Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СПЕКТРОМЕТРИЯ –нахождение
спектра сигнала. С. может выполняться либо математически, если колебательный процесс задан в виде функции или графика, либо с помощью специальной аппаратуры для частотного анализа – спектрометров или анализаторов. В последнем случае пре- образованный в электрическую форму и усиленный сигнал поступает в частотные фильтры с различными полосами пропускания. Измеряя среднеквадратическое среднее или пиковое напряжение в каждом фильтре, получают спектр сигнала. В зависимости от применяемой полосы фильтров спектрометры делятся на две группы: с постоянной относительной шириной (напр., 1/3 октавы) и с постоянной абсолютной шириной (напр., 50 Гц на всех частотах) полосы пропускания. Спектрометры с узкой полосой пропускания называются анализаторами гармоник. Запись на самописце амплитуд напряжений в фильтрах позволяет получить графическое изображение результатов анализа. СПЕКТР ЗВУКОВОЙ – объективная характеристика звука сложного состава, отображающая его «внутреннюю» физическую структуру (в отличие от «внешней» структуры, отображаемой формой колебаний или осциллограммой). С. з. графически представляет распределение энергии звука по частотным компонентам (элементарным, или простым, тонам). С. з. в Лновном можно разделить на три характерные группы. 1. Линейные (дискретные) спектры зву 2. Линейные (дискретные) спектры с не монических спектров является тем более точным, чем ближе обертоновый ряд соответствует гармоническому. 3. Непрерывные или сплошные спектры шумов (ударно-затухающих и незатухающих) характеризуются непрерывной линией амплитуд, постоянно флуктуирующих (пульсирующих без определенной частоты) компонентов вдоль всей частотной оси. Поскольку распределение энергии в шумовом спектре индивидуально зависит от физических характеристик источника шума, все шумы, так же как и звуки, на основе дискретных компонентов обладают тембровыми качествами. Для многих шумов (стуки, удары, некоторые согласные звуки речи) характерна чрезвычайная неустойчивость их спектров во времени. Шумовые компоненты часто сопровождают спектры гармонических звуков (шипение флейты, хриплость голоса и т. п.). Гармоническая интерпретация некоторых звуков (журчание, бульканье, гласные звуки живой речи и т. п.) затрудняется быстрым изменением их параметров во времени. Быстро изменяющиеся по амплитуде шумовые спектры (стуки, трески, шорохи, взрывные согласные звуков речи) воспринимаются слухом в их спектрально-временном единстве. Спектральные характеристики звуков лежат в основе представлений о сущности слуховых ощущений и восприятия сложных звуков, поскольку слуховой анализатор обладает свойством разложения сложного звука на его частотные компоненты. Спектральные характеристики звуков утоляются также исходными для создания технических устройств распознавания звуковых образов. СПИНОЗА БАРУХ (БЕНЕДИКТ) (1632 – 1677) – нидерландский философ-материалист. Решил поставленную Р.Декартом психофизическую проблему в духе материалистического монизма, рассматривая мышление и протяжение как атрибуты одной и той же субстанции – природы, или Бога. При этом способность тела (как конкретного единичного проявления субстанции) к действию лежит в основе мышления, которое, по С., тем совершеннее, чем больше способность тела производить разнообразные и сложные действия. Эти и другие идеи С. предвосхищали положения возникшего только в XX в. деятельностного подхода в психологии, в частности идею обобщения в действии или посредством действия. Идеи С. об аффектах как психических процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тепа к действию, исследование им путей формирования «вторичных» (высших, сложных) аффектов из первичных, способы борьбы с «вредными» аффектами до сих пор изучаются и используются в исследованиях психологии мотивации и эмоций. СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятелъностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (R М. Теплое). Проблемы С. – их природа, происхождение, проявление, формирование и др. – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения. В современной психологии С. можно выделить следующие предметные области: 1) психогенетика С., 2) психофизиология С., 3) общая психология С., 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) способности и деятельность, развитие С., б) социальная психология С., 7) «обыденная психология» С. («имплицитные теории»). Б. М. Теплое разделял С. и задатки – врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют, что С., измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы. Не выработано пока и единой типологии С.; для их классификации чаще всего используют несколько критериев. По критерию вида психических функциональных систем С. разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемиче-ские, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные и т. д. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих С. большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С., от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Л. Тер-мен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определённый уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных способностей характеризуется как общая или специальная одаренность (см.). Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях, происхождения и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Термин «С. п.» применяется иногда как синоним зоопсихологии (см.), в других случаях •– для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер). Сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики от психики животных. Особое значение имеет при этом учет социально-исторических факторов, определивших возникновение и развитие человеческого сознания (трудовая деятельность, общественная жизнь, членораздельная речь). СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) – путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее развития, формирования или разрушения. Известны 4 вида С.-г. м.: 1) филогенетический, он реализуется в исследованиях психики от первых ее проявлений в мире животных до сознания человека; 2) исторический, он предназначен для раскрытия законов развития психики и сознания людей в различных общественно-экономических формациях от первобытнообщинного строя до современности; 3) онтогенетический, который охватывает изучение возрастных фаз развития психики и сознания, формирования личности человека с учетом социально обусловленных форм и методов воспитания, обучения и трудовой деятельности; 4) психопатологический, он применяется при изучении и сравнении нормальной и нарушенной психики. Перечисленные виды С.-г. м. широко используются в современной психологии. СРЕЗОВ СТРАТЕГИЯ – изучение развития какой-либо' психической функции, процесса или способности путем сравнительного исследования групп детей (выборок), отличающихся только по показателю возраста. Родоначальником такой стратегии является американский ученый А. Гезел. Различия между сравниваемыми выборками, по мысли А. Гезела, по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются. При такой стратегии исследования используются разнообразные тесты и тестовые системы. Эта же стратегия применяется и для разработки самих тестовых систем и их стандартизации. С. с. приводит к созданию только внешней картины изменений в развитии, 'возникающих с возрастом, не вскрывая движущих сил развития и его качественных изменений при переходах от одного периода к другому. Часто используется для сравнительного анализа эффективности различных систем обучения, но в этом случае переменной величиной является не возраст, а особенности обучения. Замеры производятся через определенные промежутки времени в экспериментальных и контрольных выборках. СТАЙЛСА – КРОУФОРДА ЭФФЕКТ – различие в восприятии яркости одного и того же пучка света в зависимости от того, как он проникает в центральную ямку сетчатки. Свет кажется более ярким, если он проходит через центр зрачка, и менее ярким, если он проникает в глаз через периферические его отделы. СТАЦИОНАРНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ (от лат. stationarius – стоящий, неподвижный) – нервный процесс возбуждения, который не распространяется по нервным путям. С. в. проявляется в форме медленных изменений электрического потенциала нервной системы и связано с активным физиологическим состоянием организма.
|