Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мая — 125 лет со дня рождения Булгакова Михаила Афанасьевича
(1891—1940) БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич — писатель, драматург. Классик отечественной литературы XX столетия. Член Всероссийского союза писателей (1923). Родился в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (1869—1922). В мае 1909 окончил киевскую Первую Александровскую гимназию, а в августе того же года стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Во время учебы Михаил Булгаков обвенчался с Татьяной Николаевной Лаппа (1892—1982), с которой он познакомился еще в 1908, когда саратовская гимназистка приезжала в Киев на каникулы. После начала Первой мировой войны 1914—1918 будущий писатель несколько месяцев работал в прифронтовых госпиталях. В 1916, получив диплом врача, был направлен вместе с женой на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. В декабре 1917 Михаил Булгаков впервые приехал в Москву, остановившись у дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего впоследствии прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». В марте 1918 вернулся в Киев, занялся частной медицинской практикой. В феврале 1919, во время Гражданской войны 1918—1921, был мобилизован и в качестве военного врача отправлен на Северный Кавказ. Во время пребывания во Владикавказе заболел брюшным тифом и оставался там некоторое время, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил). В студенческие годы М. А. Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем с земской врачебной практикой (1916—1917). С 1919 профессионально занялся литературой, окончательно оставив медицину. В конце сентябре 1921 переехал в Москву. Служил секретарем Главполитпросвета при Наркомпросе. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Публиковался в столичных газетах «Гудок» и «Рабочий», в журналах («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В газете «Гудок» сотрудничал с целой плеядой известных писателей: Исааком Бабелем, Ильей Ильфом и Евгением Петровым, Валентином Катаевым, Юрием Олешей. Всего в 1922—1926 в «Гудке» было напечатано более 120 его репортажей, очерков и фельетонов. В 1921—1926 сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне» и ее «Литературным приложением», которое редактировал А. Н. Толстой, публикуя в ней в основном очерки о жизни Москвы. В 1924 Михаил Александрович познакомился с Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 стала его второй женой. В 1926 во МХАТе была поставлена пьеса М. А. Булгакова «Дни Турбиных», в 1926—1929 в Театре им. Евг. Вахтангова шла его пьеса «Зойкина квартира», в 1928—1929 в Камерном театре репетировался «Багровый остров». В 1929 состоялось знакомство Михаила Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской (1893—1970), ставшей в 1932 его третьей, последней женой. Именно она стала хранительницей литературного наследия писателя. С конца 1920-х М. А. Булгаков часто подвергался нападкам официальной критики. По его собственным подсчетам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и всего 3 благожелательных. К 1930 его произведения не печатались, пьесы были сняты из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира» и «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 Михаил Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжелом материальном положении. В марте 1930 писатель обратился к И. В. Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля ему позвонил Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодежи, в 1930—1936 — во МХАТе в качестве ассистента режиссера, с 1936 — в Большом театре как либреттист и переводчик. Часто выступал с чтением своих произведений: на квартире у писателя С. С. Заяицкого в Малом Знаменском переулке, в литературном кружке П. Н. Зайцева и др. Однако произведения писателя по-прежнему не публиковались. Автор романов: «Белая гвардия» (1925), «Дни Турбиных» (1926), «Мастер и Маргарита» (1940, опубликован в 1966—1967 в журнале «Москва»), «Записки покойника» («Театральный роман» — не окончен; опубликован в 1965) и др.; повестей: «Записки на манжетах» (1923), «Дьяволиада», «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1968), и др.; сборников рассказов: «Записки юного врача» (1925), «Трактат о жилище» (1926) и др.; пьес: «Зойкина квартира» (1926), «Багровый остров» (1927), «Бег» (1928), «Кабала святош» (1929), «Иван Васильевич» (1936) и др.; многочисленных фельетонов. Скончался в Москве 10 марта 1940, похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле писателя по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя. 26 марта 2007 распоряжением Правительства Москвы по адресу: ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 41, 50 учрежден Музей М. А. Булгакова.
Литература:
1. Бояджиева Л. В. Москва булгаковская / Людмила Бояджиева. — Москва: Олимп, 2009. —252 с.: ил., портр. 2. Булгаков без глянца: проект Павла Фокина / [сост. и вступ. ст. П. Фокина]. — Санкт-Петербург: Амфора, 2010. — 414 с. 3. Варламов А. Н. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. — Изд. 3-е. — Москва: Молодая гвардия, 2012. — 838 с.: ил., портр. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1562 (1362)). 4. Ишков М. Н. Операция «Булгаков» / Михаил Ишков. — Москва: Вече, 2015. — 349 с. — (Секретный фарватер). 5. Колганов В. А. Дом Маргариты: московские тайны Михаила Булгакова / Владимир Колганов. — Москва: Центрполиграф, 2011. — 364 с.: ил., портр. 6. Кривоносов Ю. М. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества: специальное издание к 120-летнему юбилею великого писателя / Юрий Кривоносов. — Москва: Эксмо, 2011. — 258 с.: фот. 7. Мягков Б. С. Булгаков на Патриарших / Борис Мягков. — Москва: Алгоритм, 2008. — 349 с.: ил., портр., карт. 8. Петелин В. В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / Виктор Петелин. — 2-е изд., доп. — Москва: Центрполиграф, 2015. — 726 с.: ил., портр. 9. Соколов Б. В. Три любви Михаила Булгакова / Борис Соколов. — Москва: Яуза: Эксмо, 2014. — 316 с.: портр. 10. Соколов Б. В. Булгаков: энциклопедия: персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья / Борис Соколов. — Москва: Эксмо, 2007. — 827 с.: ил., портр. 11. Стронгин В. Л. Михаил Булгаков. Три женщины Мастера / Варлен Стронгин. — Москва: АСТ, 2014. — 509 с. 12. Яновская Л. М. Последняя книга, или Треугольник Воланда: с отступлениями, сокращениями и дополнениями / Лидия Яновская. — Москва: ПРОЗАиК, 2013. — 750 с.: ил., портр.
16 мая — 85 лет назад организован парк культуры и отдыха «Сокольники» (1931) «Сокольники» — парк, расположенный на северо-востоке Москвы, один из крупнейших парков Москвы, являющийся памятником садово-паркового искусства. С юга его территорию ограничивает Сокольнический Вал, с востока — Богородское шоссе, с севера — Ростокинский проезд, а с запада — линия Ярославской железной дороги. На севере парк смыкается с Лосиным островом. Площадь парка — ок. 600 га. «Сокольники» — не просто наименование части территории Москвы. Для многих москвичей до сих пор это любимое место отдыха. Территория парка «Сокольники» почти в четыре раза больше знаменитого лондонского Гайд-парка. В XIV—XVI вв. на месте нынешнего парка был дремучий лес, уходивший далеко на север. В ближайшей к Москве части леса в XVI в. охотился царь Иван Грозный. В лесу проходила Стромынская дорога из Москвы в село Стромынь, лежавшее в 60 км к востоку, и в город Суздаль. По преданию, по этой дороге в 1382, когда к Москве подходил золотоордынский хан Тохтамыш, ушел на север собирать войска князь Дмитрий Донской. В XV в. территория московских Сокольников была местом великокняжеской соколиной охоты. Здесь был сокольничий двор с сокольней, сокольничья роща и, видимо, само поселение сокольников. Деревня эта нанесена на карту Москвы середины XVII в., составленную жившими в то время историками и географами. В России соколиная охота получила особенно большое распространение в XVII в. в царствование Алексея Михайловича. При нем она была доведена до небывалой роскоши, стала едва ли не первой среди царских охот. Именно при Алексее Михайловиче были созданы соколиные дворы в Москве, и один из них — в районе современных Сокольников. О пристрастии царя Алексея Михайловича к соколиной охоте свидетельствует изданное им в 1668 особое пространное постановление о сем предмете под названием: «Книга глаголемая Урядник: Новое уложение и устроение сокольнического пути». В конце XVII в. вся местность к югу от Стромынской дороги была освобождена от леса и превратилась в огромное Сокольничье поле, по которому протекала с севера-запада на юго-восток река Рыбинка, впадавшая в Яузу выше современного Рубцова моста. После смерти царя Алексея Михайловича соколиная охота сохранялась еще какое-то время, но со временем она пришла в упадок. Слабое здоровье царя Федора и немощность царя Ивана Алексеевича не позволяли им заниматься этой забавой, а Петр I не удостаивал ее своим вниманием. Зато у цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны охота пользовалась большим успехом, и уже в XVIII в. в районе слободки сокольников находилась слобода царских егерей, которые помогали сиятельным особам в ружейной охоте. Поэтому совсем не случайны и названия ближайших улиц: Охотничья, Оленья, Егерская. Во времена Петра I под вековыми соснами прорубили Майский просек, где царь со своими приближенными устраивал «праздники весны». С середины XVIII в. Сокольники сделались местом народных гуляний. Во время Отечественной войны 1812, чтобы установить кратчайшую дорогу из города в сторону Лосиного острова, проложили еще один просек. Здесь, в чаще Сокольнической рощи, многие жители укрывались от наполеоновских войск. После их изгнания значительная часть рощи была вырублена для восстановления в Москве сгоревших деревянных домов. К середине XIX в. Сокольническая роща обрела планировку, близкую к современной: семь Лучевых просеков (кроме Песочной аллеи), идущих от Большого круга и замыкающихся Поперечным просеком. В 1880 в Сокольники была проведена одна из первых линий конки, замененная в начале XX в. трамваем. В 1879 собственником Сокольнической и соседней Оленьей рощи стал город, который выкупил территорию современного парка «Сокольники» у государственной казны за 300 тыс. рублей. Большую роль в этом сыграл один из представителей богатого купеческого рода и семьи крупных московских меценатов московский городской голова Сергей Михайлович Третьяков (1834—1892) — родной брат основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова (1832—1898). Сокольническая роща стала городским общедоступным парком. На «пятачке» Большого круга в 1883 по проекту архитектора Д. Н. Чичагова выстроили павильон-ротонду в русском стиле. Здесь по воскресеньям играл духовой оркестр, пели Леонид Собинов и Федор Шаляпин. 7 августа 1912 впервые был исполнен первый фортепианный концерт С. С. Прокофьева. «Это было первое его исполнение и вообще первое мое выступление с оркестром, как пианиста», — рассказывал впоследствии Сергей Прокофьев. Произошло это на Сокольническом кругу. Значительную роль в музыкальной жизни города Москвы играл композитор и дирижер Сергей Василенко, который возглавлял Концертно-организационное бюро Москвы и руководил массовыми концертами в Сокольниках. Рестораны «Олень» и «Золотой якорь» привлекали публику хорошей кухней и цыганскими напевами, а в 1912 здесь открылся быстро ставший популярным театр «Тиволи», частыми гостями которого были артисты МХТ и Малого театра. Сокольники не раз попадали на страницы литературных произведений и живописные полотна. Здесь в 1830 Петр Яковлевич Чаадаев написал третье письмо из так называемых «Философических писем», принесших автору широкую известность. В Сокольниках создавали свои произведения художники Алексей Саврасов, Иван Шишкин и Исаак Левитан. Жил в Сокольниках пианист и дирижер Николай Рубинштейн, часто бывал здесь и композитор Петр Чайковский. В разное время в этих местах снимали дачу писатель Николай Лесков и поэт Владимир Маяковский. После Октябрьской революции 1917 большинство сокольнических домов-дач были заселены многочисленными «годовыми» жителями (людьми с постоянной пропиской), некоторые приспособили под детские дома, санатории, школы. В начале 1920-х в Сокольнической роще часто проводились «воскресники» по благоустройству. Часть рощи огородили, и вскоре здесь открылся «Сад профсоюзов», просуществовший недолго. В 1930 в Сокольниках вновь начались благоустроительные работы, возведение павильонов, разбивка клумб, монтаж аттракционов. 16 мая 1931 президиум горисполкома и Моссовета приняли постановление «Об организации на территории Сокольнической рощи базы культурного отдыха». Вся Сокольническая роща объявлялась городским парком. После принятия решения о воссоздании парка в нем начались широкомасштабные работы по очистке территории, прудов с укреплением их берегов, приведению в порядок зеленых насаждений. Как и открывшийся в 1928 ЦПКиО им. М. Горького, «Сокольники» стали «парком нового советского типа», где приоритет отдавался политико-воспитательной и культурно-просветительной работе, а развлечениям отводилось второстепенная роль. Парк был открыт круглый год. Летом посетителям предлагалась широкая лекционная программа, встречи со знатными людьми, эстрадные и симфонические концерты, различные спортивно-массовые мероприятия. Действовали лодочная станция, библиотека, читальня, шахматно-шашечный клуб, школа танцев, летняя танцверанда с духовым оркестром. Для детей построили Городок пионера и школьника, а также уникальную автомагистраль, протяженностью 8 км. Спортивный городок парка служил базой для сдачи норм ГТО. Зимой здесь работала лыжная станция, заливался каток. Однодневный дом отдыха во время летних и зимних каникул функционировал как пионерский лагерь. Художественные и документальные фильмы и киножурналы демонстрировались в летних кинотеатрах «Сокольники» и «Новости дня». В 1940 парк посетило более 4 млн человек. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 на территории парка были сформированы три стрелковых и одна танковая дивизии. 1 октября 1941, в связи с приближением фронта к Москве, парк «Сокольники» был закрыт. В парке продолжали действовать предприятия, располагавшиеся здесь еще с довоенных времен и перешедшие на выпуск продукции для фронта. В 1942 парк возобновил работу, хотя число мероприятий было сведено к минимуму. Устраивались танцевальные вечера, представления в помещении драмтеатра. Киносеансы иногда приходилось отменять из-за перебоев с электричеством. Количество посетителей по сравнению с 1940 сократилось более чем в четыре раза. В 1944 парк в основном восстановил объем своей довоенной деятельности. В послевоенные годы он продолжал свое развитие. Кроме культурно-массовых мероприятий здесь также проходили спортивные праздники и спартакиады, соревнования по различным видам спорта на первенство города и страны. В первый послевоенный год ПКиО «Сокольники» посетило более 2 млн человек. Спектакли Театра сатиры и Театра музыкальной комедии игрались в здании драмтеатра с постоянными аншлагами. В конце 1940-х — начале 1950-х на территории парка были построены стадионы ДСО «Спартак» и ЦДСА, спортивная площадка Министерства торговли СССР, оборудованы площадки для игры в баскетбол, волейбол, городки, крокет, настольный теннис. В 1959 в парке были построены павильоны Международного выставочного центра (ныне — Конгрессно-выставочный центр «Сокольники»), где прошла первая Американская выставка. В 1960—1980-х здесь стали организовывать вечера коллективного отдыха, молодежные балы, массовые хороводы, эстафеты, конкурсы художественной самодеятельности посетителей парка. На Зеленой эстраде проходили конкурсы самодеятельных коллективов. В 1973 на территории парка был возведен дворец спорта «Сокольники» на 11 тыс. мест. 1990-е стали периодом безвременья для многих объектов культуры, и «Сокольники» не были в этом смысле исключением. В начале XXI в. парк понемногу стали благоустраивать, ремонтировать старые здания, строить новые. Сегодня «Сокольники» — уникальный комплекс парковой, природной и национальной культуры, памятник садово-паркового искусства. Более половины из 600 га, занимаемых парком, — зеленые насаждения. Здесь растут липа, клен, вяз, береза, ясень, дуб, ель, сосна, лиственница, рябина, боярышник. Возраст некоторых дубов и лиственниц — 100—120 лет. «Сокольники» всегда славились своими розариями и обилием цветов. Число роз (более 100 сортов) в Большом и Малом розариях в разные годы доходило до 30 тыс. кустов. В 2002 был восстановлен Большой розарий, а в 2005 открыт Малый розарий. Приводится в порядок и заложенный в 1950-х Сиреневый сад. В июле 2011 полностью сменилось руководство парка «Сокольники». Незадолго до этого Правительство Москвы утвердило проект городской программы «Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб на 2012—2016 годы». По задумке Правительства Москвы и нового руководства парка, «Сокольники» станут не просто местом отдыха, но и настоящим инновационным центром. Большую роль в этом призвана сыграть интеграция в систему парка Конгрессно-выставочного центра «Сокольники», являющегося на сегодняшний день самой динамично развивающейся в России площадкой для проведения международных выставок и конференций. Большое внимание в восстановлении и приспособлении парка к современным условиям планируется уделить экотехнологиям. Основная задача — к 2016 сделать «Сокольники» одним из главных инновационных центров для отдыха и бизнеса в Европе с международным уровнем сервиса. С сентября 2011 на территории парка работает Wi-Fi с бесплатным доступом к сети Интернет для всех желающих. Сформирован Общественный совет парка «Сокольники», основу которого составляют жители района Сокольники.
Литература:
1. Баширова Е. С. Прошлое и будущее Сокольников // Архитектура и строительство Москвы. — 2009. — № 1. — С. 45—50: ил. 2. Вайнтрауб Л. Р. На дачу к Ляминым, в Сокольники… // Московское наследие: Большой столичный журнал. — 2010. — № 4. — С. 128—130. 3. Гаранин М. Сокольники: исторический справочник-путеводитель / Михаил Гаранин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Маска, 2013. — 314 с.: ил., портр. 4. Евдокимов Ф. А. Сокольники. От истоков до начала XX века / Федор Евдокимов. — Москва: Ладога-100, 2009. — 221, [2] с.: ил., портр., планы. — (Эхо времен). 5. Евдокимов Ф. А. Сокольники. XX век: [записки краеведа]. Ч. 1 / Федор Евдокимов. — Москва: Ладога-100. — 2011. — 285 с.: ил., портр. 6. Евдокимов Ф. А. Сокольники. XX век: [записки краеведа]. Ч. 2: [Мемориальные доски и памятники] / Федор Евдокимов. — Москва: Известия, 2012. — 286 с.: ил. 7. Калита И. Н. Послевоенные Сокольники // Московский журнал. — 2001. — № 5. — С. 62—63: ил. 8. Лапшин А. В. «Сокольники» — легендарный парк для отдыха и развлечений: [беседа с директором парка «Сокольники» Андреем Лапшиным / вел И. Увенчиков] // Праздник. — 2012. — № 2. — С. 4—8: ил. 9. Морозова Ю. Собирать, и копить, и хранить: вторая жизнь Большого розария в парке «Сокольники» // Цветоводство. — 2011. — № 3. — С. 24—27: ил. 10. Омельяненко Г. Б. Проект планировки парка культуры и отдыха «Сокольники» / Г. Б. Омельяненко, И. Е. Дмитриев // Архитектура и строительство Москвы. — 2009. — № 5. — С. 2—9: ил., фот. 11. Светланова М. Модернизация столичных парков // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2011. — № 10. — С. 18—23: ил. 12. Харитонова Е. В. «Лесная школа на козе». Из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы: фотолетопись 1-й опытно-показательной лесной школы в Сокольниках (1920—1930-е годы) // Московский журнал. История государства Российского. — 2010. — № 12. — С. 48—57: ил. 13. Харитонова Е. В. «Сокольники» — парк культуры и отдыха: О его прошлом и настоящем // Московский журнал. — 2011. — № 12. — С. 48—59.
|