Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мая — 85 лет со дня рождения Рождественского Геннадия Николаевича






(1931)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Геннадий Николаевич — дирижер. Народный артист СССР (1976), народный артист РСФСР (1966), заслуженный артист РСФСР (1959). Герой Соц. Труда (1990). Почетный член Шведской королевской академии (1975) и Лондонской королевской академии музыки (1984).

Родился в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900—1962) и певицы (сопрано) Натальи Петровны Рождественской (1900—1997).

С раннего детства родители занимались с сыном музыкой, разучивая ноты и развивая его музыкальный слух. В 1945—1947 Геннадий Рождественский учился в Музыкальной школе им. Гнесиных по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной. В 1949 окончил Центральную музыкальную школу при консерватории как пианист по классу Л. Н. Оборина и поступил в 1950 к нему же в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Параллельно занимался дирижерской деятельностью под руководством отца. В 1954 окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и оперно-симфонического дирижирования, а в 1957 — аспирантуру консерватории.

В консерваторские годы Г. Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. С программой из произведений П. И. Чайковского он выступал в Ленинграде, в 1951 студенческий оркестр под его управлением принял участие в III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, в 1953 оркестр стал победителем фестивального конкурса в Бухаресте.

Будучи студентом, в 1951 Геннадий Рождественский стажировался в Большом театре, в том же году, пройдя отборочный конкурс, был принят балетным дирижером Большого, проработав в этом качестве до 1960. Дебютным спектаклем стал балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».

В последующие годы дирижировал балетами («Золушка», «Сказ о каменном цветке» и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Медный всадник» и «Красный цветок» Р. М. Глиэра, «Жизель» А. Адана, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова, «Ночной город» на музыку Б. Бартока, «Весна священная», «Петрушка» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского) и операми («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, «Война и мир» и «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Октябрь» В. Мурадели, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича).

В 1965—1970 Геннадий Рождественский был главным дирижером Большого театра. Осуществил постановки балетов: «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (1960), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966), «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина (1967), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), «Рыцарь печального образа» на музыку Р. Штрауса и «Эскизы» А. Г. Шнитке (1985); опер: «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (1965), «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова (1967), «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1976), «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (1980), «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева (1982). С сентября 2000 по июнь 2001 Рождественский занимал пост художественного руководителя Большого театра, разработав за это время ряд проектов для театра и подготовив мировую премьеру оперы «Игрок» С. С. Прокофьева во второй авторской редакции.

В 1961—1974 Рождественский был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1974—1985 работал музыкальным руководителем Московского музыкального камерного театра Б. А. Покровского, в сотрудничестве с которым возродил оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского. В 1981—1992 возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР (ныне — Симфоническая капелла России). Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ, в числе которых были монографические концертные циклы «Антон Брукнер и его время», «Богуслав Мартину и чешская музыка ХХ века» и др., создания комплектов записей, включающих все симфонии Антона Брукнера, Густава Малера, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича.

К середине 1970-х Г. Н. Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. Работал со Стокгольмским королевским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), Лондонским королевским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, другими коллективами.

В качестве приглашенного дирижера возглавлял Симфонический оркестр Британской радиокорпорации «Би-би-си» в Лондоне (1978—1981) и Венский симфонический оркестр (1981—1982). С 2011 приглашенный дирижер Исландского симфонического оркестра. Почетный дирижер оркестра «Иомиури» (Токио).

Репертуар Г. Н. Рождественского охватывает практически все стилистические и жанровые пласты музыкального искусства — от классики до авангарда, от величайших творений прошлого до новейших сочинений композиторов современности.

Рождественский осуществил множество премьер произведений отечественных композиторов: Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, Р. Щедрина, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Канчели. Исполняет и классический оркестровый репертуар, а также возрождает забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет. Под его управлением впервые в нашей стране прозвучали многие произведения И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Б. Бриттена, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Д. Мийо и др. Под его дирижерской палочкой второе рождение обрели многие симфонические произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил впервые более 300 произведений в России и более 150 —в мире.

Г. Рождественский ведет активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 (с перерывами) преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования дирижерского факультета Московской консерватории (с 1976 профессор, с 2001 завкафедрой). Постоянная и важнейшая сторона его педагогической деятельности — концерты с оркестром и хором консерватории.

В 2005 подготовил цикл телевизионных передач о выдающихся дирижерах ХХ в. (Л. Стоковском, И. Стравинском, И. Маркевиче, П. Монте, Э. Ансерме), а также цикл передач на радио «Орфей» под названием «Геннадий Рождественский дирижирует оркестрами мира».

Дискография Геннадия Рождественского включает более 700 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Дирижер исполнил и записал все симфонии Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера, П. И. Чайковского, Я. Сибелиуса и многих других композиторов.

Создатель ряда музыкальных сочинений. В 2001 в Большом зале Московской консерватории состоялась премьера его оратории «Заповедное слово русскому народу» на слова А. Ремизова.

Автор аналитических работ об оркестровке и книг: «Дирижерская аппликатура» (1974), «Мысли о музыке» (1975), «Преамбулы» (1989), «Треугольники» (2001), «Мозаика» (2011).

Лауреат Ленинской премии (1970), Госпремии РФ (1996). Удостоен Гран-при фирмы «Chant du Mond», диплома Академии Шарля Кро в Париже (1969). Награжден орденами Ленина (1990), Трудового Красного Знамени (1967, 1981), «За заслуги перед Отечеством» IV (2001), III (2007) и II (2011) степени. Кавалер орденов Кирилла и Мефодия (Болгария, 1972), и Восходящего Солнца (Япония, 2002), офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003).

 

Литература:

 

1. Кривицкая Е. Д. Дирижирует Геннадий Рождественский: Открытия XXI века // Музыкальная жизнь. — 2004. — № 7. — С. 14—15.

2. Кривицкая Е. Д. Геннадий Рождественский сыграл в ералаш: сезон продолжается // Музыкальная жизнь. — 2010. — № 1. — C. 9—10: портр.

3. Кузнецова Т. А. Царствование Геннадия Рождественского. 2000—2001 // Кузнецова Т. А. Хроники Большого балета / Татьяна Кузнецова. — 2-е изд, перераб. — Москва, 2011. — С. 111—138.

4. Рождественский Г. Н. Большой театр губят нищета и равнодушие / [беседа с дирижером Геннадием Николаевичем Рождественским / вел В. Кичин] // Черные лебеди. Новейшая история Большого театра / [сост. Б. С. Александрова]. — Москва, 2013. — С. 29—30, 32—33.

5. Рождественский Геннадий Николаевич // Большой театр. Великие имена: к 225-летию ГАБТа: сборник / [ред.-сост. Н. А. Андреева]. — Москва, 2001. — С. 327—332.

6. Рождественский Г. Н. Мозаика / Геннадий Рождественский; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — Москва: Московская консерватория, 2011. — 319 с.: ил., цв. ил., нот., портр.

7. Рождественский Г. Н. Мой дом в Москве: [беседа с дирижером Геннадием. Николаевичем Рождественским / записала Евгения Кривицкая] // Музыкальная жизнь. — 2006. — № 5. — C. 7—8: ил.

8. Рождественский Г. Н. Мыслью о профессии дирижера я заболел лет в пятнадцать... Еще один разговор с Геннадием Рождественским // Мейлах М. Б. Эвтерпа, ты?: Художественные заметки. Беседы с русскими артистами в эмиграции и в метрополии. В 2-х т. Т. 2: Музыка. Опера. Театр и Десятая муза. Изобразительное искусство / Михаил Мейлах. — Москва, 2011. — С. 122—133.

9. Рождественский Г. Н. Чувствую ответственность только перед собой...: [беседа с дирижером Геннадием Рождественским / записала Евгения Кривицкая] // Музыкальная академия. — 2011. — № 1. — С. 94—96: портр.

10. Чемберджи В. Н. В доме музыка жила: мемуары о музыкантах / Валентина Чемберджи. — Москва: Аграф, 2002. — 244 с.— (Волшебная флейта. Из кладовой истории).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал