Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мая — 75 лет со дня рождения Гинкаса Камы Мироновича
(1941) ГИНКАС Кама Миронович — театральный режиссер. Народный артист РФ (2003), заслуженный деятель искусств РФ (1997). Родился в Каунасе (Литва). В младенческом возрасте вместе с родителями попал в Каунасское гетто, где провел полтора года, пока семье не удалось бежать из него. В 1959 поступил на актерский факультет Вильнюсской консерватории, окончил три курса. С 1962 учился на режиссерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Г. А. Товстоногова), который окончил в 1967. Будучи студентом, в 1964 самостоятельно поставил и оформил спектакль «Ночной разговор с человеком, которого презираешь» Ф. Дюрренматта в Ленинградском дворце работников искусств. Дебютировал как режиссер в 1967 спектаклем «Традиционный сбор» В. С. Розова в Рижском театре русской драмы. В 1968 выпустил постановку «Последние» М. Горького в Ленинградском областном театре драмы и комедии (с 1991 — Театр «На Литейном»), а в 1969 поставил (совместно с Р. С. Агамирзяном) спектакль «Насмешливое мое счастье» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1970—1972 возглавлял Красноярский ТЮЗ, где поставил спектакли: «451º по Фаренгейту» Р. Брэдбери (1970), «Кража» по В. П. Астафьеву, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «Судьба барабанщика» А. П. Гайдара (1972). Недолгий период работы Камы Гинкаса в Красноярском ТЮЗе оставил одну из ярких страниц в истории этого театра. После Красноярска работал в театрах Ленинграда. Наиболее известные спектакли этого периода: «Монолог о браке» Э. С. Радзинского (1973), «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова (1974), «Драма из-за лирики» Г. Полонского (1975)», «Эй, кто-нибудь!» по одноактным пьесам У. Сарояна, И. Ханера и А. Мальца (1976), «Святая святых» И. П. Друцэ (1977), «Царствие земное» Т. Уильямса (1978), «Пушкин и Натали» (инсценировка самого режиссера по письмам А. С. Пушкина, 1979). В 1980 поставил в Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького «Знаменитые похождения Т. С. и Г. Ф.» Г. Н. Яновской по повестям М. Твена. С 1981 в творчестве режиссера начался московский этап. Поставил спектакли: «Пять углов» С. Б. Коковкина (1981) и «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1983) в Театре им. Моссовета; «Вагончик» Н. А. Павловой (1982) и «Тамада» А. Галина (1986) во МХАТе им. М. Горького; «Блондинка» А. М. Володина в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (1984) и в Театре им. Вл. Маяковского (1985), «Комната смеха» О. Богаева (1998) в Театре-студии п/р О. Табакова, а также киноверсию моноспектакля М. Нееловой «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1999). Его постановки неизменно становились событиями театральной жизни Москвы, в них были заняты ведущие актеры театров — И. М. Смоктуновский, С. Ю. Юрский, А. А. Калягин и др. С 1988 Кама Гинкас сотрудничает с Московским театром юного зрителя, где поставил спектакли: «Записки из подполья» (1988) и «Играем преступление» (1991) по Ф. М. Достоевскому, «Казнь декабристов» (1995) и «Пушкин. Дуэль. Смерть» (2000) по собственным пьесам, «Золотой петушок» А. С. Пушкина (1998), «Черный монах» по А. П. Чехову (1999), «Счастливый принц» О. Уайльда (2000), «Скрипка Ротшильда» по рассказу А. П. Чехова (2006), «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса (2007), «Медея» Сенеки и Ж. Ануя (2009), «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2010), «Шуты Шекспировы» по У. Шекспиру и «Ноктюрн» А. Раппа (2012), «Леди Макбет нашего уезда» по Н. С. Лескову (2013), «Кто боится Вирджинии Вулф» Э. Олби (2014) и др. В 2011 выпустил спектакль «Гедда Габлер» по пьесе Г. Ибсена в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Спектакли Камы Гинкаса неоднократно представляли российское театральное искусство на международных фестивалях в США, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Югославии, Франции, Южной Корее, Бразилии, Колумбии и др. С конца 1980-х режиссер сотрудничает с театрами Финляндии, Германии, Турции, США и др. В числе его работ постановки: «Театр сторожа Никиты» по рассказу А. П. Чехова «Палата № 6» (1989), «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского (1990), «Жизнь прекрасна» по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» (1994, 2004), «Макбет» У. Шекспира (1997) и др. С 1985 К. Гинкас ведет педагогическую деятельность. Преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского, на Высших режиссерских курсах, в 2005 выпустил курс в Школе-студии (вузе) при МХТ им. А. П. Чехова. Неоднократно выезжал за рубеж для чтения лекций, проведения семинаров и лабораторий в театральных школах Великобритании, США, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции. Является профессором Шведской театральной академии в Хельсинки. В 1998 руководил режиссерско-актерской лабораторией в Королевском Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне (Великобритания). В 2003 в американском издательстве «Smith and Kraus» вышла книга К. Гинкаса «Provoking Theatre. Kama Ginkas directs», написанная им в соавторстве с Дж. Фридманом. Лауреат Госпремии РФ (2000), премии города Москвы в области литературы и искусства (2011), премии «Хрустальная Турандот» (1995, 2001, 2008) в номинации «Лучшая режиссерская работа», Международной театральной премии им. Станиславского (2002), премии «Золотая маска» (2003), Российской премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2004), премии им. Г. А. Товстоногова (2008) и др. Обладатель приза М. Туманишвили «За совершенство в искусстве». Поставленный К. Гинкасом спектакль «Леди Макбет нашего уезда» в 2014 удостоился премии «Хрустальная Турандот» как лучший спектакль.
Литература:
1. Буткова О. В. Сказки без хэппи-энда: архетипические модели и проблемы интерпретации сказочного сюжета в спектаклях К. Гинкаса // Вопросы театра. — 2011. — № 1/2. — C. 62—76: ил. 2. Гинкас К. М. Без иллюзий / Кама Гинкас, Генриетта Яновская // Вопросы театра. — 2012. — № 1/2. — C. 19—58: ил. 3. Гинкас К. М. Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали: [беседа с режиссером Камой Гинкасом / вела Наталья Казьмина] // Вопросы театра. — 2010. — № 1/2. — C. 6—22: ил. 4. Гинкас К. М. Монологи: [интервью с режиссером Камой Гинкасом / взяла Юлия Маринова] // Театральная афиша. — 2011. — № 6. — C. 38—49: ил. 5. Гинкас К. М. Прогулки с Гинкасом. Часть первая: [беседа с режиссером Камой Гинкасом / вела Марина Дмитревская] // Петербургский театральный журнал. — 2012. — № 4. — С. 10—24: ил., портр. 6. Гинкас К. М. Прогулки с Гинкасом. Часть вторая: [беседа с режиссером Камой Гинкасом / вела Марина Дмитревская] // Петербургский театральный журнал. — 2013. — № 1. — С. 22—30: портр. 7. Гинкас К. М. Прогулки с Гинкасом. Часть третья: [беседа с режиссером Камой Гинкасом / вела Марина Дмитревская] // Петербургский театральный журнал. — 2013. — № 2. — С. 21—36: ил., портр. 8. Гинкас К. М. Что это было?: разговоры с Натальей Казьминой с ней и без нее / Кама Гинкас, Генриетта Яновская. — Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2014. — 569, [1] с.: ил., портр. 9. Егошина О. В. Цельная натура // Театрал. — 2014. — № 2. — C. 18—19. — О спектакле «Леди Макбет нашего уезда», поставленном К. Гинкасом в МТЮЗе. 10. Казьмина Н. Ю. Кама Гинкас и Кольтес // Театр. — 2008. — № 31. — С. 68—73. 11. Фукс О. Р. Кама Гинкас. Опрокидывать ожидания // Культпоход. — 2010. — № 9. — С. 30—35: ил., портр.
|