмпедокл признавал, что все вещи состоят из простых элементов. Первоначалом является не один элемент, например, вода, воздух или апейрон, а четыре качественно различных элемента — четыре вида материи: вода, воздух, огонь и земля. Эти элементы он называл «корнями всего». Первоэлементы Эмпедокла вечны, подобно бытию Парменида, но они выступают основой всех вещей, которые являются становящимися и гибнущими, как у Гераклита. Соединению элементов в приходящие и изменчивые вещи способствуют две силы: любовь и ненависть. Таким образом, Эмпедокл разделяет понятия материи (вода, воздух, огонь, земля) и силы (любовь, ненависть). Любовь объединяет элементы, приводит вещи в состояние гармонии; ненависть разрушает гармонию, приводит элементы в состояние хаоса. Периоды преобладания той или иной силы в мире чередуются. Из плюрализма как принципа для объяснения сущности мира исходило такое направление древнегреческой философии, как атомизм. Основным его представителем был Демокрит. В качестве первоначала атомисты выделяют атомы — неделимые частицы. Эти частицы обладают такой характеристикой, как движение, перемещаются в пространстве, которое понимается как пустота. Атомы неизменны, как и бытие у Парменида. Они не имеют качественных характеристик, а различаются только количественными характеристиками — формой, порядком и положением. Важно отметить, что атомисты предполагали существование пустоты, в отличие от Парменида, который отождествлял пустоту с небытием, а согласно учению Парменида о бытии небытия не существует, следовательно, нет и пустоты. Признание существования пустоты атомистами означает существование промежутков между вещами, а значит, материя понималась ими не как непрерывная, а как дискретная, прерывная. Анаксагор является представителем афинской школы в древнегреческой философии. В качестве первоначала всего Анаксагор разделял плюралистические представления, как Эмпедокл и атомисты. Неизменные элементы мира он называл «зародышами» или «вещами». Эти элементы Анаксагора Аристотель позднее назвал «гомеомериями», или телами, состоящими из однородных частей. «Зародышей» не может быть какое-то ограниченное количество, как, например, у Эмпедокла их всего четыре — вода, воздух, огонь, земля. Первоэлементов столько же, сколько существует качеств вещей, поэтому «гомеомерии» обладают неисчислимым количеством. Как и Эмпедокл, Анаксагор отделил материю от духа. Все первоэлементы приходят в движение благодаря действию духа (нус). Дух Анаксагора находится вне и над природой. Такое представление о духе, существующем вне природы, до Анаксагора не существовало. Даже боги у греков были жителями Земли и частью природы. Таким образом, натурфилософский период античной философии характеризуется направленностью исследований на природу, в широком смысле — на Космос, который понимался как устроенный на разумных основах, вечный, единый, одухотворенный, совершенный. Основная проблематика — космологическая. Во-первых, это проблема первоначала, в качестве которого выступали вода, воздух, огонь, земля — четыре стихии, зародыши, атомы. Во-вторых, проблема, каким образом возникает все из первоэлементов (соединение, смещение, разделение элементов). В-третьих, проблема того, что способствует становлению реальности: силы любви и ненависти или вне-мировой дух. В-четвертых, проблема устойчивости и изменчивости мира, на которую существовали противоположные взгляды у Гераклита и Парменида.
Схема 2, 1. Античная философия: ранняя классика
Период античного просвещения Центр духовной жизни переместился в Афины. Афины стали столицей греческой культуры. Это был золотой век культуры, время мира и богатства, расцвета цивилизаций, искусства и науки. Этот период характеризуется расцветом Афин, зарождением и гибелью афинской демократии. В философии этот период отмечен переходом от исследования природы к гуманистическим исследованиям. Софисты были учителями и воспитателями, готовящими к публичной жизни. Они брались обучить своих учеников думать и говорить, поэтому имели много слушателей. «Ученики под их руководством упражнялись в диспутах и в связных ораторских речах. Темою служили отчасти вымышленные единичные случаи, которые могли бы представиться в суде или на политических совещаниях, частью более общие вопросы частной и государственной жизни». Одним из виднейших представителей этого периода был Протагор. Особую роль в учении софистов сыграла теория познания. Если на первом этапе античной философии, то есть натурфилософии, философы добивались от познания всеобщности, объективности, истинности и считали, что человеческое знание этим требованиям соответствует, то софисты выразили недоверие к знанию. Чувственное восприятие лежит в основе любых знаний, по мнению Протагора. Все материальные вещи находятся в постоянном изменении, как показал еще Гераклит. Поэтому и воспринимающий орган и воспринимаемый предмет непрерывно изменяются. Следовательно, «каждое ощущение истинно, но истинно только для самого воспринимающего субъекта, и в самый момент своего возникновения»2. Значит истинно каждое ощущение. Истина относительна, для каждого отдельного человека в каждый отдельный момент существует своя собственная истина. Известно высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, — мера существующего, что оно существует, и не существующего, что оно не существует». Под человеком здесь понимается единичный человек. Получается, что все относительно: болезнь относительна, так как она и благо, и зло; зло для больного и благо для врача. Гносеологические выводы учения софистов могут быть сведены к следующим основным: 1. Мы познаем истину только при помощи чувств (сенсуализм). 2. Нет всеобщей истины, так как истина для каждого своя (релятивизм). 3. Истина одного человека выше истины другого, только потому, что имеет большую практическую ценность (практицизм); 4. Истина есть результат договора, отдельные истины поэтому принимаются обязательно всеобщими (конвенционализм). Таким образом, во-первых, софисты были первыми, кто впервые в центр философских исследований поставил человека, его деятельность и результаты этой деятельности, что говорит об антропологической окраске философии этого направления. Во-вторых, софисты не занимались философией природы и теологией. Но они стремились к практической реализации философских знаний. В-третьих, Протагор впервые выступил с теорией познавательного минимализма и заложил основы сенсуализма. В-четвертых, для философии этого направления был характерен антидогматизм: софисты расшатывали традиции, подрывали авторитеты, требовали доказательства любого высказывания. Деятельность Сократа заключалась в том, что он, также как и софисты, был учителем. Сократ учил людей разуму, чтобы привести их к добродетели. Он всегда был там, где мог найти собеседников: на рынке, на пиршествах. Он разговаривал с людьми, побуждая собеседников размышлять по поводу желаний и добродетели. Сократ не оставил работ. О содержании его учения мы узнаем из работ его учеников (диалоги Платона, «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта). В центре философских исследований Сократа — человек. Сократ занимался, прежде всего, этикой, а потом уже логикой. При этом он выдвинул требование оставить натурфилософию. Этические взгляды Сократа: 1. добродетель есть абсолютное благо. Под добродетелью Сократ понимал следующие достоинства — справедливость, отвагу, владение собой. Это моральные достоинства по Сократу. Законы, касающиеся моральных достоинств, неписанные, но они более устойчивы, чем любые законы людей. Они исходят из самой природы вещей, следовательно, они всеобщи. В этом значении добродетель была высшим благом. Все остальное, что люди привыкли считать благом: здоровье, богатство, слава, — довольно часто есть зло. Человек должен стремиться к наивысшему благу, не считаясь даже с опасностью, со смертью. Сократ был первым, кто выделил моральные ценности как предмет этики. 2. Добродетель связана с пользой и счастьем. Польза зависит от блага. Только то, что добродетельно, то и полезно. Счастье всегда связано с добродетелью, поскольку оно всегда исходит из добродетели. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее благо, а наивысшим благом является добродетель. 3. Добродетель есть знание. Зло исходит из незнания. Знание есть достаточное условие для достижения добродетели, или знание является тем же, что и добродетель. Одно и то же — знать, что такое справедливость и быть справедливым. Следовательно, добродетели можно научиться. Значит, благо не является врожденным. Его можно приобрести, если от нас самих зависит, постигаем ли мы это благо. Сократ стремился в познании установить истину. Для получения истинного знания необходимо использовать определенную методологию. К решению этических вопросов Сократ применял диалектический метод. Этот метод имел своей целью не просто опровергнуть собеседника. Сократовский метод заключался в том, чтобы, разрушив ложное знание, приобрести истинное, общезначимое. За исходный пункт философ всегда принимает мнения своих собеседников. Он проверяет, согласуются ли эти мнения с другими суждениями собеседника, которые сам собеседник признал уже истинными. Если мнения собеседника противоречат последним, то Сократ вынуждает собеседника от них отказаться как от ложных. При этом Сократ применяет индукцию. «Введение индукции в науку — заслуга Сократа. От многих единичных признанных случаев, он делает заключение к общему суждению, а из этого общего суждения выводит уже дедуктивным путем (силлогистически) то единичное суждение, истина которого не признавалась». Сократ пытался найти общие черты, например, отваги и справедливости, исходя из частных случаев. Затем, выявив общий принцип, дедуктивно выводит суждение о спорном единичном случае. Цель диалектического метода Сократа — дойти до понятий нравственных ценностей. «Познание последних должно было привести к познанию обязанностей и задач человека. Для того чтобы направить человека к правильной деятельности, достаточно одного этого знания». Другой метод Сократа получил название майевтики. Майевтика в переводе с греческого — повивальное искусство. Это такой способ рассуждения, который помогал бы другим найти истину. Сократ начинал задавать простые вопросы, на которые он предварительно разбивал сложные. Задавая таким образом вопросы, Сократ заставлял ученика самостоятельно отвечать на вопросы, сводя его ответ к высказываниям типа «да» или «нет». С помощью своих вопросов и ответов собеседника Сократ подводил собеседника к тому, что последний начинал сомневаться в истинности своего утверждения. И таким образом, осознавал «знание незнания». Этот метод заключался еще и в том, чтобы критически обсудить все точки зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них. В этом моменте проявлялся антидогматизм Сократовского учения. Ярким примером применения майевтического метода Сократом является диалог Платона «Лахет». Классический период. Платон родился в Афинах (428/427 — 348/347 гг. до н.э.). Самыми важными проблемами Платон считает проблемы человеческой жизни. Основывая научную этику и учение о государстве, он хочет дать незыблемые основы нравственности для отдельного человека и всего народа. Но Платон не ограничивается только этической проблематикой, а пытается основать философию, охватывающую всю действительность. Понять человека и задачу государства можно, исследовав природу человека и его положение во Вселенной, поэтому Платон занимался исследованиями в области психологии, онтологии и теории познания. Работы Платона были выполнены в форме диалогов, в которых действовали его современники — люди науки, политики, представители других профессий. Центральное место в философской системе Платона занимает учение об идеях. По мнению Платона, вещи, с которыми мы сталкивается, преходящи и изменчивы. Понятия же устойчивы, поэтому и предметы, о которых мы имеем данное понятие, тоже должны быть устойчивыми. Значит, объектом понятий не могут быть вещи. Что является объектом понятия «прекрасное»? Существует множество прекрасных вещей: «прекрасная девушка» или «прекрасный кувшин». Поэтому прекрасные вещи, которые разнородны и неустойчивы, не могут быть объектом понятия «прекрасное». Этим объектом выступает «собственно прекрасное», или «идея прекрасного», которая может быть постигнута только разумом. Следовательно, существует нечто, что может быть познано только разумом (это идея «прекрасного», «совершенного» и т.п.) и существуют отдельные вещи, которые даны нам в наших ощущениях. Исходя из этого, все бытие Платон разделяет на два мира: мир идей и мир вещей. Умопостигаемая реальность была определена Платоном терминами: идея, эйдос, форма. Но платоновские идеи не просто мысли, а сущность вещей, то есть то, что каждую из них делает тем, что она есть. Идеи это то, что не вовлечено в процесс становления, в чувственный мир, в котором живет человек, они есть сущность и причина вещей. Место обитания идей Платон назвал в диалоге «Федр» — Гиперурания. Идей множество, они образуют определенную структуру — иерархию: от наиболее простых и низших до все более общих и высших и вплоть до наивысшей идеи — идеи блага. Структура идеального мира представляет собой следующую иерархическую систему (от низшего к высшему): 1) идеи всех вещей; 2) идеи эстетических и этических ценностей; 3) идеи математических и геометрических формул; 4) идея Блага или Единое. Истинное бытие составляет именно мир идей. Мир вещей познается чувствами, а мир идей — разумом, поэтому они могут быть выражены в понятии. Мир идей — это умопостигаемое бытие. Миру идей противостоит мир небытия, что, по Платону, то же, что и материя. Понятие «материи» Платон вводит для объяснения многообразия вещей, называет ее «Хора», она представляет собой бесформенное, хаотическое движение. Чувственный мир, по Платону, есть нечто среднее между областью идей и областью материй и есть порождение, соединение этих миров. Мир чувственных вещей — это область становления, генезиса, бытия. В силу своего положения между сферой бытия и небытия чувственный мир соединяет в себе противоположности бытия и небытия, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося. Вселенная устроена гармонично, ею управляют разум и порядок. У мира есть цель — совершенство. Весь мир создается из соединения материи и идеи высшим началом — Демиургом. Познание как припоминание. Мир, который нас окружает, который мы познаем с помощью органов чувств, является лишь «тенью» и произведен от мира идей. Идеи же являются неизменными, неподвижными вечными. Душа человека невещественна, она не возникает и не уничтожается. Душа человека вечна. До того момента, как душа соединяется с телом и попадает в чувственный мир, мир вещей, она пребывает в мире идей. Поэтому познание идей оказывается возможным, поскольку душа человека припоминает идеи, с которыми она находилась вместе в мире идей, еще не будучи соединенной с телом. Представление о познании отражено в мифе о пещере. Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники в пещере спиной к прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними, — это всего лишь проекции вещей, но они воображают, будто видят сами вещи. Участь большинства людей, которые придерживаются установившегося житейского уклада, — пещерное знание теней. Истинное знание дает только мышление. Мышление — высший способ познания по сравнению с чувственным восприятием. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей и воспарить в мир вечных идей. Это под силу только философам. Мудрость заключается в постижении мира идей. Философия у Платона — это такая наука, которая дает нам знание об истинном бытии, это наука об идеях. Человек, занимающийся философией, приближает свою душу к истинному бытию. Занятие философией определяется Платоном как высший род деятельности, как высшая форма жизни, которая понимается как «познание жизни, через соотнесение всех ее элементов с ее началом, это есть познание Начала бытия». Философия познает идеи исключительно с помощью разума, без опоры на чувственный опыт. Она обобщает в себе разные отдельные случаи, существующие в чувственном мире, и подчиняет их принципу (меры, или гармонии). Философ познает то, что есть: «форма или вид, который не порождается и не уничтожается, постигаемый только интеллектом»; «постоянно текущие и изменяющиеся объекты, порожденные и погибающие» и «материю». В философии подтверждаются космические принципы, а сам философ, благодаря этому, становится ближе к началу всего существующего. Философ видит основание бытия и весь Космос, постигая различные части всего бытия в их целостности. Поэтому человек, занимающийся философией, обладает высшим знанием. Только такой человек может и должен управлять государством. Теория государства и психология у Платона являются развитием его онтологических идей и представлений о роли философии в жизни человека и общества. Философия играет важную роль не только в жизни отдельного человека, но и в жизни социальной, общественной. В своем сочинении «Государство» Платон выстраивает такую модель государственного устройства, во главе которого находятся философы как представители высшего знания. Человек у Платона не отделен от всего Универсума. Поэтому принципы организации Космоса, души человека и государства совпадают. Человеческая душа, согласно Платону, имеет следующую структуру. Самое высшее положение занимает разумная душа, помещающаяся в голове. Затем следует аффективная, или импульсная, душа, локализованная в груди. Низшее положение занимает низменно-алчная часть души, названная вожделеющей, помещающаяся в печени. Самая важная часть души — разумная, именно она наделена познавательными способностями. Душа человека приближена к идеям, поэтому она бестелесна. Душа бессмертна, но существует в смертном теле, которому свойственны болезни и различные телесные потребности. Душа управляет телом, но само по себе тело имеет множество недостатков. После смерти душа освобождается от тела и это становится началом полноценного существования души. Вне тела душа достигает полного знания, которое, правда, не достигает знания богов. У Платона существует идея переселения душ, то есть идея метемпсихоза. Посмертное существование души зависит от уровня ее интеллектуальности. Душа может переселяться в другие тела, и это то, что ожидает большинство душ. Совсем же другая судьба ждет душу философа. «Душа, трижды побывавшая в теле философа, освобождается от дальнейшей метемпсихозы и, достигая горнего мира, наслаждается созерцанием идеи». Основываясь на структуре души, Платон выделяет следующие добродетели. Разумной душе соответствует мудрость, аффективной — мужество, вожделеющей — самообладание. Главной добродетелью является справедливость, представляющая собой гармонию мудрости, мужества и самообладания. В реальной жизни такая гармония очень редка. В диалоге «Государство» указывается на сходство человеческой души и государственного устройства. В своей философии Платон подчеркивает зависимость природы человека от высшего порядка. Поэтому и устройство души человека, и государственное устройство должны соответствовать общим принципам организации Космоса при подчинении главному «началу» — разуму. Как человек, так и государство должны устраивать свою внутреннюю (душевную и социальную) организацию, следуя принципу гармонии всех «начал». «Сама эта гармония реализуется, если в душе руководит «разумное начало», а в государстве — «философы»». При этом доминирование какого-либо «начала» в душе человека определяет то, каким видом деятельности он будет заниматься в идеальном государстве (философ, воин, ремесленник). Также в своем сочинении «Государство» Платон выстраивает идеальную модель государственного устройства. Вершину общественной структуры составляют философы, положение которых соответствует разумной душе и такой добродетели, как мудрость. Далее следуют стражи, или воины, соотносимые с аффективной душой и мужеством. Затем идут сословия ремесленников и земледельцев, сопоставимые с вожделеющей душой и самообладанием и умеренностью. Гармония трех добродетелей и трех сословий обеспечивает существование в обществе высшей добродетели — справедливости. Достижение в обществе справедливости гарантирует устойчивость этому обществу, следствием чего является его благополучие и счастье. Править таким государством должны философы как носители высшего знания, защищать их должны воины, а обеспечивать всеми необходимыми материальными ресурсами должны земледельцы и ремесленники. Деятельность низшего сословия заключается в физическом производящем труде, обеспечивающем собственные потребности и потребности высших сословий. Представители данного сословия наделены частной собственностью. Владеть собственностью в таком государстве могут лишь представители низшего сословия, поскольку собственность не отягощает человека, занимающегося материальной трудовой деятельностью. Философы свободны как от труда физического, так и от собственности, которая мешает заниматься духовной деятельностью, размышлениями. В таком государстве, согласно Платону, отсутствуют некоторые институты. Например, институт брака и семьи. Брака как такового не существует, люди живут свободно, а дети воспитываются сообща, за счет государства. Факт рождения в том или ином сословии не обеспечивает человеку автоматическую принадлежность к этому сословию, поскольку «платоновская концепция разделения труда полностью построена на интеллектуальных способностях людей». В зависимости от своих способностей человек, будучи еще ребенком, может быть отправлен для обучения либо в высшее сословие, либо, наоборот, в низшее. Сословия философов и стражей не имеют частной собственности, так как все необходимое они получают от третьего сословия. Если воины обладают определенными задатками, то соответствующее воспитание и научение (физическое воспитание, обучение наукам и искусству) способно вывести их из второго сословия в первое, сформировав из них, таким образом, философов. Выдержав сложные экзамены, такой воин с 35 лет имеет право заниматься государственной деятельностью, и затем, достигнув успехов в этом деле, с 50 лет может быть включен в высшее сословие, в сословие философов. Стремление к наукам и к истине у философов должно дополняться высокими моральными качествами — отказом от чувственных удовольствий, честностью, справедливостью, великодушием и т.п. Именно философы могут сочетать в себе «начала» совершенным образом: под руководством разумного «начала». Именно философы способны постичь то, что вечно тождественно самому себе. «Такого рода познание, по убеждению Платона, требует от человека огромных усилий, поскольку оно есть познание идеальной природы, начала всего существующего. Знание о нем позволяет человеку уподобиться ему, открыть в себе эту природу и жить уже сообразно с ней». Только философ может постичь истинное бытие и строить жизнь сообразно правилам этого бытия. Роль философа как главы государства заключается также в том, чтобы править на основе одного только разума, не полагаясь ни на свою волю, ни на чувства. Лишь философ понимает, что человеческой воли как таковой не существует. Человеком и его поступками управляет высшая божественная сила. Правители, руководствуясь исключительно мудростью, должны создавать справедливые законы. Это позволит укреплять государство и держать в подчинении его граждан. Поскольку философ стоит во главе идеального государства, то, кроме того, что он направляет других людей к познанию истины, он также может правильно, «разумно» устроить государство. Именно «такое знание является самым важным в управлении государством». Философия — это высшая форма знания, которая соединяет в себе знания о человеке, его душе, обществе и государстве. В диалоге «Государство» Платон показывает, что государство может обладать различным политическим устройством. Платон выделяет следующие типы государственного устройства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Тимократия — такой тип организации общественного устройства, при котором правители еще пользуются почетом, но уже начинает расти их стремление к материальному достатку и богатству. Олигархия характеризуется властью немногих из богачей и притеснением бедняков. При демократии провозглашается равенство и правление всех свободных граждан полиса, но при этом нарастает вражда и борьба между богатыми и бедными. Тирания — власть одного над многими. Такая форма правления характеризуется Платоном как наиболее вредная и противная всему моральному и нравственному в человеке и обществе. В модели идеальной государственной организации можно усмотреть черты мифологизации Платоном действительности. Таким образом, идеальное государство Платона представляет собой строго иерархизированно устроенное общество, управляемое ограниченным меньшинством, которое навязывает обществу законы, правила поведения и действия. Так, организованное общественное устройство принадлежит, по мнению Платона, неблизкому будущему. Аристотель родился в городе Стагире, поэтому Аристотеля в литературе часто называют Стагиритом. Он был учеником Платона. В 335 г. до н.э. он основал школу — Ликей. Свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада, отсюда еще одно название школы — peripatos (от греч. — прогулка), а его ученики — перипатетики. Аристотель известен также тем, что он был учителем Александра Македонского. Аристотель оставил работы в области как естественных наук (биология, физика), так и работы по логике, этике и политике. Его называют «отцом» логики, поскольку он впервые в систематизированном виде представил концепцию формальной логики. Но еще имя Аристотеля связано с понятием метафизики, или первой философии, которая занимается исследованием первых начал и первых причин. Сам термин «метафизика» обязан своим появлением не Аристотелю, а его издателю Андронику Родосскому, который, систематизируя работы Аристотеля, расположил собственно философские работы Стагирита после работ по физике. Андроник Родосский не знал, как назвать философские работы Аристотеля, поэтому дал им название «то, что после физики» (по-древнегречески это звучит как «та мета та фюсика»), откуда путем выпадения артикля и слияния получилось слово «метафизика». Аристотель является основателем логики — науки о мышлении и его законах. Логика должна учить, как пользоваться понятиями, суждениями и умозаключениями. Логика Аристотеля — это «органон» для всех наук, то есть инструмент, орудие, которым пользуются все науки. Определение понятий и доказательств, правила мышления, теория силлогизма были основными проблемами логики Аристотеля. В учении о суждении Аристотель доказывает, что в суждении два понятия ставятся в отношение друг к другу: понятие подлежащего и сказуемого. Суждение могут быть утвердительными и отрицательными. «Для истинности суждения необходимо, чтобы отношение понятий в суждении соответствовало такому же отношению вещей в действительности». Если два суждения находятся в отношении противоречия, то одно из них истинно, другое — ложно. Аристотель формулирует в качестве важнейшего закона мышления принцип непротиворечия (закон противоречия): «Невозможно чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Аристотель разработал теорию силлогизма. Силлогизм, по определению Аристотеля, «такой порядок мыслей, при котором из данных суждений, благодаря тому именно, что они даны, необходимо возникает отличное от них суждение». Одно из понятий для обеих посылок должно быть общим. Пример силлогизма: Первая посылка: «Сократ — человек»; Вторая посылка: «Человек смертен»; Следствие, выводимое из двух посылок: «Сократ смертен». Предметом метафизики, или первой философии, является бытие как таковое, а также то, что существует сверх природы, то есть сверхчувственное бытие, нематериальные причины, неизменные и вечные сущности. В отличие от Платона, Аристотель признавал, что реальные вещи существуют сами по себе, а не потому, что существует их идея вне чувственного мира. Реальные вещи и есть реальность. Не существует самостоятельного бытия вне реальных вещей. Поэтому первая философия должна рассматривать бытие само по себе, то есть реальные вещи, устанавливать их всеобщие характеристики и атрибуты. Предмет метафизики также то, что существует сверх природы, то есть то, что существует вне эмпирического мира. Поэтому метафизика, согласно Аристотелю, — наука, божественная в двух смыслах: 1) владеть ею способен скорее Бог, чем человек;
|