Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительная информация. С приходом НМО в управление здравоохранением появилась растущая необходимость показать эффективность всех направлений психотерапии (Giles
С приходом НМО в управление здравоохранением появилась растущая необходимость показать эффективность всех направлений психотерапии (Giles, 1993a, 1993b). Необходимые и достаточные условия для эффективной когнитивной терапии хорошо выдержали эти тесты (Beck, 1995; Dobson, 1989; Elkin et. al., 1989; Rachman, Rachman & Eysenk, 1997; Shea et al., 1992). Глава 13 КРОССКУЛЬТУРНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Клиенты формируют свои убеждения не в изоляции. Они составляют их как из своего собственного жизненного опыта, так и из установок, принятых ими из более широкой системы убеждений окружающих их людей. Если мы посмотрим на группы аффилиации клиентов, то обнаружим, что они разделяют со своей культурой многие ключевые убеждения. В результате культурная осведомленность со стороны терапевта занимает центральное место в когнитивной терапии; чтобы консультировать эффективно, терапевт должен иметь понимание каждой из культур, к которым принадлежит клиент. Культура детерминирует многие из когниций клиентов: во что они верят и что отрицают, что они воспринимают и что игнорируют, насколько они готовы делиться с посторонним для семьи человеком, какие они предпочтут иметь с вами, терапевтом, отношения, какие ценности они считают важными, какой стиль терапии будет для них приемлем, а какой они сразу же отвергнут, что они будут считать возможной причиной их эмоциональных проблем, сколько усилий приложат и какую работу они захотят делать в своей собственной терапии. РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
Принципы
Клиенты могут быть солидарны с убеждениями и установками многих различных типов групп: культуры, расы, субкультур, религии, языковой группы, государства, религиозных сект и политических партий. Из-за того что потенциальных групп так много, определить, почему клиент принимает В одной группы, а не другой, очень тяжело. Социологи в качестве объяснения предложили понятие «референтной группы». Это не та группа, в которой человек рождается и вырастает или в которой он находится по мнению других, это группа, с которой человек сам себя идентифицирует. Таким образом, клиент может быть ирландским католиком, с восточного побережья, принадлежащим к среднему классу, мог вырасти в либеральном, демократическом семейном укладе, но мысленно отождествлять себя с древневосточной идеологией, которую он изучил, занимаясь Дзен и кунфу. Референтная группа — это мысленный дом, в котором живет клиент.
Метод
1. Составьте список групп, с которыми ваш клиент себя ассоциирует или мысленно чувствует себя их частью. 2. Как клиент моделирует то, чему учит группа? 3. Перечислите центральные убеждения этих групп — какие В отделяют их от других групп. 4. Нарисуйте схему, отражающую сходства между этими групповыми убеждениями и идеями клиента. Пример 1. Ксенофобия
Негативный аспект многих референтных групп — вселяемый ими страх в тех, кто находится вне этой группы. Этот страх ассоциируется с ксенофобией (от греческих слов xenon, что значит «чужой, посторонний», и phobia — «страх»). Вместе они обозначают преувеличенный и устойчивый страх или неприязнь к иностранцам и незнакомцам. Несмотря на то что он кажется тривиальным, страх этот значимый. Ксенофобия — один из наиболее распространенных культурных страхов, и определенно один из наиболее разрушительных. Наши клиенты приводили массу примеров, когда они становились объектами ксенофобии других людей. Студентам колледжей восточного побережья говорили: «Вы не научитесь ничему в учебных заведениях на западе. Образование там варварское. Западнее Аллеганских гор нет никакой культуры». Нашим клиентам с запада говорили: «Люди с восточного побережья — это интеллектуальные снобы, напыще нные, чванливые, избалованные и абсолютно неискренние». На юге ксенофобия принимает форму: «Проклятые авантюристы-янки. Идите туда, откуда пришли, если вы знаете, что хорошо для вас», — в то время как клиентам с севера говорили, что на юге все фанатики, провинциалы, неотесанная деревенщина. В Техасе клиенты сталкиваются с ксенофобией, которая выражается как противопоставление Техаса остальным 49 штатам, или «Техасцы против федератов», как они это преподносят. В Колорадо люди недолюбливают техасцев, или равнинных жителей, как они их называют (и любого, кто не из горной местности). В Вашингтоне и Орегоне у некоторых людей на бамперах есть наклейки, гласящие: «Кто не из штата — убирайтесь домой!», а приезжих калифорнийцев предупреждают, чтобы они не ездили с калифорнийскими номерами. Подобные сказки о ксенофобии можно рассказать в отношении страны происхождения, религии, политической партии — ее можно найти везде. Как терапевты мы можем обнаружить ксенофобию в нормальной гордости за людей, похожих на самих клиентов, в естественном, непатологическом «болении» за свою команду. Но в этой гордости за себя может скрываться чудовищный вред. «Другие», «незнакомцы», «иностранцы», «они» воспринимаются как злые, порочные и недоброжелательные. Это приводит почти к религиозному отвержению людей, которые выглядят и ведут себя по-другому. От этого презрения берут начало предрассудки, фанатизм и дискриминация, которые вызвали львиную долю несчастий на нашей планете. Помощь клиенту в распознании ксенофобии (его собственной и других) как ключевого страха может оказаться хорошим подспорьем в создании более беспристрастной и спокойной системы убеждений.
|