Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Пояснительная записка . .. .3Стр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание Пояснительная записка………………….……………..………………...……….3 Глава 1. Методические основы социально-психологического тренинга……...8 1.1. Рекомендации по разработке программы социально-психологического тренинга………………………………………………………7 1.2. Условия эффективности межкультурного тренинга………………12 1.3. Специфика тренинговой работы с группами разного возраста…..23 1.4. Основные методы тренинговой работы...…………………………..28 Вопросы для самоконтроля……….…………………………………..37 Глава 2. Основы межкультурного тренинга……..….…………………………38 2.1. Условия эффективной межкультурной коммуникации и уровни межкультурного взаимопонимания…………………………………………….38 2.2. Специфика тренинга по формированию толерантности и навыков межкультурного взаимодействия………………………………………….……45 Вопросы для самоконтроля…………………………………………...55 Библиография……………………………………………………………..….…..56 Приложение………………………………………………………………………61 Пояснительная записка В концепции модернизации российского образования отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе. Согласно основной образовательной программы высшего профессионального образования выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией «бакалавр» должен обладать общекультурными компетенциями, в числе которых рассматривается способность и готовность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; гражданская активность, заинтересованность и сопричастность к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам. К специальным профессиональным компетенциям по направлению подготовки психолого-педагогического образования можно отнести способность и готовность использовать методы активного социального обучения в условиях межкультурного взаимодействия. Дисциплина «Методы активного социально-психологического обучения» занимает важное место в профессиональной подготовке студентов высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и социальная педагогика» с квалификацией «бакалавр». Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Цель дисциплины – сформировать готовность и способность осуществлять групповое обучение в поликультурном пространстве. Дисциплина предназначена для освоения студентами системы теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации социально-психологического обучения людей, развития у них психолого-педагогическими средствами необходимых личностных качеств. Изучение курса должно способствовать формированию и развитию у студентов коммуникативной компетентности, профессиональной психолого-педагогической культуры. Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-исследовательской, профориентационной. Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в результате освоения данной дисциплины должен овладеть следующими компетенциями: готов и способен: - понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; - составлять программы и организовать психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса; - вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития; - пропагандировать психологические знания среди участников образовательного процесса с целью повышения уровня психологической и социально-педагогической культуры; - создавать благоприятный психологический климат, способствующий оптимизации учебно-воспитательного процесса; - моделировать и прогнозировать развитие ситуаций межличностного общения в образовательном пространстве; - организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; - использовать знания по формированию гражданской идентичности на основе анализа социального опыта; - развивать социальную активность и лидерские качества субъектов образовательного пространства. Методические рекомендации по организации и проведению социально-психологического тренинга в поликультурном пространстве направлены на оказание помощи студентам в разработке программ и методов тренингов с целью осуществления практической работы с субъектами образовательного процесса. Данные рекомендации написаны в русле прикладной и практической социальной психологии и помогут сформировать готовность и способность конструирования и проведения социально-психологического тренинга в условиях поликультурности региона. Методические рекомендации по организации и проведению тренинга в поликультурном пространстве создавались применительно, прежде всего, к таким формам учебной деятельности, как практические занятия, самостоятельная работа и психолого-педагогическая практика студентов. Учебное пособие посвящено методологическим основам социально-психологического тренинга в условиях межкультурного взаимодействия и состоит из двух глав. Первая глава состоит из четырех параграфов. В первом параграфе предлагается методология социально-психологического тренинга, приводятся рекомендации по разработке программы тренинга как метода социально-психологического обучения по формированию социально необходимых качеств личности и навыков конструктивного межличностного и межкультурного общения. Показана значимость определения цели, задач тренинга и планирования процедуры тренинговой работы. Во втором параграфе приводятся рекомендации по созданию условий, способствующих оптимизации межличностной и межкультурной коммуникации, и требования к личности тренера и помещению, в котором планируется проведение тренинга. В третьем параграфе анализируются возрастные особенности участников тренинга и определяется специфика проведения тренинга с участниками разного статуса. В четвертом приводится характеристика основных методов, наиболее часто используемых в социально-психологическом тренинге. Вторая глава состоит из двух параграфов. В первом предлагается методология межкультурного тренинга, раскрываются принципы и условия эффективной межкультурной коммуникации. Во втором обосновывается эффективность тренинга как метода активного социально-психологического обучения и способа формирования необходимых личностных качеств в условиях межличностного и межкультурного общения. Приведенные методические рекомендации могут быть использованы непосредственно в деятельности специалистов, связанной с построением социальных взаимодействий и воспитанием подрастающего поколения в условиях межкультурного взаимодействия.
|