Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы индивидуальных собеседований
1. Городская и народная литература периода Зрелого Средневековья. Французские фаблио: типология, герои, сюжеты. 2. Гуманизм в Германии и Нидерландах. Реформация в Германии. 3. Особенности французского Ренессанса. Поэзия Плеяды. Индивидуальное собеседование условно можно разделить на три этапа. Первые два направлены на установление степени владения фактическим материалом, как текстов актуализируемых по теме художественных произведений, так и фактического теоретического и учебного материала по рекомендуемой учебной и монографической литературе. Эту часть индивидуального собеседования можно условно назвать репродуктивной, в качестве дополнительного способа проверить репродуктивные знания студентов можно воспользоваться промежуточным тестированием по данной теме. Третий этап индивидуального собеседования, осуществляющего контроль за самостоятельной работой студента, носит уже эвристический характер и направлен на выявление и развитие аналитических способностей студента. Принимая во внимание то обстоятельство, что разделы дисциплины, предназначенные для самостоятельного изучения, объемны и направлены на освоение нескольких типологически однородных литературных произведений, составляющих единую жанровую парадигму (архаический эпос, героический эпос, комедии Шекспира), либо соотносимых с одним литературным явлением или художественным феноменом (городская литературы средних веков как один из потоков литературы зрелого средневековья, легенда о Тристане и Изольде в различных литературных интерпретациях, литература периода Реформации в Германии), аналитический дискурс должен быть направлен на установление элементов сходства и различия различных литературных памятников и художественных произведений. Сравнительно-исторический анализ необходимо дополнять эволюционным, перспективным, рассматривая развитие того или жанра или художественного явления как в литературном процессе в целом (например, эволюция жанра фаблио на протяжении XIII века), так и в творчестве отдельного писателя (например, эволюция комедии Шекспира или же – элементы комического в поздних романтических произведениях Шекспира и их смысловая и художественные функции). Собственно именно эта эвристическая, аналитическая часть индивидуального собеседование, направленная на формирование научно-исследовательских и аналитических навыков в полной мере отвечает концепции современного образования, строящегося на основе Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения, поскольку не только отвечает задаче формирования профессиональных компетенций, но и носит персонифицированный характер. Вторая форма самостоятельной работы студентов – выполнение контрольной работы. Контрольная работа выполняется по выбранному варианту, включающему три основных вопроса. Предлагается 32 варианта заданий по истории зарубежной литературы Средних веков и 32 варианта заданий по литературе Возрождения. Таким образом, студент может выбрать вариант задания, отвечающий его исследовательским интересам и наклонностям. Кроме того, количество заданий позволяет не повторять в группе один и тот же вариант дважды. Выполнение контрольной работы по предложенным вариантам, включает два этапа. Первый связан с выбором, осмыслением и сугубо самостоятельным выполнением и правильным оформлением контрольной работы. Преподаватель проверяет контрольную работу и выставляет предварительную оценку, которая или подтверждается или же изменяется в сторону повышения или понижения на втором этапе выполнения контрольной работы, а именно, во время ее устной презентации, то есть защиты. Во время защиты контрольной работы студент отстаивает и мотивирует выдвинутые им положения, предлагает дополнительные доводы в защиту своей концепции, приводит более обстоятельные ссылки на компетентные научные и художественные источники. Разумеется, к защите контрольных работ студенты готовятся заранее, в течение недели после объявления результатов. Защита контрольной работы носит публичный характер и осуществляется, как правило, в академической группе. Защита контрольной работы, таким образом, носит диалогическую форму и направлена на активизацию познавательной и интеллектуальной деятельности всех участников процедуры публичной защиты. Самостоятельное научное мышление у студентов-первокурсников только начинает вырабатываться и его формированию способствует выполнение третьего задания контрольной работы, выполняемой по индивидуальным карточкам, первые два вопроса в которых ориентированы на проверку читательского кругозора и реализацию репродуктивных знаний, в то время, как последний направлен на самостоятельный анализ предложенной проблемы. Примерные образцы вариантов заданий контрольной работы: История зарубежной литературы Средних веков: Вариант 3. 1. Прокомментируйте текст. Я не слыхал рассказов Оссиана, Не пробовал старинного вина. Так что же мне мерещится поляна, Шотландии кровавая луна? О. Мандельштам 2. Дайте определение: агиография. 3. Роль сна и мечты в. лирике трубадуров. Вариант 17. 1. Из какого произведения взят данный отрывок? Прокомментируйте текст. И на устах повсюду такое у них слово: «Вот добрый был бы вассал, будь сеньор его добрым». 2. Дайте определение: жалоба. 3. Главные герои «Романа о Лисе». История зарубежной литературы эпохи Возрождения Вариант 2. 1. О ком пишет Дж. Боккаччо: Изгнанника Равенна приютила, Ей - тело, духу - Божья благодать, И зависть пред согласьем отступила. 2. Сонет. Его строфические разновидности. 3. Эволюция образа Панурга. Ее причины. Вариант 16. 1. Кто в этих строчках описывает поиск своего творческого пути: Я, древних изучив, открыл свою дорогу, Порядок фразам дан, разнообразье слогу, Я строй поэзии нашел - и волей муз, Как Римлянин и Грек, великим стал француз. 2. Кто называл себя «темными людьми»? 3. Символика числа в «Божественной комедии» Данте. В полной мере свои методологические, исследовательские и аналитические навыки студенты реализуют при выполнении реферата. Данное задание предназначено только для хорошо успевающих студентов и имеет целью продемонстрировать различные аспекты взаимосвязи русской и зарубежной литературы или же описание и анализ поэтической организации произведения. Таким образом, студенты в русле сравнительно-исторического анализа, а также, опираясь на стратегии описательной и исторической поэтик, выполняют свои первые научные исследования., которые в последующем могут стать основой для курсовой работы, выпускной квалификационной работы, а возможно, и магистерской и кандидатской диссертаций. Темы рефератов: 1. Средневековая литература как один из источников поэтической драмы А. Блока «Роза и Крест». 2.Древнескандинавская литература как один из источников драмы Н. Гумилева «Гондла». 3.Готическая архитектура и русская лирика «серебряного века». 4. Сравнительный анализ «Повести о Петре и Февронии» и легенды о Тристане и Изольде. 5. Хронотоп леса и города в комедии У. Шекспира «Как вам это понравится». 6. Образ Гамлета и русская литература (проза XIX века: М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев). 7. Образ Гамлета и русская лирика «серебряного века». 8. А.С. Пушкин о принципах шекспировкого театра. 9. Переводы 66 сонета Шекспира как факты истории русской литературы. Тестирование проводится как для промежуточного контроля, так и для итогового. Тестирование позволяет осуществить комплексную проверку знаний студентов, так и объективно оценить фактические знания студентов, приобретенные, как в процессе освоения содержания художественных произведений, так и в процессе освоения учебной и научной литературы. Тестирование проводится перед промежуточными аттестациями и в комплексе с оценкой контрольных работ, индивидуальных собеседований, работы на практических занятиях, и самостоятельной работы над рефератом позволяет вывести итоговую оценку аттестующегося студента. Примеры тестов: История зарубежной литературы Средних веков: 1.Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками: - Раннее Средневековье - Зрелое Средневековье - Позднее Средневековье - Y-X века - X-XIII века - XIY-XY века 4.Значительный вклад в изучение средневековой словесности внесли: - М.П. Алексеев - В.М. Жирмунский - Б.И. Пуришев - А.А. Смирнов - С.С. Мокульский - А.Я. Гуревич - А.И. Ревякин - Ю.М. Лотман История зарубежной литературы эпохи Возрождения: 3. Основной проблемой идентификации эпохи Возрождения выступает - Необходимость наличия возрождаемого культурного субстрата (античности) - Идентификация эпохи Возрождения в России - Идентификация эпохи Возрождения на Востоке - Соотношение художественной культуры и философии - Соотношение разных видов искусств 6. Термин эпоха Возрождения вводит -Ф. Петрарка -Дж. Боккаччо - Дж.Вазари - Рафаэль Санти Итогом изучения дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» выступает экзамен, который проводится в форме тестирования и индивидуального собеседования по следующим вопросам: ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
|