Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 1.6. Структура философского знания 6 страница
«Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении», — это утверждение является базисом гносеологической концепции философа. Сенсуализм Дж. Локка противостоит представлениям последователей Платона, Р. Декарта о врожденности идей, об априорности нашего знания. По своей природе ни математические знания, ни логические законы, ни метафизические идеи, ни нравственные нормы не являются внеопытными. Дж. Локк использует данные психологического знания, полученные при изучении психологии детей, людей, психика которых отклоняется от нормы, и народов, находящихся на первобытной стадии своего развития. Например, логические законы тождества и противоречия не известны детям, «сумасшедшим» и дикарям, поэтому нельзя говорить об их врожденном, внеопытном характере. Следовательно, все наши знания почерпнуты из опыта. Отсутствие внеопытного знания английский философ объяснял тем, что изначально душа человека есть tabula rasa — «белая бумага без всяких знаков и идей». В процессе всей своей жизни человек наполняет свою душу знанием и опытом, как бы записывая на бумагу знаки. Происходит это благодаря воздействию внешних по отношению к человеку событий и вещей. Основу познания составляют идеи — наиболее ясные элементы нашего знания, которые даны нам непосредственно и которые непосредственно связаны с вещами. В качестве идей у Дж. Локка выступают и абстрактные понятия, и образы фантазии, и ощущения. Дж. Локк выявляет два вида идей: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Первичные качества понимаются им как неотъемлемые свойства тел, к которым относятся протяженность, форма, движение (или покой), число и плотность (непроницаемость). Вторичные качества — это свойства тел изменяющиеся, которые могут быть, а могут не быть у вещи, которые доставляются нашему сознанию органами чувств: цвет, звук, запах, вкус. При этом и первичные, и вторичные качества имеют отношение к объекту, хотя реальность вторичных качеств более субъективна, поскольку связана с органами чувств. Объективность же первичных качеств подтверждается еще и тем, что они, в отличие от качеств вторичных, познаются не одним чувством (цвет познается зрением), а более, чем одним чувством (пространственность познается как зрением, так и осязанием). В общественной жизни представления о врожденности идей, по мнению Дж. Локка, используются одними людьми для подчинения других и власти над ними. Первые внушают вторым то, что выгодные им идеи и знания являются врожденными, и таким образом обретают власть над умами. В представлениях об обществе Дж. Локк руководствуется идеями естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди существовали как «свободные, равные и независимые». Это состояние предполагает борьбу за существование, а также собственность и труд, благодаря которому человек удовлетворяет свои жизненные потребности. Идеи Дж. Локка о частной собственности и труде и их значении в общественной жизни человека сыграли определенную роль в английской классической политической экономии. Роль государства, создаваемого в результате договора, заключается в сохранении человеческой естественной свободы и частной собственности. Власть в таком государстве не должна быть неограниченной. Впервые в истории политической мысли Дж. Локк выдвинул идею разделения правительственной верховной власти. Власть делилась на три независимых, но взаимосвязанных института: законодательную, исполнительную и федеративную. Таким образом, философская концепция Дж. Локка, акцент в которой делается на гносеологическую проблематику, посвящена исследованию человека, его познавательным способностям. Гносеология концепции Дж. Локка направлена исключительно на субъекта, человека, поскольку наполнена психологизмом, использует факты психологических исследований, выявляет важную роль для познания внутреннего опыта человека.
Вопросы и задания: 1. Можно ли утверждать, что французский философ Декарт является основателем индуктивного метода в теории познания? В чем сущность этого метода? 2. Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Что о нем Вам известно? 3. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания? Что о нем Вам известно? 4. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось? 5. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона. 6. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс «К читателю»). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания? 7. «Философия исключает теологию» (Т. Гоббс «К читателю»). А как думаете Вы? Приведите противоположные суждения философов. 8. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начала философии»). Проанализируйте это суждение. Сопоставьте известные Вам философии народов. 9. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека? 10. Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?
Тема 6. Классическая немецкая философия
Основные произведения И. Канта: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.). К середине XVIII в. философским центром становится Германия (до этого была Англия и Франция). В проблематике философских исследований в основном преобладает гносеологическая, но изменяются акценты. Причем так серьезно, что теорию познания И. Канта называют «коперниканским переворотом» в познании. Если до И. Канта в исследовании процесса познания анализировалось, прежде всего, то, что познается, то есть объект, его структура и характеристики, то И. Канта интересует специфика познающего субъекта, который определяет и способ познания, и конституирует сам предмет знания. И. Кант исследует субъект познания не для того, чтобы понять, откуда возникают заблуждения в познании. До И. Канта Ф. Бэкон и Р. Декарт исследовали субъект познания, чтобы выявить то, что затемняет, затрудняет процесс познания, искажает истину. Задача же И. Канта заключается в том, чтобы выявить субъективные и объективные элементы знания в самом субъекте. Кант меняет постановку вопроса о познании: не как наше знание соотносится с предметом, а каким должен быть характер и способ познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовывался с нашим знанием о нем? В субъекте И. Кант выделяет два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (надындивидуальный, присущий всем людям, всеобщие определения, принадлежащие всем людям). И. Кант утверждает, что существуют образования, имманентные опыту, но в опыте не осознаваемые — это трансцендентальные условия опыта. По мнению философа, при познании действуют не только те механизмы, которые мы осознаем, но и скрытые механизмы, то есть трансцендентальные условия опыта. Трансцендентальный уровень и обеспечивает объективность знания. Таким образом, по И. Канту, предмет теоретической философии не изучение вещей — природы, мира, человека, — а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Поэтому такую философию Кант называет трансцендентальной, а используемый им метод — критическим (то есть критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности). Кант рассматривает всю познавательную способность человека. Он утверждает, что научное знание возникает в результате синтеза таких разнородных элементов, как созерцание (чувственное познание) и понятие (мышление). В созерцании можно выделить материю и форму. Материя — это наши ощущения, то есть результат воздействия чего-то вне нас на нашу способность чувствовать, получать ощущения. Форма приводит ощущения в определенный порядок; это все, что останется, если выделить из созерцания результат ощущения. Форма — это пространство и время. Люди таковы, что все, что на людей действует, они помещают в форму пространства и времени. Пространство и время — не формы бытия, не вместилища вещей, они абсолютны в смысле формы нашего созерцания всех вещей, это человеческие способности. Пространство и время априорны, доопытны, это формы, в которые с самого начала как бы «укладываются» ощущения, с помощью которых они как бы упорядочиваются. Вне пространства и времени находится нечто, воздействие чего мы испытываем, — это вещь-в-себе. То, что существует для нас, то есть в чувственном мире, что существует в пространстве и во времени, И. Кант это называет явление, или вещъ-для-нас. Вещь-в-себе воздействует на чувственность человека и порождает многообразие ощущений. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности (созерцания) — пространства и времени. Таким образом, у человека возникает восприятие объекта. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер. Чтобы оно превратилось в нечто общезначимое, а значит, объективное (у И. Канта общезначимость тождественна объективности), необходима другая познавательная способность — мышление, которое оперирует понятиями. Эта способность у И. Канта называется рассудок. Если чувственность наделяется определениями — пассивная, восприимчивая, то рассудок — это деятельность. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала (ощущения, упорядоченные с помощью пространства и времени) под единство понятия. В теории познания И. Канта оказывается, что мы можем познать только то, что сами создали. Индивидуальное восприятие становится общезначимым с помощью рассудка, который подводит его под категории. Категории — это понятия, выражающие надэмпирическое содержание. Категории у И. Канта — априорные формы рассудка, это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, «упорядочивающими» его, универсальными регулятивами познания. Категории — это понятия, которые выражают подлинные формы мышления, делают возможной логическую форму мышления. И. Кант выделяет четыре типа категорий (чистых понятий): 1) количество (единство, множественность, всеобщность или целостность); 2) качество (реальность, отрицание, ограничение); 3) отношение (субстанциальность и присущность или акцидентальность, причинность, взаимодействие); 4) модальность (возможность, существование, необходимость и случайность). Что служит последним основанием единства, без которого рассудок не мог бы осуществлять свою функцию объединения многообразного? Это единство нужно искать в самом субъекте. И. Кант усматривает его в акте самосознания, который называет трансцендентальным единством апперцепции. Трансцендентальное единство апперцепции — условие возможности единства предмета. Мы можем подводить под категории то, чему мы сами сообщили единство, форму предметности, поэтому категории применяются лишь к миру явлений. Но рассудок — это не высшая познавательная способность человека. Ему не достает цели, то есть движущего стимула, который давал бы направление его деятельности. Познавательная способность, которая могла бы руководить деятельностью рассудка и ставить перед ним определенные цели, — это разум. Рассудок движется как бы внутри своих границ, он не способен выйти за свои пределы и познать нечто безусловное, последнее основание всего существующего. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Идеи — это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Возникают так называемые антиномии разума. 1. Тезис: «Мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени». — Антитезис: «Мир бесконечен в пространстве и не имеет начала во времени». 2. Тезис: «В мире есть абсолютно простое и далее неделимое». — Антитезис: «В мире нет абсолютно простого и далее неделимого». 3. Тезис: «В мире наряду с необходимостью существует свобода». — Антитезис: «Нет свободы, все подчинено необходимости». 4. Тезис: «В мире должна существовать безусловно необходимая сущность». — Антитезис: «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира». Разум побуждает рассудок к деятельности, и рассудок стремится к абсолютному знанию. Но эта цель всегда остается для него недостижимой. Стремясь в этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; но только лишь в пределах опыта его категории имеют законное применение. Выходя за пределы опыта, рассудок впадает в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать внеопытные вещи сами по себе. В «Критике чистого разума» И. Кант разрешает проблему антиномий следующим образом: в первой и второй антиномии ложными оказываются и тезис, и антитезис, потому что понятия пространства и времени относятся к миру явлений; в третьей и четвертой антиномиях антитезис принадлежит миру явлений, а тезис — миру вещей-в-себе. Субъект способен познать только явления. Вещи-в-себе ему недоступны. Но между ними сохраняются отношения причины и следствия: без вещей-в-себе не может быть и явлений. Мир вещей-в-себе для чувственности полностью закрыт. Но теоретическому разуму он также недоступен. Только практическому разуму может быть открыт мир вещей-в-себе. Высшие сущности (и высшие ценности) — это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Теоретический разум не в силах доказать их бытие, но он также не в силах доказать и обратное. Разум не запрещает нам верить в бытие Бога, в бессмертие души и в свободу воли. Человеку дана возможность выбора — между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали. Практический разум руководит поступками человека, он устанавливает принципы нравственного действия. Цели разума — всеобщие предметы. Именно они обеспечивают человеку свободу. Если человек руководствуется всеобщими целями, а не эгоистическими, то только тогда он будет свободным. Свобода, согласно И. Канту, — независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Если в эмпирическом мире, в природе, всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может быть не обусловлено природной необходимостью. Человеческую волю Кант называет автономной, то есть автономной от внешних причин: от природной необходимости или божественной воли. Человеческая воля определяется законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, то есть исключительно внутренним законом разума. Человек живет как бы в двух мирах: в чувственно воспринимаемом, в котором он, как чувственное существо, подчинен законам природы, и в умопостигаемом, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Законы природного мира заключаются в том, что никакое явление не может быть причиной самого себя, все явления имеют свои причины. Закон мира свободы состоит в том, что разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. «Знание» умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, — это знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, или категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это может трактоваться следующим образом: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих частных целей. Все, что угодно, может быть средством, но только человек есть цель сама по себе. Схема 6.1. Источники познания по И. Канту
Философия И. Канта представляет собой целостное, систематизированное учение. Поэтому в нем мы можем найти практически все философские разделы: онтологию, гносеологию, этику, антропологию, учение об обществе, государстве и истории. И. Кант нередко отождествлял философию с метафизикой. Но не с метафизикой, оперирующей общими понятиями без всякого их анализа, а с метафизикой, исполняющей роль критического метода, представленной И. Кантом в «Критике чистого разума». Однако И. Кант был уверен, что метафизика со времен Античности прошла через всю историю философии. «Метафизика есть... завершение всей культуры, человеческого разума». Критикуя предшествующую метафизику, И. Кант говорит о том, что «единственная польза всякой философии чистого разума только негативна: эта философия служит не органоном для расширения, а дисциплиной для определения границ, и, вместо того чтобы открывать истину, у нее огромная заслуга: она предохраняет от заблуждений». Учение И. Канта о человеке и обществе базируется на его онтологических и гносеологических идеях. «Критика чистого разума» как изложение теоретических основ философии И. Канта явилась не просто исследованием человека мыслящего и его способностей, а подготовкой к основной цели философии И. Канта — исследованию сущности человека действующего. «Философия вырывается здесь из плена умозрительных конструкций, выходит в сферу жизненно важных проблем, помогая человеку обрести под ногами твердую нравственную почву». Здесь речь идет уже о нравственности, об этическом учении, составляющем «Критику практического разума». И. Кант утверждает примат практического разума над теоретическим. Можно говорить о двух смыслах понятия «практический» в философии И. Канта. В широком смысле этого слова к сфере практического относится этика, учение о государстве и праве, философия истории и религии, антропология. В узком смысле это понятие неотделимо от понятия разума, поэтому практический разум у немецкого философа понимается как разум законодательный, создающий принципы и правила морального поведения. Человек — это существо, которое имеет отношение и к миру явлений, и к миру вещей в себе. «Чувственно-рассудочный человек эмпиричен. Он подчинен законам природы, естественной необходимости и не в силах утверждать свободу своей воли». Человек духовный, осуществляющий самопознание с помощью разума, осознает свою причастность ноуменальному миру. Это позволяет человеку вырваться за пределы его эмпиричности и совершать свободные поступки. Разум дает знание о законах свободы, которые получают название практических законов. Объективные законы свободы указывают на то, что должно происходить, но что не всегда может происходить. Законы же природы, в отличие от законов разума, говорят лишь о том, что происходит. Человек как принадлежащий к миру вещей-в-себе осознает свою свободу и в этом качестве обладает полной ответственностью за свои поступки. Человек подчиняет себя долгу и, таким образом, становится подлинно моральным человеком, которому свойственна добрая воля. Воля проявляет себя в императивах, то есть в положениях, имеющих форму повеления, форму объективного принуждения к поступку. И. Кант провозглашает категорический императив, противостоящий чувственному наслаждению и чувственному счастью. Этот нравственный закон можно интерпретировать следующим образом: «Поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства». Многие исследователи творчества И. Канта пишут о формальном характере этого морального закона, не связанного с содержанием поступка, но определяющего его высший нравственный характер. Способность человека следовать категорическому императиву может сделать его подлинной личностью. Поскольку категорический императив — это требование практического характера, то данный нравственный закон получает следующую формулировку: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству», иными словами, «человек... есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже богом) не может быть использован только как средство». Категорический императив И. Канта связан с понятием долга. Долг позволяет человеку как чувственно-рассудочному существу подняться до уровня личности, то есть освободиться от принуждения природных законов, обрести подлинную свободу. Но эмпирическому человеку всегда очень сложно вырваться из крепко держащего его мира явлений. В этом человеку способна помочь совесть. Совесть определяется И. Кантом как моральное чувство, «любовь к ближнему и уважение к самому себе (самоуважение)»; как «внутреннее судилище» в человеке, следующее за ним, как его тень, когда он намерен ускользнуть от нее», «внутренний судья над всеми свободными поступками». Совесть воспринимается как ответственность человека перед другими людьми или же перед Богом за свои деяния. Так у И. Канта возникает проблема религии. Здесь не религия определяет возникновение морали, а наоборот, этические нормы, которыми обладает человек в силу своей природы, определяют появление в человеческом обществе религии. Для гарантии морального порядка необходима идея Бога, необходимо признание существования Бога. Бог — «не творец ни природы, ни человека, а высшее благо, выражающее запрос самого разума в интересах морального порядка и обеспечения достижения соответствующего ему состояния в потустороннем мире, если он все же существует». Согласно категорическому императиву, не Бог, а человек есть высшая цель нашей деятельности. Религия оказывается продуктом нравственного закона. По словам Нарского И.С, мораль как цель конституирует религию как средство своего укрепления и утверждения. И. Кант в 1784 году написал работу «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», где изложил представления об истории, неотделимой от деятельности человека. И. Кант не согласен с теми философами, которые утверждали источник происхождения человека из животного мира. Человек трактуется И. Кантом не только как существо чувствующее, что роднит его с миром явлений, в частности с природой, как было сказано об этом выше, но и как существо духовное, связанное с миром ноуменальным. Главное отличие человека от животного и состоит в этой двойственности человека, в том, что человек, в отличие от животного, наделен разумом. И именно человеку оказалось под силу создание цивилизации. Подобно Т. Гоббсу, И. Кант определяет природу человека как эгоистическую. Но человек по своей природе не только зол, он также обладает задатками добра. Эгоистические устремления человека приводят его, с одной стороны, к изолированности от других людей, с другой стороны, к объединению с ними в силу своего честолюбия, властолюбия или корыстолюбия. Это выступает началом как человеческого общества, так и всей человеческой культуры. Также важной предпосылкой в развитии человеческой истории И. Кант называет труд. Переход от дикой охотничьей жизни и собирательства к земледелию И. Кант связывает с трудом, наряду с которым дальнейшее разделение труда полагается им как фактор становления человеческого общества. И. Кант предполагает, что возможно построение всемирной истории как некоей системы, включающей в себя следующие этапы исторического развития человечества: Древняя Греция, Рим, германские народы. Критерием прогресса выступает закономерный ход улучшения государственного устройства. Развитие всего человеческого общества и отдельных исторических обществ подчинено достижению какой-либо своей конкретной цели, которая обусловлена целью природы, невидимой для самих участников этого процесса. Таким образом, телеологическое представление о развитии общества И. Кант видит как движение его к высшей цели природы — «осуществление совершенного государственного устройства как единственного состояния, «в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество». Это осуществимо при достижении обществом всемирного гражданского состояния. Всемирное гражданское состояние общества недостижимо из-за войн и вражды государств. В трактате «К вечному миру» (1795 год) И. Кант выявляет закономерности, которым должны подчиниться люди и государства, чтобы воплотить идею мирного сосуществования и вечного мира. Во-первых, это республиканское устройство государства, которое позволяет лучше любого другого учитывать настроения и мнения граждан в отношении войны и мира. Государство понимается И. Кантом как объединение людей в рамках правовых законов. Цель государства заключается в соблюдении и обеспечении действия принципа справедливости для всех граждан. Республика в понимании немецкого философа не означает отсутствие монарха, а предполагает правовой порядок, гласность и разделение властей. Но достичь республиканского устройства в государстве чрезвычайно сложно в силу эгоистических склонностей людей. И. Кант даже пишет, что «по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов». Но телеология И. Канта, в конечном счете, приводит его к идее о том, что всеобщий мир наступит рано или поздно, подчиняясь естественной необходимости и высшей цели развития человечества, независимо от воли политиков. Основные произведения Г.В.Ф. Гегеля: «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812-1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Философия Г.В.Ф. Гегеля представляет собой целостную, завершенную систему, основные положения которой можно представить следующим образом: 1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух. Дух Г.В.Ф. Гегель понимает как активный субъект (Мысль, Абсолют), который находится в процессе своего развития и самопознания. 2. Развитие Духа — закономерный и последовательный процесс прохождения трех стадий, которые последовательно отрицают друг друга: Тезис — Антитезис — Синтез: 1) бытие-в-себе; 2) инобытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя. Эти стадии чаще всего Г.В.Ф. Гегелем называются следующим образом: 1) «абстрактная, или рассудочная, сторона»; 2) «диалектическая (в узком смысле), или негативно разумная, сторона»; 3) «спекулятивная, или позитивно разумная, сторона». 3. Система Гегеля базируется на принципе отрицания отрицания: «в ходе движения и развития происходит всегда отрицание чего-либо, но развитие на этом не прекращается, напротив, оно приводит к новому, второму отрицанию, т.е. к отрицанию отрицания; причем при повторном отрицании частично восстанавливаются некоторые характерные моменты первоначального состояния». Это выражено в триаде (Тезис — Антитезис — Синтез), которая позволяет констатировать переходы от низшего к высшему, от анализа к синтезу, от индукции к дедукции. 4. Для системы Г.В.Ф. Гегеля характерен панлогизм, который заключается в идее, что «все есть мысль»; «что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Согласно гегелевской системе, весь объективный мир представляет собой лишь развитие Идеи, законы развития всего мира обусловлены логическими законами объективного Духа, Идеи. В процессе саморазвития и самопознания Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Соответственно этапам развития Абсолюта, философия Гегеля делится на: 1) логику; 2) философию Природы; 3) философию Духа. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, движущей силой саморазвития Абсолюта, Идеи являются противоречия. Логика саморазвития через противоречия является корнем метода Г.В.Ф. Гегеля. Г.В.Ф. Гегель утверждал, что Идея отрицает самое себя и отчуждается, чтобы появиться в виде Природы, а затем развивается через человека, как Дух. Таким образом, система Г.В.Ф. Гегеля представляет собой метод развития Идеи и в то же время — метод развития объективного мира.
|