Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роджерс КАРЛ рэнсом






(1902 – 1987) – американский психолог, один из создателей гуманистической психологии (см.). Автор т. н. индирективной психотерапии, или терапии, центрированной на клиенте. Основные ее правила: не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом целью психотерапевта является согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих представлениях и оценках, зависящих от моего индивидуального опыта и оценок окружающих) и его «идеального Я» (каким я хочу быть). В настоящее время различные приемы индирективной терапии разрабатываются и используются в практике психотерапевтов разных стран мира, в т. ч. – на основе определенного критического отношения к ним – в российской гуманистической психологии.

РОЛАНДИЧЕСКИЙ РИТМ-

см. Мю-ршпм.

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889 – 1960) – отечественный психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философско-психологическое образование получил в Марбурге (Германия). Успешно сочетал преподавательскую и научную работу; несколько лет (с 1942 г.) возглавлял Институт психологии. Не менее важна и организаторская деятельность Р.: именно ему МГУ им. М. В. Ломоносова обязан созданием кафедры, а затем отделения психологии (1943), а Институт философии АН СССР – сектора психологии (1945). Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, явля-



ющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, Р. дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он содержательно обосновал его (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической) и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма. В 1947 г. Р. обвинили в космополитизме и «преклонении перед иностранщиной» и сняли со всех постов. Особой критике подвергся его труд «Основы общей психологии», в 1942 г. удостоенный Сталинской премии (и до сих пор являющийся лучшим отечественным учебником). После снятия обвинений в 1953 г. Р. воссоздает сектор психологии, публикует «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его развития» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959). Он разрабатывает новые методологические принципы психологической науки, в частности принцип детерминизма (который кратко формулируется как «внешние причины действуют через внутренние условия»), и создает концепцию психического как процесса. Последняя нашла теоретическое и экспериментальное развитие в трудах его учеников и последователей, особенно применительно к проблеме мышления (А. В. Брушлин-ский, К. А. Абульханова-Славская и др.). В сфере интересов Р. находились многие проблемы общей психологии (мышление, эмоции, способности, темперамент и пр.), педагогической психологии, философии, логики и т. д. Философско-методологиче-ский потенциал идей Р. еще не исчерпан и пользуется в настоящее время возрастающим вниманием психологов, в т. ч. зарубежных.

САДИЗМ (по имени французского писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) – половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страданий или унижений сексу-


альному партнеру. Синонимы: половое на-сильничество, эротический пшранизм, активная апголагния (альголагния). Термин «С.» предложен Р. фон Крафт-Эбингом. Для садиста сексуальное наслаждение возможно лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером, обычно проявляющемся в нанесении физических или психических т^авм. Диапазон действий садиста необычайно широк: от оскорблений, брани, угроз, пачка-ния одежды экскрементами, спермой (пи-кацизм) до побоев, бичевания (флагелля-ция), нанесения ран, убийства.

Садистские наклонности могут не реализовываться на практике, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (что проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста может быть лицо как противоположного, так и своего пола (са-догомосексуализм), а также животное (зоо-садизм). С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяются ее молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный садизм, или диппольдизм (по фамилии домашнего учителя Диппольда, который ради получения сексуального наслаждения так истязая своего воспитанника, что довел его до смерти).

Крайние и весьма редкие случаи С. – некрофилия, вампиризм и бертранизм. Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции И оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острей эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма (см.), причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер исте-



каст кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой он наносит укусы или царапины, иногда, весьма серьезные порезы и уколы («подкалыватели»). В бер-транизме (по имени описанного Крафт-Эбингом французского поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С,

С. связан с нарушением прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение (см. Мазохизм). С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист – мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме (см.).

САДОГОМОСЕКСУАЛИЗМ -

см. Садизм.

САДОМАЗОХИЗМ – собирательный термин для обозначения садизма (см.) и мазохизма (см.), как дополняющих друг друга способов сексуального удовлетворения, включая наличие обеих девиаций у одного индивида. Для обозначения этого сложного комплекса на рубеже веков немецкий врач Альберт Эйленбург предложил так и не ставший общеупотребительным термин «алголагния», или альголаг-ния (от греч. algos – боль и lagneia – соитие, похоть), подразделив ее на активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Необходимость обобщающего понятия для, казалось бы, противоположных девиаций обосновывается существованием между ними глубокой связи. Садист и мазохист часто составляют в некотором смысле гармоничную сексуальную пару. Более того, в одном человеке могут сосуществовать садистские и мазохистские тенденции, что определяет чередование сексуальных сценариев (напр., активные и пассивные флагеллянты нередко меняются ролями и бичуют друг друга) и позволяет говорить о единой – садомазохистской наклонности.


Отношение к С. неоднозначно. Успешность партнерства садиста и мазохиста зависит не только от характера девиации, но и от степени ее выраженности. Если формы сексуального поведения одного партнера укладываются в диапазон приемлемости другого, то они, служа лишь средством сексуального возбуждения и удовлетворения, усиливают сексуальные и эмоциональные связи в паре. В таком случае принято считать, что, являясь анормальностью (по сравнению с общепризнанной нормой), С. имеет право на существование. Однако психосексуальная стабильность пары нарушается, если садистская направленность одного усиливается и причиняемые им страдания превышают тот оптимум, который связан с их оргастическим переживанием партнером. В таком случае С. вступает в противоречие с естественными правами сексуального партнера и должен считаться недопустимым. Это справедливо и для нестабильных пар.

По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с другой, стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Современный польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С.

САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – быстрые, скачкообразные верси-онные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений, а также на той стадии сна, которая, по-видимому, связана с возникновением сновидений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная – 40 – 60 угловым градусам. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровож-



даются движениями головы и корпуса. Скорость £. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 угловых градусов/с. Латентный период С. д. составляет около 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели.

Незадолго до начала и во время С. д. происходит повышение зрительных порогов. Этот феномен, названный саккадиче-ским торможением, свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется г. о. в промежутках между С. д., когда глаза фиксируют ту или иную деталь объекта.

САККАДИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ – снижение чувствительности зрительной системы, вызванное саккади-ческим движением глаз при смене точки фиксации. В диапазоне ±100 мс относительно начала саккады функция С. п. имеет V-образную форму, причем минимум чувствительности приходится на время движения глаз. Положение точки минимума на оси вероятности правильных обнаружений стимула зависит от его физических характеристик (размера, яркости, контраста, длительности экспозиции) и амплитуды скачка глаз. При последовательных скачках во время рассматривания сложного изображения происходит сумма-ция саккадического подавления, так что при каждом очередном скачке чувствительность зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера скачка в цикле сканирования.

САМОВОСПИТАНИЕ– формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. С. как сознательная цель чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения (см.), наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрос-


лых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка (см.). Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам С. невозможно без анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует адекватная самооценка, ее соответствие реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности является непрерывным процессом, не имеющим предела, С. –дело всей жизни человека.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в услови-



ях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания – ощущений, представлений, чувств и их атрибутов – интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальтпсихологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание переживаний целого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме.

САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Известен рад блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Напр., автодидактами (самоучками) были археолог Генрих Шлиман, этнограф Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что принесло пользу душе и телу и привело его к мысли о необходимости «Энциклопедии». Важность С. как возможности вос-


полнения традиционного образования понималась во многих странах, что приводило к созданию вечерних курсов, воскресных школ и пр. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в Москве – «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна), в СПб. –«Отдел для содействия самообразования при Педагогическом музее».

Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности (см.) является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему: можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) определенным видом общения. Основания для такой точки зрения заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабыми сторонами С. являются отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Д. Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают печальной остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения. С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. может быть очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы так развить и направить его ум, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам.пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же «учение проходит через всю жизнь человека» (С. Л. Рубинштейн). В этой свя-



зи уместно выделить широкий смысл понятия С. как самостоятельно организуемой субъектом деятельности учения, удовлетворяющей его потребности в познании а личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития.

САМООЦЕНКА – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самопознания (см.), и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов (см.) индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности (см.). Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую эбщую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., карактеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельно-: ти. С. может быть разного уровня осознанности.

С. характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню – высокая, средняя и низкая С; 2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная С. Для развития личности эф-'|> ективным является такой характер само-этношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, диффе-


ренцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная С.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

САМОСОЗНАНИЕ – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. С. выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В основе С. – способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности (см. Мышление, Понимание, Сознание). Отношение к своему бытию, опосредствованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определенного представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе (субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и



социальными нормами поведения, принятыми в обществе. «Образ Я» – непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях – о себе, уже добившемся своей цепи, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором – к тем, у которых этих способностей нет.

В психологической литературе о С. иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека (Т. и. его отношение к миру с знанием) невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей – без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя. Поэтому С. не только результат, но и предпосылка развития самосознания.

САМОСТИМУЛЯЦИЯ (самораздражение, аутостимуляиия) – экспериментальный феномен, проявляющийся в виде стремления животного (или человека) повторно совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению мозга через электроды, вживленные в определенные нервные структуры, расположенные в гипоталамусе и среднем мозге. Этот феномен отражает включение в активное состояние особого нервного субстрата, связанного, по-видимому, с механизмом положительного подкрепления и с возникновением чувства удовольствия.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С. может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой. Такой характер С. создает специфическую направленность личности – сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может


достигаться разными путями: путем реальных достижений в какой-либо деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей.

САМОЧУВСТВИЕ – комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. может быть представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций. Характерные симптомы изменений С. отчетливо проявляются при разных функциональных состояниях человека (см.). Этим обусловлено использование симптоматики С. как одной из основных групп признаков в методиках самооценки состояния.

САНГВИНИК–см. Темперамент.

СВЕТОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА – способность органа зрения реагировать (в виде зрительных ощущений) на электромагнитные излучения определенной длины волны (приблизительно от 350 до 750 нм). С. ч. г. оценивается пороговой величиной светового раздражителя. Максимальная С. ч. г. называется абсолютной; она зависит от действия ряда факторов: интенсивности раздражителя, угловых размеров его на сетчатке, времени предъявления раздражителя, функционального состояния зрительного анализатора и др. Максимальная С. ч. г. достигается в условиях полной тем-новой адаптации (см. Адаптация глаза) при действии светового раздражителя диаметром около 50 угловых градусов; при длине световой волны около 500 нм пороговая энергия светового раздражителя равна 1 • 10'9 эрг/с и составляет несколько световых квантов.



СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Понятие «С. н. с.» введено И. П. Павловым. Он предполагал существование трех основных С. н. с. 1. Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. Поэтому лица с более сильной Н. с. выносливее и стрессоустойчивее. 2. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям. 3. Уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов (торможения и возбуждения). Люди с более уравновешенной нер-зной системой характеризуются и более уравновешенным поведением. В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования С. н. с., в особенности в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их учеников, были существенно уточнены как структура основных С. н. с., так и их нейрофизиологическое содержание. К тому ке стали известны еще несколько свойств. \. Динамичность – способность мозговых структур быстро генерировать возбуди-гельные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости. 5. Лабильность выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Более «лабильные» люди, напр., значительно быстрее совершают моторные акты в единицу времени. 6. Ак-тивированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей. Нередко наблюдается значительное несовпадение результатов измерения С. н. с. в разных анализаторах. Это явление было названо В. Д. Небылицыным харциальностыо. С. н. с., отличающиеся в разных мозговых структурах, названы «частными», а представляющие собой ссверханализаторные» характеристики


мозга – «общими». Вначале «общие» свойства связывали с функционированием передних (лобных) отделов мозга.

В настоящее время общепризнанным считается наличие трех уровней С. н. с. I. «Общие» (системные) свойства представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких, как темперамент и общий интеллект. 2. «Комплексно-структурные» С. н. с. – особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.). Большинство определяемых традиционными методами С. н. с. (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют прежде всего специальные способности и отдельные черты личности. 3. «Элементарные» С. н. с. проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в нейронах, являются компонентами свойств более высокого порядка.

СЕКС ГРУППОВОЙ – см. Плюрализм сексуальный.

СЕКСОЛОГИЯ (от лат. sexus – пол и греч. I6gos – слово, наука) – область научных знаний о биологических, психических и социальных аспектах половых взаимоотношений людей. Статус науки С. приобрела в середине XX в., после ряда важных открытий в естественных и социальных науках и преодоления сопротивления христианской церкви, традиционно трактовавшей сексуальное поведение как уступку греховному телу, извинительную лишь необходимостью продолжения рода. Термин «С.» введен в 1907 г. И. Блохом. Современная С. представляет собой комплексную научную дисциплину, которая подразделяется на три относительно независимых (границы вполне проницаемы и условны) направления со своими понятийными и методическими аппаратами – биолого-медицинское, психологическое и социально-историческое.

Важную роль в формировании С. сыграли теории XIX в., рассматривавшие половое поведение как проявление универсальных биологических законов и синтезировавшие естественнонаучные знания и морально-этические воззрения. Утвержда-



лось, что функции сексуальности (присущей лишь мужской половине человечества) ограничиваются воспроизводством; что половое воздержание полезно для здоровья; что онанизм представляет собой болезнь и нравственный порок, чреватый тяжелыми последствиями (в частности, безумием). Первыми весомый вклада С. сделали медики: венские психиатры Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) и Рихард фон Крафт-Эбинг (1840 –• 1902), введший понятия садизма и мазохизма (см.), германский психиатр Альберт Молль (1862 – 1939), германский дерматолог и венеролог Иван Блох (1872 – 1922), английский врач и публицист Генри Хэвлок Эллис (1859 – 1939), швейцарский психиатр и невропатолог Опост Форель (1848 – 1931) и др. Несмотря на особый статус, облегчающий врачу соприкосновение с интимными сферами жизни пациента, пионерам С. приходилось с трудом преодолевать табуиро-ванность темы. Развитие в XIX в. этнографии способствовало получению обширного материала о брачно-семейных отношениях у различных народов, что в определенной степени расшатало сложившиеся стереотипы. На рубеже веков в работах Блоха, Молля, Фореля, Эллиса, Гирш-фельда и др. была предпринята попытка синтезировать медико-биологические и культурно-исторические знания. Тогда же начала складываться практика массовых сексологических опросов. Примером может служить опрос биологом Альфредом Кинзи (1894 – 1956) 12 тыс. здоровых взрослых американцев обоего пола, давший статистически значимую картину сексуальных установок и поведения (1921). Первый научный центр, Институт сексологии, основанный в Германии Магнусом Гиршфельдом в 1919 г., функционировал до его разгрома нацистами в 1933 г.

Психологическое направление С. обязано своим появлением 3. Фрейду, сыгравшему роль фасилитатора, его теории бессознательного, одним из краеугольных камней которой была идея о сублимированных и вытесненных сексуальных влечениях, в т. ч. их экстрагенитальных форм. Но сведение всего направления к концепции Фрейда – неправомерное сужение. Сейчас оно охватывает множество проблем, связанных с индивидуальными и групповыми (напр., половыми, возрастны-


ми) особенностями сексуального поведения, – сексуальную ориентацию, тип сексуального объекта, способы общения с сексуальным партнером и сексуального удовлетворения, символизацию сексуального поведения. Особенности половой жизни индивида зависят не только от степени осознания потребности в ней, но и от ее личностного смысла (быть средством получения чувственных, эмоциональных удовольствий, средством самоутверждения, деторождения и т. д.).

Очевидно, что взгляды на психологическую природу сексуальности определяются приверженностью той или иной общепсихологической концепции. Многие исследователи исходят из того, что сексуальное поведение зависит от: 1) общепсихологических свойств (типа личности, темперамента, характера, эмоциональности, иерархии мотивов, ценностных ориентации, коммуникативных качеств, способов самоутверждения, силы и длительности привязанностей, самоуважения и др.); 2) микро- и макросоциума, в значительной степени детерминирующих половое воспитание, психосексуальную идентификацию. Особое место принадлежит возрастной психологии, изучающей закономерности, особенности и динамику психосексуального развития на разных стадиях жизненного пути, этапы и движущие силы психосексуальной идентификации, психические закономерности подростковой и юношеской сексуальности. Значим вклада С. клинической и дифференциальной психологии.

СЕКСОПАТОЛОГИЯ (от лат. sexus – пол и греч. pathos – чувство, переживание, страдание, болезнь, ttgos – учение, наука) – область клинической медицины, изучающая половые расстройства и разрабатывающая методы их диагностики и лечения. Термин «С.» также используется для обозначения медико-биологического направления исследований в сексологии (см.).

СЕКС-ТЕРАПИЯ (сексуальная терапия) – вид комплексной психотерапии функциональных сексуальных расстройств, использующей принцип бихеви-оральной терапии (отдельные симптомы, рассматриваемые вне связи с патогенезом и заболеванием, считаются неправильным поведением, которое может быть скоррект



тировано специальными приемами). Цели С.-т.: 1) модификация сексуального поведения; 2) установление между партнерами доверительности, взаимопонимания и взаимопринятия.

Первоначальный вариант С.-т. предложен американским гинекологом Уильямом Мастерсом и его сотрудницей Вирджинией Джонсон, описавших методику и результаты 5-летней работы с 510 парами с сексуальными дисфункциями («Human sexual inadequacy», 1970). Признание зависимости сексуальных дисфункций не от одного, а от обоих партнеров обосновывает работу только с парой. Методика включает 2 – 3-недельный цикл занятий при тщательном планировании каждого дня и применении следующих форм: а) выяснение анамнеза; б) обсуждение жалоб; в) функциональный тренинг (постепенная тренировка нарушенной функции с помощью специальных упражнений); г) обсуждение возникающих ощущений; д) коммуникационный тренинг (ликвидация недоразумений и напряженности между партнерами); е) соматическое обследование; ж) беседы каждого из партнеров с врачом своего и противоположного пола; з) общая дискуссия. Различаются варианты для лечения фригидности, вагинизма, аноргазмии у женщин, утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции у мужчин.

Достижения С.-т. вызвали интерес специалистов, результировавшийся в дальнейшем развитии метода (X. Каплан, 1974; Ло Пикколо, 1978; Дж. Аннон, 1974; Кра-тохвил, 1975). В настоящее время используется ряд модификаций С.-т., различающихся: 1) удельным весом функционального, коммуникативного и аутостимуляци-онного тренинга; 2) условиями лечения – стационарными, амбулаторными, гостиничными (вырывающими пару из привычного окружения) и пр.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПЕРВЕР-

СИИ – см. Половые извращения.

СЕКСУАЛЬНЫЙ ПАРЦИА-ЛИЗМ – см. Фетишизм.

СЕМАНТИКА (от греч. serna-ntikos – обозначающий). Различают несколько видов С.


 

1. Лингвистическая С. – раздел языко
знания, изучающий лексические значения
слов и выражений, изменения их значений
(то же, что и семасиология); значение сло
ва, оборота речи или грамматической фор
мы.

2. Логическая С. – раздел математиче
ской логики, исследующий отношения
между формально-достроенными исчисле
ниями и отражаемым в них реальным со
держанием; содержательная интерпрета
ция этих исчислений. Различают дескрип
тивную и чисто логическую С. Первая ис
следует отношение знака к содержанию
понятия (сигнификату) и отношение знака
к вещи, которую он обозначает (денотату).
Вторая занимается построением искус
ственных систем семантических правил,
устанавливающих условия истинности
языка. Хотя логическая С. имеет дело с
полностью формализованными языками,
высказываются мнения о применимости ее
основных понятий к анализу значений в
естественных языках (Р. Карнап, А. Тар-
ский).

3. Психолингвистика различает объек
тивную и субъективную С. Первая являет
ся семантической системой значений язы
ка, вторая представляется как ассоциатив
ная система, существующая в мозгу инди
видуума. В связи с этим семантические
признаки подразделяются на относящиеся
к области ассоциаций (субъективные) и
принадлежащие семантическим компонен
там лексики, взятой в абстрактно-логиче
ском (объективном) плане. Психолингви
стическое понятие «семантическое поле»
представляет собой совокупность слов
вместе с их ассоциациями («ассоциата-
ми»). Имеется несколько попыток экспе
риментально определить субъективные се
мантические поля и связи внутри них с по
мощью методов ассоциативного экспери
мента (Дж. Диз) и условного рефлекса
(А. Р. Лурия, О. С. Виноградова).

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ-

см. Афазия.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ – одно из направлений психологической помощи. Как самостоятельное направление С. т. возникла в 50-е гг. XX в. в рамках зарубежной психотерапии (см.). Традиционным психотерапевтическим ориентациям на личность и на социум, часто вступаю-



щим друг с другом в противоречие, С. т. противопоставила усилия, направленные на развитие личности в семейном окружении. Такой подход оказался не только продуктивным, но и экономически эффективным. Семья, если дать ей нужный профессиональный толчок, сама, на основе внутренних ресурсов, способна помочь своим членам, а не усугублять страдания обратившегося за психологической помощью. Так или иначе необходимо принимать во внимание, что если психотерапевт спод-вигнет человека к совершенствованию, то тем самым выведет из равновесия его семью.

Своей верой в то, что резервы, заключенные в благожелательных семейных отношениях, способны оградить человека от сложностей жизни, помочь в решении его психологических проблем, С. т. еще более укрепила позиции психотерапии, восставшей против традиционной психиатрии с ее центрированностью на Лекарствах и госпитализации психических больных. При этом ответственность за исход работы ложится на семью, а не на психотерапевта. В представлениях о профессиональной позиции и роли личности психотерапевта С. т. также резко революционизирует всю практику психологической помощи, противопоставляя его образ образу духовного учителя, гуру. Психотерапевт не может, дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга, по сути дела он лишь способствует запуску положительного семейного механизма.

Научно-психологической основой для С. т. служат психология развития личности в семейном окружении и психология межличностных отношений в семье. Социология семьи, культурология, социо-биология также вносят существенный вклад в формирование методологической основы С. т. За рубежом С. т. в настоящее время представляет собой целый мир, область науки, сообщество профессионалов с уже установившейся этикой, правилами и традициями, множеством часто противоборствующих друг с другом направлений и подходов, своей собственной историей и классиками – Вирджинией Сатир, Карлом Витакером, Сальвадором Минухи-ным, Марой Сельвини Палазолли, Джеем Хейли, Мюрреем Боуэн, Клу Маданес, Линн Хофман и др. Теория и практика


С. т. в нашей стране имеют пока совсем короткую историю. С. т. находится в процессе становления, хотя и представлена рядом ярких и самобытных специалистов.

СЕМИОТИКА (от греч. пета – знак) – наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного; б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и соответственно С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые специальной областью – зоосемио-тикой. Наконец, возможно понимание С. только как науки о собственно знаках («человеческих» знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации. Если сохранить термин «знак» только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (см. также Знак).

Знаки (в очерченном здесь узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму, первичную (напр., азбука Морзе), другие непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).



С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал