Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января — 110 лет со дня рождения Моисеева Игоря Александровича






(1906—2007)

МОИСЕЕВ Игорь Александрович — артист балета, хореограф, балетмейстер. Народный артист СССР (1953), народный артист РСФСР (1944), народный артист Бурятской ССР (1940), народный артист Молдавской ССР (1950), народный артист Киргизской ССР (1976), заслуженный артист РСФСР (1942). Герой Соц. Труда (1976). Член Французской академии музыки и танца (1955). Доктор наук Международной академии наук Сан-Марино. Профессор РАТИ-ГИТИСа (1997).

Родился в Киеве в семье потомственного юриста, выходца из обедневшей дворянской семьи Александра Михайловича Моисеева и француженки-модистки Анны Александровны Грэн. В детстве несколько лет жил во Франции.

Танцу будущий хореограф начал обучаться во многом случайно: в 1920 отец-адвокат отдал 14-летнего сына в частную студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Мосоловой (1875—1949) только для того, чтобы отвлечь его от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что через три месяца Мосолова отвела его в Хореографический техникум при Большом театре. До 1924 он занимался в классе, которым руководил главный балетмейстер театра Александр Алексеевич Горский (1871—1924). Впоследствии, в 1933, окончил Университет искусств.

После окончания техникума (1924) Игорь Моисеев был зачислен в балетную труппу Большого театра. На его сцене он танцевал партии в спектаклях: «Корсар» А. Адана (Раб), «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (Раб, мазурка), «Теолинда» Ф. Шуберта (Рауль), «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (Иосиф), «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (Узбек), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и др.

В 1930, оставаясь артистом балета, Моисеев дебютировал в качестве балетмейстера, поставив (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным) балет «Футболист» В. А. Оранского, где исполнил главную партию. Затем последовали постановки балетов: «Саламбо» А. А. Арендса (1932), «Три толстяка» В. А. Оранского (1935), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958); танцевальные сюиты в оперных спектаклях: «Загмуг» А. А. Крейна, «Турандот» Дж. Пуччини (оба — 1930), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1933), «Кармен» Ж. Бизе (1936).

Помимо работы в Большом театре в 1930-е Игорь Моисеев ставил физкультурные парады на Красной площади, массовые спортивные и танцевальные праздники, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, давал уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподавал в Хореографическом училище.

Увлекаясь изучением народных танцев, Игорь Александрович объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образцы танцевального фольклора. В 1936 он был назначен заведующим хореографической частью вновь созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 — именно эта дата считается днем основания коллектива. На протяжении 70 лет Игорь Моисеев являлся его бессменным художественным руководителем.

Игорь Моисеев создал новый зрелищный жанр: театр народного танца. Его программы — это мини-спектакли, лучшие из которых стали классикой жанра: «Танцы народов СССР» и «Картинки прошлого» (1937), сюита «Жок» (1949), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» и «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1971), «В гостях и дома» (1983), «На катке» на музыку И. Штрауса (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1983), «Вечер в таверне» (1986), греческая сюита на музыку М. Теодоракиса (1991) и др. Всего в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев: картины, сюиты, хореографические поэмы, новеллы. Танцоры ансамбля были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974). Ансамбль успешно гастролировал более чем в шестидесяти странах мира.

В 1991 ансамбль был переименован в Государственный академический ансамбль народного танца (ГААНТ) п/р Игоря Моисеева (с 2007 — Государственный академический ансамбль народного танца им. И. А. Моисеева).

В 1943 Моисеев основал первую в стране профессиональную школу народного танца (Хореографическая школа-студия при ГААНТ), а в 1966 — Хореографический концертный ансамбль (ныне — Театр классического балета п/р Наталии Касаткиной и Владимира Василева), которым руководил до 1970.

Игорь Моисеев был постоянным членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей народного танца, возглавлял жюри Телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга». С 1985 входил в состав коллегии Большого театра.

Опубликовал автобиографическую книгу «Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь» (1998, переиздавалась), ряд научных статей по хореографии.

Творчеству И. А. Моисеева посвящены фильмы «Вечное движение» (1967) и «Балет Игоря Моисеева» (1982).

Лауреат Госпремии СССР (1942, 1947, 1952, 1985), Госпремии РФ (1996), Ленинской премии (1967), первой премии Правительства Москвы «Легенда века» (2001), американской премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), Российской независимой премии «Триумф» (1998), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), премии журнала Dance Magazine в области танца.

Награжден орденами Ленина (1958, 1976, 1985), Трудового Красного Знамени (1940, 1966), Октябрьской Революции (1981), «Знак Почета» (1937), Дружбы народов (1994), «За заслуги перед Отечеством» III (1995), II (1999) и I (2006) степени. Имеет благодарность Президента РФ (2001) — за выдающийся вклад в развитие мирового хореографического искусства. Обладатель медали Моцарта ЮНЕСКО (2001), знака отличия «За заслуги перед Москвой» (2005). В марте 2005 ему было присвоено звание «Человек-эпоха». Удостаивался наград зарубежных государств: Болгарии, Румынии, Польши, Югославии, Монголии, Венгрии, Ливана, Чехословакии, Испании.

Скончался в Москве 2 ноября 2007, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2009 в Москве на доме № 2 по ул. Серафимовича, где жил выдающийся хореограф, установлена мемориальная доска.

 

Литература:

 

1. Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев — академик и философ танца / Е. Д. Коптелова. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2011. — 413, [2] с., [24] л. ил., цв. ил., портр. — (Мир культуры, истории и философии).

2. Кучкина О. А. Время «Ч». Пятьдесят и одно интервью / Ольга Кучкина. — Москва: Вагриус, 2001. — 447 с., [12] л. ил., портр. — Из содерж.: Игорь Моисеев.

3. Луцкая Е. Гроссмейстер // Музыкальная жизнь — 2005. — № 12. — C. 2—3: ил. — О творчестве И. А. Моисеева.

4. Луцкая Е. Л. Такая прекрасная жизнь // Музыкальная жизнь. — 2008. — № 1 — C. 14—15: ил. — О творчестве балетмейстера И. А. Моисеева.

5. Игорь Моисеев. 80 лет в искусстве / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Гос. акад. ансамбль народного танца под рук. Игоря Моисеева; [авт. текста: Л. Шамина]. — Москва: [б. и.], 2009. — [51] с.: ил., портр.

6. Онуфриенко Г. Ф. Игорь Моисеев: человек, которому интересно жить // Обсерватория культуры. — 2005. — № 2. — С. 95—99: ил.

7. Петрова В. Ф. Таких ярких характерных танцев, пожалуй, больше и не припомнишь // Балет. — 2014. — № 3. — C. 16—19: ил. — Воспоминания об И. А. Моисееве.

8. Шамина Л. Игорь Моисеев: за кулисами успеха // Балет. — 2011. — № 1. — С. 14—17: ил.

9. Шамина Л. А. Театр Игоря Моисеева / Лидия Шамина, Ольга Моисеева. — Москва: Театралис, 2012. — 431 с., [32] л. ил., цв. ил., портр.: ил., портр.

10. Щербакова Е. А. Балетмейстера, равного Моисееву, сегодня нет: [беседа с художественным руководителем и директором Ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева Еленой Щербаковой / записала О. Гончарова] // Музыкальная жизнь. — 2013. — № 1. — С. 23—26: ил.

 

 

24 января — 85 лет назад открывается Театр «Ромэн»

(1931)

Московский музыкально-драматический театр «Ромэн» был открыт в январе 1931 как «Индоромэнский театр-студия» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Инициаторами и непосредственными организаторами театра была группа московской творческой интеллигенции, в которую входили И. И. Ром-Лебедев (1903—1989), М. И. Гольдблат (1896—1974) и др., которая в октябре 1930 пришла к А. В. Луначарскому (1875—1933) с идеей создания единственного в мире профессионального театра цыган. Первое публичное выступление артистов труппы состоялось 30 апреля 1931. Это было представление в двух частях: первая — обозрение «Вчера и сегодня» Э. Шолоха, вторая — инсценированные песни и пляски на темы кочевой жизни цыган под общим названием «Этнографический показ». Режиссером-постановщиком первой работы студии был М. И. Гольдблат, композитором — С. М. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». 16 декабря 1931 студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя А. Германо «Жизнь на колесах», после которого она получила статус профессионального театра.

С первых шагов театра определился репертуар, главным принципом которого поначалу было отображение жизни цыган. Этой теме посвящены спектакли: «Фараоново племя» Д. Сверчкова (1933), «Между огней» А. Германо (1934), «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935) и «Свадьба в таборе» (1935) И. Ром-Лебедева и др. Первые спектакли театра по оригинальным пьесам шли на цыганском языке, а с 1940 — также и на русском.

Уже с первых лет существования театр стремился к некоторым отступлениям от ведущего репертуарного принципа — с первых же сезонов в афише Театра «Ромэн» стали появляться такие спектакли, как «Кармен» П. Мериме (1934), «Цыганы» А. С. Пушкина (1936), «Кровавая свадьба» (1939) и «Чудесная башмачница» (1941) Ф. Г. Лорки, «Макар Чудра» М. Горького (1941), «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову (1946) и др.

Первым художественным руководителем театра стал актер и режиссер М. И. Гольдблат (1931—1936), затем театр возглавляли артист МХАТа М. М. Яншин (1937—1941), профессор Московской консерватории П. С. Саратовский (1941—1957), режиссер С. А. Баркан (1958—1963), актер и режиссер М. Н. Сидоркин (1963—1965).

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 артисты театра выступали в госпиталях и мобилизационных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья.

С 1977 художественным руководителем Театра «Ромэн» стал актер, режиссер, певец, народный артист СССР (1981) Н. А. Сличенко, работающий в театре с 1951. При нем многие артисты и режиссеры театра окончили ГИТИС им. А. В. Луначарского (ныне — РАТИ-ГИТИС), репертуарная афиша стала более сложной. Театр много гастролировал по всему миру, выступал в Японии, Франции, Австрии, Турции, Индии, Югославии и др. В тот момент, когда Н. А. Сличенко возглавил «Ромэн», на его подмостках еще играли те, кто стоял у истоков рождения этого самобытного театра, — М. Скворцова, М. Черкасова, С. Андреева, В. Вербицкая, В. Поляков, И. Ром, И. Хрусталев, Ляля Черная (Н. Хмелева) и др. За прошедшие десятилетия в театре выросли собственные композиторы, сценографы, режиссеры, артисты. Театр пополнился талантливой молодежью, среди которой уже получившие известность О. Жемчужная, Р. Грохольский, Р. Лекарева, Н. Оглу (лауреат Всероссийского конкурса цыганского романса «Романсиада», 1999), Х. Богачаров и др.

В сегодняшнем репертуаре театра спектакли: «Колдовская любовь», «Исповедь цыганской скрипки» и «Колокола любви» Г. Жемчужного, «Ослепленные» и «Бегите кони, бегите» Э. Эгадзе, «Графиня-цыганка» П. Градова, «Король бубновый» и «Цыган и в Африке цыган» О. Хабалова, «Трактирщица» К. Гольдони, «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки, «Таборные игры» Н. Сличенко и А. Кравцова и др. Более четверти века идет на сцене спектакль-обозрение «Мы — цыгане!», ставший своеобразной визитной карточкой театра, по которой «Ромэн» узнают во всем мире.

 

Литература:

 

1. Жемчужный Г. Н. Цыган — это не профессия / Георгий Жемчужный, Екатерина Жемчужная // Музыкальная жизнь. — 2004. — № 6. — С. 42—43: ил.

2. Керчина Л. Праздник, который всегда с тобой: театр «Ромэн» // Страстной бульвар, 10. — 2013. — № 6. — C. 126—128: ил.

3. Овсянников Н. Марина Черкасова и Александр Шусер // Музыкальная жизнь. — 2009. — № 5. — C. 51—52: ил. — О творчестве композитора А. Шусера и исполнительницы романсов М. Черкасовой, ее роли в создании театра «Ромэн».

4. Поюровский Б. М. «Ромэн» — это звучит гордо! // Театральная жизнь. — 2011. — № 4. — C. 42—49: ил.

5. Ром-Лебедев И. И. От цыганского хора к театру «Ромэн»: записки московского цыгана / И. Ром-Лебедев; [послесл. Н. Велеховой]. — Москва: Искусство, 1990. — 265, [6] с.: ил.

6. Николай Сличенко: актер, режиссер, киноактер, певец, педагог: [фотоальбом]. — [Москва]: Ромэн, 2010. — 208 с.: ил., цв. ил.

7. Сличенко Н. А. Родился я в таборе / Николай Сличенко. — 2-е изд., доп. — Москва: Молодая гвардия, 1987. — 110 с., [16] л. ил. — (Мастера искусств — молодежи).

8. Сличенко Н. А. В двухтысячный раз поем о любви: [беседа с художественным руководителем театра «Ромэн» Николаем Сличенко / вела Евгения Анохина] // Театрал. — 2012. — № 12. — C. 64—65: ил.

9. Снитовская Г. З. Мы — цыгане // Музыкальная жизнь. — 2007. — № 4. — C. 14—16. — Об истории создания и деятельности Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн».

10. Снитовская Г. З. Уникальному театру «Ромэн» — 75 лет // Музыка и время. — 2007. — № 8. — С. 30—36: ил.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал