Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 1.6. Структура философского знания 3 страница
2) предметом ее являются божественные предметы. Поэтому Аристотель называет свою философию еще и теологией, учением о Боге. Именно Аристотель первым ввел в обращение это слово. Философия для Аристотеля — наиболее умозрительная из всех наук, которая исследует то, что наиболее достойно познания: первоначала и причины. «Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно знания... А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее, ибо через них и на их основе познается все остальное». Только такой вид познавательной деятельности более всего приближает человека к счастью и блаженству. Поэтому именно философия является высшим родом познавательной деятельности, главной из всех наук. Философия как самая важная среди наук «познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае»2, поэтому философия определяет место человека в мире и направление его деятельности. Несмотря на то, что философия — это теоретическая, созерцательная деятельность, она не противоречит деятельности практической (нравственность, политическая деятельность и т.п.), но направляет и ориентирует ее. В своей метафизике Аристотель рассматривает, например, вопросы бытия и небытия, сущности, соотношения формы и материи, первопричины и др. Соотношение формы и материи раскрывается следующим образом. Если взять отдельную вещь, например, человека, то можно увидеть, что каждый человек имеет те же самые характеристики, что и все люди, которые входят в понятие «человек». У любого человека есть и другие характеристики, которые не входят в понятие «человек» (например, что он маленького роста). Таким образом, Аристотель выделял в вещи то, что принадлежит к определению этой вещи и что не принадлежит ее определению. Понятийно обобщенные, общие видовые качества вещи Аристотель назвал «формой», остальные — «материей». Соединение материи и формы дает нам реальные вещи. Материя не существует самостоятельно, так же как самостоятельно не существует идея Платона, — все это абстракции. В действительности реальны лишь конкретные соединения материи и формы. Но форма у Аристотеля оказывается важнее, так как она соответствует понятию. Существенным в вещи, ее сущностью является то, что есть форма. С понятием формы связано представление о первопричине. Вселенная устроена разумно и целесообразно. Каждая вещь имеет свою причину. Что же является причиной всех причин, самой первой причиной? Первопричина должна обладать иными качествами, нежели известные нам вещи. Вещи — результат действия причин, а первопричина не имеет своей причины и существует сама по себе. Вещи являются зависимым бытием, а первопричина — независимым. Поэтому Аристотель выделяет следующие характеристики первопричины: ■ неподвижность и неизменность; ■ первопричина является нематериальной, ибо материя есть источник всех изменений, она является чистой формой; ■ духовная сущность; ■ является разумом; ■ является единым; ■ является совершенным; ■ являясь неподвижным, приводит мир в движение. Таким характеристикам соответствует Абсолют, Бог. Таким образом, через понятия формы форм, первопричины Аристотель приходит к обоснованию существования Бога и к определению его природы. В своей психологии Аристотель выстраивает «лестницу живых существ», в которой представлена иерархия видов души, начиная с самой низшей и заканчивая высшей: 1) растительная душа, которая связана с воспроизведением и питанием. Растения обладают только растительной душой; 2) животная душа, которой обладают, прежде всего, животные. Животные также обладают и растительной душой; 3) разумная душа, особенностью которой является способность рассуждения и размышления. Этим видом души обладает только человек, при этом у человека есть и растительная, и животная души. Этика и политика (учение о сущности и задачах государства) занимают важное место в учении Аристотеля. Человек — это существо общественно-политическое: «человек — по природе [существо] общественное». Этика понимается античным философом как «учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной; она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида». Целью нравственной деятельности человека выступает достижение человеком высшего блага, реализация им смысла своей жизни, а это значит, что человек должен способствовать развитию своих внутренних способностей, душевных задатков и качеств. Человек представляет собой единство души и тела. Разум и чувства — свойства человеческой души. Разум должен преобладать над чувствами в том случае, если человек стремится к самосовершенствованию. Человек должен подчинять чувственные влечения господству разума для целесообразного образа жизни и правильных поступков. Именно познавательная деятельность, то есть деятельность разумной части души, согласно Аристотелю, способна выработать в человеке правильное направление жизни и нравственных деяний. В отличие от Платона Аристотель указывает, что не существует блага самого по себе, за исключением чистого мышления и Бога. Благом называются разные категории (качества, количества, отношения и др.). В категории качества благо — это добродетель, в категории количества — это мера, в категории отношения — полезное, в категории времени — удобный случай, в категории пространства (места) — приятное местопребывание и т.д. Науки о благе как таковом не существует, но имеются отдельные науки, изучающие благо применительно к той или иной сфере деятельности: если речь идет о войне, то изучением блага занимается стратегия, если о болезни, то благо изучается врачеванием и т.д. Идея блага Платона понимается Аристотелем как бесполезная для отдельного человека, поскольку знание ее не сможет сделать поступки людей более нравственными: «иметь знание о добре и зле и пользоваться им — не одно и то же». Идее блага как абстракции Аристотель противопоставил реальное благо — «это благо, достижимое человеком, т.е. осуществленное в его действиях и поступках». Чтобы жить добродетельно, недостаточно только знать, что такое благо. Деятельность разума должна быть дополнена такими качествами души, как желание и воля, которые сопряжены с разумом. И добродетели разума (диагностические или интеллектуальные), и этические (нравственные или волевые) добродетели не даны человеку изначально, а могут быть приобретены. Важную роль в этом играет воспитание и научение той или иной добродетели. Невозможно стать добродетельным, например, мужественным, не имея навыка этой добродетели, то есть не имея привычки, практики мужества. При этом диагностические добродетели (разумность или мудрость, и рассудительность или практическая мудрость) вырабатываются в процессе обучения, а этические добродетели, то есть добродетели характера (мужество, умеренность, щедрость, правдивость и т.п.) — в процессе воспитания привычки. Человек должен стремиться к выработке и развитию различных добродетелей, но высшими Аристотель считает диагностические добродетели. Именно этот вид добродетелей способен привести человека к прекрасному и божественному. Отсюда Стагирит полагает философию в качестве наиболее ценного и полезного рода занятия и науки. Занятия философией приносят истинное наслаждение и подлинное блаженство. Именно деятельность созерцательная признается Аристотелем самой приятной и более независимой, чем деятельность общественно-политическая. В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу как конечной цели. Целью человека является счастье, поэтому оно и объявляется Аристотелем высшим благом. Человек сам является творцом своей судьбы и только от него зависит (а не от Бога, Рока или Судьбы), насколько близко он сможет подойти в этой конечной цели, то есть к высшему благу. Жизнь человека — это всегда разумная деятельность, то есть деятельность, сообразная с добродетелью, направленная на благо. «Человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели...». Согласно Аристотелю, приобретение нравственного характера — долгий процесс, требующий опыта, обучения, воспитания и времени. Хотя Аристотель говорит о единстве человеческой природы для всего человечества, люди различны: по характеру, по темпераменту, по способностям, по потребностям, по телосложению и т.д. Это многообразие особенностей людей дополняется еще и зависимостью человеческих проявлений в их целостности от общества и принятых в нем общественных нравственных норм. «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Философская система Аристотеля охватывает практически все виды знаний. Идеи, посвященные государству и обществу, рассматриваются им в работе «Политика». Основная цель данной работы — теоретическая разработка представлений о совершенном полисе. Для этого Аристотелю приходится исследовать полис в том виде, в котором он существовал в его время, потому что любые теоретические построения, согласно Аристотелю, должны соотноситься с действительностью: «...можно строить предположения по своему желанию, но при этом не должно быть ничего заведомо неисполнимого». Невозможно говорить об идеальном государственном устройстве безотносительно к конкретному государству. Теоретические воззрения в сфере государства не должны быть оторваны от многообразной социальной и политической реальности. Полис является высшей формой социальной организации людей, поэтому он должен способствовать счастливой жизни людей, под которой Аристотель понимает жизнь в соответствии с добродетелью. «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Аристотель подчеркивает естественный характер происхождения государства. Государству как форме общественного устройства исторически предшествуют семья и «селение». Но телеологически государство «по отношению к ним выступает как их конечная цель, то есть возможность государства была заложена в человеке с самого начала, ведь человек «по своей природе существо политическое». Государство оказывается важнее отдельного индивида и семьи, поскольку оно соответствует целому, а индивид и семья — части, а часть не может предшествовать целому. Аристотель представляет типологию, или классификацию, форт государственного устройства, включающую в себя шесть видов: царская власть (монархия), аристократия, полития, тирания, олигархия и демократия. Аристотель усматривает зависимость между добродетелью правителя и типом государственного устройства. Первые три оцениваются греческим философом как правильные, поскольку в них проявляется надлежащая добродетель, остальные — как неправильные, поскольку в них отсутствует добродетель. Монархия определяется как правление одного, имеющего в виду общее благо; аристократия — правление немногих лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; тирания — правление одного, руководствующегося собственной выгодой; олигархия — правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде; демократия — правление большинства неимущих, исходящее только из интересов этих неимущих. В силу ряда условий вырождение монархии приводит к установлению тирании. Аристократия превращается в олигархию, когда правителями становятся наиболее богатые, озабоченные собственным благополучием. Таким же образом полития соотносится с демократией. «Обобщающим движущим принципом аристократии служит добродетель, олигархии — богатство, а демократии — свобода. Ее отрицательность выражается в неустойчивости при этом строе порядков и законов государства. Но демократия и олигархия — наиболее распространенные формы полисного устройства (хотя немало и всякого рода переходных)». Аристотель не отрывает эти виды государственного устройства от действительности. Но они являются в определенном смысле абстракциями, поскольку в реальном историческом процессе Аристотель усматривает смешение различных видов государственного устройства внутри одного государства, а также существование промежуточных форм между царской и тиранической властью — аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и т.д. Последние две книги «Политики» содержат учение об идеальном государстве, которое, согласно Аристотелю, не должно быть оторвано от реальной политической действительности и которое обладало бы возможностью реального воплощения в действительности. Совершенное государственное устройство близко типу, который у Аристотеля назван аристократией. Данный тип государства должен обеспечивать государству счастливую жизнь, а значит, должен соответствовать добродетели, поэтому и населять его должны такие категории граждан, образ жизни которых способствует развитию добродетели. К числу таких граждан относятся те, кто в молодости были воинами, а в более зрелом возрасте становились правителями, судьями и жрецами. Из числа таких граждан исключаются ремесленники, земледельцы и торговцы. Земледельцами могут стать, с одной стороны, рабы, не принадлежащие к одному племени и не отличающиеся горячим темпераментом, с другой стороны, варвары, то есть люди, проживающие за пределами Европы. Кроме этого государство с помощью законов должно выполнять нравственно-воспитательную функцию (это и основная цель политики): привлекать граждан к добродетели и побуждать к прекрасному. Для хорошего общественного воспитания необходимы законы. Совершенное государство должно иметь определенное количество населения, определенные размеры и удобное положение относительно моря. Граждане должны быть обеспечены пропитанием. Вся земля должна быть разделена на общественную и частновладельческую. Нормально и правильно функционирующее государство может быть создано только благодаря знаниям и сознательному планированию. Государство, по Аристотелю, состоит из множества частей. Прежде всего, это население государства, то есть люди, различные по способностям, внутренним качествам, социальному положению, занимаемому в обществе, уровню достатка, частной собственности и роду деятельности. Гражданина Аристотель определяет как человека, участвующего в суде и управлении, а также как человека, проходящего военную службу и служащего богам. Но в зависимости от типа государственного устройства в разных государствах разные слои населения могут считаться гражданами. Земледельцы, ремесленники, торговцы, а тем более рабы, не являются полноправными гражданами государства. Эта идея обусловлена важной ролью интеллектуальной деятельности в античном обществе, а также положениями Аристотеля о диагностической добродетели как высшей в нравственном становлении человека. Таким образом, деятельность продуктивная противопоставляется деятельности умственной, как наивысшему роду деятельности человека. Важной функцией государства выступает экономическая. Формой государственного устройства являются выполняемые им воспитательно-нравственные функции, материей же — экономические отношения. Аристотель не просто не отрицает частную собственность, но считает наличие ее у человека выражением свойственного ему изначально, данного от природы себялюбия. Также для приобретения потребительских благ Аристотель выступает за использование денег, которые «используются экономически, для ведения хозяйства (в этом и ближайший смысл данного грекоязычного термина)». Распределение различных благ в обществе ориентировано на качественность заслуги, достоинство, положение того или иного индивида.
Схема 2.2. Античная философия: период высокой классики
Эллинистический период античной философии Этот период начинается с III в. до н.э. Это время походов Александра Македонского, что повлекло за собой влияние чужих культур на греческую философию. Основные идеи этого периода разрабатывались еще в Афинах на рубеже IV и III вв. до н.э. Но начиная со II в. до н.э., афинское философское общество начало терять свое влияние, а в Риме и в Александрии появились новые центры. Философия перестала быть единственной наукой, она подверглась разделению на три части: логика (теория познания), физика (теория бытия) и этика (теория блага). Причем приоритет в этот период отдавался этике. Данный этап античной философии представлен учениями стоиков, эпикурейцев и скептиков. Основными представителями этого течения в античной философии являются Зенон из Китиона и Марк Аврелий (Рим). Онтологические идеи стоиков заключаются в том, что мир имеет целостное строение и является материальным, но в то же время божественным и живым. В основе онтологических представлений — материалистический монизм, проникнутый идеями гилозоизма и пантеизма. Стоицизм — это, прежде всего, этическое учение, в котором разрабатывается понятие мудреца. Только мудрец может быть счастливым. Стоики придерживались эвдемонизма в своей этике. Что значит счастье для стоиков? Исходное положение стоицизма в обосновании своих этических положений — это то, что невозможно быть уверенным в счастье, пока есть зависимость от внешних обстоятельств. Для того чтобы стать счастливым, можно пойти по одному из двух путей: или овладеть внешними обстоятельствами, или быть независимым от них. Овладеть внешними обстоятельствами человек не в силах, поэтому остается второй путь — стать независимым. Если нет возможности властвовать над миром, необходимо научиться властвовать над собой. Мудрец должен заботиться о своем внутреннем мире, чтобы научиться властвовать над собой. Он должен стремиться к внутреннему благу, которое понимается как добродетель. Ценя добродетель и только добродетель, мудрец независим от любых обстоятельств, которые могут возникнуть; тем самым он обеспечивает себе счастье. Добродетель отождествлялась со счастьем, и в добродетели усматривалось единственно истинное благо. Добродетельная жизнь мудреца — это и гармоничная жизнь в соответствии с природой, потому что природа гармонична, разумна, божественна. Жизнь в соответствии с природой обеспечивает человеку свободу, независимость от внешних обстоятельств, несмотря на то, что в мире господствует необходимость. Добродетельная, гармоничная с природой и свободная жизнь понимается стоиками так же, как и разумная жизнь. В основе природы всего мира и природы человека лежит разумное начало, поэтому не эмоции и страсти должны управлять человеком, а разум, который также управляет Вселенной. Эмоции, чувства не позволяют достичь блага, от них необходимо избавиться. Мудреца характеризует апатия, беспристрастность. Исходя из этих представлений, мудрец стоиков — это человек разумный, добродетельный, свободный, счастливый, богатый, потому что обладает тем, что наиболее ценно. Противоположностью мудреца является безумец — злой и несчастливый человек, раб и бедняк. Эпикуреизм. Это течение античной философии получило название от имени своего основателя Эпикура. Эпикуреизм, также как и стоицизм, в большей степени этическое учение, занимавшееся рассмотрением проблем счастья, добра, удовольствия и т.п. Исходный тезис эпикуреизма заключается в том, что счастье — это наивысшее благо (эвдемонизм). Счастье основывается на наслаждении, а несчастье состоит в страдании. Такая позиция получает название гедонизма — моральный принцип, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Для счастья нужно отсутствие страдания, этого достаточно, чтобы ощущать удовольствие. Естественное состояние человека состоит в том, что он ничего хорошего и ничего плохого не встречает на своем жизненном пути, а это уже приятное состояние, поскольку сам процесс жизни, сама жизнь являются радостью. Жизнь есть благо, единственное, которое дано нам в собственность. Это врожденная радость, о которой не надо заботиться, мы носим ее в себе. Пусть лишь тело будет здоровым и душа спокойной, тогда и жизнь будет прекрасной. Но человеческая жизнь ограничена временем. Поэтому в нашей настоящей жизни мы должны получать как можно больше блага и удовольствия, по мнению Эпикура. Для получения удовольствий (физических и духовных) должны быть выполнены два условия: необходимо иметь потребности и необходимо, чтобы они были удовлетворены. Поэтому тот, кто имеет меньше потребностей, тот получает больше всего удовольствия. Человеку следует вырабатывать в себе искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те из них, которые не влекут за собой страданий. Эпикур не отрицал важности как физических, так и духовных удовольствий. Физические удовольствия более значимы, поскольку духовные не могут существовать без них. Но духовные удовольствия сравнимы с высшим благом, так как доставляют больше удовольствия. Добродетель и разум — два условия, чтобы быть человеку счастливым. Разум необходим для счастья, для того, чтобы удачно выбирать между удовольствиями, а также для того, чтобы управлять мыслями. Мысли часто ошибочны и вызывают заблуждения и страхи, которые нарушают покой человека и делают его счастье невозможным. Нет худшего страха, чем тот, который вызывает мысль о всемогущих богах и неизбежной смерти. Избавиться от этого страха можно, исследовав природу. Природа у эпикурейцев предстает как совокупность материальных тел, состоящих из атомов. Ничего кроме тел и пустого пространства не существует. Движение тел осуществляется за счет воздействия материальных тел друг на друга, поэтому в материальном мире не существует никаких богов, которые бы обеспечивали движение тел, первотолчок, существование всей природы. Боги Эпикура обитают в потустороннем мире — в благом и нерушимом покое, они не вмешиваются в судьбы мира. Так как боги не принимают участия в судьбе мира, то это освобождает человека от необходимости их бояться. У человека нет оснований испытывать страх перед богами. Но у человека нет оснований бояться и смерти. Душа человека, как и тело, является материальной структурой. Страхи и эмоции человек испытывает только там, где есть чувственные ощущения, добро и зло есть только там, где есть чувственные ощущения. Смерть приносит конец чувственным ощущениям. Поэтому страх смерти отсутствует у тех, кто убежден, что после смерти нет страданий. Только земная жизнь имеет значение, поэтому, проживая ее, следует, как можно больше получить удовольствий и счастья. Пока мы существуем — нет смерти, а когда есть смерть — нас нет. Скептицизм. Основные представители скептицизма: Пиррон, Секст Эмпирик. Время развития этого направления в античной философии IV—III вв. до н.э. Скептики называли себя «воздерживающимися от суждений». Только подобная, скептическая, позиция обеспечит счастье, даст спокойствие, а счастье заключается в спокойствии. Пиррон ставил три принципиальных вопроса: 1) Какими являются качества вещей? 2) Как мы должны вести себя по отношению к вещам? 3) Каковы следствия нашего поведения по отношению к ним? И давал такие ответы: 1) Мы не знаем, каковы качества вещей. 2) В силу этого мы должны воздерживаться от суждения по их поводу. 3) Это воздержание дает покой и счастье. Мы не можем знать самих вещей. Мы можем только испытывать воздействие этих вещей на наши органы чувств, поэтому мы можем знать только наши ощущения. Мы не можем знать причин явлений, поэтому все суждения о них не являются истинными. Мы также не можем ничего знать о божестве, знания наши о богах противоречивы: кто-то считает божество телесным, кто-то бестелесным, кто-то имманентным, кто-то трансцендентным. Если божество совершенно, то оно неограниченно, если неограниченно, то неподвижно, если неподвижно, то бездушно, а если бездушно, то несовершенно. Если божество совершенно, то оно должно обладать всеми добродетелями. А некоторые добродетели (например, терпение в страдании) является проявлением несовершенства, так как лишь несовершенство может подвергаться сомнению. В этике также не существует однозначных мнений относительно того, что же есть благо. В конечном счете, благо, как и зло, как и Бог, как и природа, непознаваемо: каждый имеет о них свое собственное представление. Исходя из всего этого, единственно приемлемая и разумная позиция заключается в воздержании от суждений. Последний период античной философии (I-IV вв. н.э.) Философия этого периода Античности определяется как философия на основе религии. Важнейшее направление этого периода неоплатонизм; основной его представитель Плотин. Неоплатонизм часто называется последней великой философской системой Античности. Люди стали искать смысл и цель жизни в ином мире. Жажда вечной жизни и освобождения от рабства и земной бренности овладела их помыслами. Исчезла удовлетворенность собственными силами, стало повсеместным ожидание помощи со стороны сверхъестественных существ, божества. На это повлияли и социальные факторы, и влияние с Востока иной религиозной культуры. Согласно представлениям неоплатоников, земной мир происходит от идеального божественного мира. Бытие — это процесс постоянного становления. Существует единое устойчивое бытие, которое развивается и в процессе своего развития приобретает разнообразные виды. Выделяющиеся виды бытия являются истечениями бытия, или эманацией. Мир — это истечения все новых и новых состояний бытия. Каждый новый вид бытия обладает меньшим совершенством и происходит только от иного, более совершенного состояния. Под совершенным бытием понимается Абсолют, чистое Единое, которое не есть ни дух, ни мысль, ни свобода, поскольку дух, мысль, свобода имеют противоречия. Абсолют стоит над любым совершенством; он выражение прекрасного, блага, истины, единого. Именно Абсолют является источником таких видов бытия, как дух, душа и материя.
Схема 2.3. Античная философия: поздняя классика Душа человека имеет две части: низшую часть (выполняет растительные и животные функции, к этой части относятся все несовершенства и грехи) и высшую часть. Высшая часть должна быть полностью свободной от телесных пут и любых несовершенств. Существуют два пути души: вниз и вверх. Вниз как обычная эманация, то есть опускание ее к телесной части души. Это обычный путь уменьшения совершенства бытия. Путь вверх душа может пройти разными способами — познание, искусство или добродетель. Познание как приближение к Абсолюту не есть познание с помощью чувств или разума. Плотин обращается к особой способности разума — к интуиции. Интуиция здесь не познавательный акт, а нравственное действие. Интуиция понимается как экстаз, «восторг», только таким путем возможна связь с Абсолютом. Путь души посредством искусства возможен в труде художника, который есть божественный отблеск и способ уподобления Божеству. В неоплатонизме теория искусства и прекрасного становится существенным элементом философской системы. Вопросы и задания: 1. Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать? 2. Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему? 3. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему? 4. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему? 5. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Был ли это материализм? 6. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется философское учение, основанное этим мыслителем? 7. Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода? 8. Объясните понятие метафизики по Аристотелю. 9. Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т. п.? 10. Процесс развития научного познания приводил к отделению от философии частных наук. Означает ли это, что объем предмета философии сужался?
|