Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поражение египтянина
В 1970 году газетный обозреватель Лестер Кинсольвинг (рукоположенный епископальный священник) «вскрыл», что 32 года назад Кэтрин Кульман вышла замуж за Барроуза А. Волтрипа, а затем развелась. Лестер не мог понять, однако, что хотя Кэтрин и пыталась похоронить эту неудачную главу своей жизни, она не стыдилась ее. «Поскольку эта ошибка была исповедована, она уже находится под действием крови Иисуса, — говорила она мне после опубликования статьи. — Но, к сожалению, господин Кинсольвинг ничего не знает о прощении Иисуса». Это, пожалуй, был единственный случай, когда Кэтрин, хотя бы и в личном разговоре, говорила что-то против того, кто нападал на нее. Кинсольвинг, со своей стороны, показал свою библейскую безграмотность, назвав ее дар слова знания «телепатией», насмехался над ее ораторским стилем, называя его «невероятной сентиментальщиной». Кэтрин быстро набросала извинительное письмо, хотя священник-перебежчик и не собирался просить у нее прощения: «Я всегда буду помнить две вещи — Вашу любезность, что Вы нашли время прислать мне личное уведомление и Ваш сердечный смех (однажды) во время нашего интервью в офисе. Помня эти два случая, я могу простить Вас за все. Статья не была обидной, и я лишь сожалею, что не могу использовать высокий слог, как это делаете Вы, моя речь остается и всегда будет оставаться на сентиментальном уровне». Открытость Кэтрин и ее любовь обезоруживали даже тех, кто нападал на нее. И хотя журнал «МС» — печальный орган «Движения за права женщин» — писал о ней с презрением, другие периодические издания, такие как «Тайм», смотрели дальше и видели в ней искру Божью. Отвечая критикам, Кэтрин любила вспоминать одну из ее «папиных историй». Однажды, говорила она, папа проходил через вращающуюся дверь, «вертушку». Какой-то пьяница стал петушиться и оттолкнул его. Человек, стоявший рядом, сказал: «И Вы собираетесь позволить ему уйти просто так?» На что Джо Кульман, бывший мэром и самым богатым человеком в городе, тихо ответил: «Я могу позволить себе такую роскошь». Таково было и отношение Кэтрин к подобным вещам: «Я могу позволить себе дать им уйти просто так. Как Иисус не отвечал, судившим Его, так и я верю, что мой Небесный Отец достаточно велик, чтобы разобраться с любой ситуацией». Но все же в 1938 году, похоже, даже Бог не был достаточно велик, чтобы «обуздать» Свою упрямую рыжую подручную. Ибо тогда она твердо решила все в своей жизни делать, как ей захочется, невзирая на то, что Бог или Его люди подумают об этом. Брак Кэтрин с Барроузом Волтрипом, который ради ее любви оставил жену и детей, был больше чем просто ужасной ошибкой. Это был грех — бунт против Бога. В то же самое время это было также суровое испытание — подобно тому, как Моисей, поразив египтянина, вынужден был бежать в землю Мадиамскую, — и это испытание привело Кэтрин к ее полному подчинению совершенному Божьему плану для ее жизни. Невозможно писать о Кэтрин Кульман, ничего не написав о Боге. Ее жизнь не принадлежала ей самой. Вполне вероятно, что она была дочерью предначертания. Избранной. Посвященной стать Его особым инструментом. И поскольку она предпочла, ввиду некоторых черт своего характера, делавших ее упрямой, бунтовать против Божьего плана для ее жизни, то Бог просто надавил, и она была вынуждена подчиниться Его повелениям. У Бога есть способ взять наше бунтарство, наши грехи, наше позорное неповиновение и переплавить все это в будущую силу и гибкость. Так, когда Кэтрин осознала позднее, что согрешила, она также поняла, что поскольку она все еще бродит по долине мрака, то сможет лучше увидеть Крест и понять значение собственного искушения. Ибо, несмотря на все это, даже когда она «убивала египтянина» и когда путешествовала по ужасной пустыне, созданной ее неповиновением, все же и тогда рука Божья была на ней. Все в церкви в Денвере пытались отговорить Кэтрин от брака с Барроузом Волтрипом. И никому это не удалось. Волтрип впервые приехал в «Скинию пробуждения Денвера» в 1937 году. Он приехал по рекомендации Фила Керра, радиопроповедника, и пробыл там почти два месяца. Ему было 38 лет — на восемь лет больше, чем Кэтрин. И он был, как позднее написала она сама, самый красивый мужчина, какого она только видела. Хорошая внешность и хорошие проповеди были удачной комбинацией, и Кэтрин пригласила его снова осенью того же года. В тот раз его жена, Джесси, и два его сына, шести и восьми лет, приехали вместе с ним. Ходили разговоры в то время, что Джесси чувствовала себя неуютно со своим статным темноволосым мужем, который проводил время с рыжей длинноногой Кэтрин. Она хотела быть поблизости, чтобы присматривать за мужем и за Кэтрин. Люди в Денвере находили, что Джесси Волтрип тиха и скромна — идеальная жена для разъезжающего проповедника. Но что-то произошло во время второго визита Волтрипа в Денвер. Дело это темное. Госпожа Волтрип забрала детей и вернулась в Остин. Им было пора идти в школу. А месяцем позже Волтрип написал ей письмо, сообщая, что он не приедет домой. В Денвере же он, однако, объявил, что Джесси ушла от него. Он говорил, что умолял ее остаться, но она отказалась. Обвинив ее в их разрыве, он отправился на север от Мейсон-Сити, в штат Айова, рядом с границей с Миннесотой. Люди в Мейсон-Сити были в восторге от его проповедей. Они уговаривали его остаться и начать работу, похожую на ту, что вела Кэтрин в Денвере. Это было незадолго до того, как Волтрип получил большое здание, которое он отремонтировал и назвал «Радио-церковь», и с тех пор он также использовал ее для ежедневных радиопередач. В начале 1938 года Волтрип сделал публичное заявление, что он будет поститься, пока не получит 10 тысяч долларов, необходимые для окончания работ в «часовне». Для поддержки в «выбивании» денег он пригласил группу пробуждения для проведения собраний в почти отремонтированном здании. Его помощниками стали: Гарри Д. Кларк, руководивший пением, Эллен Галлифорд за пианино и проповедница Кэтрин Кульман. Кэтрин, которую тогда называли «величайшая женщина-проповедник в Америке», будоражила целые толпы. А ее проповедь в пятницу вечером «Разыскивается человек», была освещена репортерами в «Глоуб газет». На следующее утро передовицы приветствовали читателей словами: «Молодая евангелистка-блондинка прибыла в Радио-церковь». Подзаголовок гласил: «Она подхватит его работу, пока Волтрип продолжает свой пост, чтобы собрать 10 тысяч долларов». Газетные репортеры схватили самую суть дела: «Привлекательная молодая женщина, почти шести футов роста, со светлыми вьющимися волосами и смеющимися глазами, приехала в Мейсон-Сити, чтобы помочь евангелисту Барро- узу А. Волтрипу в его кампании в Радио-церкви». «Здесь нет какой-либо постоянной или романтической связи, — писала газета в следующем абзаце, — но госпожа Кульман утверждает, что она не хочет уезжать, пока ему нужна ее помощь здесь». История продолжалась: «Когда репортер выразил удивление, что такая молодая и привлекательная женщина все еще остается незамужней в возрасте 25 лет, она улыбнулась и затем на секунду задумалась, прежде чем ответить: «Возможно, мужчины нашли бы это чересчур напряженным — быть женатым на женщине с моим расписанием работы», — сказала она, смеясь». Можно предположить, читая пожелтевшие вырезки из январского номера «Глоуб газет» за 1938 год, что Кэтрин тогда уже начала привирать насчет своего возраста. На самом деле ей уже был почти 31 год, но по какой-то причине ей казалось, что будет лучше, если ее последователи будут считать ее моложе. Это была необъяснимая черта ее характера, которая оставалась с ней до самой смерти. Даже когда ей уже было за шестьдесят, она все еще настаивала, чтобы ее радиовыступление предварялось такими словами: «А сейчас — Кэтрин Кульман, та молодая женщина, которую вы ждали». Когда репортеры «пытали» ее о возрасте, она обычно смеялась и говорила: «Ну, пишите просто — за пятьдесят». Когда же ее припирали к стене, требуя точной цифры, она уходила от ответа. Ее близкие оправдывали ее действия правом женщины скрывать свой возраст. Кэтрин вернулась в Денвер, но лишь после того, как она и Барроуз выработали план их женитьбы — его развод уже был предрешен. Эллен Галлифорд видела, что этим кончится, еще задолго до того. «Она начинала чувствовать, что жизнь проходит мимо, — говорила Эллен близкому другу, — что она может упустить наслаждение совместной жизни с мужчиной». Эллен замечала, что Кэтрин начала меняться. Ее проповеди, когда-то такие динамичные, становились слабыми. Казалось, с сожалением вспоминала Эллен, словно Бог оставил ее саму по себе. У нее еще было довольно силы и личного обаяния, чтобы продолжать все самостоятельно, чтобы дурачить людей какое-то время. Но более наблюдательные члены общины начали осознавать, что «их Кэтрин» уже не была прежней. Упрямая, она была настроена идти своим путем, даже если это означало полное разрушение ее служения. Но Кэтрин еще не понимала этого. Она часто говорила с А. К. Андерсоном, мудрым отцом Милдред, Люсиль и Байни — «Трио Андерсон». Фактически, Кэтрин проводила большую часть своих отпусков, Рождество и День Благодарения на даче Андерсонов. У нее была особая любовь к матери Андерсон, и не раз Кэтрин вспоминала, что господин Андерсон сыграл важную роль в восполнении утраты ее отца. Но как только речь заходила о Барроузе Волтрипе, Кэтрин никого не хотела слушать. Она настаивала, что жена Волтрипа покинула его, а это означает, что он свободен и может жениться вновь. Кто-то дал Барроузу книгу, которую он затем передал Кэтрин. Эта книга проповедовала идею, что мужчина и женщина не женаты в глазах Бога, если они не любили друг друга, вступая в брак. На основе этой странной доктрины Волтрип и оправдывал свой развод, говоря, что он никогда не был женат в глазах Бога (хотя у него было двое детей) и что он свободен жениться на Кэтрин. На самом деле, он утверждал, что поскольку он не любил свою жену, то он «жил в грехе», и вот теперь он раскаялся и начинает праведную жизнь. И, таким образом, теперь, как он говорил, он сможет следовать тому Божьему плану, который все время был у Бога для него, — жениться на стройной молодой рыжеволосой женщине из Денвера. «Ничего хорошего из этого не выйдет», — предупреждал Кэтрин А. К. Андерсон после того, как Барроуз уехал из Мейсон-Сити. Он говорил ей это, когда они вдвоем ужинали в доме Андерсонов. Но Кэтрин никого не слушала: ни Андерсона, ни Эллен, ни даже Э. Ф. Хьюитта, который просил ее не выходить замуж за Волтрипа. Андерсоны нанесли специальный визит в Мейсон-Сити, пытаясь урезонить Волтрипа. Они обнаружили, что никто из жителей Мейсон-Сити не знал, что он уже был раньше женат. Волтрип приехал в отель, где остановились Андерсоны, и проговорил с ними до двух часов утра. Временами реплики становились накаленными и даже враждебными. «Если я смогу убедить семью Андерсон, — взорвался Волтрип, — то я смогу завоевать Денвер». Но ни Андерсоны, ни другие люди в Денвере не могли принять то, что этот брак якобы был частью Божьего плана. Все, что они могли, — это надеяться и молиться, что Кэтрин как-то придет в себя до того, как она совершит необратимое, что разрушит ее служение, над которым они так много трудились. Кэтрин была одиночкой. Она не принимала советов от тех, кто окружал ее. Подчинение, особенно человеку или группе людей, было не ее учением. «Каждый христианин должен слышать прямо от Бога, — говорила она. Религия опутывает тебя, а христианство освобождает. Подчинение людям — это путы. Я хочу быть свободной и хочу позволить Богу прямо говорить со мной». Если Кэтрин и имела какую-то большую слабость в ее долгой и плодотворной карьере, то это было ее нежелание подчиняться Божьим людям вокруг нее. Моисейподчинялся старейшинам. Апостол Павел учил христиан подчиняться «один другому». Но, по какой-то странной причине, эта идея пугала ее. Кэтрин никогда не смогла увидеть, что послушание не отберет ее прав перед Богом и не превратит ее в подобие марионетки, которая подпрыгивает лишь тогда, когда другой дергает за веревочку. В подчинении она могла бы найти необходимый контроль и баланс для принятия решений в своей личной жизни. Если бы она подчинилась в 1938 году, то она не разрушила бы свое служение. Но, упрямая и независимая, она устремилась вперед, настроенная все делать по-своему. Впрочем, все это является непостижимой истиной. Часто Божий план может быть разрушен неповиновением человека, но тогда должен быть изобретен другой план, который в умелых руках всемогущего Бога оказывается еще лучше, чем первый. Много лет потребовалось, чтобы в жерновах Бога перемолоть бунтарство Кэтрин в послушание, но когда работа была сделана, когда «большая волна» вернула ее к берегу, когда куст загорелся и голос Бога стал снова направлять ее, тогда она была готова к действию. А в промежутке, однако, была пустыня, пучина моря, темнота отлучения от Бога. Несмотря на все это, она постепенно доедала запретный плод. Стоя перед своей общиной в Денвере, Кэтрин объявила на воскресном богослужении 15 октября, что Бог открыл ей новый план. Она и Волтрип решили объединить свои служения. Штаб-квартира должна быть в Мейсон-Сити, в штате Айова. Она и Волтрип будут постоянно ездить в Денвер для проведения собраний — 800 миль. «Вместе мы оба сможем сделать гораздо больше, чем каждый порознь», — провозгласила она. Хотя она и не обмолвилась о замужестве, все, похоже, уже знали об этом. Мрачная тишина повисла в зале. Слухи, которые ходили о том, что Волтрип разводится со своей женой, чтобы жениться на Кэтрин, — все они оказались правдой. Женщины начали всхлипывать. Несколько человек из хора встали и вышли. Мужчины сидели с каменными лицами на скамьях, смотря на Кэтрин с сомнением. Как - она могла сделать это? Эта женщина, которая читала такие чудесные проповеди о чистоте и святости. Эта женщина, которая была образцом порядочности и духовного сопереживания. Неужели все, что она проповедовала, было мифом? Неужели она была неспособна следовать за Господом так, как она старательно побуждала их следовать за Ним в течение последних пяти лет? Где же была внутренняя сила? Мощь? Другие могли согрешить и отпасть от Бога, но только не их лидер. Поскольку ей много было дано, то с нее много и спрашивалось. Она избрала трудную жизнь. Никто не сомневался в этом. Все знали, чем она пожертвовала. Браком, детьми. Только чтобы наладить служение в Денвере. И все это бросить? И от всего отказаться ради разведенного мужчины, оставившего жену и двоих детей? Поступок не стоил того. «Нет, Кэтрин, не говорите так. Не делайте этого. Пожалуйста!» — это была Эллен Галлифорд, сидевшая за пианино, ее лицо было мертвенно-бледным, а глаза полны слез. Эрл Хьюитт, управляющий делами Кэтрин и заместитель по проповедям, уронил голову на колени. Он был разбит. Господин Андерсон сидел молча. То, чего он так боялся, произошло. Кэтрин театрально помахала руками и попыталась не придавать этой ситуации значения. «Разве вы не понимаете? — сказала она с деланным весельем. — Я не покидаю вас. Я еще вернусь». Но именно Кэтрин-то и не понимала. Люди думали не о ней, а о служении и знали, что, если она последует своему «твердолобому» плану, все будет потеряно. И в тот момент они видели ее, стоявшую перед ними, лишенную Божественного помазания и еще не осознавшую этого. Она была подобна Самсону, который был уже острижен, но вышел принять вызов филистимлян, «...а не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16: 20). Собрание кончилось крахом. Кэтрин уходила через боковую дверь. На следующий день рано утром она села на поезд в Де-Мойн, где Волтрип встретил ее и подвез до Мейсон-Сити. Они подали документы на вступление в брак, и она написала, что ей будет 26 лет в ближайший день рождения, хотя на самом деле ей уже был 31 год. 18 октября 1938 года она была обвенчана в Радио-церкви Волтрипа методистским священником, преподобным Л. Э. Ворд- лом из Свейдейла, расположенного поблизости. Только два человека из «Скинии пробуждения Денвера» присутствовали на брачной церемонии — Айна Фукс и Эрл Хьюитт. Перед этим Хьюитт встретился с Кэтрин и объяснил ситуацию. Эллен Галлифорд уволилась из организации Кульман. Она решила остаться в Денвере, чтобы работать с одной из групп, отделившихся от «Скинии». Хьюитт сказал, что Кэтрин больше никогда не пригласят в Денвер. Он предложил ей выкупить ее пай за здание. Она согласилась и вручила ему ключи от своего «царства». Подобно одержимому бесами, она не могла остановиться, раз уж она начала, даже если плата за это уже превысила то, что она могла снести. На середине служения венчания она упала в обморок. Волтрип помог ей подняться. Держа ее за руку, он помогал ей исполнять оставшиеся обеты. Египтянин был поражен, и перед ней простиралась голая пустыня Мадиамская - пустыня, через которую ей предстояло идти в течение последующих восьми лет.
|