Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Античность
1. Предмет и значение античной литературы. 2. Периодизация греческой литературы. Общая характеристика отдельных периодов. 3. Источники изучения античной литературы. 4. Греческое устное народное творчество: песни, басни. 5. Мифология: основные этапы развития. 6. Основные боги греческого пантеона. Отражение социально-родовых отношений в мифах о богах (Зевс, Аполлон, Афина Паллада и др.). 7. Мифы о героях как отражение растущей власти человека над природой. 8. Греческое общество до I тысячелетия до н.э. Историческая основа сказания о Троянской войне. 9. Поэмы Гомера. Отражение в них этапов общественного развития. 10. Идейно-художественные особенности поэм Гомера. 11. Особенности эпического стиля: двуплановость, гиперболизация, архаизация, принцип ретардации, повторы, постоянные эпитеты. 12. Гомеровский вопрос, его основные теории. 13. Народность поэм Гомера. Проблема мира в поэмах. В.Г. Белинский о Гомере. 14. Социальные основы дидактического эпоса. «Труды и дни» Гесиода. 15. Греческое общество во II-I веках до н.э. Социальные основы лирики. 16. Элегия и ямб: основные представители. 17. Мелика: Алкей, Сапфо, Анакреонт. 18. Хоровая лирика. Пиндар: основные жанры его лирики. 19. Социальные основы и происхождение драмы. Аристотель о драме. 20. Древнегреческий театр. Организация драматических представлений. 21. Происхождение трагедии. Ее тематика и структура. 22. Эсхил – «отец трагедии». Трилогия «Орестея» как отражение социальных и политических взглядов Эсхила. 23. Язык Эсхила. К. Маркс о трагедиях Эсхила. 24. Общая характеристика эпохи Перикла и ее основные представители. 25. Софокл, его социальные и политические взгляды. 26. Проблема личности и судьбы в трагедиях Софокла. 27. Драматургическое мастерство Софокла. Искусство перипетии и ее функции. 28. Образ трагического героя в произведениях Софокла: Антигона, Эдип. 29. Еврипид – «философ на сцене». Его политические, социальные и религиозные взгляды. 30. Человек в трагедиях Еврипида. Психологизм изображения. 31. Семейно-бытовые драмы Еврипида («Алкеста», «Ион»). 32. Эволюция метода в греческой трагедии (образ Ореста у Эсхила, Софокла, Еврипида). 33. Тема войны и мира, патриотизм греческих трагиков. 34. Возникновение комедии. Аристотель о комедии. Периодизация этапов развития комедии. 35. Аристофан - " отец комедии". Тенденциозность его произведений. 36. Отражение кризиса полисной демократии в комедиях Аристофана. Его политические и социальные взгляды. 37. Литературные взгляды Аристофана. «Лягушки». 38. Тема войны и мира в комедиях Аристофана. 39. Идейно-художественные особенности комедий Аристофана. 40. Критика софистов; особенности языка; мировое значение творчества Аристофана. 41. Психологизм, индивидуализация характеров в комедиях Менандра. 42. Лукиан - " Вольтер классической древности". Критика религии в произведениях Лукиана. 43. Проза эллинистическо-римского периода. «Параллельные жизнеописания» Плутарха. 44. Греческий роман как качественно новый жанр литературы. 45. «Дафнис и Хлоя» Лонга как классический образец буколического романа. 46. Периодизация римской литературы. Значение римской литературы для западноевропейской литературы. 47. Устное народное творчество и своеобразие римской мифологии. 48. Театр и театральные представления в Риме. 49. Ливий Андроник и начало письменной литературы. 50. Формирование «комедии паллиата» и ее связь с «новой» аттической комедией. 51. Отражение римской действительности в комедиях Плавта. Социальная проблематика комедий Плавта. 52. Плебейская идеология Плавта, связь его комедий с народным театром. 53. Эволюция комедии паллиата в творчестве Теренция. Индивидуализация образов. 54. Проблема воспитания в комедии Теренция «Братья». 55. Роль прологов у Теренция. Связь с комедиями Менандра. Теренций в оценке соврменников и в новое время. 56. Расцвет ораторского искусства в Риме в эпоху гражданских войн. 57. Политическая и творческая деятельность Цицерона. 58. Философское содержание и художественная форма поэмы «О природе вещей». 59. Любовная лирика Катулла; использование народного творчества Катуллом. 60. Общая характеристика эпохи принципата Августа. 61. Вергилий: первый период творчества («Буколики», «Георгики»). 62. «Энеида» как эпическая поэма. Отношение к гомеровскому эпосу. 63. Композиция «Энеиды», прославление воинской доблести и верности в образе Энея. 64. Качественно новые черты эпоса Вергилия, значение поэмы «Энеида». 65. Первый период творчества Горация. «Эподы». Политические взгляды Горация. 66. Политическая тема в «Одах» Горация. 67. Литературные взгляды Горация. «Искусство поэзии». 68. Эволюция жанра элегии в античной литературе (Тибулл, Проперций). 69. Идейный замысел, композиция, стиль «Метаморфоз». А.С. Пушкин об Овидии. 70. Отражение римской действительности в романе Апулея «Золотой осел». Социально-религиозные взгляды Апулея. 71. Вставные части и их роль в романе Апулея. 72. Эпиграмма в античной литературе. Художественные особенности эпиграмм Марциала. 73. Социальные изменения в период Пелопонесской войны; ораторское искусство. 74. Историческая проза. Геродот – «отец истории». 75. «История» Фукидида и ее художественные особенности. 76. Расцвет ораторского искусства в IX веке до н.э. Демосфен. 77. Эстетические взгляды Аристотеля. «Поэтика». Ее восприятие в новое время. 78. Общая характеристика эпохи эллинизма. 79. Новая аттическая комедия. Ее социальная основа, художественное своеобразие. 80. Менандр - крупнейший представитель «новой» аттической комедии. Гуманизм комедий Менандра.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Александрийская поэзия, ее основные представители, жанры. 2. Философские учения эпохи эллинизма: киники, стоики. 3. Образы рабов в комедиях Плавта. 4. Социальные взгляды Лукреция. 5. Критика общественных отношений в «Сатирах» Ювенала. 6. Идейно-художественные особенности исторической прозы Тацита. 7. Ксенофонт: дальнейшее развитие исторической прозы. 8. Философская проза. Демокрит и Эпикур. 9. Платон, идеалистический характер его философии. 10. Политические, социальные взгляды Платона. 11. Аристотель; критика философии Платона.
|