Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января — 70 лет со дня рождения Колобова Евгения Владимировича






(1946—2003)

КОЛОБОВ Евгений Владимирович — дирижер. Народный артист РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Основатель и художественный руководитель Театра «Новая опера» (1991—2003).

Родился в Ленинграде в семье военнослужащего. В 1963 окончил Хоровое училище при Ленинградской капелле им. М. И. Глинки, в 1968 — дирижерско-хоровое отделение Уральской консерватории, а в 1974, пройдя службу в армии, — отделение оперно-симфонического дирижирования.

В течение семи лет с 1974 Евгений Колобов работал в Свердловском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского (ныне — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), главный дирижер театра (с 1977). Среди творческих работ дирижера в этом театре особенно знаменательными стали первая в России постановка оперы Дж. Верди «Сила судьбы» на языке оригинала, а также премьерные постановки произведений А. П. Петрова: опера «Петр I» и балет «Сотворение мира».

В 1981 по приглашению выдающегося дирижера Юрия Темирканова Е. Колобов перешел в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). Здесь Е. Колобов дирижировал операми («Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Дж. Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова) и балетами («Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана). В качестве музыкального руководителя и дирижера участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» В. Беллини (с С. Лейферкусом и Е. Целовальник в главных партиях), в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

В 1987 Евгений Колобов возглавил московский Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Здесь он впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» В. Беллини и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в первой авторской редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (в постановке В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Е. Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.

В 1991 вместе со своими московскими единомышленниками создал театр «Новая опера». В своем театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные им в «Новой опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру. Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.

На сцене «Новой оперы» Е. Колобов впервые в России поставил оперы: «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома. Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации опер: «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Первая любовь» А. И. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи. На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и «Реквиема» В. А. Моцарта им был создан особо любимый зрителями спектакль «О, Моцарт! Моцарт...» (режиссер и балетмейстер Владимир Васильев).

В репертуар дирижера входил целый ряд симфонических и ораториальных программ: «Реквием» Дж. Верди, «Реквием» В. А. Моцарта, Тринадцатая симфония Д. Д. Шостаковича, кантата «Весна» и «Три русские песни» С. В. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева, кантата «Москва» П. И. Чайковского. Особое значение для Е. Колобова имело сотрудничество с выдающимися пианистами нашего времени — Элисо Вирсаладзе и Николаем Петровым. С актрисой Аллой Демидовой и литературоведом Валентином Непомнящим провел на сцене театра цикл литературно-музыкальных вечеров.

Е. Колобов сотрудничал с лучшими музыкальными коллективами: Российским национальным симфоническим оркестром (художественный руководитель Михаил Плетнев), с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель Юрий Темирканов). Дирижировал в США, Канаде, Франции, Японии, Германии, Испании, Италии, Финляндии и др. Памятными событиями стали выступления маэстро с выдающимися оперными исполнителями: Руджеро Раймонди (Тринадцатая симфония Д. Д. Шостаковича и постановка оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского на фестивале «Флорентийский музыкальный май» в Италии), Дмитрием Хворостовским (концерты в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, в Большом театре и в «Новой опере», на сцене которой Д. Хворостовский также дебютировал в главной роли в «Риголетто» Дж. Верди), Францем Грундхебером (постановка оперы «Риголетто» Дж. Верди на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии и на сцене «Новой оперы»).

Со своим театром Е. Колобов принимал участие в музыкальных фестивалях в Италии (Перуджа), Германии (Мюнхен), в США (Нью-Йорк), Испании, Португалии, Финляндии, Израиле, во Франции (Париж) и на Кипре, а также в городах России: Ярославле, Костроме, Санкт-Петербурге, Ижевске, Красноярске, Калининграде, Новосибирске, Перми, Пскове, Великом Новгороде и др.

За время своей творческой деятельности записал 19 компакт-дисков.

Лауреат Госпремии РФ (2004, посмертно), премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1993), премии «Триумф» (1994), премии «Золотая маска» (1995), российской оперной премии «Casta Diva» (2000). Обладатель знака народной признательности — ордена «Созидатель Петербурга». Был членом Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя, почетным академиком независимой Пушкинской академии.

Скончался 15 июня 2003, похоронен на Ваганьковском кладбище. В феврале 2006 распоряжением Правительства Москвы имя Е. В. Колобова присвоено Театру «Новая опера».

 

Литература:

 

1. Астафьев В. П. Созвучие / Виктор Астафьев, Евгений Колобов; [вступ. ст. В. С. Непомнящего]. — Москва; Иркутск: Сапронов, 2004. — 299, [4] с.: ил., портр.

2. Васильева С. А. Похвала времени, или Облако возможностей // Вестник Европы. XXI век. — 2004. — Т. 12. — С. 228—236: ил. — Творческий портрет оперного дирижера Е. В. Колобова.

3. Васильева С. «Это голос далекого друга»: две беседы // Октябрь. — 2004. — № 4. — С. 172—182. — Запись бесед с Евгением Колобовым в 2001 и 2002 г.

4. Ветлицына И. Евгений Колобов и «Новая опера» // Панорама 1. — 1996. — № 8. — C. 55—63.

5. Колобов Е. В. «Где Платон обнимает Гомера...»: [интервью после ухода / провела С. Васильева] // Персона. — 2005. — № 9. — С. 4—11: ил., портр.

6. Колобов Е. В. Я не верю в конечное торжество добра, но делаю все, чтобы его стало больше: [интервью с худож. руководителем Моск. театра «Новая опера» Евгением Колобовым / провел гл. ред. журн. «Континент» Игорь Виноградов] // Континент. — 2000. — № 105. — С. 365—381.

7. Евгений Колобов. Маэстро: [альбом / идея проекта и сост. Марфы Колобовой и Геннадия Сапронова; худож. В. Дейкун]. — Москва; Иркутск: Сапронов [и др.], 2006. — 117 с., [18] с.: ил., портр.

8. Кривицкая Е. Назад к Колобову // Музыкальная жизнь. — 2005. — № 4. — С. 5—7: ил.

9. Кучкина О. А. Время Ч: Пятьдесят и одно интервью / Ольга Кучкина. — Москва: ВАГРИУС, 2001. — 447 с., [12] л. портр.

10. Мельникова А. Творческий метод Евгения Колобова // Музыкальная академия. — 2009. — № 2. — С. 30—34.

11. Ройтман Ю. «Не внемля критике суровой...»: [о театре «Новая опера» и его худож. руководителе Е. Колобове] // Театральная жизнь. — 1996. — № 11/12. — C. 36—39: ил.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал