Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апреля — 125 лет со дня рождения Иофана Бориса Михайловича
(1891—1976)
ИОФАН Борис Михайлович — архитектор. Народный архитектор СССР (1970), Академик АХ СССР. Родился в Одессе. Еще мальчиком увлекается рисованием и решает в будущем стать живописцем. В 12 лет поступает на живописное отделение художественного училища. Позже, под влиянием товарищей, переходит с живописного на архитектурное отделение. В 1911 оканчивает училище, получив звание техника-архитектора. По отбытии военной службы Иофан практикует в Санкт-Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А. О. Таманяна, И. И. Долгинова, частично работает у своего старшего брата Дмитрия. Дальнейшее образование Иофан получил в Высшем институте изящных искусств в Риме (1916) и Римской школе инженеров (1919). Вернулся в Россию в 1924 опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии. В период с 1927 по 1931 проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве, — так называемого «Дома на набережной». Один из самых известных проектов Иофана — неосуществленный Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 м, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 м. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны 1941—1945 и более не возобновлено. По проекту Иофана были построены: павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937, павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939, санаторий «Барвиха», станция метро «Бауманская», лаборатория академика П. Л. Капицы и др. Идея знаменитой скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» принадлежит именно Иофану. В послевоенные годы архитектор создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947—1950), проект ГЦОЛИФКа в Измайлово (ныне — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще. Иофан — одна из наиболее ярких и значительных фигур в советской архитектуре 1930—1940-х. Он прожил долгую творческую жизнь, реализовав большую часть своих проектов. Лауреат Госпремии СССР (1941). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Литература:
1. Казакова О. В. Несостоявшаяся выставка: о неосуществленном проекте Всемирной выставки 1967 г. в Москве // Московский журнал. — 2009. — № 7. — С. 85—91. 2. Кириллова Г. Время дворцов Иофана // Московская перспектива. — 2008. — 9 сент. 3. Коршунов М. П. Тайны и легенды Дома на набережной / Михаил Коршунов, Виктория Терехова. — М.: Слово/Slovo, 2002. — 397 с.: ил., портр. 4. Костюк М. А. Итальянское наследие Бориса Иофана // Вести Союза архитекторов России. — 2002. — № 1 (12). — С. 46—49. 5. Костюк М. А. Стилевая проблематика творчества архитектора Б. М. Иофана: дис.... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Костюк Мария Александровна. — М., 2004. — 264 с. 6. Никитин С. Жизнь и творчество Бориса Иофана в 1920-е годы // Итальянский Дворец Советов: каталог выставки. — М., 2006. — С. 120—127. 7. Седов Вл. В. Армандо Бразини и Борис Иофан // Проект Классика. — 2007. — № 21. — С. 136—155. 8. Терехова И. Борис Иофан, 1891—1976 // Москва — Берлин / Berlin — Moskau, 1900—1950. Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / ред. И. А. Антонова, Й. Меркерт. — М.; Берлин, 1996. — С. 320—322.
30 апреля — 45 лет со дня открытия Московского цирка на Ленинских (Воробьевых) горах (1971)
Московский цирк на Воробьевых горах (ныне — Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского), построенный по проекту группы архитекторов и инженеров под руководством Я. Б. Белопольского (1916—1993), и сегодня поражает своими техническими возможностями. Подобного цирка нет нигде в мире. Цирк открыт в Москве сорок пять лет назад. За этот небольшой промежуток времени он стал не просто известным, но самым любимым цирком для очень многих людей. Сегодня Большой Московский цирк на проспекте Вернадского — гордость Москвы и москвичей. В 1970 Москва насчитывала множество кинотеатров и десятки театров, но вот цирк оставался всегда один — Цирк на Цветном бульваре. Его зрительский зал был рассчитан всего лишь на 2000 мест и, конечно же, не мог вместить в себя всех желающих. Поэтому было принято решение о строительстве нового цирка на проспекте Вернадского. Это самый большой стационарный цирк в мире. Его здание рассчитано на 3500 зрителей. Зрительный зал представляет собой амфитеатр высотой 36 м, состоящий из 23 рядов. Манеж отлично виден с любой точки зала. Большой Московский цирк уникален еще тем, что в нем есть пять сменных манежей, на которых выступают артисты. Манежи располагаются в огромном машинном зале на глубине 18 м. Смена манежей, благодаря хорошо отлаженной технике и электронике, происходит за пять-шесть минут. Один гигантский 13-метровый круг опускается, отъезжает в сторону, а другой, подвигаемый «рукой великана», встает на его место и поднимается вверх. Во многих спектаклях цирка были задействованы все пять манежей: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Шестой манеж — репетиционный. Такое уникальное и оригинальное устройство цирка позволяет зрителю погружаться в волшебную атмосферу удивительных вещей и явлений. В 1984—2012 цирком руководил народный артист РСФСР Леонид Леонидович Костюк, победитель Международного циркового фестиваля в Монте-Карло, многие годы сам работавший на манеже. С ноября 2012 цирк возглавляют народные артисты РФ дрессировщики Эдгард Вальтерович (генеральный директор) и Аскольд Вальтерович (художественный руководитель) Запашные. За 45 лет своего существования цирк представил более 100 различных увлекательных программ. Сейчас здесь работают несколько сотен артистов, выступающих практически во всех известных цирковых жанрах. Об их высоком художественном и профессиональном уровне говорит также и тот факт, что ежегодно артисты Большого Московского цирка участвуют в самых престижных международных фестивалях и конкурсах, завоевывая высшие награды. На 29-м Международном фестивале «Цирк завтрашнего дня» в Париже семнадцатилетний жонглер А. Кулаков, которого назвали «открытием фестиваля», завоевал высшую награду. На 33-м Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло, проходившем с 15 по 25 января 2009, приз «Серебряный клоун» и специальный приз города Монако завоевали артисты Большого Московского цирка на проспекте Вернадского — канатоходцы п/р И. Чижова. В самом престижном цирковом конкурсе приняли участие более 40 номеров из лучших цирков мира. Каждое шоу Большого Московского цирка уникально и радует чем-то необычным. В каждом спектакле есть разнообразие жанров. Здесь проходят самые престижные цирковые фестивали, в т. ч. I Международный фестиваль звездных цирков мира «Золотой Буфф» (2009) и «Золотой Буфф-2» (2012).
Литература:
1. Абрамова Д. Мы из цирка Костюка! / Абрамова Д., Козленко В. // Вечерняя Москва. — 1999. — 14 мая. — С. 5. — В гостях у «Вечерки» Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. 2. Большой Московский цирк представляет новую программу // Вечерняя Москва. — 2000. — 8 июня. — С. 1, 5. 3. Большой Московский цирк приглашает // Вечерняя Москва. — 2000. — 22 июня. — С. 5. 4. Владимирова Г. Когда тигр превращается в котенка // Культура. — 1998. — Июнь (№ 23). — С. 2. 5. Костюк Л. Цирку кризис не страшен!: [беседа с худож. руководителем БМГЦ Леонидом Леонидовичем Костюком / вел Вадим Иконников] // Московский комсомолец. — 2009. — 12 марта. 6. Кучеренко Е. Дорого и красиво. В цирке на Вернадского установлен новый манеж // Мой район. — 2008. — 12 сент. 7. Цирковое искусство в России: энциклопедия / М-во культуры Рос. Федерации, Акад. циркового искусства; редкол. М. Е. Швыдкой [и др.]; сост.: В. В. Кошкин [и др.]. — М.: Большая рос. энцикл., 2000. — 479 с.: ил., цв. ил., портр.
|