Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптическая система глаза– оптический аппарат глаза; состоит из 4 преломляющих сред: роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела.






Для расчетов и исследований обычно используют модель О. с. г. – редуцированный глаз Вербицкого, который имеет следующие параметры: 1) преломляющая сила в диоптриях, или рефракция (58, 82); 2) длина глаза (23, 4 мм); 3) радиус кривизны роговицы (6, 8 мм); 4) показатель преломления стекловидного тела (1, 40); 5) радиус кривизны поверхности сетчатки (10, 2мм).

В редуцированном глазе оптическая система состоит из одной преломляющей поверхности, разделяющей две среды – воздух и стекловидное тело. При расчетах нужно вносить поправки на изменения аккомодации, поскольку преломление хрусталика в процессе аккомодации значительно изменяется (т. н. динамическая рефракция). При нормальной О. с. г. (эммет-ропии) изображение далеких предметов, испускающих практически параллельные лучи, должно фокусироваться на сетчатке. Но нередко встречаются аномалии О. с. г.:


близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия), когда главный глазной фокус не совпадает с сетчаткой. Такие глаза называются аметропическими. При миопии главный фокус находится перед сетчаткой, а при гиперметропии – за ней.

Реже встречаются грубые отклонения от осевой симметрии роговицы или хрусталика, приводящие к астигматизму, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей в одной точке невозможно из-за различной преломляемости в разных меридианах глаза. К оптическим несовершенствам глаза относится анизэй-кония, при которой размер изображения предмета на сетчатке одного глаза больше, чем на сетчатке другого.

ОРГАН ЧУВСТВ –распространенный разговорный и научный термин, обычно употребляемый вместо понятий «анализатор», «сенсорная система» и постепенно уступающий им место как более точным.

В работах конца прошлого – начала XX в. в силу недифференцированности понятий «анализатор» и «рецептор» термин «О. ч.» употреблялся как в том, так и в др. значении. Этот термин является также и лингвистически недостаточно точным, поскольку В'современном русском языке слово «чувство» связывается со сферой эмоций, а не ощущений.

Соответствующие понятия в др. языках (Sinnesorgan – нем.; sense organ – англ.; organe des sens – фр.), где слова Sinn, sense, sens могут в зависимости от контекста означать чувство, ощущение или смысл, подчеркивают извечную близость сферы чувств и сферы ощущений. При переводе иа русский язык указанные понятия следовало бы передавать не термином «О. ч.», а – «орган ощущений», как это иногда имеет место (С. Л. Рубинштейн).

Согласно традиционному употреблению выделяют пять О. ч., соответствующих пяти «чувствам», т. е. модальностям ощущения: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Такое деление устарело: теперь принято выделять большее число морфологически и функционально относительно независимых сенсорных систем.



ОРИЕНТАЦИЯ (у животных) – определение животными своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве. О. осуществляется по определенным внешним ориентирам (термическим, оптическим, акустическим, электрическим и др. градиентам) на врожденной эндогенной основе (см. Биологические часы). Направляющими механизмами являются таксисы. В пространственной О. различают первичную О., обеспечивающую сохранение нормального положения тела, и вторичную, служащую для определения собственного местонахождения, локализации источников пищи, избегания опасности и т. п. У высокоорганизованных животных в процессах О. наряду с врожденным есть также индивидуально приобретенные компоненты: разыскивая определенные предметы, животное руководствуется ориентирами, зафиксированными в его памяти, что имеет большое значение для нахождения убежища и др. объектов на своей территории, выслеживания добычи и т. д. Врожденные компоненты О. играют определенную роль в миграциях животных, когда навигация осуществляется по наземным (географическим) или небесным ориентирам (поляризованное освещение небосвода, положение Солнца, Луны и т. д.), а иногда также по магнитному полю Земли.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На первом этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных результатов. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.

Начало психологическому изучению О. д положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведе-


нии животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых (взрослых и детей) в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (П. Я. Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты. Для второго типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в первом, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. Третий тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При третьем типе ориентировки не только повышаются темпы обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС – компоненты реакции организма человека и животных, вызываемые новизной раздражителя. Поэтому О. р. называют также исследовательским рефлексом. В комплекс компонентов реакции О. р. входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, а также повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма, т. н. депрессии электроэнцефалограммы



(ЭЭГ). Сенсорным компонентом реакции О. р. является повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

Реакция О. р. возникает на новизну раздражителя. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованный О. р. При этом депрессия альфа-ритма ЭЭГ регистрируется во многих участках коры больших полушарий головного мозга. Через 15 – 20 предъявлений нового раздражителя часть компонентов реакции О. р. угасает. Депрессия альфа-ритма ЭЭГ регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальным О. р. При дальнейшем предъявлении раздражителя происходит угасание локального О. р.; раздражитель, перестав быть новым для организма, уже не вызывает появления компонентов внешней реакции О. р. Однако действие раздражителя на Ц. н. с. проявляется в виде т. н. вызванных потенциалов коры больших полушарий головного мозга; нервные импульсы, вызванные действием раздражителя, достигают коры и после угасания О. р. Отличительная особенность угасания О. р. – селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению ориентировочной реакции как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели, которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растормаживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения. Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условнорефлек-торных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.


Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокам-пе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсор-ные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности.

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ – специфическая форма обращения с предметами, при которой животные одним предметом («орудием») воздействуют на др. В отличие от О. д. ж. в подлинно орудийных действиях человека за орудием закреплена его функция, являющаяся выражением определенных трудовых операций. При О. д. ж. предмет используется лишь как подручное средство для установления физической связи между животным и целью его действия. О. д. ж. служат для добывания пищи, но могут выполнять также комфортную, коммуникационную или агрессивную функцию. О. д. ж. отмечены у немногих видов животных (некоторых насекомых, птиц, млекопитающих). Наиболее сложны О. д. ж. у обезьян; они послужили одной из предпосылок зарождения трудовой деятельности древнейших людей (см. Антропогенез).

ОСВЕЩЕННОСТЬ – световой поток, падающий на единицу освещаемой поверхности. О. измеряется люксметром. Основные единицы О. – люкс и фот. О. поверхности зависит от ее расстояния до источника света и наклона поверхности по отношению к перпендикулярному направлению лучей света.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН – см. Закон Фехнера, Закон Стивенса.

ОСТРОТА СЛУХА (абсолютная слуховая чувствительность) – величина, обратная абсолютному порогу слуха, т. е. наименьшей воспринимаемой на данной частоте силе звука.



ОСЯЗАНИЕ (или гаптическое восприятие, от греч. hapts – касаюсь) – один из видов механорецепции. О. – филогенетически древний механизм; его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр, усиков (гаптотропизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. – осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы – пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста, часть которого свободна от шерсти и покрыта «дактилоскопическим узором», а также, естественно, конечностей, особенно передних. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для кончика языка – 2, кончиков пальцев – 3, тыльной стороны ладони – 5, поясницы – 48, подошвы – 250 г/мм.

Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важным органом О. является рУка. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестезический анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. О. является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное инструментальное О.

Активное О. – процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры.


Для О. активного характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет кинестезический анализатор. При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов.

Мономануальное О. (от лат. mono – один и manus – рука) – пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют две основные стадии обследования предмета. На первой, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда – 2 – 3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на второй – после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

Бимануальное О. (от лат. bis –дважды и manus – рука) – осязание'двумя руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, бблыдая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для О. бимануального характерно разделение функций рук: одна из них выполняет функцию опоры или начала отсчета –- собственно ощупывания, при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию – ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, – асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряжен-



ных ощупывающих движений – необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). О. бинуальное необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

Инструментальное О. осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека.

Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя кинестезические сигналы.

ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА – невыполнение человеком-оператором предписанных действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели деятельности.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ – субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. – психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа. Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (см. Органы чувств, Анализатор).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин «О.» трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения, включая и восприятие. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий пред-


ставителей эмпирической философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия). Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальтпсихологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Исследования гештальтпсихологов, в частности, показали несостоятельность постулата константности, т. е. допущения неизменности связи между проксимальным раздражителем и соответствующим О. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. Английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции. Он выделил три основных класса О.: 1) экстерорецептив-ные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) про-приорецептивные (кинестезические), отражающие движение и относительное поло-



жение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интерорецеп-тивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами эксте-рорецепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную проприорецептивную функцию (Я. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). Попытку создания генетической классификации О. предпринял английский невролог X. Хэд (1918), выделивший более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания.

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ возникают вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, и являются следствием первичных (органических) потребностей. Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения (см.) и половое чувство.

Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра–нервных клеток,


расположенных в венгро-медиальной части среднего отдела гипоталамуса, вследствие изменения состава омывающей их крови (концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Электрическое раздражение (с помощью вживленных электродов) этой области гипоталамуса вызывает у животного стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение–к отказу от нее и гибели от истощения. Пищевой центр контролируют др. мозговые формации, в первую очередь миндалины, некоторые отделы новой коры, а также расположенный в дорзолате-ральной части среднего отдела гипоталамуса центр насыщения, с которым пищевой центр связан реципрокными отношениями (см. Реципрокная координация). При электрическом раздражении клеток центра насыщения животное отказывается от еды, а при разрушении – испытывает неутолимый голод и непрерывное стремление поглощать пищу (булимия). Центр насыщения также находится под контролем высших отделов Ц. и. с. Периферический компонент чувства голода – особые ощущения в подложечной области, связанные с голодными движениями желудка.

Чувство жажды обусловлено возбужденным состоянием питьевого центра – нервных клеток, расположенных в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамиче-ской области.

Появление О. о. стимулирует активность в поведении, направленную на удовлетворение потребности в восстановлении энергетических и вещественных ресурсов организма, в сохранении гомеостаза. О. о. могут носить избирательный характер и вызывать у животного аппетит к пище, содержащей вещества, в которых оно испытывает недостаток.

ОЩУЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫЕ -

один из видов кожной чувствительности. О. т. включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Возникновение их связывают с деятельностью двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул.



П

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849 – 1936) – выдающийся русский физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВИД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии (см.). В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. Единицами поведения организма, согласно П., являются безусловные (врожденные) рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем. Впоследствии П. были выделены другие типы рефлексов (ориентировочный, рефлекс цели, рефлекс свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде.

П. разработал также учение о двух сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного. Результаты классических экспериментальных исследований П. и его школы были восприняты многими американскими психологами – предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж. Уотсон и др.) – как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения человека и животных без обращения к субъективным феноменам. Однако сам П., в отличие от И. М. Сеченова и бихевиористов, считал возможным и необходимым существование субъективной психологии (напр., в варианте Г. И. Челпанова), следил за различными метаморфозами психологической науки и т. п. Вместе с тем фундамент психологического знания должны составить, по П., именно физиологические исследования, которые позволят когда-нибудь в будущем «слить» физиологическое и психическое.

Воздействие П. и особенно его школы на психологическую науку нельзя признать однозначно положительным. Его творчество оказало влияние на развитие


бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын и др.). Не случайно за рубежом П. до сих пор известен как один из крупнейших деятелей отечественной психологии. Однако в середине XX в. в СССР имели место чрезвычайно широкая трактовка идей П. и попытки их насильственного внедрения в психологию и педагогику, проявлявшиеся не только в научных дискуссиях (по проблемам соотношения психологии и физиологии ВНД, определения предмета психологии, природы психического и пр.), но и в свертывании исследований по многим чисто психологическим направлениям. В 1950 г. по указанию Сталина была проведена объединенная сессия АН и АМН СССР (т. н. «Павловская»), которая санкционировала безудержную догматизацию и абсолютизацию учения П., что не только противоречило нравственным и научным воззрениям великого ученого, но и доводило их до абсурда. Докладчики громили психологию за спекулятивность, приверженность буржуазным идеалистическим «измам» (в число которых попал и фрейг дизм); требовали перестроить всю психологию на «павловской основе», сделать курс физиологии ВНД основным при подготовке психологов; переписать все учебники так, чтобы каждая глава опиралась на учение П. «Досталось» и педагогам, которые, оправдываясь тем, что «воспитание – не дрессура», не спешили применять учение П. Присутствовавшие на сессии Б. М. Теплов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн (в то время обвиняемый в космополитизме) оказались в тяжелом положении. Их выступления были построены по всем «канонам» сталинской эпохи и имели целью не обнародование научных взглядов, а отведение серьезной опасности от всей психологической науки и лично от себя (см. также Ориентировочная деятельность, Условный рефлекс).

ПАМЯТИ ВИДЫ различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в памяти.

В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память. Развернутую характеристику этих П. в. дал П. П. Блонский, который



рассматривал П. в. в качестве генетических ступеней развития памяти: от двигательной к эмоциональной, образной и далее к вербальной как высшему виду памяти человека. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память и т. п. Связь между двумя способами классификации П. в. выражается как в том, что материал одного типа может восприниматься посредством разных модальностей, так и в том, что при помощи одной модальности можно воспринимать разные типы материала. В по- • следние десятилетия, по преимуществу в связи с изучением проблем инженерной психологии, особое значение придается исследованию вопроса о длительности хранения информации. На этом основании память разделяют на сенсорную (хранение – не более 1, 5 с), кратковременную (не более 30 с) и долговременную (постоянное хранение).

ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ – преимущественное развитие одного из видов памяти, выделяемых в соответствии с характером и способом восприятия запоминаемого материала. Для многих людей характерно большее развитие одного из следующих типов памяти: вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. Соответствующая преобладающему типу памяти информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных основных типов памяти существуют отдельные подтипы (напр., память на лица, на числа и т. д.). Широко известны П и. р., обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из след, видов информации: зрительная, слуховая, так-[ильная и т. д. Напр., лица с более развитой зрительной памятью лучше запоминают вербальный материал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая память, более легко запомнят тот же текст, если воспримут его на слух.

Одним из факторов, определяющих П. и. р., являются особенности функционирования нервной системы. Однако, в первую очередь иг. о., П. и. р. являются следствием различий в деятельности, осуществляемой людьми. Соответственно, на-


ибольшего развития достигают те типы памяти, которые более часто используются человеком: математику легче запомнить абстрактные символы, художнику–образы и т. д.

Фактически память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение неповторимого «рисунка» деятельности конкретного индивида. Однако на данном этапе своего развития психологическая наука еще не может указать, в чем именно состоят особенности памяти того или иного человека. Исследование П. и. р. имеет важное значение как для определения общих закономерностей функционирования памяти человека, так и для познания резервов ее развития у того или иного человека.

ПАМЯТИ ОБЪЕМ –количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала (см. Память).

ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА –

снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие виды П. р.: амнезия – отсутствие памяти, пшермнезия – усиление памяти, гипомне-зия – ослабление памяти, парамнезия – обманы памяти.

Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, анте-роградную, антероретроградную, ретар-дированную, фиксационную, прогрессирующую (см. Закон Рибо), по нейропсихоло-гическому синдрому (см.) – на модально-специфические расстройства памяти (см.), т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модаяьно-не-специфинеские расстройства памяти (см.), т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мнестической деятельности (см.).

Гипермнезия, как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается.

Гипомнезия либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной.



В ряда случаев гипомнезия сопровождает различные аномалии психического развития (см. Задержка психического развития, Умственная отсталость).

Парамнезии подразделяют на обманы памяти по типу «уже виденного» (крип-томнезии), на смешения следов памяти (см. Контаминации), на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер (эхомнезии). Парамнезии относятся к симптомам нарушения сознания (см. Сознания патология).

П. р. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях П. р. входят в синдром агнозии (см.). В зависимости от неузнаваемых объектов такие нарушения узнавания носят название лицевой агнозии, буквенной агнозии, пальцевой агнозии и др.

ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. Наиболее распространенной гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д. О. Хебба (1949) о двух процессах памяти – кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является ревербация электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременное хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях си-наптической проводимости. След памяти переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Т. о., кратковременный процесс, продолжающийся не менее нескольких десятков секунд ревербации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения. Известны гипотезы, допускающие несколько иную временную и функциональную взаимосвязь кратковременного и долговременного процессов памяти.

Проверка этих гипотез базируется на использовании метода экспериментальных амнезий. В качестве амнестических агентов применяются фармакологические препараты, сверхнизкие и сверхвысокие температуры, газовые смеси, гипоксия. Наибольшее распространение получило применение электросудорожного шока. Амнестические агенты должны были бы


прерывать ревербацию электрической активности, физически разрушая след, и тем самым предотвращать его консолидацию. Действительно, взаимодействие амнести-ческого агента до или после обучения приводит к нарушению памяти в форме анте-роградной или ретроградной амнезии. Максимальный интервал времени от момента завершения обучения до применения амнестического агента, еще способного вызвать нарушение памяти, называется амнестическим градиентом. Согласно гипотезе консолидации, за пределами амнестического градиента фиксированный след памяти становится неуязвимым для действия разрушающих стимулов. Однако результаты экспериментов, в которых определялась длительность критического для получения ретроградной амнезии времени, не позволили найти определенное значение. Амнестический градиент оказался величиной, зависящей от множества факторов. Его продолжительность варьировала от долей секунды до нескольких суток. Была также показана возможность получения ретроградной амнезии для старых реактивированных следов памяти, которые, несомненно, давно консолидировались. В настоящее время найдены способы восстановления памяти, подвергшейся действию амнестических агентов. Несмотря на то что окончательная интерпретация полученных результатов еще не найдена, общие представления о П. ф. м. быстро меняются.

С развитием микроэлектродной техники появилась возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на нейронном уровне. Наиболее эффективным оказался метод внутриклеточного отведения электрической активности отдельного нейрона, который позволяет анализировать роль синаптиче-ских явлений в пластических преобразованиях нейронной активности. С наибольшей полнотой изучены нейронные механизмы простой формы обучения – привыкания. Показано, что привыкание связано с изменением эффективности постсинап-тических потенциалов. Выделение в дуге безусловного рефлекса сенсорного, моторного и промежуточного компонентов и последовательный анализ их роли в развитии декремента реакции нейрона позволили локализовать привыкание в промежуточном звене – интернейронах. В качест-



ве возможных механизмов этого эффекта рассматриваются пресинаптическое торможение, самогенерируемая депрессия и локализация сформированного во время привыкания следа памяти непосредственно в соме определенных нейронов. В экспериментах, выполненных методом внутриклеточной регистрации в ситуации замыкания условнорефлекторной связи, обнаружено явление гетеросинаптической фаси-литации, которое заключается в улучшении проведения сигналов по определенному сннаптическому входу. Можно предположить, что гетеросинаптическая фасили-тациа лежит в основе некоторых форм обучения. Метод внутриклеточной регистрации позволил выявить новый вид электрической активности нейронов – эндогенную пейсмекерную активность. Показано участие пейсмекерных потенциалов в пластических изменениях активности нейронов – привыкании и фасилитации. Эксперименты показывают, что пластичность нейронов основана не только на пластичности синаптических потенциалов. Определенные преобразования появляются и в пейсмекерной активности. Так, повторные инъекции анионов или катионов через электрод, введенный в сому нейрона, приводят к изменениям, полностью аналогичным тем, которые возникают при истинном привыкании.

Распространенным при изучении нейронных основ памяти является поиск структур, нейроны которых обнаруживают пластические изменения при обучении. Достижением этого направления является нейроанатомическая локализация следа памяти поведения пассивного избегания. Показано, что гиппокамп, миндалина и хвостатое ядро содержат нейроны, осуществляющие поведение данного вида. В работах с применением метода экстракле-точнсй регистрации электрической активности отдельных нейронов показано, что в различных ситуациях обучения пластичность обнаруживают нейроны гиппокам-па, ретикулярной формации и двигательной коры.

Существуют предположения о роли i лиальных элементов в памяти. Р. Галам-бос (1961) считает, что долговременная память связана именно с функцией глиаль-ных элементов. В других работах показано, что глия, а именно олигодендроциты принимают участие в замыкании условно-


го рефлекса. Тем не менее определенных данных о роли глии в процессах памяти пока не было получено. Г. Хиденом (1964, 1967) выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Предполагается, что память связана с изменением последовательности оснований в молекуле РНК. Показаны качественные и количественные изменения содержания РНК в процессе обучения. Определенная роль отводится и белкам. Однако эксперименты, выполненные с применением фармакологических препаратов, влияющих на синтез протеинов, РНК и др., пока не дали каких-либо убедительных подтверждений этих представлений.

ПАМЯТЬ – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.). П. служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Различают основные процессы П.: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Главный среди них – запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Забывание проявляется по-разному – от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.



Существуют разные виды П., функционирующие у каждого человека, и вместе с тем наиболее характерный для того или иного человека тип П.

С древних времен П. придавалось большое значение, однако первые попытки объективного исследования П. были предприняты лишь в конце XIX в. В соответствии с ассоцианистской концепцией П. весь механизм запоминания сводится к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующих друг за другом (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Ф. Шуман, А. Пильцекер и др.). Экспериментальные исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области П. Однако в силу того, что ассо-цианисты изучали только количественно-временные факторы П. (изменения количества запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявленного ряда и в зависимости от распределения их во времени; зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т. д.), они игнорировали такие важные проблемы, как зависимость П. от направленности и содержания деятельности субъекта, связь П. с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.

Представители гештальтистской концепции (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгей-мер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании. К. Левин, в отличие от др. представителей геш-тальтпсихологии, подчеркивал роль.потребностей и намерений субъекта в процессах П., но трактовал эту роль идеалистически – как средство изменения напряженности в силовом поле, в котором образуется гештальт.

Согласно представлениям А. Бергсона, существуют два вида П.: П.-привычка, П. тела, в основе которой лежат физиологические механизмы мозга, и П.-воспомина-ние, П. духа, не связанная непосредственно с мозгом. Эта теория двух видов П. служила впоследствии у ряда авторов основой резкого противопоставления механической и смысловой П.

Концепция П. бихевиористов близка к ассоцианистской. Э. Торндайк, К. Холл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако игнорировали зависимость этого подкрепления у человека от его со-


знательной деятельности и особенностей личности. Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихеви-ористы исследовали вопросы усвоения и обучения г. о. на животных и уже поэтому не могли дать содержательной характеристики процессов П. у человека.

Зависимость явлений П. от личности человека была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из П. вытесняется все, что не соответствует подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него. Эта зависимость не получила экспериментального подтверждения.

Трактовка зависимости П. от личности содержалась и в персоналистической концепции В. Штерна, считавшего П. не отражением объективной действительности, а ее искажением под влиянием индивидуалистических стремлений личности (гордости, тщеславия, честолюбия).

Я. Жане рассматривал П. как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе исторического развития. Он подчеркнул социальную обусловленность развития П. человека и показал ее зависимость от деятельности людей. Ф. Бартлетт подчеркивал социальный аспект П. человека, но понимал эту проблему ограниченно, объясняя при помощи социальных связей лишь возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.

Социальная природа развития П. изучалась Л. С. Выготским. Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психических процессов в опосредствованные, Л. С. Выготский видел сущность П. в активном запоминании с помощью знаков. Большой вклад в изучение П. внесли Я. И. Зинченко и А. А. Смирнов.

В настоящее время исследования П. за рубежом проводятся в основном представителями т. н. когнитивной психологии (Р. Аткинсон, А. Бэддели и др.). Одним из основных принципов этого направления является идея о неразрывной связи всех психических процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека. Соответственно и П. рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у



человека. При этом когнитивная психология, как и вся психологическая наука в целом, не избежала влияния технического (кибернетического) подхода к исследованию ее проблем. В итоге появилась т. н. блоковая модель переработки информации, в соответствии с которой когнитивная сфера представляет собой набор информационных хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступившего материала, соответствующая типу блока. След П. проходит последовательно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной П. Популярная в конце 60-х гг. блоковая модель утратила в последние годы свою привлекательность, столкнувшись с затруднениями при интерпретации некоторых новых экспериментально полученных результатов.

Одним из направлений когнитивной психологии является исследование структуры долговременной П. Представители данного направления (П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт) рассматривают П. как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой. Это неоассоцианистское направление послужило психологическим основанием для создания новых машинных программ и базы данных ЭВМ.

В отечественной психологии исследуются проблемы оперативной П., структуры мнемического действия, кодирования информации, объема П., опознания и т. д. Осуществляется разработка философских проблем теории П. (М. С. Роговин). Большой вклад внесли российские ученые в изучение нейропсихологических (А. Р. Лу-рия) и психофизиологических (Н. П. Бехтерева) проблем П.

ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ – кратковременная память, обеспечивающая хранение информации в ходе циклического процесса (напр., повторение запоминаемой информации, сканирования). В некоторых моделях преобразований информации П. б. рассматривается как часть кратковременной памяти (см. Память первична^.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал