Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейроквантовая теория






(теория нервного кванта, сокращенно NQT) – выдвинутая Г. фон^Бекеши и развитая С. Стивенсом теория работы сенсорной системы, основанная на принципе дискретности субъективного ряда (см. Порог сенсорный).

Согласно NQT сенсорный эффект связан с работой гипотетических функциональных единиц в сенсорной системе – нейроквантов (NQ). Каждый NQ срабаты-



вает по принципу «все или ничего», как только действующее раздражение достигает его порогового уровня. В зависимости от силы раздражения активируется различное число NQ, чем и определяется разная интенсивность ощущений. При этом предполагается, что включение одного дополнительного NQ не может быть отмечено, и, чтобы вызвать ощущение, отличное от прежнего, требуется активация как минимум двух новых NQ. Действующее раздражение крайне редко может быть кратно пороговому уровню NQ. Поэтому в сенсорной системе, как правило, имеется остаточное возбуждение, варьирующее в пределах от нуля до порогового уровня, с которым суммируется вновь поступающее возбуждение. Поскольку для появления сенсорного эффекта необходимо, чтобы это суммарное возбуждение активировало два NQ, а вклад, вносимый остаточным возбуждением, варьирует в указанных выше пределах, то стопроцентное наступление сенсорного эффекта наблюдается там, где величина раздражителя достаточна, чтобы самой по себе активировать два NQ; тогда как впервые отличаться от нуля вероятность сенсорного эффекта начинает там, где величина раздражителя становится достаточной для активации одного NQ. Кроме того, в NQT принимается допущение, что остаточное возбуждение колеблется случайным образом, так что с течением времени все его возможные величины встречаются одинаково часто.

Из всего сказанного вытекают след. особенности функции, описывающей зависимость вероятности появления сенсорного эффекта от интенсивности раздражителя: 1) возрастание вероятности сенсорного эффекта от 0 до 1 изображается на графике прямой линией, в отличие от обычно принятой S-образной кривой (см. Психометрическая кривая); 2) на оси интенсивности раздражителя имеется отрезок, где вероятность появления сенсорного эффекта равна нулю, причем наклон кривой обратно пропорционален длине этого отрезка; 3) отрезок на этой оси, соответствующий вероятности появления сенсорного эффекта, равной 1, всегда вдвое больше отрезка, соответствующего нулевой вероятности. Такие кривые, получившие название линейных психометрических функций, были впервые экспериментально


получены Г. фон Бекеши, далее С. Стивен-сом, Дж. Морганом и Г. Фолькманом, а также рядом др. исследователей.

Однако, в силу того что условием успешного Получения этих функций является подавление всех шумов (как внутренних, так и внешних) до уровня, позволяющего проявиться квантовому характеру изучаемого процесса, полученные упомянутыми исследователями результаты оказались невоспроизводимыми.

Несмотря на это, NQT продолжает оставаться в числе современных пороговых теорий, поскольку сохраняется необходимость дать объяснения тем опытам, где линейные психометрические функции были все же получены и где, как можно предположить, подавление шумов было достигнуто за счет действия каких-то факторов, не попавших в поле зрения исследователей.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА – отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Первые исследования в области Н. относятся ко 2-й половине XIX – началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий (см. Афазия). Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций).

Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны (см. Нейропсихология), и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики (см. Психолингвистика) – с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию – как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию на-



рушеиной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртенэ, Н. Трубецкого я Л. В. Щербы и др.). Нейролингви-стические исследования позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афгзий, и разделить все афазические нарушения на два класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и рас-стройлва синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, 1 типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагма-тичеспши связями является распад их грамуатических структур, характерный для аграмматизмов, наблюдающихся при динамической афазии (см. Афазия, Аграм-матиаи).

НЕЙРОН-ДЕТЕКТОР – высокоспециализированная нервная клетка, способная избирательно реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала. Н.-д. выделяют или обнаруживают в сложном раздражителе его отдельный признак или значение этого признака. Разделение сложного сенсорного сигнала на отдельное признаки для их раздельного анализа является необходимым этапом операции опознания образов в сенсорных системах.

Н.-д. были открыты в 1958 – 1959 гг. Ж. Леттвином, X. Матурано, У. Мак-Ка-локоы и У. Питсом в сетчатке лягушки и Д. Хьюбелем и Т. Визелем в зрительной коре гошки. У низших позвоночных Н.-д локализованы в ганглиозных клетках сетчатки глаза, а у хищных и приматов практически полностью вытеснены в кору. Это обеспечивает огромные пластические возможности анализаторов (см.) и/ их способ-ностьк сенсорному обучению.


Наиболее детально Н.-д, исследованы в зрительной системе. Это прежде всего ориентационно- и дирекционально-селек-тивные клетки. Первые генерируют максимальный по частоте и числу импульсов разряд при определенном угле поворота одиночной световой (или темновой) полоски или решетки из чередующихся полос в пределах своего рецептивного поля, т. е. определенной пространственной области фоторецепторов сетчатки. При других ориентациях эти клетки отвечают на стимул плохо или не отвечают совсем. По кривой зависимости ответа от ориентации стимула оценивают остроту настройки и предпочитаемую нейроном ориентацию. Дирекционально-селективные нейроны избирательно реагируют на движение стимула через их рецептивное поле по одному из возможных направлений. В большой части случаев нейроны зрительной коры обладают одновременно и ориента-ционной, и дирекциональной селективностью.

В зрительной коре выделены три типа Н.-д. по степени их сложности и месту в цепи последовательной обработки сигнала: простые, сложные и сверхсложные клетки. Первые – в основном звездчатые клетки IV слоя коры, первично получающие сигналы из наружного коленчатого тела. У них небольшие рецептивные поля, острая ориентационная настройка, предпочтение к низким скоростям движения стимулов. Н.-д. сложного типа – в основном пирамидные нейроны II – III и V – VI слоев коры, с более широкими рецептивными полями и не столь острой ориен-тационной настройкой; они чувствительны к более быстрым движениям стимула. Сверхсложные нейроны (пирамиды II – III слоев) во многом сходны с простыми, но чувствительны к ширине и длине световой полоски и сильно реагируют на острые углы и изломы на контурах изображений.

Описаны Н.-д. сложных признаков изображений: наиболее интенсивно возбуждаемые движущейся по экрану тенью руки; циклическими движениями, напоминающими взмахи крыльев; реагирующие лишь на приближение и удаление объектов. Общий принцип работы систем Н.-д,, по-видимому, заключается в формировании Н.-д. все более обобщенных и полимодальных (зрительно-слуховых, зрительно-



соматосенсорных и т. п.) признаков сенсорного сигнала при удалении от первичных корковых проекций. При этом острота селективности детектирования снижается.

Примеры незрительных детекторов немногочисленны. Это слуховые Н.-д. положения источника звука в пространстве и Н.-д. направления его движения; направления движения тактильного стимула по коже или угла сгибания сустава; Н.-д. с определенной настройкой по диапазону температур в соматосенсорной системе.

Получены убедительные данные о большой пластичности свойств корковых Н.-д, Так, в раннем онтогенезе удается значительно модифицировать свойства отдельных детекторов и их системы путем избирательной тренировки. Избирательная зрительная тренировка котят в течение первых четырех недель жизни приводит к тому, что в коре у них не формируются детекторы тех ориентации, которые не предъявлялись, и одновременно выявляется поведенческая слепота к изображениям с этими же ориентациями. У взрослых животных свойства зрительных Н.-д. значительно изменяются при смене условий адаптации или уровня бодрствования.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположником Н. в России является А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, А. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н.

В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные А. Р. Лурия (см.). С их помощью описаны различные нейропСихологическае синдромы (см.), представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, меди-


альных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубинных структур мозга.

Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. – изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов.

Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур.

Экспериментальная Н. исследует формы нарушений различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью методов современной экспериментальной психологии.

Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения.

Психофизиологическое направление изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций методами психофизиологии.

Н. детского возраста исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту. Н. имеет большое значение для развития психологической теории и практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ – раздел физиологии, объектом изучения которого является нервная система. При использовании современных электрофизиологических методик исследуются нейроны, нейронные ансамбли, нервные центры и их взаимодействие. Общая нейрофизиология изучает закономерности функционирования нервной системы на разных уровнях. Возрастная Н. изучает созревание мозга, возрастные и индивидуальные особенности мозгового обеспечения высших нервных и психических процессов. Клиническая Н. изучает особенности функционирования мозга при патологических процессах.



НЕКРОФИЛИЯПоловые извращения, садизм.

НЕОФРЕЙДИЗМ – одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда. Н. возник в 20 – 30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства* общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшими представителями Н. являются американские психологи К. Хорни (1885 – 1952), Г. С. Салливен (1892 – 1949), Э. Фромм (1900 – 1980).

Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов культуры в возникновении неврозов; предопределяющую роль детства в формировании характера и образовании неврозов; структурное деление психики на «Оно», «Я» и «сверх-Я». Она развивает теорию внутренней конфликтности, связанной с чувством «базальной тревожности» перед лицом природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между этими двумя мотивами и поиск путей его разрешения порождают три типа личности, характеризующихся различным отношением к другим людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавал влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения. Она использует фрей-


довские методы проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.

Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии – перестройка межличностных взаимоотношений.

Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные – естественные – связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых – общественных – условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному обществу с его противоречиями и личности при тоталитаризме. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С этим связано образование различных типов характера, возникновение неврозов. Фромм дает развернутую критику запад-



ного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера – рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от других людей и от природы.

Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ – реакции, не поддающиеся сознательному волевому контролю. Могут осознаваться (краснение от смущения, проявления различных безусловных рефлексов) и не осознаваться (сомнамбулизм, патологические аффекты). Вегетативные реакции, регистрация которых широко применяется в психофизиологии (см. Кожно-гальваническая реакция, Плетизмография, Пневмограф), являются, как правило, непроизвольными.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА – совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Бе основные функции: 1) обеспечение контактов с внешним миром (восприятие информации, организация реакций организма – от простых ответов на раздражители до поведенческих актов); 2) реализация целей и намерений человека; 3) интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; 4) организация целостного функционирования организма.

Структурным и функциональным элементом Н. с. является нейрон – нервная клетка, состоящая из тела, дендритов (ре-цепторный и интегрирующий аппарат нейрона) и аксона (его эфферентная часть). На концевых разветвлениях аксона находятся специальные образования, контактирующие с телом и дендритами других нейронов, – синапсы. Синапсы бывают двух видов – возбудительные и тормозные, с их помощью происходит соответственно передача или блокада проходящей по волокну импульсной посылки на нейрон-адресат

Взаимодействие постсинаптических возбудительных и тормозных эффектов на


одном нейроне создает многообусловлен-ность ответа клетки, являющейся простейшим элементом интеграции. Нейроны, дифференцированные по структуре и функции, объединены в нейронные модули (нейронные ансамбли) – следующая ступень интеграции, обеспечивающая высокую пластичность организации функций мозга.

Н. с. делится на центральную и периферическую. Центральная Н. с. состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике. Головной мозг, особенно его кора, является важнейшим органом психической деятельности. Спинной мозг осуществляет г. о. прирожденные формы поведения. Периферическая Н. с. состоит из нервов, отходящих от головного и спинного мозга (черепномозговые и спинномозговые нервы), межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной Н. с. – скоплений нервных клеток (ганглиев) с подходящими к ним (преганглионарными) и отходящими от них (постганглионарными) нервами.

Управление вегетативными функциями организма (пищеварение, кровообращение, дыхание, обмен веществ и т. д.) осуществляет т. н. вегетативная Н. с., которая делится на симпатический и парасимпатический отделы. Если симпатический отдел мобилизует функции организма в состоянии повышенного психического напряжения, то парасимпатический – обеспечивает функционирование внутренних органов в нормальных условиях.

НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ – техника саморегуляции состояний, использующая в качестве основного приема попеременное напряжение и расслабление различных мышечных групп, что обеспечивает быстрое достижение состояния релаксации (расслабления). Обычно представлена серией повторяющихся упражнений для основных участков тела и дыхательной мускулатуры. Эффективное мышечное расслабление сопровождается ощущениями общего покоя, отдыха, потепления конечностей, а также уменьшением нервного напряжения и болевых ощущений.



Впервые комплекс упражнений Н.-м. р. был разработан американским физиологов Э. Джекобсоном (1912), устано-вившш существование прямой зависимости иежду повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуж-дешп. Предложенная им техника прогрес-сивюй (или активной) Н.-м. р. основана на принципе осознания «разницы напряжения» в расслабленной и напряженной мышде. Помимо непосредственного эффекта расслабления, сопровождаемого усилением кровенаполнения сосудов и восстановительных обменных процессов в эаде1ствованных мышечных группах, это дает возможность человеку на основе непосредственных рефлексивных переживаний формировать субъективный «образ» состояния релаксации.

В настоящее время существуют различные сомплексы упражнений Н.-м. р., ориентированные на устранение перенапряжен™ и симптомов субъективного дискомфорта в различных областях тела (головные боли, повышенный тремор, симптомы позо-тонического утомления и др.) и в организме в целом (усталость, перевозбуждение и пр.). Для повышения работоспособности и нормализации психического состояния Н.-м. р. чаще всего используется в сочетании с другими методами пси-холотческой саморегуляции (см.). Н.-м. р. успеино применяется также в качестве на-чалыого этапа в программах обучения навыкам произвольной регуляции состояний.

НИЖНИЙ ПОРОГ (абсолютный порет)– величина, получаемая в результате усреднения нижнего порога появления и нижгего порога исчезновения ощущения, определяемых методом минимальных изменение (см.).

НИСТАГМ (от греч. nystagm6s – дремота) – ритмические пилообразные вращения глазного яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного двияения. Н. может возникать при воздей-стви! различного вида раздражителей. Одаим из видов Н. является т. н. вестибулярный Н., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата тепловых или Холодовых раздражителей. Оптико-кинетический Н. возни-


кает при фиксации глазом объекта, который двигается в поле зрения. Явление Н. используется для исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии.

НОВОРОЗВДЕННОСТЬ – возрастной период, на котором происходит первичное приспособление к жизни вне утробы матери (примерно 4 – 6 недель после рождения). К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

В период Н. в поведении большую роль играют врожденные рефлексы – пищевой, оборонительный, ориентированный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий: при первом прикладывании к груди через 20 – 30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение к лицу, положение тела) вырабатывается после 2 – 3 подкреплений в течение суток, а через 16 – 20 ч после рождения – лишь на 10 – 12-й день после многократных повторений (И. А. Аршовский). К концу Н. дети начинают держать голову, а 25% – самостоятельно переворачиваться.

В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2 – 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемое обращением взрослого, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го – начале 2-го мес появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода новорожденное™.


 


н Психологический словарь


Благополучное течение периода Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания – создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов.

НОЦИЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – чувствительность к вредоносным, разрушающим воздействиям. К Н. ч. относится болевая, а также большинство видов интерорецептивных ощущений – изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение и т. п. Известны гипотезы о Н. ч. как генетически первичном типе всякой чувствительности у животных (напр., гипотеза X. Хэда о про-топатической чувствительности) (см.).

НЮТТЕН ЖОЗЕФ (1909 – 1988) – бельгийский психолог. Внес большой вклад в разработку проблем психологии обучения, мотивации и личности. Приняв в качестве базовой единицы анализа неразрывную функциональную связь «индивид – среда», Н. разработал глубокую и эмпирически обоснованную теорию формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения, в теории мотивации Н. органично соединены достижения поведенческой, когнитивной и экзистенциальной психологии. В 80-е гг. Н. занимался теорией и методом исследования временной перспективы личности.

О

ОБОБЩЕНИЕ – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и


случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи два типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе первого типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной точки зрения предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие обобщения и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет может быть включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания.

Второй тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о каком-либо объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.



В датской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается у младших школьников. О. теоретического характера типично дай подросткового возраста и особенно для юношеского. Существует также точка зрения, согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности могут быть значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

ОБОНЯНИЕ – вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества, напр., запахи пищи.

Пахучие вещества в виде пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространении через носоглотку в полость носа. Единой теории возникновения О. нет. Выдвинута стереохимическая гипотеза (Дж. Эймур, 1964), согласно которой взаимодействие молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки зависит одновременно от форм молекул и от наличия в ней определенных функциональных групп. Предполагается, что молекула обонятельного пигмента может легко переходить в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества. Обонятельные рецепторы во1буждаются веществами с молекулярным весом от 17 (аммиак) до 300 (алкалоиды). По этой теории существует 7 первичных запахов – камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный, острый. Остальные запахи (напр., чеснока) являются сложными, состоящими из нескольких первичных. Молекулы с камфароподобным запахом должны иметь форму шара с диаметром около ТА, с цветочным – диска с ручкой и т. д. Были рассчитаны приблизительные размерь рецепторных «лунок», или гнезд, на мембране обонятельной клетки, в которые должны входить молекулы пахучих веществ.

В формировании обонятельного ощущения участвуют и др. рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными (вани-


лин, бензол, ксилол) в отличие от смешанных, раздражающих также и др. рецепторы (аммиак, хлороформ). Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Немецкий психолог X. Хеннинг (1924) выделил 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), отношения между которыми отражает т. н. призма запахов. Позже была показана неточность классификации Хеннинга, и сейчас пользуются схемой из 4 основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале.

О. у одного и того же субъекта может колебаться в широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация – понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных субъектов к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому лица, имеющие дело с сильно пахучими веществами, скоро привыкают к ним и перестают ощущать их запах. Полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к др. Интенсивность запаха зависит от температуры и влажности. О. подвержено регулярным колебаниям: днем чувствительность меньше, чем утром и вечером. О. усиливается во время беременности.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. О. а. состоит из периферического отдела (обонятельные рецепторы), специфических проводящих нервных путей (обонятельный нерв и центральный обонятельный путь), подкорковых нервных структур (сосковидные тела) и коркового отдела (извилина морского коня).

Периферическим отделом О. а. служат рецепторные поверхности, расположенные в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки. Обонятельный рецептор состоит из т. н. биполярного нейрона размером 5 – 10 мк и периферической части – палочкообразного отростка (шириной около 1 мк и длиной 20 –



90 мк), заканчивающегося обонятельным пузырьком, на котором симметрично расположены 9 – 16 ресничек (диаметром 0, 1 – 0, 2 мк), непосредственно вступающих в контакт с пахучими веществами. Аксоны биполярных нейронов, собираясь в пучок обонятельного нерва, проникают через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в полость черепа и входят в обонятельную луковицу. Из митральных клеток обонятельной луковицы начинается центральный обонятельный путь, который заканчивается в височных базальных отделах мозга в области извилины морского коня. Подкорковыми нервными структурами являются т. н. сосковидные тела.

Пахучие вещества проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или рот. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. О. а. человека имеет высокую чувствительность, в частности запах «искусственного мускуса» ощущается при наличии 5-10" '5 г его в 1 см3 воздуха. Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения. Другие пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ – сладкий вкус, ментол и камфора – холод и др.).

Важным свойством О. а. является адаптация (уменьшение чувствительности) к длительному раздражению пахучим веществом. Одновременное действие нескольких пахучих веществ приводит к их смешению. В некоторых случаях происходит подавление одного запаха другим. Возможны нейтрализация запахов, когда смесь не вызывает обонятельного ощущения; появление нового запаха; последовательная смена запахов; увеличение чувствительности к одному запаху после действия другого и др. явления, возникающие при смешении запахов.

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС – реакция организма на болевые и разрушительные воздействия. О. р. по своему биологическому значению относится к защитным рефлексам и является одним из основных безусловных рефлексов. Он представляет собой целостную реакцию


организма на раздражители, которая обычно сопровождается повышением тонуса скелетных мышц, учащением сердечного и дыхательного ритмов, усилением деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ. У человека при этом повышается чувствительность зрительного и слухового анализаторов; в то же время двигательная и секреторная деятельность пищеварительного тракта, тактильная, вкусовая и температурная чувствительность понижаются. О. р. часто сопровождается переживанием отрицательных эмоциональных состояний (напр., страха, гнева). О. р. связан с возбуждением гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга.

ОБРАБОТКА ПО ПРИНЦИПАМ «СНИЗУ ВВЕРХ» И «СВЕРХУ ВНИЗ» – заимствования из компьютерной лексики. Первый принцип означает последовательный переход от восприятия (распознавания) отдельных частей стимула к восприятию (распознаванию) его в целом; второй – последовательный переход от общего восприятия (распознавания) целого к выделению в восприятии отдельных его деталей.

ОБРАЗ – чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по форме, О. по своему содержанию может быть как чувственным (О. восприятия, О. представления, О. сновидения и др.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. может быть воплощено любое абстрактное содержание; в этом, случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обо-



нятетьные), но и внутренняя речь (в виде абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). Различают не-сколко видов образных явлений. 1. О. восприятия – отражение в идеальном плане вешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. воображения – вымышленный О., данный в пред-ставтении, но не имеющий аналогов в ре-альюй действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся. 3. По-слегораз – модифицированное непроизвольное восприятие кажущегося объекта, котсрый недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде. Хорошо за-метш лишь на однородном (лучше сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного (того же контраста, что и наблю-давиийся ранее объект) послеобраза на отрщательный (с обратным по отношению к объекту контрастом) зависят от яр-коси, контраста и длительности предварительно наблюдавшегося объекта. После каждого скачка глаз послеобраз исчезает, затеи во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимые размер послеобраза пропорционален удагенности поверхности фона, на котором он наблюдается (закон Эммерта). Бел послеобраз наблюдается в темноте, то гри произвольных движениях глаз он перемещается вместе с ними, однако при пассивных движениях глаз он кажется ста-бшъным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Ггльмголъца). Цвет отрицательного по-слесбраза является дополнительным к цвету хроматического объекта. В обычных ус-ловых послеобразы не наблюдаются из-за стирания их саккадическими движениями глаз и маскировки О. восприятия; исклю-чешем являются очень яркие объекты (Сошце, пламя электросварки и т. п.), вы-зывиощие сильные послеобразы. 4. Эйде-тич1ский О. – отчетливое, полное и де-ташное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от поиеобраза независимостью от движений гла: и стабильностью во времени. Эйде-тизи характерен для части детей младшего и подросткового возраста. У взрослых встречается редко. 5. Фосфены – спонтан-


ные световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру – от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 6. Фантом – ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 7. Галлюцинация – иллюзорное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно неотличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции.

ОБУЧАЕМОСТЬ – эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля.

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека (см. Способности), отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся прежде всего познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности – мотивации характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. служат качества, определяю-



щие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сензи-тивных этапах обучения человека – при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению, являются: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками – более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач – включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему ббльшие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника – возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента – возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, стремление к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию.

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – разновидность естественного эксперимента (см. Естественный эксперимент), отличительная особенность которого состоит в том, что психические явле-


ния (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. О. э. начал широко применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап, т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (умений и навыков). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором.

О. э. обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал! который уч-ся еще не изучался. Принято говорить, что О. э. является опытом, «забегающим вперед» по сравнению со школьной программой.

Основной опыт имеет разные фазы: в первой испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформулировать закономерность, составляющую условие задачи, и т. п.). На последующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, заранее строго дозированная (но различная для разных испытуемых) помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявить как «актуальный уровень» развития, так и «зону ближайшего развития» (по терминологии Л. С. Выготского).

О. э. используется в психологии не только для исследования, но и для диагностики умственного развития, в частности такого свойства личности, как обучаемость (см. Обучаемость).

О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. В этом случае выбираются заведомо трудные задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора. В таком виде О. э. широко применяется в патопсихологии.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ– широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Учение, Развитие психики).

В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована



Л. С. Выготским в начале 30-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. То, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л. С. Выготским как «зона актуального развития».

Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение, поскольку имеет свои собственные закономерности. Л. С. Выготский подверг критике два противоположных направления, представленных в 30-х гг. в зарубежной психологин: 1) рассматривающее развитие в отрыве эт обучения (Ж. Пиаже) и 2) отождествляющее развитие с обучением (Э. Торн-дайк).

В трудах Я. П. Блонского показано сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, является необходимым условием развития мышления, а с другой – вне мыслительного процесса не может быть усвоения знаний.

Интенсивные исследования отечественных психологов в 40 – 60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р. прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).


В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (Я. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин).

В работах Г. С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р.

Точка зрения, признающая ведущую роль обучения в развитии (при всей сложности их соотношения) и широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б. Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения.

Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальными, в частности, являются вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особое значение имеет вопрос о воздействии форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление его мировоззрения, убеждений.

ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, при котором в итоге создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные ситуации либо обеспечивающие ускорение обучения. Психологическая природа О. л. заключается в формировании у субъекта на основе его ориентировочно-исследовательской деятельности образа ситуации и своих действий, уподобления действий особенностям ситуации.

Понятие «О. л.» служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Для сторонников последнего (Э. Толмен и др.) оно послужило аргументом в пользу признания когнитивной природы научения против теории научения, рассматриваемого как связь стимула и реакции при наличии действия подкрепления.



Выявленный сначала в исследованиях на животных, практический эффект О. л. дал начало изучению и практическому использованию его в обучении человека.

В отечественной психологии исследовалось О. л. у детей. Показана его важная роль для развития речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого. Обнаружен значительный прогресс О. л. как эффекта зрительных впечатлений на протяжении дошкольного возраста.

Важный.раздел психологии когнитивных процессов составляет изучение восприятия иррелевантных (побочных задаче деятельности субъекта) сигналов, свойств объектов и др. Ориентирование на сигналы, не составляющие предмета решаемой субъектом задачи, является основой О. л. Оно проявляется также в форме внезапных «озарений» при решении человеком творческих задач.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования пси* хического отражения в деятельности человека и животных.

Границы, отделяющие О. п. от других разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии). В отечественной психологии эта точка зрения неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.

Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии теории и истории психологической науки. Общепсихологические закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь, «поставляют» материал для О. п.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного


или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место cpefot мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (примерно 4-я неделя жизни).

К 4 мес у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации).

К концу 1-го года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и ма-нипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму О. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-



личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.

О. ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии 1-го года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.

О. со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ре--бенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

О. особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О. можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тре-нинговых группах О. является эффективным средством профилактики отклонений в формировании личности.


ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественнонаучном смысле слова) наблюдения. Однако предметом такого наблюдения и исследования в различных направлениях О. п. назывались разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова, поведение как внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме, «соотносительная деятельность» организма в рефлексологии В. М. Бехтерева, совокупность реакций в реактологии К. И. Корнилова и др. В узком смысле слова О. п. обычно называют бихевиоризм.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии) – 1) в широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, 'обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов; 2) в узком смысле О. м. противопоставляется интроспекции и обозначает способы изучения внешних, поддающихся регистрации реакций испытуемых.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может ддстичь больших успехов. О. о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский психолог Ф. Гальтон. В 1929 г. Ч. Спирмен предложил двухфак-торную теорию интеллекта, которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов (см.) общим фактором умственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора» (Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признается наличие как О. о., так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о



двух видах общей одаренности: интеллектуальной одаренности и творческой одаренности (креативности).

При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (см.).

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности (см.), не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки (см.) – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, проведение


олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА – методика обследования психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления отклонений в развитии. О. м. ш. включает пробы для испытания статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений, силы движений и синкинезии.

О. м. ш., составленная в 1930 г., широко распространилась в психологии и в психиатрии многих стран. Тесты проверены на большом количестве психически здоровых и больных детей и за рубежом считаются одним из методов отбора.

ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ (от лат. ocultis – глаз и греч. gravis – тяжелый) – зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной иллюзии тем, что возникает при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О. и. часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения (пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из пикирования – вверх. Иногда О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных характеристик видимых объектов.

см. Электро-

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал