Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (зоны перекрытия
temporalis – височной, parietalis – теменной и occipitalis – затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии (см. Апрак-сия), расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или «квазипространственные» отношения (см. Афазия), в нарушении образных наглядных интеллектуальных операций, счета (см. Акалькулия) и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными – расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом (см. Афазия) или с неречевым и музыкальным слухом (см. Амузия). В основе другого височного синдрома лежит нарушение слухоречевой памяти, проявляющееся в виде слабости слухоречевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мне-стическая афазия (см. Афазия). Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентряльной области, которые выражаются в нарушении кинестезической основы двигательных актов (движений руки, туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями (см. Апраксин) и афферентно-моторные нарушения речи (см. Афазия), а также расстройства тактильного восприятия (см. Астереогноз). Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений (руки, речевого аппарата и др.). При данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций нарушено бывает переключение от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации (см.). Подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в других случаях. Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в наруше- нии программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием. Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией (см. Асимметрия полушарий мозга). Поражение медио-базальных отделов коры мозга приводит к появлению след, синдромов. Синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтан-ности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации (см.), нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории (см.), эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще – при поражении медиальных или медио-базальных отделов лобных долей правого полушария). Синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модаяьно-неспеиифическими расстройствами памяти (см.), нарушениями состояний бодрствования, сознания. Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылочно-теменных отделов мозга. Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла «сон – бодрствование», изменениями состояния сознания, модально-не-специфическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения других подкорковых структур. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии – нейропсихологии детского возраста (см. Нейропсихология). СИНДРОМЫ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ – совокупности отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Проявление определенных С. п. зависит от возраста человека, особенностей его психического склада, стадии болезни и т. д. Сочетание С. п. создает клиническую картину различных психических заболеваний. Однако каждое заболевание характеризуется определенной совокупностью и типичной последовательностью (сменой) синдромов. Выделяют след, С. п., наиболее часто встречающиеся при психических заболеваниях: апатический, астенический, галлюцинаторно-паранойяльный, депрессивный, ипохондрический, кататониче-ский, Корсаковский (амнестический), маниакальный, парафренный, паранойяльный, паралитический, псевдопаралитический. Апатический синдром характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к деятельности. При астеническом синдроме наблюдаются общая слабость, повышенная исто-щаемость, раздражительность; нарушается внимание, могут наблюдаться расстройства памяти. Галлюцинаторно-паранойяльный синдром характеризуется наличием галлюцинаций и бреда. Поведение больных определяется их галлюцинаторно-бредовыми переживаниями. Данный синдром возникает при алкогольных психозах, шизофрении и других заболеваниях. При депрессивном синдроме заторможена психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор (полное отсутствие движения и речи). Ипохондрический синдром характеризуется повышенным необоснованным опасением за состояние своего здоровья. Этот синдром характерен для неврозов, реактивных состояний, предстарческого и старческого психозов. Кататонический синдром характеризуется наличием состояния общего возбуждения и последующего ступора. Состояние общего возбуждения больного проявляется в виде внезапно возникающего двигательного и речевого беспокойства, иногда доходящего до неистовства. Больные находятся в непрерывном движении, совершают немотивированные, нелепые поступки, их речь становится бессвязной. Ступор – состояние, противоположное возбуждению. Характеризуется уменьшением мышечного тонуса («оцепенением»), при котором человек длительно сохраняет одну и ту же позу. Даже самые сильные раздражители не влияют на поведение больного. В некоторых случаях возникают явления «восковой гибкости», выражающиеся в том, что отдельные группы мышц или части тела подолгу сохраняют то положение, которое им придают. Для Корсаковского (амнестического) синдрома характерно расстройство запоминания текущих событий при относительной сохранности памяти на отдаленные. Пробелы памяти заполняются событиями, которые действительно происходили или могли происходить, но не в то время, о котором рассказывается. Память на прошлые события и приобретенные навыки сохраняется. Корсаковский синдром наблюдается при т. н. Корсаковском (по-линеврическом, алкогольном) психозе, опухолях мозга и других органических поражениях Ц. н. с. Маниакальный синдром – сочетание повышенного (эйфорического) настроения с ускорением мышления (до скачки идей) и повышенной активности. Возможны различные комбинации этих трех расстройств и степени выраженности одного из них, напр, преобладание двигательного возбуждения либо нарушений мышления. Характерны нарушения целенаправленной деятельности. Парафрениый синдром – один из вариантов бредового синдрома – характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования. Переживания часто принимают «космический масштаб». Больные считают себя, напр., «преобразователями мира», «властителями Вселенной» и т. п. Паранойяльный синдром – разновидность бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда изобретения, преследования, ревности. Часто сочетается с обстоятельным ригидным мышлением. Галлюцинации, как правило, отсутствуют. Паралитический синдром характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения (эйфория), резкими нарушениями критичности и поведения, глубоким распадом личности. Псевдопаралитический синдром характеризуется эйфорическим настроением, нелепым бредом величия при отсутствии серологических данных прогрессивного паралича. СИНКИНБЗИИ (от греч. syn – вместе и kinesis – движение) – дополнительные движения, Непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически (напр., движения рук при ходьбе). СИНКРЕТИЗМ (от греч. syn – с, вместе и лат. cresco – расту, увеличиваюсь) – особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта, без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением. Л. С. Выготский определял С. как стремление ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Л. С. Выготскому, синкретические обобщения – первая стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С точи зрения Л. С. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи – основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей. СИНТЕЗ (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С.» противопоставляется анализу (см.), с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. Анализ и С. лежат в основе не только всех видов человеческой деятельности, но и – в своих элементарных формах – поведения высших животных. С. как мыслительная операция произволен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. СИСТЕМА МОНТЕССОРИ – система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 – 1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей, Монтессори постепенно расширяла области его применения: сначала к нормальным детям дошкольного, а затем раннего и вспоследст-вии младшего школьного возрастов. С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автоди- дактизма: дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический материал. Обучение по С. М. происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным Мон-тессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по цвету, размеру и форме предметов (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и пр.). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по С. М. считается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому занятия не предполагают речевых воздействий взрослого: речь ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном возрасте в С. М. считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа «выключать» остальные (напр., для развития осязания дети обследовали предметы с завязанными глазами). Главная форма обучения по С. М. – самостоятельные индивидуальные занятия детей или индивидуальный урок, основа которого – простота, объективность, отсутствие лишних слов, что предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете. Индивидуальный подход к каждому ребенку; предоставление ему свободы выбора занятий; введение в практику дошкольного воспитания систематических планомерных занятий; занятий по обслуживающему труду являются важными преимуществами С. М. К слабым сторонам С. М. можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорное и моторное развитие ребенка в ущерб речевому и умственному развитию. Монтессори организовала целую систему «домов ребенка», работавших по ее системе (первый – в Риме, в 1907 г.). С. М. завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. В России первые «дома ребенка» появились в 1913 г., и вскоре увлечение С. М. приняло «эпидемический» характер. Звучала и критическая нота (напр., С. А. Левитин квалифицировал С. М. как «дрессировку детской души»). Сейчас наблюдается определенный ренессанс С. М. В русских переводах изданы работы Монтессори: «Руководство к моему методу»; «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребенка»; «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – МАШИНА» – система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. С. «Ч. – М.» – ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из двух составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей, закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения. СКАНИРОВАНИЕ – маршрут движений глаз или фокуса внимания по элементам зрительного поля при считывании информации, а также последовательное считывание информации из тонической памяти (см.) для перевода ее в кратковременную (см.).
|