Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стенические чувства (от






греч. sthknos –сила)–чувства, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.). При переживании С. ч. дыхание становится глубоким и легким, частота вдохов увеличивается, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затраты большей, чем обычно, энергии. С. ч. активны, переживаются с положительным эмоцио-



нальным тоном. Противоположностью С. ч. являются астенические чувства (см.).

СТЕРЕОПСИС – сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспарат-ность. В результате С. субъект переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие «С.» включают и сам результат – особое, несводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространст-венности.

С. обеспечивает восприятие относительной удаленности, т. е. удаленности объекта относительно ядерной плоскости – фронтальной плоскости, проходящей через точку бинокулярной фиксации пересечения главных зрительных осей. Стимулом для С. является относительная диспаратность. В первом приближении зависимость между видимой относительной удаленностью (глубиной) и величиной относительной диспгфатности выражается след, образом: чем больше диспаратность, тем больше видимая глубина при прочих равных условиях. Для осуществления С. не требуется наличия каких-либо монокулярных зрительных признаков. Так, в опытах американского исследователя Б. Юлеза использовались случайно-точечные сте-реограммы, которые при монокулярном рассматривании выглядели хаотическим нагромождением точек. Тем не менее при стереоскопическом рассматривании эти стереограммы создавали впечатление глубины. Изучение С. ведется в лабораторных условиях и, как правило, с помощью специального прибора – стереоскопа.

СТЕРЕОСКОП – оптическое устройство, позволяющее предъявлять два диспаратных изображения одного и того же объекта – независимо правому и левому глазу – и воспринимать объединенное изображение объемным. С. был изобретен английским физиком И. Уитстоном в 1833 г. и в дальнейшем неоднократно модифицировался.

Пара снимков или изображений, используемых в С., называется стереопарой. Практически стереопары получаются путем фотографирования некоторой трехмерной сцены с двух позиций. Если расстояние между точками фотографирования (базисное расстояние) равно расстоянию между зрачками, то полученные стереопары дадут стереоэффект такой же, как и при


естественном рассматривании объекта. Если это расстояние увеличено, возникает впечатление большей глубины, если уменьшено – объект выглядит уплощенным. Это объясняется изменением величины диспаратности, которая пропорциональна межзрачковому расстоянию. С., оптическая система которого имеет преувеличенное относительно межзрачкового расстояния базисное расстояние, называется телестереоскопом. Если базисное расстояние меньше межзрачкового, то говорят об иконоскопе (см. Стереопсис).

СТИМУЛ – 1) физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор); 2) физическая энергия и информация, на которую реагирует сенсорная система в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой (Дж. Гиб-сон).

СТРАДАЛЬЧЕСТВО – см. Мазохизм.

СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ– общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след, основные стратегии.

Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов, при которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки материалов определяются изменения, происшедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезелом, который считал, что в связи с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться одной неделе, затем месяцу или нескольким месяцам и, наконец, году или даже нескольким годам). При этой стратегии применяются различные методические приемы – наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к другому, более высокому.

Лонгитюдииальная стратегия, или стратегия продольного изучения, при которой на протяжении более или менее про-



должительного времени, иногда на протяжении нескольких лет и более, изучается одна и та же группа детей путем проведения срезов уровня развития через определенные промежутки времени. Преимущество такой стратегии заключается в возможности выявлять индивидуальные варианты развития. Иногда эта стратегия принимает форму длительных систематических наблюдений за ходом развития одних и тех же детей.

В отечественной психологии разработана новая стратегия, направленная на более глубокое исследование закономерностей психического развития – экспериментально-генетический метод (см.).

СТРЕМЛЕНИЕ – собирательный термин для обозначения динамических психологических образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т. п.), сущностью которых является потребност-ное отношение человека к миру. Под С. подразумевают либо такие потребностные отношения, в которых предметное содержание еще в значительной степени свернуто, либо такие, в которых динамическая сторона особенно ярко выражена.

СТРЕСС – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета. Понятие «С.» было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.

СТРЕССОРЫ – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу С. относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы (см. Адаптационный синдром).


СТРУКТУРИРОВАНИЕ – стратегия организации разрозненной информации в процессе ее запоминания, в результате которой элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Условия успешного структурирования: близкое по времени (в идеале – одновременное) поступление запоминаемых элементов в.кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака.

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – термин, введенный Э. Титчене-ром для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии. Развивая идеи В. Вундта, Э. Титченер доказывал, что психология должна отвлекаться от функционального значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении. Ее задача – изучать структуру сознания, расчленять любое душевное явление на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу, выяснять законы объединения этих составных частей и раскрывать связь психологической структуры с физиологической организацией. С. п. Титченера – концентрированное выражение интроспективной трактовки психики, которая ограничивается лишь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в самом себе сознание. Методом С. п. служит аналитическая интроспекция – описание переживаний в категориях элементов сознания. В положении о возможности непосредственного познания психики реализуется позитивистский принцип о совпадении сущности и явления. Представители функционализма критиковали концепцию Титченера за игнорирование дарвиновской теории о роли психики в процессе приспособления организмов к среде. В настоящее время С. п. представляет в основном исторический интерес.

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. subjection – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой путем анализа значений объектов, понятий и т. п. осуществляется их классификация. Разме-



щение в С. с. п. тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически С. с. п. выражается с помощью координатных осей, точек и вычисления расстояния между ними. Построение С. с. п. как метода исследования и как модельного представления категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решения. С. с. п. находит также применение в исследованиях когнитивных аспектов сознания и самосознания (личности, группы).

СУЖДЕНИЕ – общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. может быть построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С. – это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями других людей.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практи-


ческой деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр., в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.

Хотя категории С. и я. были выделены и разделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития и определения. Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайные, не раскрывающие характера целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами, и вместе с тем сущность не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным в схоластике, так как носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В Новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека. И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XX в. в западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления



неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления.

ТАКСИСЫ (от греч. taxis – порядок, расположение) – врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении от благоприятных жизненно необходимых условий среды (положительные Т.) или неблагоприятных и даже опасных для жизни условий (отрицательные Т.). У растений аналогичные реакции выражаются в изменении направления роста (тро-пизмы). Характер ориентации зависит от воздействия биологически значимых агентов среды, в связи с чем Т. подразделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, анемо-, гидротаксисы и т. д. (реакции на свет, химические раздражители, температурные изменения, силу тяжести, течение жидкостей, поток воздуха, влажность среды и т. д.). Степень сложности и функции Т. зависят от уровня эволюционного развития животных. Низшие Т. – ортотаксисы (ускорение или замедление передвижения) и клинотаксисы (изменение направления передвижения на определенный угол) свойственны одноклеточным и многим низшим многоклеточным животным.

У животных с развитой нервной системой и симметрично расположенными органами чувств возможен активный выбор направления передвижения и сохранения этого направления (топотаксисы). Такие Т. являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения.

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – разновидность кожной чувствительности. С Т. ч. связаны ощущения прикосновения, давления и частично вибрации (см. Вибрационная чувствительность).


ТАЛАНТ – 1) высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях (синоним – одаренность); 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр.

Т. является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики Т. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняется. Соответственно меняется и социальная характеристика личности.

В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется, как правило, в раннем возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Выделяются 6 – 7-летний периоды изменения творческой продуктивности. Существуют определенные возрастные максимумы творческой продуктивности: в науке – 35 – 40 лет, в поэзии 24 – 30 ит.д.

Проявление и развитие Т. зависят от активности и условий жизни человека. Проявлению Т. способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания.

ТАНАТОФИЛИЯ – см. Мазохизм.

ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ (от лат. tango – касаюсь и receptor – принимающий) –разновидность тактильных рецепторов, обеспечивающих ощущение прикосновения (но не давления и нажатия). Функции Т. выполняют различные образования в толще кожи (см. Кожный анализатор). Типичные Т. – сетевидные свободные нервные окончания, оплетающие волосяные окончания в коже, причем тело волоса при этом служит механическим усилителем внешнего раздражения по принципу плеча рычага. Т. имеются у всех высших животных и человека.

ТАХИСТОСКОП (от греч. tathistos – быстрый, скорый и skopeS – смотрю) – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго оп-


ределенное, в т. ч. очень короткое, время. Одна из первых конструкций Т., в которой время предъявления регулировалось с помощью механического затвора, была разработана В. Вундтом. Наряду с подобными механическими Т. существуют электронные, работающие по принципу электронной модуляции уровня освещенности. В последние годы для тахистоскопическо-го предъявления информации все шире используются индикаторы и дисплеи, управляемые ЭВМ. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные Т., представляющие собой специально оборудованные диапроекторы. Т. различаются количеством независимо работающих каналов предъявления информации. Т. находит широкое применение в исследованиях восприятия, опознания, памяти и др. познавательных процессов.

ТЕЙЛОРА СИСТЕМА – система организации труда и управления производством, возникшая на рубеже XIX – XX вв. и названная по имени американского инженера Ф. У. Тейлора. Т. с. представляет собой совокупность разработанных автором и его последователями методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, а также принципов подбора и расстановки кадров. Основана на глубоком разделении труда и рационализации движений. Составной частью Т. с. является впервые созданная и внедренная на промышленных предприятиях система сдельной заработной платы. С Т. с. связано формирование комплексного подхода к совершенствованию производства и управления им. Основная цель Т. с. – получение максимальной прибыли путем безудержного подстегивания интенсивности труда.

Ф. Тейлор проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. В Т. с. обосновывается необходимость разделения трудовых функций на элементарные операции и стандартизованные движения. В рамках Т. с. зарождалась и практически осуществляется концепция инженерного проектирования методов работы. На примере анализа процесса конструирования лопат различных размеров и форм в Т. с. реализуется принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работников. Определение рациональных пе-


рерывов в работе как способа борьбы с утомлением – один из принципов, выявленный Тейлором чисто эмпирически. Возникновение психологии труда связано с Т. с., в ответ на запросы которой были сформулированы ее основные проблемы.

ТЕМБР – воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.

Понятие «Т.» применяется чаще всего к музыкальным звукам, имеющим гармоническую структуру, и является характеристикой, позволяющей отличать звуки различных инструментов при равенстве их высоты и громкости. Однако Т. определяется не только соотношением интенсивности составляющих звук гармоник. Речь и шумы (грохот, шипение, треск) также различаются по Т. Различия в восприятии Т. музыкальных звуков и шумов объясняются тем, что тембровое качество музыкальных звуков может восприниматься независимо от высотного, в то время как в восприятии шумов Т. и высота не расчленяются. Гармоническая структура спектра в большей мере является основой звуковы-сотного восприятия; на Т. она влияет некоторыми своими признаками (происходит выпадение или выделение некоторых компонентов гармонического ряда, отступление компонентов от строго гармонических соотношений).

Более общими признаками Т. являются такие, которые обусловлены полной протяженностью спектрального ряда (звуки глухие или звонкие) и формантной структурой, т. е. наличием максимумов энергии спектра в отдельных, относительно узких участках частот в пределах полной частотной полосы спектра.

В понятие «Т.» иногда включают другие признаки звукового образа, которые связаны г. о. с временными характеристиками звуков (вибрато, интонационное «поведение», атака и затухание звуков и т. п.). При таком расширении понятие «Т.» теряет срою определенность, относящуюся к статической структуре спектра. Однако для звуков с быстро меняющимися параметрами членение восприятия этих звуков на высотные, тембровые и громко-стные элементы часто бывает невозможным ни по объективным, ни по субъективным признакам. Поэтому выделение темб-



ровой характеристики возможно г. о. для относительно устойчивых по высоте и ipOMKocra звуков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал