Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мая — 160 лет назад основывается Третьяковская галерея






(1856)

Третьяковская галерея — крупнейший национальный музей русского искусства X—XXI вв., один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) приобрел две первые картины русских художников — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Ранее, в 1854—1855, П. М. Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В конце 1850-х в его собрании появились полотна: «Сбор вишен» И. И. Соколова, «Разносчик» В. И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Клодта. Вероятно, уже тогда у Третьякова возникла идея создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи.

Свою художественную галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В 1860-е годы им были приобретены картины: «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» В. Г. Перова.

В 1864 в собрании появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. П. М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е в его собрании появились картины Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, М. К. Клодта, И. И. Шишкина.

Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. В 1860-е в Италии был приобретен портрет итальянского археолога М. А. Ланчи работы К. П. Брюллова, чуть позже — портреты архитекторов А. М. Горностаева и И. А. Монигетти, поэта В. А. Жуковского и др. (также кисти Брюллова). В те же годы был приобретен портрет В. А. Зубовой работы В. А. Тропинина. К концу 1860-х П. М. Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры — композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Так, В. Г. Перов написал портреты А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, В. И. Даля и И. С. Тургенева, а И. Н. Крамской — портреты Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, С. Т. Аксакова и Н. А. Некрасова.

Павел Михайлович высоко ценил талант И. Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной и гражданской миссии искусства. В это время Третьяков стал искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок. Павел Михайлович посещал все выставки Товарищества, оказывал материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупалась на выставках Товарищества передвижников или прямо в мастерских художников. В 1870-е в собрании Третьякова появились картины: «Христос в пустыне» И. Н. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Ге и др. Самой крупной и дорогостоящей покупкой П. М. Третьякова стало приобретение в 1874 коллекции туркестанских картин и этюдов В. В. Верещагина.

В 1880-е собрание П. М. Третьякова значительно пополнилось. Были приобретены картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» и «Царь Иван Грозный и сын его Иван» И. Е. Репина, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В. М. Васнецова, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Неутешное горе» И. Н. Крамского, «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко и др. В галерее появились картины В. Д. Поленова, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, И. С. Остроухова.

В конце 1880-х — начале 1890-х в галерею поступили не оцененные некоторыми знатоками картины молодого М. В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», «Девушка, освещенная солнцем» В. А. Серова, а также «После дождя. Плес» И. И. Левитана.

Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке, который семья купила в конце 1851. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1872, 1882, 1885, 1892 и, наконец, в 1902—1904, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова.

В 1892 коллекция П. М. Третьякова была передана в дар городу Москве. В то время в ее состав входили 1287 живописных произведений, 518 рисунков и девять скульптур. 31 августа Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания (вместе с домом) скончавшегося 6 августа 1892 младшего из братьев Третьяковых Сергея Михайловича. В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П. М. Третьяков был утвержден попечителем галереи.

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о ней. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства самого Третьякова, который дарил их галерее. В 1890-е собрание пополнилось произведениями Н. Н. Ге, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, В. А. Серова, Н. А. Касаткина, М. В. Нестерова, других мастеров. Начиная с 1893, П. М. Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их.

После смерти П. М. Третьякова в декабре 1898 галерея управлялась советом, избираемым Городской думой. Совет включал известных московских коллекционеров и художников (И. Е. Цветкова, И. С. Остроухова, В. А. Серова, И. Э. Грабаря), наследников братьев Третьяковых (А. П. Боткина и В. П. Зилоти). До 1918 носила название «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых». 3 июня 1918 был издан декрет Совнаркома РСФСР о национализации галереи и передаче ее в введение Народного комиссариата просвещения, она получила наименование «Государственная Третьяковская галерея».

Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входят: комплекс зданий в Лаврушинском пер., 12 (главное здание и Инженерный корпус), Третьяковская галерея на Крымском валу (Крымский вал, 10), Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Музей-квартира А. М. Васнецова (Фурманный пер., 6), Дом-музей А. М. Васнецова (пер. Васнецова, 13), Музей-мастерская А. С. Голубкиной (Большой Левшинский пер., 12) и Дом-музей П. Д. Корина (Малая Пироговская, д. 6, стр. 5).

В настоящее время собрание Третьяковской галереи включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI в. Коллекция насчитывает более 170 тыс. произведений.

Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 Третьяковская галерея отнесена к особо ценным объектам культурного наследия и является достоянием народов Российской Федерации.

 

Литература:

 

1. Анисов Л. М. Третьяков / Лев Анисов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — 309, [3] с., [16] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1112 (912)).

2. Бестужева-Лада С. И. Третьяковы: имя собственное // Смена. — 2014. — № 12. — C. 4—15: ил.

3. Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века [альбом] / Гос. Третьяковская галерея; [ред.: Т. А. Лыкова и др.]. — [6-е изд.]. — Москва: СканруС, 2014. — 367 с.: цв. ил.

4. Государственная Третьяковская галерея: иллюстрированное издание / Гос. Третьяковская галерея; [сост., авт. вступ. ст. Т. В. Юденкова]. — Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014. — 366, [1] с.: ил., портр., цв. ил.

5. Евстратова Е. Н. Павел Третьяков и его знаменитая коллекция [альбом] / [Е. Н. Евстратова]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2015. — 447 с.: ил., портр., цв. ил. — (Шедевры живописи).

6. Ненарокомова И. С. Павел Третьяков и его галерея / Ирина Ненарокомова. — Москва: Арт-Родник, [2011]. — 254, [1] с.: ил.

7. Павел Третьяков. Предшественники и последователи: частное и музейное коллекционирование XVIII — начала XX века: сборник материалов Междунар. науч. конф., приуроченной к 180-летию со дня рождения П. М. Третьякова / Гос. Третьяковская галерея; [науч. ред. Т. В. Юденкова]. — Москва: ГТГ, 2014. — 319, [1] с.

8. Третьяковская галерея: [альбом]. — Москва: Слово/Slovo, 2012. — 592 с.: ил., цв. ил. — (Великие музеи мира).

9. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей / [авт.-сост. О. А. Алленова и др.]. — Москва: Махаон, 2006. — 497, [2] с.: ил., цв. ил., портр.

10. Федорец А. И. «Русская» программа П. М. Третьякова // Москва. — 2011. — № 8. — C. 153—164: ил., портр.

11. Федорец А. И. Павел Третьяков / Анна Федорец. — Москва: Вече, 2011. — 429, [2] с., [8] л. ил., портр. — (Великие исторические персоны).

12. Федорец А. И. Третьяков. Коммерсант и меценат / Анна Федорец. — Москва: Вече, 2012. — 317, [1] с., [8] л. ил., портр. — (Великие исторические персоны).

13. Чернова М. Н. Павел Третьяков. Основатель великой галереи / Марина Чернова; Российское историческое о-во. — Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2014. — 32 с.: цв. ил., портр. — (Путеводитель по истории России).

14. Юденкова Т. В. Братья Павел и Сергей Третьяковы // Русское искусство. — 2007. — № 1. — C. 8—19: ил., цв. ил., портр.

15. Юденкова Т. В. «Русская концепция» развития галереи братьев П. М. и С. М. Третьяковых: к вопросу о мировозрении коллекционера // Искусствознание. — 2014. — № 1/2. — C. 462—503: ил., портр.

16. Юденкова Т. В. П. М. Третьяков и его портретная галерея // Третьяковская галерея. — 2012. — № 3. — С. 16—27: цв. ил.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал